II. Словарная работа. |
7 мин. | Отработка грамотного написания словарных слов, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения определять лексическое значение слов. | Иметь представле-ние о лексическом значении слов. | Уметь пользоваться алгоритмом «Правописание –ь после шипящих» | Репродуктивный
| Фронтальная, индивидуаль-ная Проблемный, самоконтроль | Презентация слайд № 4,5.. |
1). Задание № 1 по карточкам (слайд №4): обведите кружочком правильный вариант ответа в каждом из мини-тестов. Тест №1 Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв: 1-сверс..ник 2-истин..ый 3-гостин..ая 4-ровес..ник 5-искус..ный 6-привил..егия 7-искус..тво8-ал..ея 9-конгрес.. 10-юн..ый Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущен -ь: 1-горяч.. 2-доч.. 3-обжеч..ся 4-кулич.. 5-сплош.. 6-свар..щик 7-уж.. 8-задач.. 9-воз..мёш.. 10-острич.. Тест № 3. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка. 1. Беллетристика – повествовательная литература, «легкое чтиво». 2.Автобиография – инструкция по ремонту автомобилей. 3.Превилегия – преимущественное право, льгота. 4.Библиограф - специалист по Библии. 5.Конгресс – съезд, собрание по вопросам международного значения. 6.Дискуссия –спор, обсуждение какого-нибудь вопроса. 7.Эпилог – вступительная часть художественного произведения. 8.Дебют – первое или пробное выступление.
2). Проверяем работу учеников у доски. В ходе проверки теста №2 обращаемся к алгоритму «Правописание –ь после шипящих». 3) Подводим итоги (результативность) работы -слайд № 5, используя карты-лото и фишки «крестики-нулики».
| 1).3 ученика работают у доски с карточками, выполняя по одному мини-тесту, предложенному учителем. Класс работает со всеми тремя мини-тестами
2).Проверяют свои ответы со слайдом № 5. По итогам (результативности) своей работы, используя карты-лото и фишки «крестики-нулики», учащиеся оценивают себя сами: правильный ответ – «крестик», ошибка – «нулик».
3).Проверяют работу учеников у доски. Оценивают.
Ребята работают с картой-лото, закрывая «фишкой» выполненное задание (такая работа проводится после выполнения ребёнком каждого из девяти заданий). |
III. Обобщение изученного материала.
Задание №2. Блиц-опрос теоретического материала по теме «Второстепенные члены предложения»
|
10 мин. | Добиться от учащихся осознанного обобщения и систематизации изученного материала.
| Знание теоретического материала. | Умение иллюстриро- вать теоретический материал. | Частично-поисковый, проблемный, беседа, взаимоконтроль | Фронтальная. | Презентация слайд № 6, 7, 8, 9. |
1). Задание (блиц-опрос): ответьте на вопросы, подтверждая свои ответы примерами (слайд № 8). 1. Дайте определение второстепенным членам предложения. Какие второстепенные члены предложения вы знаете? 2. Что такое дополнение, на какие вопросы отвечает дополнение, чем выражается, как подчёркивается при синтаксическом разборе? 3. Что такое определение, на какие вопросы отвечает определение, чем выражается, как подчёркивается при синтаксическом разборе? 4. Охарактеризуйте приложение как разновидность определения. 5. Что такое обстоятельство, на какие вопросы отвечает обстоятельство, чем выражается, как подчёркивается при синтаксическом разборе?
2). Предлагаю ребятам проверить знание теории с материалом на слайде № 9 и иллюстративным материалом – ОК «Главные и второстепенные члены предложения».
| 1. Один ученик работает у доски с ОК «Главные и второстепенные члены предложения»: по памяти восстанавливает вторую часть ОК – второстепенные члены предложения с отражением в ОК материала, изученного в 8 классе (дополнение – прямое и косвенное;. определение –согласованное и несогласованное, приложение; виды обстоятельств). 2).Учащиеся отвечают на теоретические вопросы по теме (слайд № 8), подтверждая свои ответы примерами 3).Проверяют ( слайд №9) и оценивают свой результат, отражая его в карточке-лото. ОС: Главные и второстепенные члены предложения.
|
IV. Актуализация опорных знаний и отработка практических навыков по мини-темам: 1«Дополнение» 2.«Определение». 3.«Приложение»
|
32 мин. | Актуализировать опорные знания по теме и отработать их на практике. |
| Уметь подтверждать теоретические знания на практике. | Практические упражнения. Частично-поисковый. | Фронтальная, индивидуаль-ная | Презентация слайды № 9 -13.
1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Дополнения прямые и косвенные Задания №1, 2, 3, 4.
1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Согласованные определения Задания №1, 2, 3. (несогласованные определения Задания № 1, 2, 3./ Приложение Задание № 4, 5/ обстоятельство.Задания № 1-5.. |
Задание №3 1).Предлагаю конкретно перейти к вопросу о том, что такое дополнение. Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. Входит в состав сказуемого. Виды дополнений: Прямое. выражается формой родительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падежа при переходных глаголах с отрицанием: он попросил меня написать письмо. Косвенное. Все остальные: сообщение о победе, директор школы.
2).Проработать (устно) задания №1, 2, 3, 4. (1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Дополнения прямые и косвенные).
Задание №4.Презентация, слайды № 10,11.. Карточка: составьте предложения, в которых слова рассказ, каток, повесть, гвоздь, сирень, теплоход были бы в одном случае подлежащими, а в другом – прямыми дополнениями. Над этими словами укажите падеж и склонение.
Задание №5. Презентация, слайды №12, 13.. 1)Дать характеристику второстепенному члену предложения – определению (приложению). Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество или свойство. Отвечает на вопросы: какой? чей? Входит в состав подлежащего. Согласованные. Согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже. Выражается прилагательным, местоимением, числительным, причастием: Вымытые окна блестели на солнце. Шел восьмой час. Это очень интересная книга. На этой главе закончим. Несогласованные. Связаны с главным словом способом управления или примыкания. Выражается наречием, существительным в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, инфинитивами: Все ожидали его приезда. Она выполнила свое обещание сделать. Приложение как особая разновидность определения, которое выражено существительным. 1).Повторяем правописание приложения с опорными словами: 2).Предлагаю ребятам самостоятельно составить и записать сочетание определяемого слова и приложения. Объяснить написание дефиса. *С 2-3 сочетаниями составить предложения (устно). Определяемое слово. | Приложение. | завод | река | река | русак | студенты | словесник | заяц | гигант | учитель | индусы | Царь | Эльбрус | гора | Мария | сестра | Волга | Москва | пушка |
Прошу учащихся по цепочке прокомментировать тот или иной выбор, аргументируя свою точку зрения знанием правил написания приложения с определяемым словом (дефисное/раздельное).
| Презентация, слайд №9. 1).Учащиеся дают более конкретное определение дополнению как второстепенному члену предложения.
Дети работают (устно) с заданиями №1, 2, 3, 4. (1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Дополнения прямые и косвенные).
2)Учащиеся выполняют практическое задание по карточке презентация, слайд №11).. Выглядеть оно может следующим образом: записывается пара предложений, в которых слова рассказ, каток, повесть, гвоздь, сирень, теплоход были бы в одном случае подлежащими, а в другом – прямыми дополнениями. Например: Повесть (что? И.п., 3 скл, – подлежащее) А.С.Пушкина «Капитанская дочка» удивила меня мастерством поэта в передаче событий пугачёвского восстания. - Я с интересом прочитал (что?) повесть (В.п., без предлога, 3 скл. – прям.дополн.) А.С.Пушкина «Капитанская дочка». … 3) Уч-ся прорабатывают задания тестов (1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Согласованные определения Задания №1, 2, 3.(несогласованные определения Задания № 1, 2, 3./ Приложение Задание № 4, 5.
4).Далее самостоятельно выполняют задание (презентация, слайд №12) с последующей взаимопроверкой и материалами слайда № 13. - завод-гигант
- река Волга
- студенты-индусы
- заяц-русак
- учитель-словесник
- Царь-пушка
- гора Эльбрус
- сестра Мария
- Москва-река
|
V. РР. Н-РК. Работа с текстом Борис Ручьев Стихотворения. Лингвистический анализ текста.
|
34мин. | Научить лингвистическому анализу текста,; развивать творческие способности детей | Знать особенности лексического разбора текста, значение терминоло-гии (выразительные средства языка). | Умение вычленять в тексте основные компоненты при разборе. | Наглядно-иллюстративные, Словесные, практические
| Работа в парах, индивидуальная | Презентация: слайды № 14 -20.
1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Обстоятельство. Задания № 1-5.. |
Задание №6. Презентация: слайды № 14 – 18. 1).Предлагаю уч-ся вновь «совершить» экскурсию в Музей-квартиру Б. Ручьёва . Слово о поэте. Чтение стихотворений уральских поэтов (Л.Татьяничевой). 2). Предоставляю слово уч-ся Гилемову Ильдару (победителю школьного конкурса чтецов): в его исполнении прозвучит стих. Б.Ручьёва «Товарищ».
(слайды № 19.). 3)Прошу выполнить (устно) следующее задание: найдите в отрывке из стихотворения определения, выясните, чем они выражены. Мы жили в палатке с зелёным оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем, да жгли у дверей Золотые костры на рыжих каменьях Магнитной горы. Б.Ручьёв.
Задание №7. (слайды № 20). 1)Вопрос классу: что такое обстоятельство? Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначает признак действия или обстоятельства действия. Выражается наречием, деепричастием, существительными в косвенных падежах (все кроме именительного). Виды обстоятельств Времени (когда?) Места (где? куда? откуда?) Меры и степени (сколько?) Образа действия (как? каким образом?) Причины (почему?) Цели (зачем?) Условия (при каком условии?) Уступки (несмотря на что?)
Задание №8 Презентация, слайды № 21,22 Проверочная работа: лингвистический анализ текста. Раздаю учащимся листы с текстом, оговариваю задание: используя печатный вариант текста, выполните следующие задания. 1.Определите тему текста. 2. Какова идея текста. 3.Определите стиль и тип текста. 4.Укажите, какие языковые и речевые средства использованы для того, чтобы сделать текст более живым, доступным для восприятия. 5.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркните 6.Укажите, какой частью речи являются выделенные слова. 7.Приведите из текста примеры обстоятельств _________________. Борис Ручьёв: известный и неизвестный. Борис Ручьёв, «п..вец Магнитки», хорошо известен (не) только уральцам. Имя поэта стало своеобразной поэтической визитной карточ(?)кой Магнитогорска. В его яркой и трагической судьбе словно в зеркал.. отр..зилась судьба его ровес(?)ников - тех, кому д..велось жить в переломные вр..мена ро(с,сс)ийской истории. «Рождённый при царе, крещен в купели»,- пиш..т Ручьёв о св..ём по..влении на свет в поэме «Прощание с юностью». Он стал трет(?)им ребенком в сем(?)е Кривощековых. Его р..дители были людьми высоко образова(н,нн)ыми. Любовь к книг.., (не) избывный интерес к знаниям пр..вивались и детям. По окончании.. дев..тилетки Борис Ручьёв делает свой главный выбор - уезжает на строительство Магнитогорска. Работает плотником бетонщиком литсотрудником в комсомольских газетах. Пара(л.лл)ельно происходит и основное - стремительный л..тературный взлет. О жизни и творчестве Бориса Ручьёва написа(н,нн)о (не) мало книг. Он обладал высочайшим литературным мастерством п..зволившим ему создать великолепные стихи. А если и остались загадки в творчеств.. и судьбе уральского солов(?)я, то это не беда. Ведь поэт отмече(н,нн)ый Богом, (не) должен быть ра(с, з)крытой, ле..ко читаемой книгой. ( Из статьи к сборнику стихотворений Б.Ручьёва. Авторы Н.Троицкая Н Якшин. Подводим итоги практической работы.
| 1).Учащиеся делятся своими впечатлениями об экскурсии, о знакомстве с научным сотрудником музея-квартиры Б. Ручьёва - Троицкой Н.Г..
2). Слушают Гилемова Ильдара, дают оценку исполнению.
3). Дают определение эпитету (В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, златы кудри). Нелестный э. (перен.: о неодобрительной характеристике кого-чего–н.).
Работают с отрывком из стихотворения, находят определения, выясняют, чем они выражены:
4)Учащиеся дают развёрнутый ответ на вопрос: что такое обстоятельство? Уч-ся прорабатывают задания тестов (1С: Репетитор. Русский язык. Путь: Основные термины/ Второстепенные члены предложения/Обстоятельство Задания №1, 2, 3, 4,.5.
Дети выполняют проверочную работу (лингвистический анализ текста). Устно отвечают на вопросы 1-4: 1.В тексте представлены краткие факты из биографии магнитогорского поэта Бориса Ручьёва. 2. Имя талантливого поэта стало своеобразной поэтической визитной карточкой Магнитогорска. 3.Стиль текста – публицистический, тип текста – повествование с элементом рассуждения. 4.Метафоры - «певец Магнитки»; гиперболы - отмеченный Богом; сравнения – словно в зеркале, раскрытая и легко читаемая книга; эпитеты – поэтическая визитная карточка, литературный взлёт, уральский соловей, переломные времена..
Задания 5 -7 выполняют письменно. Орфографическую и пунктуационную грамотность проверяют по слайду № 25. Его – притяж. мест. . Параллельно – н.. Написано – кратк. прич.. Позволившим – прич.. 7.Жить (когда?) в переломные времена (обст-во времени; отразилась (как?) словно в зеркале (сравнит об., обст-во образа действ);. крещён (где? ) в купели (обст-во места); уезжает (зачем?) на строительство Магнитогорска (обст-во цели).
После проверки выставляют оценки: «5» -- нет ошибок «4» -- 1-2 ошибки «3» -- 3-4 ошибки «2» -- 5 и более ошибок.
|
VI. Лингвистичес-кая минутка. |
1мин. | «Предвосхитить» тему «Обособленные члены предложения» |
| Уметь правильно ставить знаки препинания в предложении сообразно логическому ударению | Частично-поисковый. | Индивидуаль-ная. | Презентация, слайды № 23-25.
|
Задание №9. Презентация, слайды № 23-25. Синтаксическая загадка. (занимательная лингвистика). Ставлю перед классом задачу: основываясь на правилах постановки знаков препинания, отгадать загадку Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников нашёл выход, как, не нарушая завета отца, разбогатеть. Найдите и вы его решение (кто быстрее?!)
| 1. Учащиеся проверяют себя по слайду № 25.
Ребята работают с картой-лото, закрывая «фишкой» последнее задание. |
VII. Подведение итогов урока. Задание на дом. | 3 мин. | Проанализиро-вать и дать оценку успешности достижения намеченной в начале урока цели. Наметить перспек-тиву на использование полученных знаний на практике. Сообщить учащим ся о домашнем за-дании, разъяснить методику его вы-полнения. | Понимать содержание домашней работы и способы её выполнения. | Уметь фор-мулировать правила на изученную тему. Правильно выполнять домашнюю работу | Проблемный, Объяснение
| Фронтальная , индивидуальная | Презентация, слайд № 26. |
Слово учителя: сегодня на уроке мы обобщили и систематизировали знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения темы «Второстепенные члены предложения». Форма урока – игра «Проще простого»- дала нам с вами возможность в игровой форме не только коснуться, но и проработать опорные моменты темы как собственно теории, так и практики, способствовала развитию грамотной речи, творческого потенциала. Желаю вам успеха в изучении последующих разделов языкознания.
Домашнее задание: составить опорный сигнал по теме «Второстепенные члены предложения».
| .
Учащиеся записывают домашнее задание; задают вопросы. |