Тема «Окончания слов»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Семёнова Светлана Вениаминовна

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_okonchaniya_slov.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема «Окончания слов»

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока: 

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, числительных, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока: 

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, числительных и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока: 

  • Компьютер, проектор.
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

 

Содержание урока:

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего
пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

http://festival.1september.ru/articles/565451/img1.gif

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

I. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Теоретическая зарядка
 

1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
2. Какая гласная "ведет" окончания 3-го склонения и на
-мя?
3. В каком падеже эта гласная употребляется в 1-м склонении?
4. У существительных каких склонений окончания предложного падежа совпадают? У каких -
, а у каких - ?
5. Какая гласная "не дружит" со 2-м склонением, а какая - с 3-м?
6. Какие особенности склонения существительных на
-ия, -ий и -ие?

Коллективные упражнения 

1. Комментированный диктант. 

Без ошибки, ошибка в изложениии, упражняться в вышиваниии, индейцы племени, в липовой аллее, у Марии на уроке, подберем для Вити, росли на веточке, в задании по биологии, вырастить на пустоши, к загорелому мальчишке, на лекциии в планетариии, подыграть на рояле, на белом тюле.

2. Подберите нужный предлог к слову в скобке. 

Предлагать (заметка), ошибиться (расчет), вспомнить (шепот), учиться (институт, гимназия), растения (гербарий), говорить (живопись), справиться (здоровье), упражнение (тетрадь), правило (имя прилагательное), касательное ранение (темя), рисунок (занавеска), повидло (вишня), мечтать (горячий картофель), колорадский жук (картошка)

3. Экспресс-диктант или тест (пишется только окончание слова). 

1. На карусели
2. В чащ
е
3. Из чащ
и
4. На воле
5. В роскош
и
6. В алюмини
и
7. Из Ази
и
8. В Заполярь
е
9. У знамен
и 

к Дарье
на Урал
е
о Кавказ
е
на здоровь
е
по алле
е
при участи
и
со стремен
и
две станци
и
о квитанци
и 

по химии
в математик
е
нет истори
и
в тетрад
и
по тетрадк
е
на площад
и
для молодеж
и
в Сибир
и
на топол
е 

4. "Четвертый лишний" (основание - склонение). 

А. Сарай, завод, тополь, юноша.
Б. Повидло, здоровье, иней, пение.
В. Степь, тюль, брошь, течь.
Г. Руль, путь, гвоздь, зверь.
Д. Аллея, армия, имя, змея.

5. Поставьте в родительный и предложный падежи (в словосочетании или с предлогом), выделите окончания. 

Любовь Ильинична, Заполярье, иллюстрация, Геннадий Фомич, вымя, запевала, задание, планетарий, Наталья Кузьминична, любовь, забытье.

6. Просклоняйте слова, записав их в "трудных падежах". 

Город Воронеж, Придонье, Дарья Фокиевна, Кондратий Ильич.

7. Запишите все 10 слов на -мя и путь в одном из падежей (р., д., п.) в сочетании с прилагательным. 

8. Выберите слова, у которых будут одинаковые окончания в р., д., п. падежах. 

Музей, рояль, пристань, бюллетень, картофель, рельс, сельдь, лилия, туннель, рея, магнолия, Евгения, Евгений, пламя, путь.

9. В скобках поставьте склонение и падеж существительного, допишите окончания, вставьте недостающие буквы. 

1) Грачи летят со своих зимних становищ(?), с юга Европ_ (___), из северных обл_стей Африк_ (___). 2) Бе_численное количество перелетных птиц сидит во время (___) урагана на палуб_ (___), на рубк_ (___), на снастях (___), точ(?)но вверяя в опас(?)ност_ (___) свою жизнь человеку. 3) И суровые моряки никогда (не)обидят их, (не)оскорбят их треп_тной доверчивост_ (___).

10. Сравните правописание окончаний: думаю о Наталье - думаю о Наталии. Чем объяснить разницу? Запишите в предложном падеже ед. числа слова: 

уменье - умение, безделье - безделие, Люба - Любовь, Лида - Лидия, Аксинья - Ксения, питье - питие.

11. Запишите данные существительные в три колонки: 1) с основой на согласную, 2) с основой на -е, 3) с основой на -и; обозначьте окончание. 

Аквариум, неделя, аллея, конница, биография, территория, батарея, крыша, авиация, оранжерея, свидетельство, заявление, учреждение, хозяйство, зрелище, предприятие, сор, ссора, гимназия, бумазея, мощь.

12. Распределительный диктант: окончание  или -е>/B< (можно по вариантам).> 

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытиии выставки. Присутствовать при беседе участницы экспедициии. Подниматься по лестнице башни. Побывать в башне крепости. Подойти к окраине деревни. Читать на веранде гостиницы. Лечиться в амбулатории при больнице. Встретиться на лекциии в музее. Деревья в легком инее. Бродить по отмели, видеть корабли на рейде, посвятить архитектуре и живописи. Отметить в постановлениии и отчете.

II. ГЛАГОЛ 

Теоретическая зарядка 

1. Вспомним рифмованное правило-помощник для определения спряжения глаголов, которое заучивало несколько поколений школьников:

Ко второму же спряженью отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, исключая брить, стелить,
А еще:
гнать, дышать, держать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
 

Какие же глаголы относятся к I спряжению?

2. Проспрягайте глаголы с ударными личными окончаниями глядеть и вести и назовите эти окончания для глаголов I и II спряжений.

3. Составим алгоритм действий в определении гласной в окончании глагола:

а) проверим, ударно или безударно окончание;
б) если безударно, то находим инфинитив глагола, сохранив вид его;
в) по гласной перед
-ть, помня исключения, определим спряжение;
г) в глаголах I спряжения будет гласная
, в 3-м л. мн. ч. - -у(-ю);
д) в глаголах II спряжения пишем
, в 3-м л. мн. ч. - -а(-я).

Коллективные упражнения 

1. Выборочный диктант: запишите глаголы настоящего и будущего времени, обозначив личные окончания, применяя алгоритм. 

1) Имеем - не ценим, потеряем - плачем. 2) Не для школы, а для жизни учимся. 3) Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 4) Глупый болтает, умный думает. 5) И сам тонет, и других топит. 6) Будешь вперед двигаться - горы одолеешь, а сиднем засядешь - ничего, кроме своей ямы, не выроешь. 7) Много захочешь - пораньше с постели вскочишь.

2. Поставьте следующие глаголы в 3-м лице множественного числа. 

Строить, бороться, колоть, сеять, гонять, гнать, присмотреться, тащить, таять, таить, склеить, надеяться, припаять, бормотать, лечить.

3. Определив спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы. 

Он ед_т, смотр_т, бор_тся, бре_тся, стел_т, плач_т, гон_т, хоч_т, подыш_т.

4. Продолжите таблицу по образцу: 

растаять - растаешь - растаете;
ненавидеть - ненавидишь - ненавидите.
Перегнать
продышаться
задержать
подстелить
услышать
развеять

5. Комментированное письмо. 

1) Где строишь, там и роешь. 2) Как постелешь, так и выспишься. 3) Конь вырвется - догонишь, слова сказанного не воротишь. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Одной рукой узла не завяжешь. 7) Розы колются, а осы жалятся. 8) Чего не поищешь, того и не сыщешь. 9) Что было - видим, что будет - увидим. 10) Грибы ищут - по лесу рыщут.

6. Запишите глаголы-исключения (кроме ненавидеть, обидеть, зависеть) с приставками вы-, по-, у- (какая подойдет) во 2-м и 3-м лицах мн. ч. 

Образец: повертите - повертят, выстелете - выстелют.

7. Определите спряжение глаголов, образующих видовые пары, запишите по образцу: появляться (несов., I спр.) - появляемся, появиться (сов., II спр.) - появимся.

Заявлять - заявить; составлять - составить; вспоминать - вспомнить; бросать - бросить; начинать - начать; помогать - помочь; отправлять - отправить; хватать - схватить.

8. Объясните различия в написании гласных в данных глаголах: 

Веял - веет, увидел - увидит, рассмотрел - рассмотрит, чувствовал - чувствует, Лелеял - Лелеет, расколол - расколет, выгнал - выгонит, завертел - завертит.

9. Определите спряжение глаголов бить, лететь, свистеть, печь, жить, спать. Присоединив приставку вы-, запишите их в форме 3-го лица ед. числа. 

Образец: грести - выгрести - выгребешь (гребёшь).

10. Расскажите, как можно определить спряжение глаголов, если: 

1. Личное окончание ударное.
2. Если есть приставка
вы-.
3. Если личное окончание безударное:

а) инфинитив оканчивается на -ить;
б) инфинитив оканчивается на
-еть, -ать;
в) инфинитив оканчивается на
-ыть, -оть, -ять и др.

11. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени, выделите гласные суффиксов и окончаний. 

Образец: видеть - видел - видит.

Обидеть, зависеть, посеять, развеять, потаять, лаять, чуять, взлелеять, раскаяться, маяться, надеяться, затеять, слышать, стлаться.

12. Запишите по образцу: думать (I спр.) - он думает, они думают. 

Находить, позволить, позволять, задышать, зависеть, согнать, разогнать, смотреть, высмотреть, рассмотреть, бороться, мыться, колоть, склеиться.

III. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Теоретическая зарядка
 

1. От чего зависят род, число и падеж прилагательного?

Вспомним сказку В.Бурмако об этом.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. "Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?" - догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело оно иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе - служба, вместе - и дружба!

2. Чем можно проверить окончание прилагательного?

3. Каковы особенности окончаний прилагательного мужского рода в им. падеже? Какие из них не проверяются вопросом?

4. В каких падежах совпадают окончания у прилагательных мужского и среднего рода?

5. В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

6. Что вы можете сказать об окончаниях прилагательных во множественном числе?

7. Чем отличаются основы прилагательных? Каким образом характер основы отражается на окончании? (-ом - -ем; -ую - -юю; -ым - -им)

Коллективные упражнения 

1. Выборочный диктант: запишите словосочетания сущ. + прилаг., окончания объясните. 

Мы выбрались в некошен_ луга. Сладк_ конск_ щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечн_ свет, затопивш_ рязанск_ дали, казался жидк_ медом. Мы дышали тепл_ воздухом пахуч_ трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики. Тускл_ серебром шумели над головой листья столетн_ ив. От травы тянуло запахом кувшинок и чист_ холодн_ воды. (К.Паустовский)

2. Объясните разницу в написании прилагательных. Весеним днем - о весенем настроении; в осеннюю пору - в голубую даль; дальнею дорогой - твердой рукой; передовым отрядом - в передовом отряде; о высоком мужчине - с высоким мужчиной.

3. Запишите словосочетания, обозначая ударения в именах прилагательных. Сделайте вывод о правописании о - е после шипящих в окончаниях. 

Свеж_го коржа, о неуклюж_м стороже, о чуж_й, пропаже, больш_го счастья, о больш_м ерше, о смуглолиц_й певице, о могуч_м дубе.

4. Выпишите словосочетания двумя группами: 1) с прилагательными в творительном падеже и 2) с прилагательными в предложном падеже. 

В аккуратн_ костюме, с ароматн_ кофе, с беззаботн_ видом, бережлив_ отношением, в беспредельн_ просторе, с громоздк_ шкафом, коричнев_ карандашом, с богатырск_ телосложением, в превосходн_ форме, серьезн_ музыкой, в зелен_ листве, сплошн_ стеной.

5. Допишите окончания, согласовав их с существительным в и.п. 

Горяч_ кофе, картофельн_ пюре, бел_ какаду, красив_ тюль, голуб_ эмаль, свободн_ такси, шоколадн_ эскимо, австралийск_ кенгуру, солдатск_ шинель, концертн_ рояль, громк_ туш, черн_ тушь.

6. Вставьте гласную в окончания, задав вопрос от существительного. 

Много звуков (в какОм?) в вечернем лесу. Поздн_й осенью срезают на огородах сочн_ю бел_ю капусту. Сняли в саду налит_ю пахуч_ю антоновку. В высок_е груды насыпана между рядами красн_я морковка и толст_я сладк_я репа. Травы и деревья поют последн_ю песню, хвалят щедр_ю землю, хвалят жарк_е солнце, хвалят тепл_е дожди. Пролетело жарк_е лето, прошла золот_я осень.

7. Выпишите из стихотворения сербского поэта Йовановича прилагательные с существительными, выделите окончания, объясните их написание. 

Маленький мальчик
В маленькой лодочке
В маленьком море плывет.
Маленький ветер
По маленьким волнам
Лодочку гонит вперед.

К маленькой гавани
В маленький город
Мальчик приплыл наконец.
Маленький парус
Спущен на мачте,
И маленькой сказке конец.

8. Устно просклоняйте вопросы притяжательных прилагательных чей, чья. Письменно просклоняйте волчий вой, паучья нить.

IV. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
Теоретическая зарядка
 

1. Какие числительные имеют те же окончания, что и существительные 3-го склонения?
2. В чем особенность склонения числительных
сорок, девяносто, сто?
3. Какие числительные имеют при склонении те же окончания, что и прилагательные?
4. Каковы особенности склонения числительных
полтора(ы) и полтораста?

Коллективные упражнения 

1. Поставьте данные словосочетания сначала в родительный, потом в творительный падеж. 

2 (преподаватель), 4 (трамвай), 8 (килограмм), 40 (телевизор), 60 (гектар), 704 (трактор), 800 (хозяйство), 76 (труженик), 5 (солдат), 648 (компьютер), 220 (библиотека), 33 (профессия).

2. Запишите словами в дательном падеже только такие числительные, которые имеют в своем составе корни -дцать-, -десят-, -сот-, -ст-. 

2, 11, 17, 20, 40, 50, 80, 90, 200, 400, 900, 1666.

3. Просклоняйте числительные: сорок, девяносто, сто. 

4. Запишите числительные вместе с существительными в указанном падеже. 

Четверо медвежат (р.), шестеро дежурных (д.), трое гимназистов (п.), пятеро ножниц (д., п.), восьмеро футболистов (р., т.).

5. Запишите, раскрыв скобки, поставив числительные оба, обе в нужном падеже (если возможно). Объясните, почему в некоторых случаях словосочетания образовать нельзя. 

(Оба, обе) брата, сестры, сына; сыновьями, щипцами, слонами; орлов, сутки, подругами, гимназисток, ножницами, коллега.

6. Просклоняйте числительное 492 864. 

7. Радиодиктор ведет репортаж с правительственного заседания: "Резолюцию принимали при отсутствии двести пятьдесят пять человек. Более сто шестьдесят человек воздержались. Резолюция принята две тысячи триста восемьдесят четыре человек". Речь уродлива. Прочтите предложения правильно. 

8. Поставьте в нужный падеж данные словосочетания, запишите словами. 

По 150 (гектар), на 22 (сентябрь), с 90,7 (пуд зерна), к (обе, оба) (страна), о 1,5 (сутки), с (обе, оба) (государство), между 16 и 19 (май).

9. Запишите словосочетания, заменяя количественные числительные порядковыми, ставя их и существительные в нужный падеж. 

(П.) 203 троллейбуса, (д.) 2011 гостиниц, (р.) 3 000 292 километра.

10. Из данного текста выпишите словосочетания "колич. числ. + сущ." с предлогами около, более и др. 

Перед революцией в России было около 140 тысяч хлебопекарен. В 1908 году этими пекарнями было выработано около 48 600 килограммов хлеба. В 1917 году выпекалось в сутки более 557 тонн, а через 15 лет, в 1932 году, - около 15 696 тонн хлеба.
Сейчас выпекается ежедневно более 30 миллионов тонн хлебобулочных изделий свыше 500 наименований.
Среднее суточное потребление хлеба в разных странах колеблется от 150 до 700 граммов (в нашей стране оно составляет примерно 350 граммов).

11. Вместо точек вставьте оба или обе в нужном падеже. 

1) С ... сестрами я дружу. 2) На ... стенах висели карты. 3) Хорошие отношения установились между ... странами, между ... государствами. 4) ..., брата и сестру, приняли в секцию. 5) Держись крепче ... руками. 6) У ... ребят отличные оценки. 7) Я горжусь ... друзьями.

12. Запишите каждое предложение, употребив одно из данных в скобках словосочетаний в нужном падеже. 

1) План выполнен на (1,5 месяца, три недели, 4 дня) раньше срока. 2) Поселок расположен в (150 километров, 44 версты) от райцентра. 3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, девяносто минут). 4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полторы недели, три декады, 54 дня).

13. От данных числительных и существительных образуйте сложные прилагательные и запишите их. 

7 лет, 8 этажей, 20 километров, 1 день, 19 мест, 4 мотора, 2 ковша, 2 горба, 5 знаков, 12 минут, 3 слоя, 6 вольт, 17 метров, 2 суток.

14. Запишите правильно числительные в данных предложениях. 

1) В книге около девяносто страниц. 2) В городе более восемьсот школ. 3) По обоим сторонам дороги расстилались поля. 4) В декабре тысяча восемьсот двадцать пятом году было восстание декабристов в России. 5) Трое школьниц отправлены на олимпиаду. 6) В печь загружают свыше восемьдесят пять килограммов теста. 7) Троими днями нам не управиться. 8) В полуторастах верстах лежало озеро Ильмень. 9) Полторы банок клея будет достаточно. 10) Две десятых литра нам не хватило до нормы.

15. Запишите словами "подсказку" для радиодиктора. 

1) Альбом с 678 иллюстрациями.

2) Квартир в 194 доме более 970.

3) Интересно, что банан достигает высоты 6-7 метров, а бамбук - 40.

III. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот.., юност.., беспечност.., лёгкост.. походк.., стройност.. тела... Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност.., лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст) ) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн.., то в кабинет.. мужа... (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн.., безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск... топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн.., а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

Карточки для контроля 

Карточка № 1 

Задание 1. Допишите окончания, обозначьте орфограмму. 

Внутрен_ борьбу, волнист_ тканью, в куц_ куртке, в стояч_ душн_ воздухе; пристань, усеянн_ рыбь_ чешуей; деревянн_ крыльями, в дальн_ углу, в длинн_ кафтане из толст_ сине_ сукна, гул ребячь_ голосов, над уснувш_ братом, в заснувш_ лесу, осенн_ ночи, ничь_ имени не знал, в зимн_ стужу.

Задание 2. Перепишите, заменяя числа словами. 

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8 753 отнимите 4 587. 3) Умножьте 918 на 67. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) 18 марта 1899 года в Ялте А.Чехов встретился с М.Горьким.

Задание 3. Запишите все глаголы-исключения в 3-м лице мн. числа. 

Карточка № 2 

Задание 1. Поставьте существительное в нужном падеже, выделите орфограмму. 

Работать в (розарий), рассказать о (новоселье), в (созвездие) Близнецов, жить в (Запорожье), участвовать в (радиопередача), подготовиться к (дискуссия), работать на (предприятие), отдыхать на (взморье), держать на (ладонь), отдать (Евдокия Петровна), пришить к (шинель), яркие краски (акварель), сидеть на (печь), спорить о (сценарий).

Задание 2. От данных глаголов образуйте глаголы 3-го лица мн. числа. 

Веять, клеить, увидеться, посеять, зависеть, выколоть, маяться, подышать, застелить, задержаться, чувствовать, обеспечить, брить.

Задание 3. Составьте и запишите словосочетания полторы версты и полтораста апельсинов в родительном и творительном падежах. 

Карточка № 3 

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните. 

В тенистой_ аллее_, у красного_ знамени_, в башне_ старой_ крепости_, на окраине_ городских_ территорие_, в безбрежном_ океане_, на мчащий_ся электричк_, в помещичь_ имени_, из плох_ семен_ не выраст_т добр_ племен_, причалить к качающ_ся пристан_, в открывш_ся планетари_, о Натали_ Аркадьевн_, от полянк_ к полянк_, у озябш_ дяденьк_, в летн_ полноч_, в школьной тетрадк_.

Задание 2. Выпишите из пословиц глаголы, обозначьте окончания. 

1) Не тот друг, кто медом маж_, а тот, кто правду скаж_. 2) По твоим делам о тебе суд_. 3) Кто служ_ Родине верно, тот исполняет долг примерно. 4) Горькое слово леч_, а сладкое - калеч_. 5) Как аукн_ся, так и откликн_ся. 6) Один и камень не сдвин_шь, а артелью и гору подним_шь. 7) Без труда не вын_шь и рыбку из пруда.

Карточка № 4 

Задание 1. Запишите все глаголы-исключения во 2-м лице мн. числа. 

Задание 2. Спишите, заменяя числа словами. 

1) Фруктовый сад разбит на 694 гектарах. 2) Пароход с 48168 пассажирами отошел от берега. 3) Умножьте 769 на 211, к полученному произведению прибавьте 4 496. 4) 31 января 1901 года состоялось первое представление пьесы Чехова "Три сестры".

Задание 3. Допишите окончания, обозначьте орфограмму. 

От резк_ пронизывающ_ ветра, согласн_ чмоканье по гряз_, по стерш_ся обочин_ дорог_, на видавш_ виды повозк_, на уставш_ лошад_, в темн_ пропахш_ мышами здани_, для приехавш_ Евген_ Фоминичн_, лись_ тропами пробираемся, на овечь_ подстилк_, в бычь_ глазу, чь_ мнениями интересу_сь.

Карточка № 5 

Задание 1. Исправьте для диктора ошибки в текстах. 

1) Книга с семьсот восемьдесят четырьмя страницами стоит на трехсотой первой полке. 2) Сосны живут до триста пятидесяти - четыреста лет и достигают тридцать - сорок метров. 3) Катеру 278, находящемуся на семьюдесятом километре, приказано стоять около полтора часа.

Задание 2. Поставьте прилагательные в нужную форму, обозначьте орфограмму. 

В (волчья) нору, на (птичий) базаре, считается (хороший, охотничий) местом, до (последний) косточки, за (бараний) боком, у (свой бывший) дома, за (дремучий) горой, по (окрестный помещичий) усадьбам.

Задание 3. Запишите все глаголы-исключения в 1-м лице мн. числа. 

Карточка № 6 1

Задание 1. Выпишите глаголы, выделив окончания, объясните их. 

1) Воду нося_ т ведрами. 2) Промышленность производи_т товары. 3) Хлеб молотя_т в поле. 4) Стены крася_т маляры. 5) Сено кося_т в июле. 6) Раны лечя_т врачи. 7) Известь гас_ят в глубоких ямах. 8) Ивы плачу_т над озером. 9) Дети хохоч_ут дружно. 10) Хозяйки прибира_ют комнаты, варя_т еду и нянча_т детей.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, объясните условие выбора гласной 

Служить в арми.., идти по аллее_, не встретить Марию_, находиться в здании_, играть на виолончел_е, заботиться о здоровье_, загорать на солнце_, оазисы в пустыне_, в минуты радости_ и печалеи_, о живописн_ ущель_, в постоянном_ движениеи_, купаться в водоеме_, идти по жизне_.

Задание 3. Запишите словами числительные. 

Первые микроскопы давали увеличение до 270 раз, а современные - до 3600 раз. К 21 году спортсмен достигает пика развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфограммы в окончаниях слов

Презентация к уроку "Орфограммы в окончаниях слов"...

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему: «Окончание как формообразующая морфема или как образуются формы слова с помощью окончания».

Данный конспект определяет сдедующие цели: формирование понятия окончания как изменяемой морфемы, служащей для связи слов и выражающей грамматические признаки части речи;развивать умение выделять...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Морфемика. Окончание слова. Основа"

Урок русского языка в 5 классе по программе и учебнику Е.А.Быстровой. В начале урока - орфоэпическая разминка, состоящая из 2 этапов: знакомство с новыми словами и угадывание по лексическому значению ...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение пройденного. Орфограммы в окончаниях слов"

Предложен материал для самостоятельного повторения пройденного....

Карточки "Орфограммы в окончаниях слов" (5 класс)

Безударная гласная в окончании имени существительного,  имени прилагательного, глагола....


 

Комментарии

Журавишкина Любовь Ипполитовна

Замечательный материал. Подойдёт не только для старших классов,но и для среднего звена. Спасибо.