Изобразительно-выразительные средства русского языка
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Черепанова Ирина Александровна

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.68 МБ
Microsoft Office document icon 59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА Черепанова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Цель урока : актуализировать и обобщить знания об изобразительно – выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания ЕГЭ по русскому языку

Слайд 3

Задачи: - обучающие : обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению задания ЕГЭ; - развивающие: развитие творческих способностей. - воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе.

Слайд 4

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА Тропы Стилистические фигуры

Слайд 5

Тропы

Слайд 6

Шёпот листвы, шёлк кожи. Метафора - Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании сходства двух явлений

Слайд 7

Все флаги будут в гости к нам. ( Слово «флаги» замещает корабли – часть заменяет целое) Метонимия - Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании их смежности

Слайд 8

Кипарисы, словно остроконечные копья, вонзились верхушками в закатное небо. Сравнение - Сопоставление одного предмета с другими с целью создания художественного описания первого

Слайд 9

Город заснул тревожным сном. Олицетворение - Наделение неодушевлённого предмета или явления признаками и свойствами человека

Слайд 10

Жадный взгляд, царапающий взгляд Эпитет - Это яркое определение-характеристика предмета, лица или явления

Слайд 11

Устал до смерти. Гипербола - Образное выражение, состоящее в преувеличении

Слайд 12

Лошадь величиной с кошку. Литота - Образное выражение, состоящее в преуменьшении

Слайд 13

Откуда, умная , бредешь ты, голова? ( В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.) Ирония - вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка

Слайд 14

Стилистические фигуры

Слайд 15

Живой труп, убогая роскошь. Оксюморон - это соединение несоединимых по смыслу слов

Слайд 16

Я царь – я раб, я червь – я бог! Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов

Слайд 17

Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени. Градация - стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости

Слайд 18

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской. Параллелизм - стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф

Слайд 19

Вышел месяц ночью тёмной… Инверсия - расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка  в 10 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка».

Составила Черепанова Ирина Александровна,

 учитель русского языка и литературы,

Ногинск, 2014


Тема: «Изобразительно-выразительные средства языка».

Цель  урока: актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания ЕГЭ по русскому языку

Задачи:

- обучающие: обобщение и систематизация изученного материала по данной теме; формирование навыков работы с выразительными средствами языка; подготовительная работа к выполнению задания ЕГЭ;

- развивающие: развитие  творческих способностей учащихся.

-воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Необходимое оборудование:  компьютер учителя, экран, проектор, презентация, тексты стихотворения В.А. Жуковского «Взошла заря. Дыханием приятным...», карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Куприн А.)

Мы говорим, что русский язык - язык великой культуры. Но Великая культура немыслима без постоянного внимания к тому языку, на котором она создается.

Сегодняшний урок должен стать помощником в преодолении трудностей по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте.

  1. Актуализация знаний.

-Сегодня тема нашего урока изобразительно-выразительные средства языка.

-Как вы думаете, что такое изобразительно-выразительные средства?

-Что  сближает тропы и фигуры? (И те и другие делают нашу речь выразительной).

- Давайте выясним, чем различаются тропы и фигуры? Для этого вспомним определения тропов и фигур.

-Что называется тропами? (Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности).

-Что такое стилистические фигуры?  (Стилистические фигуры – это особые синтаксические построения, служащие для создания образной речи, усиления выразительности)

-На этом уроке мы вспомним некоторые из них. (Повторение по презентации)

Тропы.

-Что такое метафора? (Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании сходства двух явлений) Шёпот листвы, шёлк кожи.

- А что же такое метонимия?( Слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении на основании их смежности) Все флаги будут в гости к нам. ( Слово «флаги» замещает корабли – часть заменяет целое)

-Что такое сравнение? (Сопоставление одного предмета с другими с целью создания художественного описания первого). Кипарисы, словно остроконечные копья, вонзились верхушками в закатное небо.

-Что такое олицетворение? ( Наделение неодушевлённого предмета или явления признаками и свойствами человека). Город заснул тревожным сном.

-Что такое эпитет? (Это яркое определение-характеристика предмета, лица или явления). Жадный взгляд, царапающий взгляд.

-А кто может сказать, что такое гипербола? (Образное выражение, состоящее в преувеличении) Устал до смерти.

-Может кто-то вспомнит что такое литота? (Образное выражение, состоящее в преуменьшении) Лошадь величиной с кошку.

-  А что такое перифраз? (Описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания)  Ночное светило - луна.

- Что же такое ирония? (вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка) Откуда, умная , бредешь ты, голова?( В этих строках крыловской басни – тонкая насмешка над глупостью осла.)

Стилистические фигуры.

- Вспомним что такое оксюморон (это соединение несоединимых по смыслу слов) Живой труп, убогая роскошь.

- Антитеза? (резкое противопоставление понятий, мыслей, образов ) Я царь – я раб, я червь – я бог!

- Кто помнит что такое градация? (стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости ) Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.

- Параллелизм? (стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строф ) Гляжу на будущность с боязнью,/Гляжу на прошлое с тоской.

- И последняя фигура  в нашем сегодняшнем списке инверсия (расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речи) Вышел месяц ночью тёмной…

  1. Закрепление материала.

- А теперь закрепим этот материал на практике.

  1.  Устная «Ромашка»: выходя к доске и отрывая «лепестки» с записанными на них предложениями, учащиеся поочерёдно читают их и определяют изобразительно – выразительные средства.

Юркой змейкой извивалась лесная тропинка.(сравнение)

Застилало весь Петербург с его веселящей скукой и скучающие весёлостью. (Оксюморон)

Эти бедные селенья, эти скудная природа. (эпитет)

И стройных жниц короткие подолы, как флаги в праздник, по ветру летят. (сравнение)

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. (метафора)

Большинство природных инстинктов погружаются в спячку(олицетворение)

Мы не виделись уже сто лет(гипербола)

Жизнь человека - один миг. (литота)

Люблю я пышное природы увядание. (оксюморон)

- Следующее задание поможет вам в выполнении домашнего задания, так что будьте внимательны.

  1. Анализ стихотворения на предмет изобразительно-выразительных средств. ( Стихотворение распечатано и лежит на парте)

Перед вами стихотворение В.А. Жуковского «Взошла заря. Дыханием приятным...».

Вам необходимо выписать из него изобразительно-выразительные средства.

Взошла заря. Дыханием приятным

 Сманила сон с моих она очей;

 Из хижины за гостем благодатным

 Я восходил на верх горы моей;

 Жемчуг росы по травкам ароматным

 Уже блистал младым огнем лучей,

 И день взлетел, как гений светлокрылый!

 И жизнью все живому сердцу было.        

Я восходил; вдруг тихо закурился

 Туманный дым в долине над рекой;

 Густел, редел, тянулся и клубился,

 И вдруг взлетел, крылатый, надо мной,

 И яркий день с ним в бледный сумрак cлился,

 Задернулась окрестность пеленой,

 И, влажною пустыней окруженный,

 Я в облаках исчез, уединенный...

-Проверка выполнения работы, обсуждение ошибок.

  1. Контроль усвоения материала.

Прочитайте фрагменты рецензий, составленных на основе предлагаемых текстов. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

№ 1

      (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
      (5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
      (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

   

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить (А)______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует(Б) _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных(В) ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к (Г)________ (предложение 5).

      Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) ключевые слова
      4) синтаксический параллелизм
      5) риторический вопрос
      6) цитация
      7) гипербола
      8) инверсия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот

А

Б

В

Г

№ 2.

      (1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец...
      (2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)

  

    Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.

      Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) эпитет
      4) синтаксический параллелизм
      5) градация
      6) метонимия
      7) гипербола
      8) инверсия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот
      11) суффиксы субъективной оценки
      12) глаголы
      13) однородные члены
      14) неполные предложения
      15) конструкции разговорного синтаксиса

- Проверка, обсуждение допущенных ошибок.

  1. Итог урока.

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?

  1. Домашнее задание. Проанализировать любой текст художественной литературы с точки зрения изобразительно-выразительных средств.
  2. Выставление отметок и заключительное слово учителя.

Хотелось бы, чтобы те тропы и фигуры, о которых мы говорили сегодня на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь   красивая речь выделяет человека из безликой толпы и является одним из условий успешности современного человека.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"

Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....

Изобразительно-выразительные средства русского языка для подготовки к ЕГЭ и ГИА.

Краткий перечень лексических средств помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ и в умении анализировать художественный текст...

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...

Справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры

Справочник "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы. Стилистические фигуры" помогут Вам при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ,  также при анализе лирического произведения и комплексном а...

Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"

Урок помогает сформировать у учащихся умение различать такие средства художественной выразительности, как савнение, метафора, метонимия, синекдоха; способствует развитию навыка работы с художественным...