Урок "Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Суркова Наталья Викторовна

Материал к уроку "Сложноподчиненное предложение" (продолжение темы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp.odt12.6 КБ
Office presentation icon spp2.ppt544 КБ

Предварительный просмотр:


«Сложноподчиненное предложение»

Цели:

Образовательные: углубить знания о сложноподчиненном предложении; развивать навыки владения структурой сложного предложения, в том числе сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Развивающие: совершенствовать пунктуационные и орфографические навыки, развивать навыки использования сложноподчиненного предложения в речи.

Воспитательные: воспитывать стремление к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю; обогащать словарь учащихся.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: урок - практикум

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Этап повторения

1) Учитель: Начинаем наш урок с орфографической разминки.

Блистать, застилать, предлагать, соберу, гусиный, соломенный, оловянный, карманный, книга прочитана, отрежь, настежь, невтерпеж, роскошь, шалаш, полуботинки, пол - апельсина, пол - Крыма, полведра, бал -маскарад, скоропортящийся, багрово - красный, нелегкий, никому не известный,

а) Какие орфограммы встретились в ходе орфографической разминки?

б) Выберите любые три слова из словарного диктанта и введите их в СПП (одно предложение).

2) Учитель: Скажите, чем СПП отличается от ССП? От простого предложения?

Тест № 1. Найдите сложноподчиненные предложения. Расставьте знаки препинания.

а) Несмотря на вечернюю пору в воздухе чувствовалась духота и в отдалении погрохатывало.

б) Алексей быстро вышел из комнаты начальника и ни на кого не смотря направился к выходу.

в) Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями рву мокрые ветки распустившейся черемухи.

г) По словам брата Пушкина Александр был одарен "памятью необыкновенной".

д) Установилась теплая солнечная погода которая бывает в горах только в октябре.

Учитель: Перечислите виды придаточных предложений.

Тест № 2. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

а) Я вернусь, когда раскинет ветви по - весеннему наш белый сад.

б) Мы узнали, когда был создан роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

в) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

Тест № 3. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточным причины.

а) Нельзя жить только сегодняшним днём, ибо сегодняшнее чаще всего незаконченное вчерашнее.

б) Гора называлась Лобастой, потому что имела форму волчьей головы.

в) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору.

Учитель: Какое место может занимать придаточное предложение по отношению к главному?

Тест № 4. Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточные стоят перед главными.

а) Мы с сестрой хотели, чтобы отец поехал отдыхать.

б) Когда на темно - красных ветках появляются белые комочки сережек, верба особенно красива.

в) Даже более состоятельные дворяне редко тратили столько на воспитание своих детей, сколько Арсеньева расходовала на воспитание внука.

г) Чтобы добраться до места стоянки, мы должны были пройти еще километров пять.

Учитель: Какое количество придаточных предложений может присоединяться к главному? Какие виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными вы знаете?

Тест № 5. Найдите СПП с несколькими придаточными.

а) Лодка едва двигалась по воде, и это было заметно лишь по тому, как тихо плыли в обратную сторону зеленые берега.

б) И где бы ни жил я, что бы ни делал, пред Родиной вечно в долгу.

в) В жаркие июльские дни, когда город, окруженный со всех сторон степями, изнывал от солнца и уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада.

г) О соловьях рассказано так много, что трудно сказать новое, никому не известное.

Тест № 6. Определите тип подчинения придаточного предложения: Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

а) Однородное соподчинение.

б) Неоднородное соподчинение.

в) Последовательное подчинение.

Тест № 7. Укажите СПП с однородным подчинением.

а) Снег скрипел так, что было слышно, как кто - то ходит на другом конце села.

б) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

в) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне.

3) Учитель: Прослушайте текст, чтобы ответить на следующие вопросы:

а) тип речи (повествование);

б) стиль речи (художественный);

в) встречались ли в тексте СПП?

Библиотеку посещали тысячи самых разных людей, которых объединяло одно желание – знать. Хотя у них был разный возраст, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. В этом выражалась потребность миллионов людей, которые жадно вбирали в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. Им всем нужны были книги, но, когда люди приходили в библиотеку, они терялись в книжном океане, путались, блуждали, начинали со сложного, потому что не имели представления о простом.

Учитель: Имеет ли текст воспитательное значение? Какое?

 - Выразите свое мнение о книге письменно, используя СПП (5 - 7 предложений).

III. Подведение итогов

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами работали со сложноподчиненным предложением.

Какой эпизод урока был особенно интересен?

IV. Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Составьте 4 - 5 тестов с вопросами по теме «Сложноподчиненное предложение».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложноподчиненное предложение ПРАКТИКУМ 9 КЛАСС Суркова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №3 г.Лысково

Слайд 2

1. Определите тип предложения: Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.

Слайд 3

2. Определите тип предложения: Стояла тишина, среди которой раздался вдруг плач ребенка.

Слайд 4

3. Определите тип предложения: Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 5

4. Определите тип предложения: Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.

Слайд 6

5. Определите тип предложения: Луна сияла , июльская ночь была тиха.

Слайд 7

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Сложное предложение Сложносочиненное предложение Пунктуация

Слайд 8

Расставьте знаки препинания 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Слайд 9

Самоконтроль То светило солнце, то шел дождь. (1балл) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Слайд 10

Объясните В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Слайд 11

В каком предложении запятая не нужна? Становилось жарко и я поспешил домой. Сумерки приближались и надо было торопиться. Вот крик и снова все затихло. От кого письмо и что в нем сообщается?

Слайд 12

ТЕСТ

Слайд 13

1. Найдите сложное предложение А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

Слайд 14

2. Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.

Слайд 15

3. Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.

Слайд 16

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.

Слайд 17

5. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ] (знаки препинания не расставлены) А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.

Слайд 18

Взаимоконтроль В Б Б Б Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.

Презентация к уроку русского языка  в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...