Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
По учебнику Т.А. Ладыженской
Задачи урока:
- познакомить учеников с условиями написа ния ниннв суффиксах прилагательных;
- работать над формированием навыков пра вописания н и нн в суффиксах прилагательных, с помощью компьютерных программ «Фраза» и «Тренажер по русскому языку»;
- работать над развитием умения оценивать свою работу на уроке.
Оборудование урока:
1) компьютеры; 2) проектор; 3) экран; 4) под готовленные презентации; 5) компьютерные про граммы «Фраза» и «Тренажер по русскому язы ку»; 6) «Дерево ожидания».
ХОД УРОКА I. Определение учащимися темы урока
Прочитайте слова, данные в таблице и ответьте на вопросы.
львиный | кожаный | утренний |
ястребиный | полотняный | весенний |
соколиный | глиняный | обыкновенный |
лебединый | серебряный | соломенный |
- Слова какой части речи приведены в этой таблице?
- Какая часть слова выделена в этих прилага тельных?
- Как пишутся эти суффиксы?
- Можем ли мы сейчас объяснить правописа ние этих суффиксов?
- Давайте попробуем определить тему урока. (Записываем ее в тетрадях.)
- Определите цель урока. (Узнать о правопи сании н и нн в суффиксах прилагательных и на учиться правильно их писать.)
II. «Дерево ожидания»
«Дерево» прикреплено к доске, на нем на маг нитах висят яблоки.
- Что вы ожидаете от урока? Возьмите «ябло ки», продолжите фразу: «Яхочу научиться...» и прикрепите их на дерево.
III. Получение знаний по новой теме
- От какой части речи образованы данные при лагательные? (На экране появляется слайд «Обра зование прилагательных».)
- Каким способом они образованы?
- С помощью каких суффиксов образованы данные прилагательные?
Образование прилагательных
(Таблица появляется на экране одновременно с ответами учеников.)
Лев + -нн- -» львиный;
кожа + -он—> кожаный;
утро + -енн—> утренний;
революция + -онн—> революционный.
- Сможете ли вы теперь объяснить, когда в суф фиксах прилагательных пишется одна буква н, а когда нн?
Ученики отвечают на вопрос, и на экране по является вывод:
-//—> -ан-, -ян-, -ин-; -нн—> -онн-, -енн-.
На экране появляется следующий слайд: Исключение:
- оловянный; ^ деревянный; >• стеклянный;
- ветреный.
- Почему эти слова назвали исключениями? Запомните правописание этих слов!
На экране появляется следующий слайд: Образование прилагательных от существи тельных с основой на -н.
Туман - туманный; карман - карманный; луна - лунный.
- Почему в этих словах пишется две буквы н?
А теперь давайте сделаем вывод, когда в суф фиксах прилагательных пишется -н, а когда -н-.
(В суффиксах -ан-, -ян-, -ин- - встречаем букву н, а в прилагательных с основой на -н - -н-).
Далее проводится зарядка для глаз.
IV. Отработка навыка правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных
Для отработки навыка правописания одной и двух букв я в суффиксах прилагательных на пер вом этапе предлагаем музыкальную презентацию «Зима». Ученики получают задание: просматри вая презентацию о зиме, подберите словосочета ние: прил. + сущ. (прилагательные на изученную сегодня тему).
Вот примерные словосочетания, которые под бирают ученики:
величественная красота; торжественная ти шина; свежий утренний воздух; туманная даль; лунная ночь; ледяные заносы; ветреный день; се ребряный лес и т.д.
Учащиеся объясняют правописание подобран ных прилагательных и еще раз делают вывод о правописании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.
IV. Работа на компьютерах
Ученики парами работают в программах «Фра за» и электронный репетитор «Тренажер по рус скому языку». Цель - отработка навыка правопи сания изученной орфограммы и оценивание своих знаний. Поработав с одной программой, ученики переходят к другой. Во время работы оказывают помощь друг другу, обращаются за помощью к компьютеру, если нужно к учителю. Учитель кон тролирует работу учеников.
На отдельных листах выставляются оценки за каждый этап урока. Затем подводится итог работы с компьютером. Еще раз проговаривается прави ло, изученное на уроке.
VI. Домашнее задание. § 56, упр. № 320 (на «3»); упр. № 321 (на «4»); упр. № 325 (на «5»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Современная концепция образования требует от учителя перехода от традиционных систем обучения на новые технологии. Наша задача – дать не систему знаний, умений и навыков, а набор современных ключевых ...
Презентация " Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных".
Знакомство учащихся с правописанием одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных....
Открытый урок в 6 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"
Конкурс педагогических достижений 2012-2013 учебный годНоминация «Открытие года»II этап «Уроки в незнакомом классе»Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных»Тип урока: изу...
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык" М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ -Н- В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"
Данный материал поможет познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных, научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н, рассуждать, устно и письменн...