Коммуникация с автором текста краеведческого характера
план-конспект урока по русскому языку на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

На уроке развития речи по русскому языку учащиеся обучаются анализу текста, систематизируют знания о тексте, овладевают стилистическими ресурсами языка для использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе на тему

«Коммуникация с автором текста краеведческого характера»

Цели

Методы и приемы

УУД

Воспитательные:

воспитывать интерес к слову, знаниям, желание изучать историю малой родины, гордиться историческим прошлым своего края.

Образовательные:

обучение анализу текста,

расширение и систематизация знаний о тексте;

овладение стилистическими ресурсами языка для использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний

(создание вторичного текста).

Развивающие: формирование коммуникативной компетенции.

1.Информационно-коммуникативные технология

(работа с текстом).

2.Ценностно-ориентированные

(связаны с воспитательными задачами).

3.Приемы технологии критического мышления:

-прогнозирование;

-формулировка вопросов по тексту;

-отбор информации;

-учебно-речевая ситуация.

Личностные результаты:

-интерес к изучению языка на основе анализа текста;

-любовь и уважение к Отечеству, культуре, истории родного края.

Познавательные:

-извлекать информацию из текста;

-умения определять понятия, анализировать, сравнивать, создавать обобщения.

Коммуникативные:

-слушать и слышать других;

 - умение сотрудничать в паре, группе;

быть готовым  корректировать свою точку зрения;

адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

- строить связное монологическое высказывание в зависимости от ситуативной задачи;

-задавать вопросы.

Регулятивные:

-определять характер деятельности на уроке;

-осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-соотносить цели и результаты своей деятельности через заполнение листа самоконтроля.

Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы,  именные оценочные листы, досье на слова «Угра», «Монголо-татарское иго»,презентация.

Этапы урока.

1.Приветствие. Чтение эпиграфа.       «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам культуры, гордость своей историей».                            (Д.Лихачев)

-Что такое краеведение?

-Надо ли изучать историю своего родного края? Для чего?

  2.Мобилизующий этап урока.

Работа с текстом краеведческого характера.

-Посмотрите рабочий лист и скажите, чем мы будем заниматься на уроке? Чему вы должны научиться на уроке? Запишите в именной лист( таблица №1).

(Анализировать текст, сравнивать тексты, создавать вторичный текст).

-Посмотрите на задания и ответьте, материал  какого раздела лингвистики надо вспомнить, чтобы выполнить предложенные  задания? (Материал раздела лингвистики –текстоведения).

-Какое из предложенных заданий является для вас наиболее трудным? Запишите в лист самоконтроля «Чему я должен научиться».

3.Работа с текстом.

-Почему такой текст  предложен вам? (Стояние на реке Угре).

Вопросы на прогнозирование содержания текста по первому предложению.

-О чем текст? (О конце монголо-татарского ига).

-_Тип речи текста? (Повествование).

-По каким признакам вы догадались?

-Какова композиция текста-повествования? (Завязка- развитие действия - кульминация, развязка).

-Стиль речи текста?

Ответьте на вопросы:

1).Прочитайте текст и докажите, что это текст.

Разделите его на абзацы значком Z.(Самооценка).

2).Составьте план.(Самооценка).

3).Найдите тезисы в каждом абзаце.(Самооценка.)

4).Озаглавьте текст.

5).Выпишите ключевые слова).(Самооценка).

-Какие из ключевых слов отражают тему текста,

какие - идею текста?

6).Главная мысль текста?(Самооценка).

7).Определите тип связи предложений в тексте:

 а) последовательная связь,

 б) параллельная связь.

8). Определите тип текста:

 а) рассуждение,

 б) описание;

 в) повествование с элементами рассуждения.

9).Сформулируйте  «тонкие» и «толстые « вопросы по тексту. (Вопросы помогают запоминать информацию, вести  диалог с автором).(Самооценка).

10).Создание комментария к тексту.

(Работа в группе).

Выпишите слова из текста, требующие объяснения.

 Чем вы будете пользоваться, выполняя это задание?(Материалы досье, Интернет, энциклопедии).

Отчет групп о проделанной работе.

11).Чтение  текста  №2.

 По каким критериям можно сравнить эти тексты?

(По стилю речи, наличию авторской оценки).

12).Создание вторичного текста. (Работа в паре).

Приготовьте пересказ текста на выбор ( №1 или №2) в следующих ситуациях:

-для одноклассника на перемене;

-на научной конференции (адресаты-учащиеся  8 класса).

-для родителей, интересующихся содержанием урока.

Подумайте, в каких случаях надо сохранить:

-стиль текста;

-объем информации;

-основную информацию, исключая детализируюшую.

13).Прослушивание пересказов. (Взаимооценка).

4.Рефлексия.

Подведение итогов.

Запишите в лист самоконтроля «Что получилось», «Требует доработки» на основании баллов из оценочной таблицы.

Результаты :

 от 0 до 6 баллов –низкий уровень развитости речеведческих умений;

от 7 до12 баллов- средний уровень,

от13 до 16  - высокий уровень.

Заполнение таблицы №3.

5.Заключительное слово учителя.

   Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и почтения к малой родине. По словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной траве перекати-поле».

6.Домашнее задание. На выбор:

1)cочинение- рассуждение «Почему надо изучать историю своего края»,2) эссе в публицистическом стиле о каком-либо событии, произошедшем в прошлом на территории родного края.

Приложение №1.

Рабочий лист

Текст №1.

      Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели.

       И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли.
     Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.

Текст №2.

    Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром - ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы.
   Князь великий, взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле, стал у Воротынска.

И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон.

 Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.

А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей -сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал. «Повесть о стоянии на реке Угре».

Приложение №2

Лист самоконтроля.

 Таблица №1

Фамилия, имя

Класс

Тема урока

Чему я должен научиться на уроке

У меня получилось

Требует доработки

 Оценочная таблица№2

Задания

Самооценка(0,1,2)

Отметка учителя

Деление текста на абзацы

Составление  плана

Нахождение тезисов

Нахождение ключевых слов

Умение определять главную мысль текста

Определение  типа текста

Формулировка вопросов

Сжатый пересказ

Таблица№3

Что понравилось на уроке:

Оцени свою работу на уроке, в паре, в группе( + или-)

Что полезно было на уроке для достижения каких-либо целей?

1.Работа в паре, группе.

2.Содержание урока.

3.Комфортная обстановка.

1.Я был(а) активен.

2.Я брал(а) ответственность на себя в решении вопроса.

3.Я умею сотрудничать с одноклассниками.

Приложение №3.

Требования к составлению  досье

Досье на слово «Угра»

«Монголо-татарское иго»

1.Этимология названия реки.

2.Географическое расположение.

3.Историческая справка о событии « Стояние на Угре».

1.Этимология слова иго.

2.Историческая справка о начале и конце монголо-татарского ига.

3.Пословицы, в которых нашли отражение события этого времени.

4.Географические названия, связанные с игом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа на факультативные занятия туристско-краеведческого характера по географии

Основной задачей экскурсионно-туристической работы является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и отдельных мест своего края; сплочение коллектива. Эта форма внеклассной работ...

Программа на факультативные занятия туристско-краеведческого характера по географии

Основной задачей экскурсионно-туристической работы является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и отдельных мест своего края; сплочение коллектива. Эта форма внеклассной работ...

Программа на факультативные занятия туристско-краеведческого характера по географии

Основной задачей экскурсионно-туристической работы является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и отдельных мест края; сплочение коллектива. Эта форма внеклассной работы позво...

Развитие творческой деятельности учащихся в процессе составления задач по историческим данным краеведческого характера

В работе рассмотрены примеры задач с историческим содержанием краеведческого характера и целесообразность их  использования на уроках....

Примеры вопросов и заданий краеведческого характера по темам начального курса географии ( 6 класс). География. Природа и люди.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и...

Практические работы краеведческого характера в курсе географии 6 класса

В 6 классе на изучение географии отведен 1 час в неделю + 0,5 часа – школьный компонент. В соответствии с Концепцией краеведческого образованиядетей и молодежи Костромской области (период реализации с...

Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...