Мероприятиe по теме "По стране Синтаксиса"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Борисова Елена Геннадьевна

Мероприятие по теме "По стране Синтаксиса" для 8 классов предназначено для обобщения и повторения материала по разделу "Синтаксис". Мероприятие в игровой форме. Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку, привитие любви к предмету, развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_2.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие «По стране Синтаксиса».

Цели игры: развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по русскому языку, привитие любви к предмету, развитие мышления, воображения, памяти, способности высказывать собственное мнение, быстрой реакции, умения коллективно решать проблемы.
Оборудование: плакаты с высказываниями, карточки с заданиями, карта страны Синтаксиса, кроссворд.
Участники: две команды восьмых классов, ведущие, жюри.
Описание игры: от каждого восьмого класса представлена команда в количестве пяти человек. Каждая команда имеет название и капитана. У капитана команды сигнальный флажок, который он поднимает в случае готового ответа. Ведущие и жюри определяют, какая из команд первая подняла флажок и может отвечать. Остальные учащиеся-болельщики, для которых также предназначены некоторые конкурсы.
1)Вступление.

Ведущий №1

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре-
Выучи русский язык.

Ведущий №2

Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать в нашем зале. Сегодня нам предстоит совершить небольшое путешествие по стране Синтаксиса.

Ведущий №1

Но прежде чем отправиться, представляю тех, кто примет в нем участие. Справа находится команда 8А «Грамотеи». Их девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Прошу вторую команду «Умники и умницы» назвать свой девиз (Ребята произносят его: «Один за всех и все за одного»)

Ведущий №1

Теперь прошу капитанов подойти ко мне. Пожмите друг другу руки и пожелайте удачи. Надеюсь, что путешествие будет интересным и занимательным. Никто не останется в проигрыше.
Оценивать ответы команд будут члены жюри (Представляет их).
Время, отведенное ребятам на выполнение заданий, будет контролировать «хранитель времени» (называет его).
Итак, церемония представления участников окончена. И мы отправляемся в путешествие по реке Синталии (музыка)
Первый остров «Знаешь ли ты?»
Это разминочный островок, на котором капитаны команд должны будут ответить за 40 секунд на все вопросы, требующие ответа «да» или «нет».
Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. Каждый ответ оценивается в один бал.

Задание №1. Участвует капитан 8А класса.

  1. Синтаксис-раздел грамматики?  (Да).
  2. Определение-главный член предложения? (Нет).
  3. Подлежащее-второстепенный член предложения? (Нет).
  4. Может  ли инфинитив быть любым членом предложения? ( Нет).
  5. Может ли быть сказуемое быть простым именным? (Нет).
  6. Парцелляция-это полные предложения? ( Нет).
  7. Сказуемое подчеркивается двумя чертами? (Да)
  8. Приложение-это разновидность определения?  (Нет).
  9. Дополнение может быть косвенным? (Да).
  10. На вопрос «когда» отвечает определение? (Нет).
  11. Если в предложении нет второстепенных членов, то оно распространенное? (Нет).
  12. Управление-вид сочинительной связи? (Нет).
  13. Ставится ли запятая в словосочетании « ни свет ни заря»? (Нет).
  14. Может ли междометие быть подлежащим? (Да).
  15. Правильно ли выражение: «я одела платье?».
  16. Может ли существительное быть сказуемым?( Да).
  17. «Через час»-это словосочетание? (Нет).
  18. Безличное предложение относится  к двусоставному? (Нет).
  19. Вводное слово является членом предложения?( Нет).
  20. В назывных односоставных предложениях главным членом является сказуемое? (Нет).

Задание для 8Б класса.

  1. Морфология-раздел синтаксиса? (Нет).
  2. Сказуемое второстепенный член предложения? (Нет).
  3. Дополнение-это разновидность определения? (Нет).
  4. Может ли в простом предложении стоять тире? (Да).
  5. Примыкание-вид сочинительной связи? (Да).
  6. Может ли дополнение быть прямым? (Да).
  7. Приложение подчеркивается так же, как определение? (Да).
  8. Бывает ли обстоятельство уступки? (Да).
  9. Может ли сказуемое быть простым глагольным? (Да).
  10. Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым? (Да).
  11. Правильно ли выражение: «мама надела дочку?» (Нет).
  12. «Быстро бежать» является словосочетанием? (Да).
  13. Дополнение-главный член предложения? (Нет).
  14. Обращение является членом предложения? (Нет).
  15. Инверсия-это прямой порядок слов? (Нет)
  16. В безличных предложениях главным членом является подлежащие? (Нет).
  17. Ставится ли запятая в словосочетании «ни пуха ни пера? (Нет).
  18. Прилагательное может быть сказуемым? (Да).
  19. Ставится ли запятая в предложении: «Он работал спустя рукава»? (Нет).
  20. Определение отвечает на вопрос «зачем?» (Нет).

Ведущий №2

С заданием вы справились, и мы отправляемся дальше! (Музыка).
Внимание! Внимание!
Остров словосочетание!
Здесь ходят парою слова,
Но не равны у них права,
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
Итак, как вы поняли, друзья, это остров словосочетания. Задание будет связано именно с ним. Прошу выйти к доске представителя из каждой команды. Перед вами словосочетания, необходимо найти «четвертое лишнее» и объяснить, почему оно не относится к данной группе. На это задание дается 20 секунд.

1-я группа
1) красный шар
пушистый снег
снег на земле
зеленый лес
2) бежал по лесу
бежал быстро
плыл по реке
кататься на коньках
2-я группа
1) костюм из шелка
плод дуба
вишневое варенье
берег реки
2) говорил громко
мчался вперед
шел по тропе
писал небрежно

Следующее задание. Заменить фразеологические обороты словосочетаниями .
Ломать голову, слушать раскрыв рот, кричать не переводя дыхания, мчаться высунув язык, работать засучив рукава, жить за тридевять земель работать не покладая рук, трудиться не разгибая спины, чувствовать себя как рыба в воде.
(Предполагаемые варианты: долго думать, внимательно слушать, постоянно кричать, мчаться быстро, усердно работать, далеко жить, работать долго, работать не переставая, трудиться непрестанно, уютно себя чувствовать).

Задание для болельщиков. Составьте словосочетания типа «прилагательное + существительное», включив в них такие слова: рояль, мышь, тюль, шоссе, путь, шампунь.
(Так как видом подчинительной связи в данных словосочетаниях будет согласование, то перед учащимися встанет вопрос: какого рода эти существительные? Ответ: слова мужского – рояль, тюль, путь, шампунь; слова женского рода – мышь; слова среднего рода – шоссе.
Ответьте на вопросы в форме словосочетаний.
- Сколько лет жили старики со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина? (Тридцать лет и три года).
- Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения? (Семь пятниц)
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»? (Семь).
- О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи»? (Две капли).
- Сколько коробов можно наврать? (Три).
- Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь).
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать? (Два).

Ведущий №1

Наше путешествие продолжается. Полный вперед!
Приближаемся к острову. Отпустить якорь! Есть отпустить якорь! Этот остров тоже имеет название: «Поди туда –не знаю куда, принеси то – не знаю что».
Найдите предложение: простое, повествовательное, двусоставное, с составным именным сказуемым. Время 20 секунд.
1) Тут он начал щипать левый ус, повесил голову и призадумался. 2) Снег будет падать еще два дня. 3) Я так и вздрогнул от неожиданности. 4) Начал моросить дождь. 5) Город казался зловещим от пронзительного света луны. 6) Мать беспокоится о здоровье ребенка.
Задание: определить тип односоставных предложений.
1) По радио передавали «Последнее известие». (неопр.-личное)
2)Смеркается. (безличное)
3)Ночью мне долго не спится. (безличное)
4)Ночь. Тишина. Нежные запахи леса. (назывное)
5) Цыплят по осень считают. (обобщ.-личное)
6) Люблю грозу в начале мая. (опр.-личное)
7) В жизни нет ничего случайного. (безличное)
8) Приучайте себя к сдержанности. (опр.-личное)
9)Какая ночь! (назывное)
10)Меня знобит. (безличное)
Конкурс для болельщиков. «Где пословица зарыта».
Составить из слов пословицу, причем брать из них столько букв, сколько указано в скобках. Найти сказуемое и определить его тип.
Ухо (1)
Капуста (2)
Фара (2)
Халат (2)


Глагол (3)
Коза (2)
Велосипед (3)
Веник (2)
Имя (1)
(У страха глаза велики. (СИС.)
Переделать односоставные предложения в двусоставные
1) Весна.
2) День.
3) Лес. Поляна. Безлюдье.
4) В лесу шумело.
5)Нежные запахи леса.
Молодцы! Вы неплохо справляетесь с заданиями. Но прежде чем покинуть остров, его жители предлагают нам отдохнуть и посмотреть их выступление. Ну что же, наши путешествие продолжается, и мы отправляемся в путь. (музыка).

Вот мы подплываем к следующему острову «Осложнение».
Нет, не думайте, что в этой стране все предложения очень простые. Им скучно так жить, они жалуются на то, что не достаточно яркие, выразительные и просят вам осложнить их.
Восстановите надписи и узнайте, чем может быть осложнено предложения. Осложните данное предложение всеми способами: день был солнечным (предложение может быть осложнено: однородными членами, обособленными членами, вводными словами, обращением).
Время на обдумывание 1 минута.

Порка команды обдумывают варианты ответов, болельщики у нас тоже не остануится без работы. Объявляем конкурс для болельщиков. Решите ребусы.
Конкурс «Перепутавшиеся предложения»
Расставьте слова в нужном порядке. В некоторых словах можно изменять окончания.

1)Чемодан, с, мальчик, во, нашел, конфеты, маленький, двор, и, гулял;
2)Дочь, день, сварила, из, целой, мама, чернослив, рожденье, кастрюля, на, компот;
3)Кошки, сидела, фильм, на, мягкий, и, бабушка, про, смотрела, диван, сиамский;
4) Сон, слон, девочка, с, хобот, присниться, про, зеленый, розовый, большой.
Звучит музыка, которая прерывается громом.

Ведущий №2

Друзья! На реке Синталии шторм. Мы в опасности. Сможем ли преодолеть трудности, зависит от членов команд. Ваша задача за 2 минуты оставить небольшой связный рассказ о ситуации СОС,  используя как двусоставные, так и односоставные предложения (выступление 5 класса)
Ну что же, спасибо ребята! Вы нас спасли.
И последний пункт нашего путешествия остров – «Синтаксический кроссворд».
Для, того, чтобы его пройти, нужно сосредоточить в уме все свои знания, полученные в этом учебном году, и принести их в следующий.
- Вот и закончилось наше длинное, но увлекательное путешествие по стране Синтаксиса простого предложения. Впереди нас ждет еще много интересного. Но это уже другая история…

По горизонтали:

  1. Основная единица синтаксиса.
  2. Лиля увидела облако в окне. Где в этом предложение дополнение?
  3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы: когда? где? как?
  4. Каким членом предложения является выделенный фрагмент: в шкафу висел пиджак папы?
  5. Просто предложение, в котором есть подлежащие, и сказуемое.
  6. По какому критерию выделяют повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения?
  7. Зайка – попрыгайка только хвостиком махнул. Каким членом предложения является выделенное слово?
  8. День был ясный. Данное предложение не является распространенным, так как слово «ясный» - … .
  9. Обратный порядок слов в предложении.

По вертикали:

  1. Первая учительница – что это (с точки зрения синтаксиса)?
  2. Выделение запятыми, тире, скобками с обеих сторон.
  3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
  4. Определите! Спешу вам сообщить, что посылку получил. Выделенный член предложения-… .
  5. Главный член предложения.
  6. Способ подчинительной связи в словосочетании.
  7. Я изучаю связи слов. И знаю их предназначенье. Я вам всегда помочь готов. Из слов построить предложения. Как называется этот раздел грамматики?
  8. Допишите подлежащее: … - свет, неученье – тьма. 

1.

1..

2.

2.

3.

4.

3.

5.

6.

7.

4.

5.

6.

8.

9.

7.

10.

8.

9.

Ответы: По горизонтали: 1. Предложение. 2. Облако. 3. Обстоятельство. 4.Определение. 5. Двусоставное. 6. Цель. 7. Приложение. 8. Сказуемое. 9. Инверсия.

По вертикали: 1. Словосочетание. 2. Обособление. 3. Дополнение. 4. Вопросительное. 5. Союз. 6. Обращение. 7. Подлежащее. 8. Управление. 9.Синтаксис. 10. Ученье.

Список использованной литературы

  1. Богданов Г. Уроки русского языка в 8 классе.
  2. Жемчужины мысли народной. – Ташкент, 1972.
  3. Лебедев Н.М. обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М., 1991.
  4. Шанский Н.М. в мире слов. – М.,1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Презентация к уроку по теме:" Страна синтаксиса и пунктуации"

Повторить разделы русского языка: "Синтаксис и пунктуация"...

Урок - путешествие по стране Синтаксиса и Пунктуации 5 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис и пунктуация". 5 класс...

Экскурсия по стране Синтаксис (лингвистическая игра), 5 класс

Данная разработка позволяет обобщить  изученный материал по теме "Синтаксис" в 5 классе. Это увлекательный урок-путешествие по станциям "Повторяй-ка", "Узнавай-ка", "Убирай-ка" и т.д....

Презентация урока "Путешествие по стране "Синтаксис и Пунктуация"

Уроу-игра. Повторение раздела "Синтаксис" 5 класс....