Работа с одаренными детьми
статья по русскому языку на тему
В работе собранны материалы для работы по русскому языку с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 94.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
специалистов
“Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования”
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин
Работа с одаренными детьми
Дидактический материал 9-11 классы
Итоговая работа выполнена на курсах повышения квалификации с 30.09-16.10.2013г.
Исполнитель: Дерксен Наталья Петровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ “Ягуновская СОШ”,
Красноперова Галина Федоровна,
учитель русского языка и литературы
МБВ(с)ОУ “В(с)ОШ №9 при ИК №43”,
Червова Валентина Григорьевна
учитель русского языка и литературы
ГОУ областная кадетская школа-интернат
“Кадетский корпус МЧС”
п. Плотниково.
Консультант:
Вертилецкая Инга Геннадьевна,
зав. кафедрой гуманитарных и
художественно-эстетических дисциплин,
канд. пед. наук, доцент.
Кемерово, 2013
Содержание
- Введение …………………………………………………………….3
- Олимпиадные задания ………………………………………...........5
- Ключи ……………………………………………………………….19
- Заключение…………………………………………………………..35
- Список литературы ………………………………………………….36
Введение
Русский язык как учебный предмет является основой школьного филологического образования.
Воспитание любви к русскому языку – серьёзная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «…языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». ( К.Г.Паустовский ). Важнейшей задачей деятельности учителя является углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения образования в вузе по избранной специальности.
Любовь к родному языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету, возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.
Одним из действенных средств вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность является олимпиада. Это одна из полезных форм учебной деятельности, позволяющая достичь ряд взаимосвязанных целей : воспитывать у подрастающего поколения любовь к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения; расширять знания о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщать через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формировать представления о лингвистике как части общечеловеческой культуры; пробуждать интерес к научному изучению языка, что является актуальным в настоящее время в свете новых требований ФГОС. Важная цель проведения олимпиады – выявление школьников, обладающих хорошими знаниями русского языка, одарённых лингвистической интуицией и способных к дальнейшему его изучению и исследованию в учреждениях высшего профессионального образования.
В нашей работе представлены вопросы и задания олимпиад по русскому языку для учащихся 9-11 классов. Они не выходят за рамки школьных программ, но сформулированы так, чтобы учащиеся применили знания и продемонстрировали практические умения, владение способами деятельности в нетиповой ситуации. К заданиям прилагаются ключи.
Олимпиадные задания
Вариант 1
9 класс
- В каком слове буква ь не служит для смягчения предшествующего согласного? Ответ аргументируйте.
Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, подкузьмить.
2. Подберите к каждому слову сначала синоним, а затем антоним.
Мрак, жара, мощный.
3. В былине об Илье Муромце есть такие слова: “Слово - оно что яблоко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.” Объясните смысл этого предложения.
4. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду укажите слово, лишнее с точки зрения орфографии.
1) Реч..нка, девч..нка, печ..нка,
2) Отгад..вать, завед..вать, провед..вать.
3) Ал..юминий, апел.. яция, гал. .ерея.
5. Одним или разными способами образованы прилагательные батальонный и дивизионный? Ответ аргументируйте.
6. От каких глаголов образованы данные причастия? Объясните их правописание.
Выкач..нная из бака нефть, выкач..нная из подвела бочка, выслуш. .нные замечания, высуш..нные грибы.
7. Передайте смысл простых предложений сложноподчиненными с придаточными уступительными .
1) При всем уважении к вам я не могу выполнить вашу просьбу.
2) При всем своем желании он все равно не смог вернуться вовремя.
8. Составьте простые предложения, в которых есть:
1) две запятые и тире; 2) две запятые, тире и двоеточие.
9. Какие способы сравнении существуют в русском языке?
Приведите примеры
10. Найдите ошибки в приведенных ниже предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка, и запишите предложения в исправленном виде.
1) Художник увидел то, чего ждал, чего смутило надеялся увидеть.
2) А эти еще молодые, некрасивые березы стоят в снегу, отражая тень в луже. 3) Имелись так же слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест. 4) Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.
11. Прочитайте текст и выполните задания
Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть по-настоящему,
надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью.
Я уверял себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни... Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше. Я узнал, что осень смешала все чистые краски и нанесла их, как на холст, на далекие пространства земли и неба.
..Я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды кода лист отделяется от ветки. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле под ногами человека.
Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как
рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
(К.Г. Паустовский)
1) Озаглавьте текст . 2) Определите стиль и тип речи. Ответ аргументируйте.
3) Найдите в тексте тезис. Напишите, с помощью каких языковых средств автору удалось доказать его.
10 класс
1. Определите, какие фонетические явления встречаются в данных словах. Футбол, надпись, снизить.
2. Прочитайте заимствованные слова. Запишите в два столбика: 1) слова, в которых отсутствует смягчение согласного перед е; 2) слова, в которых смягчается согласный перед е.
Интервью, интерпретация, теорема, схема, демагог, демарш, стресс, кредо, бенефис, претендент, антенна, тембр, ремарка, термин.
З. Запишите как можно больше фразеологизмов со словом держать.
4.Докажите, что слово история многозначно. Составьте предложения с этим словом в разных значениях.
5. В стихотворении Я. Хелемского найдите слова с одним корнем. Объясните, как они образованы, Какое значение имеют эти слова для выражения идей стихотворения?
Узелок на память
Никаких не допускай уступок,
Даже в малом будь самим собой,
Побеждает именно поступок,
Зорко управляющий судьбой.
Целеустремлен и беспокоен
Каждый продолжающийся день,
Разные слова, единый корень -
Поступь,
Наступление,
Ступень.
Принимая веское решенье,
С вечным риском сочетая труд,
Помни:
Настоящее движенье
Люди поступательным зовут.
6. В русском языке слова из одной части речи могут переходить в другую. Как называется такой способ словообразования? Приведите примеры на каждый случай.
7. Определите синтаксическую функцию выделенных слов.
1)Я ль но свете всех милее, всех румяней и белее? (А.С. Пушкин)
2) Где силой нельзя, там надобна ухватка. (И А. Крылов)
3) В долгу ночь на ветке дремлет. (А.С. Пушкин)
4) Разговоры становились звонче. (А.С. Пушкин)
5) Предлинный хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (И.А. Крылов)
8. Расставьте знаки препинания. Определите, какое из двух предложений построено по схеме II: II и II. Придумайте и запишите аналогичный пример.
1) День сегодня будний рыбаков на реке нет и за Дружка я спокоен воровать рыбу и колбасу ему не у кого. (А.А. Зимин) 2) Вчера в лесу на солнечной полянке я учуял перемену погоды запел певчий дрозд и одновременно поднялась из весеннего рыжего праха желтая бабочка-лимонница. (М.М. Пришвин)
9. На основе данного текста составьте синтаксически антонимический текст.
Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
(По В.П.Астафьеву)
10. Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.
1) Литейный залили блузы и кепки. (В.В. Маяковский)
2) Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета. (А С. Пушкин)
З) В первый раз я от месяца греюсь, в первый раз от прохлады согрет. (С.А. Есенин)
4) Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками. (Ю.Олеша)
5) Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (А.П. Чехов)
11. Раскройте скобки и объясните написание не со словами.
(Не)обитаемый до сих пор остров, (не)объяснимый обстоятельствами поступок, (не)объяснимый автором поворот действия.
12. Прочитайте, как доктор технических наук, космонавт К. Феоктистов ответил на вопрос корреспондента: “Что считаете счастьем?”
Правильно избранную цель. Жизнь - это роскошный подарок природы, его нужно оправдать. Перед каждым человеком встает альтернатива: просто обеспечить свое существование или считать, что ты создан для чего - то большего. Естественный выход - стать на путь творчества, занять позицию самоутверждения. Один пишет свое имя на стене, другой - романы.
1) Как вы понимаете слова К. Феоктистова? Согласны ли вы с таким пониманием счастья?
2) Ответьте на вопрос: “Что такое счастье?” Сочинение должно быть аргументированным.
11 класс
- Составьте предложения с созвучными словами. Как называются такие слова?
- Безответный – безответственный.
- Добротный – добрый.
- Величавый – величественный.
- Найдите лишнее предложение.
Небо чисто. Солнце ласково. В комнате светло. Утро солнечно.
- Вставьте пропущенные согласные там, где это необходимо.
Кол..екция, кол..едж, бал..аст, ал..еть, кристалл..ьный, парал..ельный, ил..истый, гал..ерея.
- Приведите три примера фразеологических оборота, пришедших в литературный язык из речи столяров.
- Образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих слов-омонимов.
Пропуск (занятий) – пропуск (на работу), образ(в романе) – образ (в церкви), орден (награда) – орден (организация, община), учитель (преподаватель) – учитель (наставник).
- Укажите, какой частью речи является слово путем в приведенных ниже предложениях.
- Почта была доставлена водным путем.
- Разногласия были устранены путем переговоров.
- И слова-то путем не умеет молвить.
- Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза.
- Твой милый образ, незабвенный, он предо мной везде, всегда… (Ф.И.Тютчев)
- Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем… (М.Ю.Лермонтов)
- Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.П.Чехов)
- О, как мучительно тобою счастлив я… (А.С.Пушкин)
- Не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак ночной…(В.Я.Брюсов)
- Прочитайте текст, ответьте на вопрос и выполните задания.
И вот явился поэт ,который едва ли не с первых же своих юношеских стихов почувствовал неодолимое призвание стать “эхом русского народа”, рассказать – не человечеству сначала, а самому этому народу, что же он собой представляет, какие силы дремлют в нем, какие возможности скрыты в его духовных тайниках. Показать ему, прежде всего, как звучен, певуч, прекрасен русский язык, как он пластичен, как способен передать любые нюансы чувств и переживаний, любые переходы мысли, многообразные формы и поэтические интонации других народов… Мы все ощутили себя русскими с появлением Пушкина.
- Как характеризует автор русский язык? Назовите свойства русского языка.
- Выпишите из текста служебные части речи (в столбик), указывая рядом название части речи и морфологические особенности слова.
- Постройте словообразовательную цепочку к слову переживание.
- Выпишите из текста пять любых словосочетаний, различных по строению.
Вариант 2
9 класс
1. В приведённом рассказе о подвигах знаменитого барона Мюнхгаузена рас- ставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки, после чего перескажите содержание этого текста от третьего лица в одном предложении. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
(В)прочем в моей жизн.., бывали события и (по)страшнее чем встреча с волками.
Как(то) раз за мной погн...лась беш...(н, нн)ая собака. Я кинулся от неё (со)всех ног.
Но на пл.. .чах у меня была т.. .жёлая шуба которая мешала мне бежать.
Я .. .бросил её (на)бегу вбежал в дом и захлопнул за собой дверь. Шуба так и осталась ин улиц....
Беш.. .(н, нн)ая собака накинулась на неё и стала кусать её с яростью. Мой слуга выбежал из дому поднял шубу и повесил ее в том шкафу где в..села моя одежда..
На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит и... пуга(н, нн)ым голосом: - Вставайте! Вставайте! Ваша шуба в...бесилась!
Я вскак…ваю с постел... открываю шкаф –что(же) я вижу?! Все мои платья разорва(н,нн)ы в клочья! Слуга ок. ..зался прав моя бедная шуба в. ..бесилась так(как) вчера её и...кусала беш..(н, нн)ая собака. Шуба ярос(?)но набросилась на мой новый мундир и от него только л..скутки пол..тели.
Я схватил п.. .столет и выстр. ..лил. Беш...(н, нн)ая шуба мгнове(н, нн)0 затихла. Тогда я пр...казал моим людям св.. .зать её и повесить в о.. .дельном шкафу.
(С)тех пор она уже (н...)кого (н...)кусала и я над.. вал её (безо)всякой боязн... .
2. В тексте из предыдущего задания найдите:
А. Слова, в которых морфемы расположены не последовательно, а накладываются одна на другую (апплицируются).
Б. Существительные, имеющие более 6-ти традиционно выделяемых падежных форм.
В. Случаи употребления глагольных форм в переносном значении. Объясните, для чего автор использует этот прием.
Г. Фразеологизм. Подберите для него синонимичные фразеологизмы.
3. Какие из приведенных ниже слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.
Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло.
4. Найдите и исправьте ошибки в предложении. Объясните, в чем состояла ошибка и какие изменения вы внесли.
Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.
5. Заполните левый столбик таблицы подходящими словарными словами из данного ниже списка, вставляя пропущенные буквы.
Список литературы по теме | |
Доход от акций | |
Художественное произведение малого объема | |
Общий вид местности | |
Художественная литература | |
Изменение тела под действием внешних сил | |
Противостояние | |
Изъян, недостаток | |
Действие, результат | |
Обжалование | |
Выбор из двух возможностей | |
Сложная ситуация | |
Пояснительные замечания | |
Нехватка, недостаток чего либо | |
Короткое сатирическое стихотворение | |
Вежливый |
М..н..рал, б..(л,лл)..трист..ка, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д..(ф,фф)ект, библ..ография, ж..ргон, д..(ф,фф)ормация, д..ле(м,мм)а, к..(м,мм)енторий, эп..гра(м,мм)а, д..в..ден..ы, к..(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м..н..тюра, л..н(?)шафт, о(п,пп)..зиция, ап..(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д..(ф,фф)..цит.
6. Охарактеризуйте языковую ситуацию, описанную Пушкиным в приведенном отрывке из романа Евгений Онегин. Объясните значение выделенного слова.
Быть может, на беду мою,
Красавиц новых поколенье,
Журналов вняв молящий глас,
К грамматике приучит нас;
Стихи введут в употребленье;
Но я... какое дело мне?
Я верен буду старине.
Неправильный, небрежный лепет
Неточный выговор речей
По-прежнему сердечный трепет
Произведут в груди моей;
Раскаяться во мне нет силы,
Мне галлицизмы будут милы,
Как прошлой юности грехи,
Как Богдановича стихи.
7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру 1) Кажется, что ей не больше шестнадцати лет. 2) Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
10-11 класс
1. В приведённом ниже отрывке из поэмы Н.В. Гоголя “Мертвые души” расставь те пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
По стенам навеш...(н, нн)о было весьма тесно и бе...толково несколько картин: длинный пожелтевш.. .й гравюр какого(то) ср.. .жения с огромн..ми барабанами кричащ...ми солдатами в треугольных шляпах и тонущ...ми конями без стекла вставле(н, нн)ый в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми(же) кружками по углам. (В)ряд с ними зан...мала (пол)стены огромная почерневшая картина писа(н, нн)ая масл...(н, нн)ыми красками изобр...жавшая цветы фрукты разреза(н, нн)ый арбуз кабан...ю морду и в...севш.. .ю головою (в)низ утку. С середины потолка в..села люстра в холти(н, нн)ом мешке от пыли …делавшаяся похож...ю на ш...лковый кокон в котором сидит червяк. В углу комнаты была навал.. .(н, нн)а на полу куча того что (по)грубее и что (не)достойно лежать на столах. Что именно находилось в куче решить было трудно ибо пыли на ней было в таком изобили... что руки всякого к...савшегося становились похож...ми на перчатки; заметнее (про)чего высов. . . вался (от)туда отломле(н, нн)ый кусок деревя(н, нн)ой лопаты и старая подошва сапога. Никак нельзя было сказать чтобы в комнате сей об...тало живое существо если(бы) (н....)возв.. .щал его пр.. .быванье старый поноше(н, нн)ый колпак лежавший на столе. Пока он ра(с, сс)матрывал всё странное убранство отворилась боковая дверь и взошла та(же) самая ключница которую встретил он на дворе. Но тут увидел он что это был скорее ключник чем ключница ключница по крайней мере не бре...т бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной провол...ки какою чистят на конюшне лошадей.
2. В тексте из предыдущего задания:
А. Укажите устаревшие или звучащие архаично слова и выражения.
Б. Найдите слова, этимологически родственные словам: наперсток, шить и облако.
В. Сделайте полный синтаксический разбор 5-го предложения. Напишите части речи.
3. Прочитайте ещё один отрывок из поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвsе души”. О каком лингвистическом явлении идет в нём речь?
Еще нужно сказать, что дамы города N. отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: “я высморкалась”, “я вспотела”, “я плюнула”, а говорили: “я облегчила себе нос”, “я обошлась посредством платка”. Ни в каком случае нельзя было сказать: “этот стакан или эта тарелка воняет”. И даже нельзя сказать ничего такого, что бы подало намёк на это, а говорили вместо того: “этот стакан нехорошо ведет себя” или что-нибудь вроде этого. Чтоб ещё более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку, зато уж там, по-французски, другое дело: там позволялись такие слова, которые были гораздо пожёстче упомянутых.
4. Один древнегреческий разбойник укладывал схваченных им путников на специальное ложе, и тем, кому это ложе было велико, вытягивал ноги, а тем кому было мало - отрубал. Так и появилось из этой греческой легенды выражение. Назовите имя разбойника и выражение, с ним связанное. Объясните значение фразеологического оборота, составьте с ним предложение.
5. Какое слово в группе “лишнее”? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
6. В каких случаях русском языке, говоря о множестве предметов, употребляют форму единственного числа существительных?
7. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.
1. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного…
2. Не только женщины, желающие освободиться от ограничений, зависимости и добиться равных прав, добиваются…
З. О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят ...
4. О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении говорят…
5. О частых, непоследовательных изменениях расписания уроков или еще чего-нибудь мы скорее всего пренебрежительно скажем… 6. Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют..
7. Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете – значит…
Д...в...львация, с...б...рит, д...гр...дация, р..б...л...тация,
к....мпр...м...тировать, пр...ор...тет, л…т...ргический,
пл...г..ат, л..в...лас, п...н...гирик, с…п…р…тист,
…м…нс…пация, ч...х...рда, экв...в....лент.
8. Придумайте текст радиорекламы этимологического словаря русского языка.
Ключи
Вариант 1
9 класс
1. Мощь - существительное 3-го склонения, (шъ ) - непарный по мягкости.
Оценка: 0,5 балла.
2. Мрак - тьма - свет, жара - зной - холод, мощный - сильный — слабый.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. Умей владеть словом, так как слово может иметь не одно, а несколько значений “бочков”.
Оценка: 1 балл.
4. 1) Речонка, девчонка, печенка.
2) Отгадывать, заведовать, проведывать.
3) Алюминий, апелляция, галерея.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово, по 0,1 балла за верно указанное лишнее слово.
5. Батальон + н – батальон-н-ый - суффиксальный способ словообразования.
Дивизия + они - дивизи-онн-ый — суффиксальный способ словообразования.
Эти слова образованы одним способом при различных средствах образования.
Оценка: 1 балл.
6. Выкачанная из бака нефть- от выкачать, выкаченная из подвала бочка – от выкатить, выслушанные замечания - от выслушать. высушенные грибы — от высушить.
Страдательные причастия от глагола на - ать (-ять) образуются с помощью суффикса -нн-, а от глатолов на -еть, —ить с помощью суффикса –енн-.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово, 0,2 балла за обоснование.
7. 1) Хотя я и уважаю вас, но не могу выполнить вашу просьбу.
2) Он все равно не смог вернуться вовремя, хотя очень хотел.
Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.
8. 1)Деревья, цветы, птицы — все радовались дождю. 2) Все вокруг: деревья, цветы, птицы — радовались дождю.
Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.
9. 1)Сравнительные обороты с союзами как, как будто, точно, словно, что. Иной раз подстрелишь зайца, ранишь его в ногу, а он кричит, словно ребенок.
2) Сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.
3) Имя существительное в именительном падеже в роли именной части сказуемого. Пруд как зеркало.
4) Имя существительное в творительном падеже. Рожь стоит стеной по сторонам дороги.
5) Имя прилагательное или наречие в сравнительной степени. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней. Левый берег реки круче правого.
б) Обороты со словами подобный, похожий. В случаях, подобных описанному, следует руководствоваться законом.
7) Наречия, морфемный состав которых соответствует модели:
по-.. .ому, по-...ему, по-...и. Стремясь остаться незамеченными, мы передвигались по-кошачьи тихо.
Оценка: по 1 баллу за каждый названный способ и пример.
10. 1) Грамматическая ошибка. Глагол увидеть требует управляемого слова в винительном падеже. Союзное слово что в данном случае является прямым дополнением. Художник увидел то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.
2) Грамматическая ошибка в образовании деепричастия. А эти еще молодые, некрасивые березы стоят в лесу, отражаясь в луже.
З) Речевая (стилистическая) ошибка. Выражение имелись слухи звучит как канцеляризм. Ходили также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
4) Грамматическая ошибка. Действие, обозначенное деепричастием, должно относиться к тому же субъекту, к которому относится сказуемое. Читая данный текст, я получил очень приятное впечатление о характере главного героя. Когда я читал данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.
Оценка: по 0,5 балла за исправление каждой ошибки, по 0,5 балла за обоснование.
11. 1) Здравствуй, незнакомая осень!
Оценка: 0,2 балла.
2) Текст относится к стилю художественной литературы. Рассказ ведется от лица автора, который, повествуя, воздействует на наше, читательское, представление об осени. Текст построен в форме внутреннего монолога. Лексика в основном нейтральная, автор лишь прибегает к яркой метафоре (“осень смешала все чистые краски и нанесла их, как на холст”). Особо следует отметить композиционно- стилистическую единицу - абзац. Он членит текст на связанные логически и по смыслу части. Это текст рассуждение.
Оценка: по 0,2 балла за определение стиля и типа речи, 0,2 балла за аргументацию.
З) Тезисом в тексте служит предложение “Доя того чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни”. Как доказывается этот тезис? Автор уверил себя, пристально следил, всматривался и наконец узнал...
Оценка: 0,5 балла.
10 класс
1. Фу/д/бол- озвончение согласного, на(т)писать - оглушение согласного‚ (с,)низить — смягчение согласного.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
2. 1) Интервью, интерпретация, демарш, стресс, кредо, антенна, тембр: 2) теорема, схема, демагог, бенефис, претендент, ремарка, термин.
Оцемка: по 0,1 балла за каждое слово.
З. Держать в кубышке, держать в курсе, держать в мыслях, держать в уме, держать в черном теле, держать камень за пазухой, держать марку, держать на почтительном расстоянии, держать нос по ветру, держать пари, держать слово, держать себя в руках, держать ухо востро, держать ушки па макушке, держать язык за зубами.
()ценка:1 балл за пять примеров, по 0,1 балла за каждый последующий пример.
4. 1) действительность в ее развитии, движении. Законы истории не перепишешь.
2) Наука о развитии человеческого общества, Я заинтересовался историей Средних веков.
3) Ход развития, движения чего-нибудь. Я рассказал журналисту историю дружбы с отцом.
4) Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания.
История областного театра и областной писательской организации заинтересовала старшеклассников.
5) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. История об этом умалчивает.
6) Рассказ, повествование. У костра мы рассказывали смешные истории.
7) Происшествие, преимущественно неприятное, скандал.
Мои однокурсники попали в неприятную историю.
Оценка: по 0,2 балла за каждое значение, по 0,2 балла за каждое предложение.
5 Однокоренные слова: поступок, поступь, наступление, поступательное - образованы при помощи приставок и суффиксов. Эти слова раскрывают основную идею стихотворения: движение вперед.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово, 0,5 балла за объяснение.
6. Переход слов одной части речи в другую называется неморфологическим способом словообразования (морфолого-синтаксическим).
1) Суп едят столовой ложкой (прилагательное). — Я пообедаю в столовой (имя существительное).
2) Мы будем всю ночь стоять на карауле (имя существительное). — Караул, спасите! (междометие).
З) Первый год учится (порядковое числительное). — Иванов — первый (лучший) ученик (имя прилагательное).
4) Подтянутые резервы оказались весьма кстати (причастие). — Офицер имел подтянутый вид (имя прилагательное).
5) Я загорал, лежа на песке (деепричастие). — Читать лежа вредно (наречие).
6) Город можно обойти за день медленным шагом (имя существительное). Всадники ехали шагом (наречие).
7) Командир шел впереди (наречие). — Впереди колонны шел знаменосец (предлог).
8) Он писал ему часто, благодаря друга за поддержку (деепричастие). — Благодаря своевременной помощи сен не был сорван (предлог).
9) Что он сказал? (местоимение). — Он сказан, что завтра занят (союз).
10) Петр возвратился один (имя числительное). — Один Чичиков не навестил больного учителя (частица).
Оценка: 1 балл за верно указанный способ словообразования, по 0,2 балла за каждый пример.
7. 1. 2, 4 — именная часть составного сказуемого; 3, 5 — определение.
Оценка: но 0,2 балла за каждый правильный ответ.
8. 1) День сегодня будний, рыбаков на реке нет, и за Дружка я спокоен: воровать рыбу и колбасу ему не у кого. 2) Вчера в лесу на солнечной полянке я учуял перемену погоды: запел певчий дрозд и одновременно поднялась из весеннего рыжего праха желтая бабочка-лимонница.
По заданной схеме построено предложение 2.
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение, 0,2 балла за ответ на вопрос, 0,5 балла за свой пример.
9.
Стояла ночь, и впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он манил и звал, серебрясь и фосфорно зеленея; искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шустрой ящеркой, блик лунного света сулил знание неразгаданных тайн природы и всемирного бытия.
Ты начинал верить, чего-то с нетерпением ждать. От долгого наблюдения начинало казаться, что вот-вот теплоход настигнет живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.
Проходили минуты. Проходили часы. А отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на саму жизнь. И ты начинал думать, что поймешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия, спрятанную в лунном блике.
Оценка: З балла.
10. 1) Метонимия; 2) эпитет, олицетворение, 3) оксюморон;
4) метафора: 5) гипербола.
Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.
11. 1)Необитаемый — от обитать. Обитать кого/что нельзя — глагол непереходный и страдательных причастий у него не может быть. Следовательно, это не причастие, а прилагательное, и пишется оно с частицей не по правилам не для причастий, а для прилагательных: нет противопоставления, нет отрицательных слов, нет далеко не, отнюдь не и т. д. — пишется слитно.
2) Необъяснимый — от объяснить — глагол совершенного вила (несовершенный вид: объяснять — необъясняемый), значит, он не может иметь причастий настоящего времени, следовательно, то прилагательное, и пишется оно по правилам для прилагательных.
3) Не объясняемый — от объяснять - глагол несовершенного вида, переходный, следовательно, перед нами причастие, и пишется оно по правилам для причастий - раздельно, так как есть зависимое слово: не объясняемый автором.
Оценка: по 0,5 балла за каждый пример.
12. Оценка: до 5 баллов.
11 класс
- 1) Я прочитал роман о безответной любви. Вы приняли безответственное решение.
2) Ему подарили добротный полушубок. К нам приехали добрые друзья.
3) Поступь у нее такая величавая. Этот величественный монумент сохранился до наших дней.
Слова, ближние по звучанию, но различные по значению, называются паронимами.
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение, 0,2 балла за определение языкового явления.
2. В комнате светло. Это распространенное, односоставное, безличное предложение. Остальные предложения - двусоставные. Нераспространенные.
Оценка: 1 балл.
3. Коллекция, колледж, балласт, алеть, кристальный, параллельный. илистый, галерея.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
4. Ни сучка ни задоринки, снять стружку, разделать под орех
Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.
5. Пропуски — пропуска, образы - образа, ордена — ордены, учителя -учители.
Оценка: по 0,5 балла за каждую пару
6. 1) Имя существительное; 2) производный предлог; 3) наречие.
Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.
7. 2 и 5.
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение.
8. 1) Свойства русского языка: звучность, певучесть, пластичность, поэтичность.
Оценка: 1 балл.
2) и — союз, сочинительный, соединительный;
вот - частица, указательная;
едва ли не — частица;
с - предлог, непроизводный, относится: а) к существительному стихов. употреблен в родительном падеже, временной; б) к существительному появлением, употреблен в творительном падеже;
же - частица, усилительная;
а- союз, сочинительный, противительный;
в – предлог, непроизводный, относится к местоимению нем, употреблен с предложным падежом, пространственный.
Оценка: З балла.
З) Жить — пережить — переживать — переживание.
Оценка: 1 балл.
4) Почувствовать призвание (глагол + существительное), русский язык (прилагательное + существительное), рассказать сначала (глагол + наречие) нюансы чувств (существительное + существительное) скрыты в тайниках (причастие + существительное).
Оценка по 0,2 балла за каждое словосочетание.
Вариант 2
9 класс
- Впрочем, в моей жизни бывали события и пострашнее, чем встреча с волками.
Как-то раз за мной погналась бешеная собака.
Я кинулся от нее со всех ног.
Но на плечах у меня была тяжёлая шуба, которая мешала мне бежать.
Я сбросил её на бегу, вбежал в дом и захлопнул за собой дверь. Шуба так и осталась на улице.
Бешеная собака накинулась на нее и стала кусать её с яростью. Мой слуга выбежал из дому, поднял шубу и повесил ее в том шкафу, где висела моя одежда.
На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит испуганным голосом:
- Вставайте! Вставайте! Ваша шуба взбесилась!
Я вскакиваю с постели, открываю шкаф, - что же я вижу?? Все мои платья разорваны в клочья!
Слуга оказался прав: моя бедная шуба взбесилась, так как вчера её искусала бешеная собака.
Шуба яростно набросилась на мой новый мундир, и от него только лоскутки полетели.
Я схватил пистолет и выстрелил. Бешеная шуба мгновенно затихла. Тогда я приказал моим людям связать её и повесить в отдельном шкафу.
С тех пор она уже никого не кусала, и я надевал ее безо всякой боязни.
Пострашнее - имя прилагательное в сравнительной степени. Раз - наречие.
И - усилительная частица.
Утром - наречие.
Пор - имя существительное, н. ф. пора.
2. А. Слова, в которых морфемы расположены не последовательно, а накладываются одна на другую: вставайте (ве+ста+ва+й + те), вскакиваю (вс+скак+ива+ю). Так как в обоих случаях глагол называет действие, направленное вверх, которого приставка в- не имеет, следует выделять приставку вс- (вз-, вос-, воз-), как в глаголах взлетать, взбегать (по лестнице), вспрыгнуть, вскинуть.
Б. На бегу, б шкафу, из дому. Существительные 2-го склонения в предложном падеже должны иметь окончание е (о столе, шкафе, беге), однако у некоторых, в частности у слов шкаф и бег, есть ещё одна форма предложенного падежа с окончанием у. Аналогично в родительном падеже существительные 2-го склонения имеют окончание а (из стола, шкафа, дома), но у слова дом есть и вторая форма родительного падежа из дому. Наличие таких форм позволяет некоторым ученым считать, что у существительных в русском языке не 6 падежей, а больше: два родительных, два предложных плюс все остальные, итого восемь.
В. Случаи употребления глагольных форм в переносном значении: “На другой день рано утром он вбегает в мою спальню и кричит испуганным голосом:
- Вставайте! Вставайте! Ваша шуба взбесилась!
Я вскакиваю с постели, открываю шкаф, - что же я вижу?! Все мои платья разорваны в клочья!” Рассказ ведётся в прошедшем времен и, но в этих предложениях в значении прошедшего употреблены формы настоящего времени. Это придаёт повествованию стремительность, как бы приближая повествование к моменту речи.
Г. Кинулся со всех ног - во все лопатки, что есть духу, во весь дух, изо всех сил, во всю прыть и т. п. Допустимо квалифицировать как фразеологизм сочетание с тех пор.
З. Сокровище - от скрыть, крыть, крою (то, что скрыто); крышка - от крыть, накрыть (то, чем накрывают); покрывало - от покрыть, покрывать (то, чем покрывают); укрытие - от крыть, укрыть (то, где укрываются от чего-нибудь).
Слово кровавый происходит от слона кровь, а крыло - по-славянски крило, происходит от древнего праславянского корня, не родственного слову крыть.
4. Читая данный текст, я получил очень приятное впечатление о характере главного героя. - Когда я читал этот текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя. (Грамматическая ошибка. Действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к тому же субъекту, к которому относится сказуемое. Отредактировать неверную фразу можно либо преобразовав безличную основу в двусоставную, либо заменив деепричастный оборот придаточным времени.)
5. Библиография - список литературы по теме.
Дивиденды - доход от акций.
Миниатюра – художественное произведение малого объема. Ландшафт - общий вид местности.
Беллетристика - художественная литература.
Деформация - изменение тела под действием внешних сил. Оппозиция – противостояние.
Дефект - изъян, недостаток.
Эффект - действие, результат.
Апелляция - обжалование.
Дилемма - выбор из двух возможностей.
Проблема - сложная ситуация.
Комментарий - пояснительные замечания.
Дефицит - нехватка, недостаток чего-либо.
Эпиграмма - короткое сатирическое стихотворение.
Корректный – вежливый.
6. Пушкин в этом отрывке говорит о том, что современные ему
светские женщины не владеют нормами русского литературного языка, делая грамматические ошибки и используя галлицизмы - слова и выражения, заимствованные из французского языка. Однако автор “Евгения Онегина” не высказывает возмущения по этому поводу, наоборот: “как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю”, - признается он чуть выше.
7. 1) Кажется, что ей не больше шестнадцати лет. 2) Кажется, ей не больше шестнадцати лет.
Первое предложение сложноподчиненное с придаточным изъяснительным; второе - - простое, односоставное, безличное, осложненное вводным словом. Отсутствие союза во втором предложении разрушает подчинительную связь слова кажется с остальными словами (кажется что?) и переводит его в разряд вводных.
10-11 класс
По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный а раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметное прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежавший на столе. Пока он рассматривал всё странное убранство, отворилась боковая дверь и взошла та же самая ключница, которую встретил он на дворе. Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей.
2. А. Длинный пожелтевший гравюр - в современном языке гравюра женского рода;
сей - этой; взошла — то есть вошла, глагол взойти остался в современном языке только в значении “подняться вверх” (взошла: луна, морковка на грядке, группа альпинистов на вершину, опара для блинов).
Б.Наперсток – перст - перстчатый - перчатка; шить - подшить - подошва; облако – обволакивать - волок+у - проволаканать - проволока.
В.
мест. част. глагол предл. сущ.
Что именно находилось в куче,
простое глагольное места.
глагол глагол нареч союз сущ предл мест глагол предл мест сущ союз сущ
Решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки составное глагольное согл сост именное
мест прич глагол прил прдл сущ нареч прил всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего
согл несогл составное именное косв образа действия
глагол нареч прич сущ прил сущ союз прил сущ высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва просто глагольное места согл согл косв согл
сущ сапога . косв
Допустимый вариант разбора:
...отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога
согл согл несогл согл несогл
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи, состоит из двух блоков, соединенных бессоюзной связью. 1 блок - сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительным, причины и
следствия; 2 блок - простое, двусоставное предложение, осложнённое однородными.
что? почему? что из этого происходило?
(Что), (). (ибо), (что); ().
3. Речь в этом отрывке идет о табу — запрете на употребление какого-либо слова, связанном с религиозными, культурными, социально-политическими, этическими или эмоциональными причинами. В данном случае имеется этическая причина: слова, которые кажутся дамам города N. неприличными, заменяются допустимыми, с их точки зрения, эвфемизмами или французскими словами, которые в глазах дам, независимо от значения, являются принадлежностью высокого стиля.
4. Прокрустово ложе - то, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что - то.
5. “Лишнее” слово — сеятель, так как оно единственное является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевленный предмет.
6. В приложениях типа Щука в этой реке так и клюёт. Любите книгу - источник знаний существительные единственного числа обозначают совокупность предметов. Парадоксально, но единственным числом существительного выражается более полное количество предметов, чем множественным, так как такое существительное выступает как представитель всего, без исключений, класса однородных предметов.
7. 1. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного сибарит.
2. Не только женщины, желающие освободиться от ограничений, зависимости и добиться равных прав, добиваются эмансипации.
3. О литературном, музыкальном и ином творческом воровстве говорят плагиат.
4. О постепенном, но неуклонном ухудшении, разрушении, разрушении говорят деградация.
5. О частых, непоследовательных изменениях расписания уроков или еще чего-нибудь мы, скорее всего, пренебрежительно скажем чехарда.
6. Понижение официального курса бумажных денег по отношению к валюте называют девальвация.
7. Порочить кого-нибудь, выставлять в неблаговидном свете - значит компрометировать.
Заключение
Олимпиадные задания по русскому языку в рамках ценностного и деятельностного компонентов формируют устойчивый познавательный интерес к предмету, готовность к выбору профиля образования; учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, а также готовность к самообразованию и самовоспитанию. Задания олимпиад способствуют развитию основ саморегуляции в учебной и познавательной деятельности путём осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Список литературы
1.Грунина, Л.П. Готовимся к школьным олимпиадам по русскому языку. /Текст/: методическое пособие / Л.П.Грунина. Кемерово: Издательство КРИПК и ПРО, 2012.- 80с.
2.Казбек-Казиева,М.М. Школьные олимпиады .Русский язык. 5-11 классы /М.М.Казбек-Казиева.- 6-е изд.-М.: Айрис-пресс,2008.-192с.
3. Олимпиады по русскому языку и литературе:9-11 классы /Составители: Г.М. Вялкова, Т.А.Чернова. - М.: ВАКО, 2011.- 192с. (Мастерская учителя-словесника).
4.Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку: Книга для учителя /А.О.Орг.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2001.-158с.
5.Русский язык. Сборник. Программы общеобразовательных организаций. 10-11 классы. М.: Просвещение. 2013.- 96с.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...