Рабочая программа "Русский язык 6 класс"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Данная программа содержит: цели, задачи изучаемого курса, содержание программы,тематическое планирование, список контрольных и проверочных работ, список использованной литературы. Разработка поможет учителю затратить меньше времени на составление рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_klass.docx | 77.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Криушинская средняя общеобразовательная школа»
Согласована: ________________ Руководитель ШМО гуманитарного цикла Трушкина Е.А. | Принята Педагогическим советом ОУ Протокол №___ от «__»__________2014 года | Утверждаю __________________________ Директор МБОУ «Криушинская СОШ» Севостьянов П.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Ступень обучения (класс) 6 класс, основное общее образование
Количество часов___204__
Учитель: Пахунова Ольга Анатольевна
2014 год
Раздел I.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2008г.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование; материально- техническое обеспечение предмета, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана на 204 часа (из расчёта 6 уроков в неделю). Из них 24 на развитие речи. В программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.
Основные цели обучения в 6-ом классе:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Раздел II. Содержание тем учебного курса
Русский язык – один из развитых языков мира (1 ч.)
Повторение пройденного в V классе (13 ч. + 2 ч.)
Текст (4)
Текст, основные признаки текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова текста. Текст и его стили.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21 ч + 4 ч)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - кас. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное (18 ч + 4 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное (26 ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в Суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали, Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное (13 ч +2 ч)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление-призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение (22 ч +7 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол (27 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VI КЛАССЕ (11 ч + 2ч)
Сочинение на выбранную тему.
Раздел III. Учебно-тематический план
Раздел программы | Количество часов |
Общие сведения о языке. | 1 |
Повторение изученного в 5 классе. | 15 |
Текст | 4 |
Лексика. Культура речи. | 16 |
Словообразование и орфография. Культура речи. | 25 |
Морфология и орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол | 129 22 29 15 31 33 |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе | 13 |
Итого | 204 |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Тема урока | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля |
1 | Русский язык -один из развитых языков мира. | Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль | |
2 | Повторение изученного в 5 классе | Ситуация общения | Влияние знания языка на общение | Урок усвоения новых знаний | Текущий контроль |
3 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова | Звук как единица речи. Звуки речи (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие, шипящие, сонорные). Сильные и слабые позиции звуков. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Фонетический разбор слова. Нормы произношения | Урок повторения изученного | Текущий контроль | |
4-5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях | Морфема как минимальная значимая часть слова. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3-С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованием. Буквы О- Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц | Урок повторения изученного | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
6-7 | Орфограммы в окончаниях слов. Части речи. | Части речи, изученные в 5 клас Буквы Е-И в падежных окончаниях имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов | Урок повторения изученного | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
8. | Р/р. Сочинение «Памятный день летних каникул» | Составление плана и написание сочинения | Урок развития речи | Сочинение | |
9. | Словосочетание. | Главное и зависимое слово. Составление словосочетаний | Урок повторения изученного | Текущий контроль, составление словосочетаний | |
10-11. | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения | Простое предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении | Урок повторения изученного | Текущий контроль, словарный диктант | |
12-14. | Сложное предложение. Прямая речь | Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Знаки препинания в сложных Прямая речь, слова автора, диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалоге. предложениях | Комбинированный | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
15. | Контрольный диктант по повторению изученного в 5 классе | Орфография, пунктуация. | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
16. | Анализ контрольного диктанта по повторению изученного в 5 классе | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
17. | Текст. | Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста | Особенности текста. Отличие текста от предложения. Тема и основная мысль текста. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, составление текста |
18. | Р/р.Начальные и конечные предложения текста. | Начало и конец текста. | Урок развития речи | Составление текста | |
19. | Ключевые слова. Основные признаки текста. | Признаки текста: тема, наличие двух и более предложений и др. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
20. | Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи | Стили речи :официально-деловой, научный, публицистический, разговорный | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
21. | Лексика. Культура речи. | Повторение пройденного по «Лексике» в 5 классе | Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово, его лексическое и грамматическое значения. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари | Урок повторения изученного | Текущий контроль, предупредительный диктант |
22-23. | Р/р. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» | Рассмотрение картины, составление плана сочинения, написание | Урок развития речи | Сочинение | |
24. | Общеупотребительные слова | Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. | Урок изучения нового материала | Словарный диктант, текущий контроль | |
25. | Профессионализмы | Профессионализмы, сфера употребления данной категории слов | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
26. | Диалектные слова | Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Употребление диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении | Урок изучения нового материала | Словарный диктант, текущий контроль | |
27. | Р/р. Сжатое изложение «Новое слово» | Написание сжатого изложения | Урок развития речи | Изложение | |
28. | Исконно русские и заимствованные слова. | Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки -источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
29. | Неологизмы | Образование новых слов в языке как один из путей пополнения словарного состава языка. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
30. | Словари | Толковые словари, словарь антонимов и синонимов | Комбинированный | Работа в парах | |
31. | Повторение изученного по теме «Лексика». | Лексика русского языка: неологизмы, диалектизмы, исконно русские и заимствованные слова | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
32. | Фразеологизмы. | Фразеология как раздел лексикологии. Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов. Фразеологические словари русского языка, их использование | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
33. | Источники фразеологизмов. | Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи. Фразеологическое богатство русского языка. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова; их уместное употребление в речевой практике. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
34. | Повторение темы «Фразеология» | Нахождение фразеологизмов в тексте | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
35. | Контрольная работа по теме «Лексика», «Фразеология» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Тестирование | |
36. | Анализ контрольной работы по теме «Лексика», «Фразеология» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками. | |
37. | Словообразование и орфография. Культура речи. | Повторение изученного по «Морфемике» в V классе. | Морфема как минимальная значимая часть слова. Типы морфем в русском языке. Морфемный разбор слова. Зависимость правописания слова от его строения. | Урок повторения изученного | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий |
38. | Р/р. Описание помещения. Интерьер. | Описание помещения | Урок развития речи | Составление плана описания | |
39. | Основные способы образования слов в русском языке. | Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем. Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. | Урок изучения нового материала | Составление таблицы, текущий контроль | |
40. | Этимология слов | Этимологические словари, особенности построения словарных статей в этимологических словарях. | Комбинированный | Текущий контроль | |
41-42. | Р/р. Контрольное сочинение-описание помещения | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение - описание помещения | Урок развития речи | Сочинение | |
43. | Буквы о и а в корне –кос- - -кас-. | Буквы О-А в корнях КОС-КАС | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, тестирование | |
44-45. | Буквы о и а в корнях –гор- - -гар-, -зор- - -зар-. | Буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
46. | Буквы ы и и после приставок. | Буквы И и Ы после приставок на согласные | Урок изучения нового материала | Тестирование, составление таблицы | |
47-49. | Гласные в приставках пре- и при-. | Правописание слов с трудноопределяемым значением приставок ПРЕ-иПРИ- | Урок изучения нового материала | Словарный диктант, карточки для индивидуальных заданий | |
50. | Контрольный диктант по теме «Морфемика» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
51. | Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
52. | Соединительные о и е в сложных словах. | Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах | Комбинированный | Текущий контроль, выборочный диктант | |
53. | Сложносокращённые слова. | Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
54-55. | Р/р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Урок развития речи | Сочинение | |
56. | Морфемный и словообразовательный разбор слов. | Членение слова на морфемы. Различение словообразовательного разбора и разбора слова по составу. Образование различных частей речи | Комбинированный | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
57-58. | Повторение изученного по теме «Морфемика» | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные корня. Чередующиеся гласные А-О, Е-И в корне Правописание гласных в приставках ПРЕ-ПРИ, гласных И-Ы после приставок на согласные. Приставки на 3-С | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
59. | Проверочный диктант по теме «Морфемика» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант | |
60. | Анализ проверочного диктанта по теме «Морфемика» | Анализ ошибок. Допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками. | |
61. | Тесты по теме «Морфемика» | Тестирование по чередующимся гласным | Урок контроля | Тестирование | |
62-63. | Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное | Повторение изученного в V классе по теме «Имя существительное» | Грамматические признаки существительных, их синтаксическая роль в предложении. | Урок повторения изученного | Текущий контроль |
64. | Разносклоняемые имена существительные. | Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ. | Комбинированный | Словарный диктант, текущий контроль | |
65. | Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. | Суффикс -ЕН- /-ЁН- в основе существительных на -МЯ | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
66-68. | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. | Несклоняемые существительные. Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
69. | Имена существительные общего рода. | Имена существительные общего рода, определение рода этих имен существительных. Согласование сказуемого и подлежащего - существительного общего рода. Употребление в речи имен существительных общего рода | Урок изучения нового материала | Работа в парах | |
70. | Морфологический разбор имени существительного | Морфологические признаки и морфологический разбор имени существительного | Комбинированный | Текущий контроль | |
71. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
72. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
73-74. | Не с существительными. | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Образование существительных с помощью приставки НЕ- | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, составление таблицы | |
75-76. | Сочинение-описание по личным впечатлениям | Сочинение, его замысел, основная мысль | Урок развития речи | Сочинение | |
77. | Буквы ч и щ в суффиксе –чик-(-щик-). | Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и - ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
78. | Гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-. | Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК- Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
79. | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
80-81. | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | Разносклоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и - ЩИК-. Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-. Гласные О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях существительных. Употребление существительного в речи | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
82. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
83. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
84-85. | Имя прилагательное. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» в V классе | Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. | Урок повторения изученного | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий |
86. | Р/р. Описание природы. | Структура типа текста описание, пейзаж, выразительные средства | Урок развития речи | Составление рассказов о природе | |
87-88 | Степени сравнения имён прилагательных. | Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, составление таблицы | |
90-92. | Разряды имён прилагательных по значению | Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
93-94. | . | Р/р. Сочинение о природе по личным впечатлениям | Сочинение, его замысел, основная мысль | Урок развития речи | Сочинение |
95. | Морфологический разбор имени прилагательного. | Определение морфологических признаков имени прилагательного. Морфологический разбор прилагательного | Комбинированный | Текущий контроль | |
96-97. | Р/р. Выборочное изложение по упражнению 347 | Выборочное изложение описания пейзажа в художественном стиле | Урок развития речи | Изложение | |
98-99. | Не с прилагательными. | Условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с именами прилагательными | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
100. | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Сопоставление правил правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
101-102. | Р/р. Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» | Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки. | Урок развития речи | Сочинение | |
103-104. | Н и НН в суффиксах прилагательных. | . Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН-, -АН-, -ЯН- | Урок изучения нового материала | Тестирование, составление таблицы | |
105. | Р/р. Описание игрушки | Систематизация материалов к сочинению. | Урок развития речи | Составление рассказа любимой игрушке | |
106. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
107. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
108. | Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-. | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений) относительных прилагательных с помощью суффикса -СК- | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
109. | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Образование прилагательных сложением основ. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
110. | Повторение по теме «Имя прилагательное». | Правильное написание сложных прилагательных, одной и двух букв Н в суффиксах | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
111 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Тестирование | |
112. | Анализ проверочной работы по теме «Имя прилагательное» | Анализ ошибок, допущенных в работе | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
113 | Имя числительное | Имя числительное как часть речи. | Числительное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении | Урок изучения нового материала | Текущий контроль |
114. | . | Простые и составные числительные. | Строение числительных. Простые, сложные и составные числительные | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант |
115. | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных | Комбинированный | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
116-117. | Порядковые числительные. | Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
118. | Разряды количественных числительных. | Разряды количественных числительных (целые, дробные и собирательные). Особенности склонения количественных числительных, обозначающих целые, дробные и собирательные числа | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
119-120. | Числительные, обозначающие целые числа. | Склонение и правописание количественных числительных | Урок изучения нового материала | Словарный диктант, текущий контроль | |
121. | Дробные числительные | . Склонение и правописание дробных числительных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
122. | Собирательные числительные. | Склонение и правописание собирательных числительных | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
123. | Морфологический разбор имени числительного. | Морфологические признаки имени числительного. Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительного | Комбинированный | Текущий контроль | |
124. | Р/р. Сочинение-рассуждение на тему «Берегите природу!». | Составление монологов и диалогов. Расширение представления об олицетворении | Урок развития речи | Сочинение | |
125. | . | Повторение по теме «имя числительное» | Разряды числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные, их склонение и правописание. Собирательные и дробные числительные. Разряды числительных по строению. Слитное и раздельное написание числительных разных разрядов. Особенности написания некоторых суффиксов числительных | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий |
126. | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
127. | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное» | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | Урок коррекции знаний | Работ над ошибками | |
128-129 | Местоимение. | Местоимение как часть речи. | Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений | Урок изучения нового материала | Текущий контроль |
130-131. | Разряды местоимений. Личные местоимения. | . Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений в речи | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
132. | Возвратное местоимение себя. | Возвратное местоимение СЕБЯ. Лексическое значение, особенности склонения местоимения. Употребление местоимения СЕБЯ в нужной форме | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
133. | Р/р. Юмористический рассказ по сюжетным рисункам. | Рассказ по сюжетным картинкам | Урок развития речи | Сочинение рассказа | |
134-135. | Вопросительно-относительные местоимения. | Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных местоимений с учетом особенностей склонения. Интонация предложений с вопросительными местоимениями | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
136-137. | Неопределённые местоимения. | Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ неопределенных местоимений | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
138-140. | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения. Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
141. | Проверочный диктант по теме «Местоимение» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант | |
142. | Анализ проверочного диктанта по теме «Местоимение» | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
143-144. | Притяжательные местоимения. | Притяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных | Урок изучения нового материала | Тестирование | |
145. | Р/р Сочинение-рассуждение | Структура сочинения-рассуждения, языковые особенности | Урок развития речи | Сочинение | |
146-147. | Указательные местоимения. | Указательные местоимения, их значение, употребление в речи | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
148-149. | Определительные местоимения. | Определительные местоимения. Значение, употребление в речи | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
150-151. | Р/р. Сочинение- рассказ по воображению | Структура сочинения-рассказа, языковые особенности | Урок развития речи | Сочинение | |
152. | Местоимения и другие части речи | Местоимения и другие части речи | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
153. | Морфологический разбор местоимения. | Морфологические признаки местоимений. Морфологический разбор местоимений. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
154-155. | Р/р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» | Составление плана к сочинению, написание сочинения | Урок развития речи | Сочинение | |
156. | Повторение изученного о местоимении. | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употребление в речи местоимений | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
157. | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Орфография, пунктуация | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | |
158. | Анализ контрольного диктанта по теме «Местоимение» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
159-160. | Глагол. | Повторение изученного о глаголе в V классе. | Морфологические признаки глагола. Употребление глагола в речи. Синтаксическая роль в предложении. Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах | Урок повторения изученного | Текущий контроль, объяснительный диктант |
161-162. | Р/р. Контрольное сочинение-рассказ | Тип речи -повествование. Композиция рассказа | Урок развития речи | Сочинение | |
163. | Разноспрягаемые глаголы. | Разноспрягаемые глаголы. Окончания разноспрягаемых глаголов | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | |
164-165. | Глаголы переходные и непереходные | Категория переходности и непереходности глагола. Возвратные глаголы | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
166-167. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
168-169. | Р/р. Контрольное изложение по тексту (упр.542) | Изложение на основе текста учебника | Урок развития речи | Изложение | |
170-171. | Условное наклонение. | Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения | Урок изучения нового материала | Словарный диктант, текущий контроль | |
172- 174. | Повелительное наклонение. | Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, выборочный диктант | |
175-176. | Употребление наклонений. | Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
177. | Контрольный диктант по теме «глагол» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
178. | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
179-181. | Безличные глаголы. | Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
182. | Морфологический разбор глагола. | . Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении | Комбинированный | Текущий контроль | |
183-184. | Р/р Рассказ на основе услышанного | Композиция рассказа на основе услышанного, языковые особенности | Урок развития речи | Написание рассказа | |
185-186.. | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | Правописание гласных в суффиксах глаголов -ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
187-188. | Повторение по теме «Глагол» | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола в предложении. Словообразование глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения глагола и образовании глагола совершенного вида. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи в соответствии с нормами | Урок обобщения и систематизации знаний | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
189. | Проверочная работа по теме «Глагол» | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант | |
190. | Анализ проверочной работы по теме «Глагол» | Анализ ошибок, допущенных в работе | Урок коррекции знаний | Работ над ошибками | |
191. | Тест по теме «Глагол» | Тестирование по глаголу | Урок контроля | Тестирование | |
192 | Повторение изученного. | Разделы науки о языке. | Самостоятельные части речи: морфологические признаки, роль в предложении | Урок повторения изученного | Текущий контроль |
193-194. | Орфография. Орфографический разбор. | Правописание НЕ с различными частями речи. Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на -О | Урок повторения изученного | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
195-197. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | . Виды пунктограмм в простом и сложном предложении, знаки выделения и разделения | Урок повторения изученного | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
198. | Лексика и фразеология. | Общее и различие слова и фразеологизма. | Урок повторения изученного | Текущий контроль, карточки для индивидуальных заданий | |
199-200. | Словообразование | Словообразование самостоятельных частей речи | Урок повторения изученного | Текущий контроль, объяснительный диктант | |
201. | Морфология. Синтаксис. | Морфологические признаки именных частей речи, их синтаксическая роль | Урок повторения изученного | Текущий контроль, предупредительный диктант | |
202. | Контрольный диктант по изученному в 6 классе | Орфография, пунктуация | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием | |
203. | Анализ контрольного диктанта по изученному в 6 классе | Анализ ошибок, допущенных в тексте | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | |
204. | Резерв |
Раздел IV. Перечень обязательных контрольных и других видов работ
№ п/п | Название работы | |
1 | Сочинение «Памятный день летних каникул» | |
2 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | |
3 | Сочинение по картине Герасимова «После дождя» | |
4 | Сжатое изложение «Новое слово» | |
5 | Контрольная работа по теме «Лексика», «Фразеология» | |
6 | Контрольное сочинение-описание помещения | |
7 | Контрольный диктант по теме «Морфемика» | |
8 | Сочинение по картине Т.Яблонской «Утро» | |
9 | Проверочный диктант по теме «Морфемика» | |
10 | Тест по теме «Морфемика» | |
11 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
12 | Сочинение-описание по личным впечатлениям | |
13 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
14 | Сочинение о природе по личным впечатлениям | |
15 | Выборочное изложение по упр.347 | |
16 | Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» (устное) | |
17 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
18 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | |
19 | Сочинение-рассуждение на тему «Берегите природу» | |
20 | Контрольный диктант по теме «Имя числительное» | |
21 | Юмористический рассказ по сюжетным картинкам | |
22 | Проверочный диктант по теме «Местоимение» | |
23 | Сочинение-рассуждение | |
24 | Сочинение-рассказ по воображению | |
25 | Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» | |
26 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | |
27 | Контрольное сочинение-рассказ | |
28 | Контрольное изложение по тексту (упр.542) | |
29 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
30 | Рассказ на основе услышанного | |
31 | Проверочная работа по теме «Глагол» | |
32 | Тест по теме «Глагол» | |
33 | Контрольный диктант по изученному в 6 классе |
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
знать/ понимать:
- определения изученных в 6 классе основных языковых единиц, речеведческих понятий;
- орфографические, пунктуационные правила;
-уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
- осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тесты лингвистического содержания;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
- самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание теста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
- выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
- пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
- подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
- подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
- сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
- строить письменные высказывания на заданную тему;
- соблюдать последовательность и связность изложения;
- собирать материал к сочинению и систематизировать его;
- составлять сложный план и на его основе создавать текст;
- использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
- употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
- исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
Текст:
- определять основную мысль теста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- определять вид связи и средства связи предложений в тексте;
- устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка и стилю речи;
Фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарём, обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
Морфемика и словообразование:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно- грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарём, а также словарём морфемных моделей слов;
Лексикология и фразеология:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
Морфология:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
Орфография:
- обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарём;
- владеть приёмом поморфемного письма;
Синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Раздел VI. Нормы оценивания ЗУН обучающихся
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 6 класса – 100-110 (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 6 класса – 20-25 слов
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 6 классе– не более 7 слов, с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании ы и и после приставок;
- В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения: в 6 классе – 150-200 слов
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 6 классе – 1,0 – 1,5
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов. Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ. Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
1.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. «Русский язык.6 класс».- М.: Просвещение,2013
2. Орфографический словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова.- М: ЗАО «Локид»,2002.
3. М.Т.Баранов. «Школьный словарь образования слов русского языка».- М.: Просвещение,2010
4. А.Б.Малюшкин «Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы».- М.: ТЦ Сфера,2013
5.Раздаточные дидактические материалы
Для учителя:
1.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. «Русский язык.6 класс».- М.: Просвещение,2013
2.Богданова «Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,2001
3.Орфографический словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова.- М: ЗАО «Локид»,2002.
4.М.Т.Баранов. «Школьный словарь образования слов русского языка».- М.: Просвещение,2010
5.Т.Л.Федорова «Русский язык. Разбор слова по составу. Словарь».-М.: Просвещение,2013
6.А.Б.Малюшкин «Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы».- М.: ТЦ Сфера,2013
7.Мультимедийные презентации.
8.Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку».- М.: ВАКО, 2013
9.Б.А. Макарова «Диктанты и изложения по русскому языку.6 класс». – М.: Издательство «Экзамен»,2013
10. «Дидактические материалы. Русский язык. 6 класс».- М.: ВАКО,2013
11.В.Н.Горшкова «Сборник диктантов.5-9 классы». – М.: « ВАКО»,2014
12.Е.М.Сергеева «Тесты по русскому языку».- М.: Издательство «Экзамен», 2014
Раздел VIII.Список литературы
1.М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. «Русский язык.6 класс».- М.: Просвещение,2013
2. Орфографический словарь русского языка. Под ред. С.И.Ожегова.- М: ЗАО «Локид»,2002.
3. М.Т.Баранов. «Школьный словарь образования слов русского языка».- М.: Просвещение,2010
4. А.Б.Малюшкин «Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы».- М.: ТЦ Сфера,2013
5.Т.Л.Федорова «Русский язык. Разбор слова по составу. Словарь».-М.: Просвещение,2013
6.Толковый словарь русского языка для школьников.- М.:ЗАО «Славянский дом книги»,2003
7.Словарь иностранных слов для школьников. – С.-П.: Издательский дом «Литера»,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Рабочая программа 11 класса по УМК «NewMillenniumEnglish 11»/ Английский язык нового тысячелетия для 11 класса общеобразовательных учреждений, О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая
Рабочая программа 11 класса...
Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...
Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...
Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...
Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература
Рабочие программы для учащихся 9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...