Коммуникация с автором текста краеведческого характера
план-конспект урока по русскому языку на тему
На уроке развития речи по русскому языку учащиеся обучаются анализу текста, систематизируют знания о тексте, овладевают стилистическими ресурсами языка для использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikatsiya_s_avtorom_teksta_kraevedcheskogo_kharaktera.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе на тему
«Коммуникация с автором текста краеведческого характера»
Цели | Методы и приемы | УУД |
Воспитательные: воспитывать интерес к слову, знаниям, желание изучать историю малой родины, гордиться историческим прошлым своего края. Образовательные: обучение анализу текста, расширение и систематизация знаний о тексте; овладение стилистическими ресурсами языка для использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний (создание вторичного текста). Развивающие: формирование коммуникативной компетенции. | 1.Информационно-коммуникативные технология (работа с текстом). 2.Ценностно-ориентированные (связаны с воспитательными задачами). 3.Приемы технологии критического мышления: -прогнозирование; -формулировка вопросов по тексту; -отбор информации; -учебно-речевая ситуация. | Личностные результаты: -интерес к изучению языка на основе анализа текста; -любовь и уважение к Отечеству, культуре, истории родного края. Познавательные: -извлекать информацию из текста; -умения определять понятия, анализировать, сравнивать, создавать обобщения. Коммуникативные: -слушать и слышать других; - умение сотрудничать в паре, группе; быть готовым корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - строить связное монологическое высказывание в зависимости от ситуативной задачи; -задавать вопросы. Регулятивные: -определять характер деятельности на уроке; -осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; -соотносить цели и результаты своей деятельности через заполнение листа самоконтроля. |
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы, именные оценочные листы, досье на слова «Угра», «Монголо-татарское иго»,презентация.
Этапы урока.
1.Приветствие. Чтение эпиграфа. «Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное, это любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам культуры, гордость своей историей». (Д.Лихачев)
-Что такое краеведение?
-Надо ли изучать историю своего родного края? Для чего?
2.Мобилизующий этап урока.
Работа с текстом краеведческого характера.
-Посмотрите рабочий лист и скажите, чем мы будем заниматься на уроке? Чему вы должны научиться на уроке? Запишите в именной лист( таблица №1).
(Анализировать текст, сравнивать тексты, создавать вторичный текст).
-Посмотрите на задания и ответьте, материал какого раздела лингвистики надо вспомнить, чтобы выполнить предложенные задания? (Материал раздела лингвистики –текстоведения).
-Какое из предложенных заданий является для вас наиболее трудным? Запишите в лист самоконтроля «Чему я должен научиться».
3.Работа с текстом.
-Почему такой текст предложен вам? (Стояние на реке Угре).
Вопросы на прогнозирование содержания текста по первому предложению.
-О чем текст? (О конце монголо-татарского ига).
-_Тип речи текста? (Повествование).
-По каким признакам вы догадались?
-Какова композиция текста-повествования? (Завязка- развитие действия - кульминация, развязка).
-Стиль речи текста?
Ответьте на вопросы: 1).Прочитайте текст и докажите, что это текст. Разделите его на абзацы значком Z.(Самооценка). 2).Составьте план.(Самооценка). 3).Найдите тезисы в каждом абзаце.(Самооценка.) 4).Озаглавьте текст. 5).Выпишите ключевые слова).(Самооценка). -Какие из ключевых слов отражают тему текста, какие - идею текста? 6).Главная мысль текста?(Самооценка). 7).Определите тип связи предложений в тексте: а) последовательная связь, б) параллельная связь. 8). Определите тип текста: а) рассуждение, б) описание; в) повествование с элементами рассуждения. 9).Сформулируйте «тонкие» и «толстые « вопросы по тексту. (Вопросы помогают запоминать информацию, вести диалог с автором).(Самооценка). | 10).Создание комментария к тексту. (Работа в группе). Выпишите слова из текста, требующие объяснения. Чем вы будете пользоваться, выполняя это задание?(Материалы досье, Интернет, энциклопедии). Отчет групп о проделанной работе. 11).Чтение текста №2. По каким критериям можно сравнить эти тексты? (По стилю речи, наличию авторской оценки). 12).Создание вторичного текста. (Работа в паре). Приготовьте пересказ текста на выбор ( №1 или №2) в следующих ситуациях: -для одноклассника на перемене; -на научной конференции (адресаты-учащиеся 8 класса). -для родителей, интересующихся содержанием урока. Подумайте, в каких случаях надо сохранить: -стиль текста; -объем информации; -основную информацию, исключая детализируюшую. 13).Прослушивание пересказов. (Взаимооценка). |
4.Рефлексия.
Подведение итогов.
Запишите в лист самоконтроля «Что получилось», «Требует доработки» на основании баллов из оценочной таблицы.
Результаты :
от 0 до 6 баллов –низкий уровень развитости речеведческих умений;
от 7 до12 баллов- средний уровень,
от13 до 16 - высокий уровень.
Заполнение таблицы №3.
5.Заключительное слово учителя.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и почтения к малой родине. По словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной траве перекати-поле».
6.Домашнее задание. На выбор:
1)cочинение- рассуждение «Почему надо изучать историю своего края»,2) эссе в публицистическом стиле о каком-либо событии, произошедшем в прошлом на территории родного края.
Приложение №1.
Рабочий лист
Текст №1.
Весной 1480 года хан Большой Орды Ахмат решил наказать Русь, отказавшуюся в 1476 году платить дань татарам, и отправился в набег на Москву. Он дошел до устья реки Угры, левого притока Оки, где был остановлен русской ратью. Если бы ордынская конница форсировала реку, то через три-четыре перехода войско Ахмата могло подойти к столице. Русские военачальники перекрыли татарам броды и переходы через реку. Несколько дней шли бои за переправу через Угру, и, когда все атаки были отбиты, началось «стояние на Угре». Стояние это, по словам летописца, было мирным и тихим. Но в это время вся Русь возносила молитвы о заступничестве к Пресвятой Богородице, особо уповая на Ее Владимирскую икону, которая уже не раз спасала страну от погибели.
И вот, когда в ноябре князь Иван III приказал отвести русские силы от Угры к Боровску, хан Ахмат, решив, что ему уступают берег для решающей битвы, испугался и начал быстрое отступление. В погоню за отступающими ордынцами были отправлены небольшие русские силы, окончательно изгнавшие неприятеля с родной земли.
Это значительное событие русской истории, отраженное в летописной «Повести о стоянии на Угре», ознаменовало окончательное падение татаро-монгольского ига. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально.
Текст №2.
Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром - ибо король и направил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы.
Князь великий, взяв благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру. Царь же со всеми татарами пошел по Литовской земле, стал у Воротынска.
И пришли татары, начали стрелять, а наши - в них. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река. Были же тогда большие морозы, река начала замерзать. И был страх с обеих сторон.
Тогда-то и свершилось преславное чудо пречистой Богородицы: когда наши отступали от берега, татары, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали.
А наши, думая, что татары перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим и братией и со всеми воеводами отошел к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей -сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей христианских и угодников басурманских, которые говорят: "Беги, не можешь с ними стать на бой". Сам дьявол их устами говорил, тот, кто некогда вошел в змея и прельстил Адама и Еву. Вот тут-то и случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал. «Повесть о стоянии на реке Угре».
Приложение №2
Лист самоконтроля.
Таблица №1
Фамилия, имя | |
Класс | |
Тема урока | |
Чему я должен научиться на уроке | |
У меня получилось | |
Требует доработки |
Оценочная таблица№2
Задания | Самооценка(0,1,2) | Отметка учителя |
Деление текста на абзацы | ||
Составление плана | ||
Нахождение тезисов | ||
Нахождение ключевых слов | ||
Умение определять главную мысль текста | ||
Определение типа текста | ||
Формулировка вопросов | ||
Сжатый пересказ |
Таблица№3
Что понравилось на уроке: | Оцени свою работу на уроке, в паре, в группе( + или-) | Что полезно было на уроке для достижения каких-либо целей? |
1.Работа в паре, группе. 2.Содержание урока. 3.Комфортная обстановка. | 1.Я был(а) активен. 2.Я брал(а) ответственность на себя в решении вопроса. 3.Я умею сотрудничать с одноклассниками. |
Приложение №3.
Требования к составлению досье
Досье на слово «Угра» | «Монголо-татарское иго» |
1.Этимология названия реки. 2.Географическое расположение. 3.Историческая справка о событии « Стояние на Угре». | 1.Этимология слова иго. 2.Историческая справка о начале и конце монголо-татарского ига. 3.Пословицы, в которых нашли отражение события этого времени. 4.Географические названия, связанные с игом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа на факультативные занятия туристско-краеведческого характера по географии
Основной задачей экскурсионно-туристической работы является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и отдельных мест своего края; сплочение коллектива. Эта форма внеклассной работ...
Программа на факультативные занятия туристско-краеведческого характера по географии
Основной задачей экскурсионно-туристической работы является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и отдельных мест своего края; сплочение коллектива. Эта форма внеклассной работ...
Программа на факультативные занятия туристско-краеведческого характера по географии
Основной задачей экскурсионно-туристической работы является географическое изучение как ближайших окрестностей, так и отдельных мест края; сплочение коллектива. Эта форма внеклассной работы позво...
Развитие творческой деятельности учащихся в процессе составления задач по историческим данным краеведческого характера
В работе рассмотрены примеры задач с историческим содержанием краеведческого характера и целесообразность их использования на уроках....
Примеры вопросов и заданий краеведческого характера по темам начального курса географии ( 6 класс). География. Природа и люди.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и...
Практические работы краеведческого характера в курсе географии 6 класса
В 6 классе на изучение географии отведен 1 час в неделю + 0,5 часа – школьный компонент. В соответствии с Концепцией краеведческого образованиядетей и молодежи Костромской области (период реализации с...
Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...