Итоговый тест по русскому языку
тест по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
Вариант I
7 класс
А1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный?
1) бАлуясь 2) киломЕтр
3) ржАвея 4) чЕрпая
А2. В каком варианте НЕВЕРНО образована сравнительная степень наречия?
1) далеко – дальше 2) мало - меньше
3) широко – ширше 4) высоко – выше
А3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Выходя из лесу,
1) мы встретили лесничего.
2) мне стало грустно.
3) солнце спряталось за тучу.
4) у нас возникли непредвиденные трудности.
А4. В каком предложении содержится грамматическая ошибка (нарушена норма управления)?
1) Из-за снегопада на дорогах города возникли пробки.
2) Благодаря воле к победе он выдержал все испытания.
3) Согласно вашего мнения, некоторые вопросы не имеют однозначных ответов.
4) Ввиду тяжёлой болезни он вынужден был пропустить чемпионат Европы.
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А7-А12
(А) Увидев как-то по телевидению Олины рисунки и скульптуры, завуч предложила организовать в школе показ этих работ. (Б) Но оказалось, во-первых, что у «безумной Евдокии» нет телевизора. (В) Поинтересовалась мнением классной руководительницы... (Г) У Оли она взяла два рисунка, чтобы было не больше, чем у других. (Д) А..., она предложила устроить выставку произведений всех, кто умел держать в руках кисточку и карандаш.
(А. Алексин. Безумная Евдокия)
А5. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фрагмент текста?
1) А, Б, В, Г, Д 2) А, В, Б, Д, Г
3) Б, А, Д, Г, В 4) Д, А, Б, В, Г
А6.Какое слово должно стоять на месте пропуска, обозначенного многоточием, в предложении Д?
1) потом 2) во-вторых
3) дальше 4) наконец
А7. Какое предложение содержит деепричастный оборот?
1)А 2) Б
3)Д 4) Г
А8. Какое из предложений является простым?
1)Б 2) В
3)Г 4)Д
A9. Какая морфологическая характеристика слова БОЛЬШЕ (предложение Г) является верной?
1) простая сравнительная степень прилагательного БОЛЬШОЙ
2) составная сравнительная степень прилагательного БОЛЬШОЙ
3) простая сравнительная степень наречия МНОГО
4) составная сравнительная степень наречия МНОГО
А10. Какое слово состоит из двух корней, трех суффиксов и окончания?
1) пешеходный 2) руководительница
3) жизнедеятельность 4) жизнерадостный
А11. В каком ряду во всех словах пропущена двойная согласная?
- нежда(н/нн)ый, невида(н/нн)ый, га(л/лл)ерея
- неслыха(н/нн)ый, ма(с/сс)а, жела(н/нн)ый
- нечая(н/нн)ый, кро(с/сс), жёва(н/нн)ый
- свяще(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, кла(с/сс)ик
А12. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
- акв...ланг, выр…вненный, свет...фор
- возражение, к...лонна, сн...ряд
- акв...рель, к...литка, пор...жение
- вп...следствии, к...мендант, ф...нтазия
А13. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е/Ё?
- смеш...нные браки, увлеч...н работой, свеж... предание
- стрел...ный воробей, погруж...н в воду, горяч...
- засе...нное поле, комната украш...на, певуч...
- заброш...нный дом, конкурс заверш...н, ещ...
А14. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?
1) отправле...ое письмо, явиться немедле...о, она грустна и сдержа...а
- созва...ый совет, комиссия созва...а, открове...о говоря
- пламя не погаше...о, реагировать сдержа...о, атаки сдержа...ы
- беше...ая собака, окраше.^.ая стена, слушать рассея...о
А15. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется И?
- Было время, когда у нас н... было н... крошки хлеба.
- Как н... в чём н... бывало Антон продолжал разговор, и Марта н... нашла в себе сил, чтобы прервать его.
- Он был уверен в своём успехе, но мы всё же пожелали ему н... пуха н... пера.
- Н... холод, н... усталость, н... голод н... могли их остановить.
А16. В каком ряду во всех словах пишется НЕ?
- н...сколько часов, н...которые вопросы, н...сколько н... устал
- н...кто н... знает, н...где н... видел, н... о чём н... спрашивал
- н...где сесть, н...куда идти, н... разу н... опоздал
- н... мог н... понимать, гулять н... пойдёшь, н... только отдыхать
А17. В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?
- ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана
- (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно, а быстро
- (не)навидя плохую погоду, (не)далеко, (не)дочитанная статья
- совсем (не)распустившийся бутон, комната(не)проветрена, (не) истово
А18. В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
- (не)смотря на метель, (из)далека, (по)двое
- (по)домашнему, (во)первых, точь(в)точь
- (не)(с)кем поговорить, давно (не)стиранное бельё, (не)весело
- (не)реально, (не)заполненный школьный дневник, (в)следствие
А19. Укажите предложение(-ия), в котором(-ых) все слова пишутся РАЗДЕЛЬНО?
A. (От)чего следует отказаться, что(бы) успеть подготовиться к экзаменам?
Б. В то(же) время он понимал, что (по)этому предмету стыдно иметь плохие оценки.
B. (По)чему вы поставили запятую (в)начале предложения?
Г. Он пришёл (во)время, и мы все (в)месте пошли смотреть салют на набережную.
1)А и Г 2) Б
3) Г 4) Б и В
А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Торопливо шагая по некошеной траве (...) я незаметно приблизился к околице.
- Причастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не нужна.
- Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому необходима запятая.
- Деепричастный оборот стоит перед определяемым словом, поэтому запятая не нужна.
- Есть деепричастный оборот, поэтому нужна запятая.
А21. На месте каких цифр в этом предложении должны стоять запятые?
В горячем воздухе стремительно носились (1) предчувствующие грозу (2) ласточки (3) и (4) схватив на лету стрекозу(5) или мошку (6) резко взлетали ввысь.
1)1,2,3,4,5,6 2)3,4,5,6
3)3,4,5 4) 4, 6
А22. В каком предложении необходимо поставить 2 запятые? (Знаки препинания не расставлены.)
- Рассматривая картины он медленно переходил из одной комнаты в другую.
- Нежные маленькие цветы первыми появляющиеся в ещё снежном лесу называются в народе пролесками.
- Несмотря на усталость бабушка всё же решила испечь пироги с капустой и яблоками.
- Не только русские но и иностранные студенты обучаются в вузах Петербурга.
А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ученик хорошо отвечал на дополнительные вопросы (1) заданные ему учителем (2) и получил отличную оценку.
1)1 2) 1, 2
3)2 4) запятые не ставятся
А24. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Приблизившись к памятнику,
- дети решили сфотографироваться.
- его охватило чувство гордости.
- он произвел на нас большое впечатление.
- у нас возникло желание немного передохнуть.
А25. Какое предложение НЕЛЬЗЯ переделать таким образом, чтобы в нем использовался причастный оборот?
- Книгу, которая стоит на верхней полке, подарил мне на день рождения мой дедушка.
- Друзья, которых мы встретили на Невском проспекте, предложили увидеться ещё раз.
- Мост, на котором мы стояли, был построен в середине XVII века.
- Лето, которого ожидают все школьники, наступит совсем скоро!
Прочитайте текст и выполните задания В1-В8, С1
Утёнок
(1) Маленький желтый утенок, смешно припадая к молодой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»
(2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. (3) Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. (4) Все там, а этот затерялся. (5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
(6) И в чем тут держится душа? (7)Не весит нисколько, глазки черные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. (8) А между тем – тепленький. (9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. (10) И лапки уже перепончатые и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. (11) И вот даже от братьев отличился характером.
(12) А мы – мы на Венеру скоро полетим. (13) Мы теперь, если все дружно возьмемся, - за двадцать минут целый мир перепашем.
(14) Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка…
(А.И. Солженицын)
В1. Назовите способ образования слова НЕПОГОДА.
В2. Из предложений 6-11 выпишите страдательное причастие.
В3. Из предложений 1-4 выпишите притяжательное прилагательное.
В4. Среди предложений 1-5 найдите то, которое содержит два деепричастных оборота.
В5. Среди предложений 1-5 найдите то, которое содержит глагол в повелительном наклонении.
В6. Среди предложений 1-4 укажите то, которое содержит прямую речь.
В7. Из предложений 2-5 найдите то, которое является простым предложением с однородными сказуемыми.
С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Самостоятельно определите тему, проблему и основную мысль текста, ответив на следующие вопросы.
- О чем этот текст? Какова его тема? Кого описывает автор текста?
- О чем хочет заставить нас задуматься Александр Исаевич Солженицын? Что именно особенно интересует автора? Какую проблему поднимает писатель в этом тексте?
- К какому выводу приходит автор текста? Что может сделать современный человек, а что остается за пределами наших возможностей? Согласны ли вы с таким мнением? Почему? Объясните вашу точку зрения.
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
Вариант II
7 класс
А1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный слог?
1) дОбела 2) дОсыта
3) дОсмерти 4) дОсуха
А2. Укажите, в каком случае НЕВЕРНО образована от глагола форма причастия.
1) повесить – повешЕный 2) развешать – развешАнный
3) замесить – ЗамешАнный 4) перемешать – перемешАнный
А3. В каких предложениях есть страдательные причастия?
А) Рядом с домом лежала верхушка тополя, сломанная ветром во время грозы.
Б) Потерянное доверие не скоро найдешь.
В) Облака, гонимые ветром, были похожи на грязное ватное одеяло.
Г) Стихия, бушующая всю ночь, стихала только к утру.
А4. В каких предложениях есть деепричастный оборот?
1) Оглядевшись, он увидел, что в комнате царит ужасный беспорядок.
2) Играя с котенком, Антошка забыл о своей беде.
3) Благодаря стараниям бабушки он получил хорошее образование.
4) Акробат медленно шел по канату, глядя только вперед.
Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А5-А10
(А) Царское Село (с 1937 года город Пушкин) – один из красивейших городов России; расположенное недалеко от Санкт-Петербурга, это любимое место отдыха многих петербуржцев. (Б) Уже в середине XVIII века в Царском Селе появились дворцы и парки, восхищавшие всех своей красотой. (В) В начале XVIII века здесь была небольшая деревня Сарская мыза, принадлежавшая жене Петра Первого Екатерине. (Г) В этих дворцах и парках любили проводить свободное время инмператрицы Елизавета Петровна, дочь Петра Великого, и и императрица Екатерина Великая. (Д) … в этой деревне для Екатерины построили небольшой каменный дворец.
(А. Алексин. Безумная Евдокия)
А5. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился относительно законченный фрагмент текста?
1) А, Б, В, Г, Д 2) А, В, Б, Д, Г
3) А, В, Д, Б, Г 4) А, В, Г, Б, Д
А6.Какое слово или словосочетание должно стоять на месте пропуска в начале в предложения Д?
1) именно 2) поэтому
3) потому что 4) благодаря этому
А7. Какие предложения содержит причастный оборот?
1) А, Б, В, Г, Д 2) А, Б, В, Г
3) А, Б, В 4) А, Б
А8. Какое предложение является простым и содержит однородные подлежащие?
1) А 2) В
3) Г 4) Д
A9. Укажите верную морфологическую характеристику слова КРАСИВЕЙШИЙ (предложение А)?
1) простая сравнительная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
2) простая превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
3) простая превосходная степень наречия КРАСИВО
4) сложная (составная) превосходная степень прилагательного КРАСИВЫЙ
А10. Какое слово состоит из двух приставок, корня, двух суффиксов и окончания?
1) построили 2) расположенное
3) принадлежавшая 4) небольшая
А11. В каком ряду во всех словах пропущена двойная согласная?
- жела(н/нн)ый, жёва(н/нн)ый
- нежда(н/нн)ый, невида(н/нн)ый
- нечая(н/нн)о, кова(н/нн)ый
- свяще(н/нн)ый, сви(н/нн)ой
А12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква А/Я?
- ненавид…щий, колебл…щийся, перенос…щий
- стро…щий, бре…щий, беспоко…щий
- стел…щий, бел…щий, сеж…щийся
- кле…щий, пил…щий, гон…щий
А13. В каком ряду на месте всех пропусков пишется НН?
- тума…о, медле…о, постепе…о
- кова…ый, нарисова…ый, изране…ый
- заседание законче…о, история рассказа…а
- слома…ый, неписа…ый, начерче…ый
А14. В каком ряду на месте пропуска пишется Н?
1) выуче…ое правило
- выуче…ое школьниками правило
- правило выуче…о
- давно выуче…ое правило
А15. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?
- Это был н… кто иной, как наш родной дядя.
- Н…что иное ее н… привлекало.
- Мы н… разу н… видели северное сияние.
- Увидев его на балу, Кити н…мало н…удивилась.
А16. В каком ряду на месте пропусков везде пишется Е?
- Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.
- Н…кто и н…когда так н… ругал меня!
- Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н... осталось.
- н... мог н... понимать, гулять н... пойдёшь, н... только отдыхать
А17. В каком ряду НЕ пишется сначала слитно, а потом раздельно?
- (не)медленно отойдите от окна, (не)зависимый взгляд
- разыгралась (не)погода, цветы, (не)политы
- (не)имеющая ошибок работа, абсолютно (не)продуманное решение
- (не)навидя всех трусов, (не)простой, но интересный спекталь
А18. В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?
- (по)собачьи, (по)моему мнению, (по)двое
- (едва)едва, (во)первых, (по)дружески
- (тихо)тихо, (по)вашему, (по)полам
- (по)перек, (в)обнимку, (в)третьих
А19. В каком ряду все наречия пишутся РАЗДЕЛЬНО?
1) (крепко)накрепко, подниматься (в)верх, идти (в)перед
2) (по)латыни, приехать (из)далека, ехать (на)встречу друг другу
3) бок(о)бок, (по)трое, (до)смерти
4) (с)глазу(на)глаз, (по)английски, мало(по)малу
А20. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Балансируя на канате,
- он так и дрожал под гимнастом.
- гимнаст успевал еще и жонглировать.
- зрители затаили дыхание.
- номер гимнаста казался смертельно опасным.
А21. В каком предложении нет причастного оборота?
1)Стрелка Васильевского острова – это мыс острова, рассекающего Неву на два широких рукава (Большую и Малую Неву).
2)Перед зданием Биржи на другой стороне площади стоят две колонны, украшенные изображениями ростр – носовых частей корабля.
3)При Петре Первом на Ростральных колоннах всегда горели маячные огни, в наши дни зажигаемые только по праздникам.
4) Посмотрев направо, вы можете увидеть прекрасную панораму Дворцовой набережной и Зимнего дворца.
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении стоять запятые?
Перелистывая старые пыльные фотоальбомы (1) и просматривая фотографии (2) и открытки (3) я увидел (4) пожелтевшее от времени (5) письмо с фронта (6) написанное дедушкой (7) за несколько дней до гибели.
- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
- 2, 3, 4, 5
- 3, 4, 5, 6
- 3, 6
А23. В каком предложении должны стоять две запятые, выделяющие причастный оборот? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Прочитайте текст и перепишите его расставляя необходимые запятые.
2) Она собирала листы разложенные в строгом порядке на рабочем столе и рассказывала о великолепно проведенных каникулах.
3) Закрыв глаза он стал вспоминать необходимый адрес.
4) Кот проснулся и сладко потянувшись ловко спрыгнул с дивана.
А24. Укажите правильное пояснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении:
Наклонив голову и прищурив глаз ( ) он старательно и очень медленно выводил в письме каждую букву.
- Нужна запятая, потому что деепричастный оборот стоит перед определяемым словом.
- Не нужна запятая, потому что причастный оборот стоит перед определяемым словом.
- Нужна запятая, потому что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
- Не нужна запятая, потому что это простое предложение.
А25. Укажите предложение, в котором содержится грамматическая ошибка.
- Листва, осыпавшаяся с березы, легла на землю золотым покрывалом.
- Подружившись за лето, ребята не хотели расставаться.
- Сделав уроки, вы можете идти гулять.
- Пробежав 5 километров, мне стало плохо.
Прочитайте текст и выполните задания В1-В8, С1
(1) Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. (2) Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется. (3) Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов и грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять не ощущением только или чувством, но и разумом, волей. (4) Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело, мы осмысляем все это словом, передавая открытое для себя – другим.
(5) Все чаще мы говорим об экологии среды и природы. (6) Среда же, созданная самим человеком, – не природа, это – его культура. (7) Можно даже сказать, что природа современного человека во многом объясняется его средой, его культурой. (8) Язык – важнейший компонент культуры. (9) И родной язык нуждается в охране и защите от всего, что грозит ему уничтожением. (10) «Нужная работа, необходимая, - как бы откликаясь на это, сказал писатель Сергей Залыгин. – Без памяти на свой собственный родной язык он очень быстро перестанет быть самим собою, станет только по внешности русским, <…> так как утеряет свою историю и в целом, и в отдельном слове, в фразе, в обороте, в идиоме.
(11) А нация, которая утеряет свой подлинные, свой исторический язык, утеряет, вероятно, и свою собственную психологию, порвет со своими великими произведениями искусства».
(12) Отречется от предков – забудет себя, добавим мы.
(В.В. Колесов. Гордый наш язык…)
В1. Укажите способ образования слова ДЕЛО (предложение 4).
В2. Из предложений 5-9 выпишите страдательное причастие.
В3. Из предложений 10-12 выпишите деепричастие.
В4. Среди предложений 1-4 найдите то, которое содержит три деепричастных оборота.
В5. Среди предложений 1-4 найдите то, которое содержит междометие.
В6. Среди предложений 7-9 найдите то, которое содержит усилительную частицу.
В7. Из предложений 1-6 найдите простые предложения с однородными дополнениями.
С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Самостоятельно определите тему, проблему и основную мысль текста, ответив на следующие вопросы.
- О чем этот текст? Какова его тема? О чем рассуждает автор?
- О чем хочет заставить нас задуматься Владимир Викторович Колесов? Что особенно волнует автора? Какую проблему затрагивает В.В. Колесов этом тексте?
- К какому выводу приходит автор текста? Какие определения дает В.В. Колесов языку? Почему настолько важно сохранять язык? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Объясните, почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест по русскому языку в 6 классе
Тесты помогут при аттестации учащихся в конце года...
Итоговый тест по русскому языку в 6 классе.
Итоговый тест по русскому языку в 6 классе....
Итоговый тест по русскому языку за курс 5 класса
Итоговый тест по русскому языку для 5 класса позволяет проверить знания, умения и навыки по основным разделам языкознания. Структура и содержание в формате ЕГЭ способствуют подготовке обуч...
итоговый тест по русскому языку 8 класс
Итоговый тест по итогам года за курс русского языка по основным разделам русского языка...
Итоговый тест по русскому языку по программе Львовой 5кл.
Тест по по программе Львовой для 5 класса поможет учителям провести промежуточную аттестацию учащихся.Предлагаются 2 варианта теста. Много вопросов даны в формате ЕГЭ и ГИА....
Итоговый тест по русскому языку. 7 класс
Итоговый тест по русскому языку...
Итоговый тест по русскому языку за курс 8 класса в формате ГИА
Тест создан на основе материалов 8 класса, с учетом ЗУНов, необходимых для выполнения тестов ГИА и ЕГЭ...