Рабочая программа. Русский язык. 10 кл.
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Русский язык. 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_kl_russkiy_yazyk.docx | 79.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА МУСЛЮМОВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ»
КУНАШАКСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Сайтхужина А.Р.____________________ Латыпова О.Р._____________________ Кайданеева В.И._________________
Протокол №__ от
«____» ___________________ 2014 г. «____» ___________________ 2014 г. «____» ___________________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработана Абдуллиной Д.Р.,
учителем высшей квалификационной категории
п.Муслюмово ж.д.ст.
2014 год
Раздел I
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса разработана на основе:
1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089, с изм. от 31.01.2012).
2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253
3.Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 (ред. От 03.06.2011) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
4.Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»
5.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07. 2009 № 103/3404
6..Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2014-2015 гг.»
7..Примерная программа среднего общего образования по русскому языку (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам ФБУП»
8. .Программа по русскому языку А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. - М.: Просвещение, 2011.
9. Школьный учебный план на 2014-2015 учебный год.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку; содержание дисциплины; учебно-тематический план, КИМы (список литературы); требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; ресурсное обеспечение рабочей программы; норму оценок
Общая характеристика курса
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.
Цели обучения:
- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации
- в обществе;
- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю,
- готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Курс русского языка по программе в 10 классе общеобразовательной школы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю), в 2014-2015 уч.г. добавлен 1 час, следовательно, курс русского языка составляет 70 часов (1ч в неделю).
Настоящая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. - М.: Просвещение, 2011.В работе используется учебник русского языка для 10-11 классов (автор А.И.Власенков), М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Формы организации учебного процесса:
урок изучения нового материала;
урок повторения и обобщения;
урок закрепления знаний;
урок контроля знаний.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы контроля: контрольный диктант, устный ответ, комплексный анализ текста, сочинения, анализ фрагментов изучаемых произведений художественной литературы, доклады, изложения.
Раздел II
Содержание дисциплины
Общие сведения о языке (7 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (4 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (6 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (4 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Раздел III
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по данной рабочей программе | Из них | |
Развитие речи | Контрольные работы | ||||
1 | Повторение и углубление изученного. Общие сведения о языке | 5 | 8 | ||
2 | Русский язык как система средств разных уровней | 2 | 2 | ||
3 | Фонетика, орфоэпия, орфография | 4 | 8 | 1 | |
4 | Лексика и фразеология | 6 | 12 | 1 | 1 |
5 | Морфемика (состав слова) и словообразование | 4 | 8 | ||
6 | Морфология и орфография | 6 | 12 | 1 | |
7 | Речь, функциональные стили речи | 3 | 14 | 3 | |
8 | Научный стиль речи | 4 | 4 | 2 | |
9 | Итоговая контрольная работа | 2 | 1 | ||
Всего | 34 | 70 | 8 | 3 |
Контрольные работы
№ | Тема | Источник |
1 | Контрольный диктант по теме «Фонетика, орфоэпия, орфография» | См. «ПР», стр.108 |
2 | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» | См. «ПР», стр.96 |
3 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | См. «ПР», стр.287 |
4 | Итоговая контрольная работа | См. «ПР», стр.196 |
НРК реализуется на каждом уроке: тексты для анализа предлагаются
Раздел IV
Календарно-тематическое планирование
Русский язык. 10 кл.
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей по русскому языку в 10 классе.
раздела | № НРЭО | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Литература |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. | 1 2 | 11,12 | НРЭО Обобщающее повторение фонетики, графики и орфографии. НРЭО Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Использование звуковых средств художественной изобразительности в тексте. | В.Н.Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. 4-е издание, под ред. И.П. Цыбулько – Челябинск: Взгляд, 2005 г. Вера Киселева «Вечер тихо касался оград...» (с. 337-338) |
Лексика и фразеология | 3 4 | НРЭО Лексическая система русского языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. НРЭОЛексико-фразеологический анализ текста | Лексические средства связи между предложениями в тексте. | В.Н.Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. 4-е издание, под ред. И.П. Цыбулько – Челябинск: Взгляд, 2005 г. Сергей Борисов «В России страшно быть поэтом...» (с. 177) | |
Морфемика. Словообразование | 5 | 19 | НРЭО Способы словообразования | Роль суффиксов и других морфем в художественной речи | Александров В.Н., Александрова О.А. ЕГЭ. Русский язык. - Челябинск: Взгляд, 2007. (с.41-43) |
Морфология. Орфография | 6 | 23 | НРЭО Обобщающее повторение частей речи | В.Н.Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. ЕГЭ. Русский язык. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. 4-е издание, под ред. И.П. Цыбулько – Челябинск: Взгляд, 2005 г. | |
Речь, функциональные стили речи | 7 8 | 28 30 | НРЭО Текст, его строение, виды его преобразования. НРЭО Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. | Тема, основная мысль текста. | Т. Скобликов «Наша старая хата» (с. 26, 2-й абзац) Р. Дышаленкова «Я вижу Бога...» (с. 238, 1-й абзац) Александров В.Н., Александрова О.А. ЕГЭ. Русский язык. - Челябинск: Взгляд, 2007. (с.157-165) Ася Горская «Солнечными опушками...» (с. 24) |
Раздел V
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку выпускников
В результате изучения русского языка выпускник должен
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Раздел VI
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебно-методический комплекс
Программа (автор, название программы, источник) | Учебник (автор, название, издательство, год издания)… | Учебная методическая литература для учащихся | Учебно-методическая литература для учителя | Инструментарий для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания) |
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11 классы/Власенков А.И, Рыбченкова Л.М.. – М.: Просвещение, 2011. | Учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы на базовом уровне. – М: Просвещение, 2011 Учебник Учебник Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. – М.: Прсовещение, 2013 | 1.Бройде М.Г. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 класс, М.: Аквариум, 2000 | Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: к учебнику А.И.Власенкова, Л.И.Рыбченковой «Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: 10-11 классы» С.А.Алентикова, Н.И.Демидова, Е.И.Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. Поурочные разработки по русскому языку. 10 кл. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. И доп./ Золотарева И.В., Дмитриева Л.П.. – М.: ВАКО, 2005. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык». Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн. Для учителя/А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.- 3-е изд.. – М.: Просвещение, 2001. Говорите, пожалуйста, правильно./ П.А.Клубков. _ СПб.: Норинт, 2001. |
|
Мультимедийные пособия
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
Интернет-ресурсы
- http://umnikprofi.ru (личный сайт учителя)
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
- Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
- Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
- Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru/
- Словари: http://www.sv
- http://slovari.yandex.ru/Фанфара/правописание/
- http://dict.t-mm.ru/lopatin/g/goroh.html
- Правила по русскому языку http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook051/01/title.htm
- Правописание согласных http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Spel_Conson.htm#b_sub6
- Опорный орфографический компакт http://www.sever-press.ru ook/index.htm#cont
- Орфоэпический диктант http://comjuor.crimea.edu/dict
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
Раздел VII
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Устный опрос.
Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа надо учитывать следующие критерии:
- правильность ответа;
- его полноту;
- степень осознанности изученного;
- последовательность сообщения;
правильность языкового оформления ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий и формулировки правил;
- обнаруживает понимание материала: может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировании как определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает незнание и непонимание материала
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащихся данного класса. Объём диктанта установлен: для 5 класса- 90 – 100 слов, для 6 класса- 100- 110 слов, для 7 класса- 110 – 120, для 8 класса – 120 – 150, для 9 класса – 150 -170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
Контрольный словарный диктант. Проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса- 15 -20, для 6 класса – 20 – 25, для 7 класса- 25 – 30, для 8 класса – 30- 35, для 9 класса – 35 – 40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2 – 3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 -3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать
в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2 – 3 пунктограмм,
в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3 – 4 пунктограмм,
в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4- 5 пунктограмм,
в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,
в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2- 3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6- 7 классах – не более 7 слов, в 8 – 9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При проверке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на ещё не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- передача авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок 2 негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании Ы иИ после приставок;
- в случаях трудного различения НЕ и НИ;
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- пропуски одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) или его форму.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической и ли одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4»может выставляться при наличии 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при наличии 5 орфографические и 4 пунктуационных ошибок. Оценки «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографические и 6 пунктуационных ошибок, если тех и других имеются однотипные и негрубые.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание.Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выставлении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5 - 9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объём текста для подробного изложения: в 5 классе – 100 – 150 слов, в 6 кл.- 150-200, в 7 кл.- 200-250, в 8 кл.- 250-350, в 9 кл.-350 – 400 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Примерный объём классных сочинений: в 5 классе- 0,5-1,0 страницы, в 6 кл.- 1,0-1,5, в 7 кл.- 1,5-2,0, в 8 кл.- 2,0-3,0, в 9 кл.- 3,0-4,0 страницы.
К указанному объёму сочинений надо относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1. умение раскрывать тему;
2. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3. соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии отметки. | ||
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 1.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. 2.В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка обучающих работ.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
- Степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объём работы;
- чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчёркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 95 – 100 %;
«4» -85– 94 %;
«3» - 50 –84 %;
«2»- менее 50 %.
Выведение итоговых оценок.
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5 – 9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1 – 2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваются в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утверждёнными Министерством образования и науки РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...