Викторина "Умники и умницы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий викторины
1. Слово ведущим.
2. Разминка.
3. Первый тур – «Любители поэзии».
4. Второй тур – «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».
5. Третий тур – «Знакомые герои».
6. Подведение итогов.
1. 1 Ведущий:
- Мы рады приветствовать вас на литературной викторине «Умни-ки и умницы». Каждый человек с раннего детства должен стремиться к тому, чтобы стать умным, любознательным, сообразительным.
Цель нашей сегодняшней викторины заключается в том, чтобы вспомнить как можно больше сказок, стихов, произведений, их авторов и героев, а также ещё больше приблизиться к чтению.
Для начала проведём разминку. Конкурс называется «Вспомним детство золотое». Вспомним, кто и в какой сказке говорил следующие слова:
1. «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой».
(Иванушка-дурачок, рус. нар. Сказка «Сивка-бурка»).
2. «Сим-сим, открой дверь!»
(Али-баба, араб. сказка «Али-баба и сорок разбойников»).
3. «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-твое-му вели».
(Женя, В.Катаев «Цветик-семицветик»).
4. «Крекс Фекс Пекс!»
(Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
2 Ведущий:
-Конкурс, который мы проведём сейчас, называется «Удивитель-ные приключения». Отгадайте, в кого превращались или были заколдо-ваны сказочные герои?
1. Князь Гвидон ( в комара, в муху, в шмеля).
2. Красивый мальчик Якоб (в карлика).
3. Гадкий утёнок (в прекрасного лебедя).
4. Чудище из сказки «Аленький цветочек» (в принца).
5. Нильс (в крошечного человечка).
6. Братец Иванушка (в козлёнка).
7. Василиса Прекрасная (в лягушку).
1 Ведущий:
-Вспомним, какие волшебные средства были у сказочных героев:
1. У Буратино (золотой ключик).
2. У Незнайки (волшебная палочка).
3. У Маленького Мука (туфли и тросточка).
4. У Снежной Королевы (волшебное зеркало).
5. У Бабы Яги (метла).
6. У Кощея Бессмертного (яйцо с иглой).
7. У Кота (сапоги).
2 Ведущий:
-Скажите, на чём совершали свои путешествия следующие литературные герои:
1. На чём путешествовал Незнайка? (на воздушном шаре)
2. На чём впервые отправилась в волшебную страну Элли?
(В домике-вагончике, унесённом ураганом).
3. На чём прилетели в Индию Волька и Хоттабыч?
(На ковре-самолёте)
4. На чём попал в неприятельский лагерь барон Мюнхгаузен?
( На пушечном ядре)
5. На чём добрались до станции Простоквашино дядя Фёдор и
друзья? (На автобуе).
6. На чём плавал стойкий оловянный солдатик?
(На бумажном кораблике).
7. На чём отправился в путешествие Нильс, после того, как его
заколдовали? (Н гусе).
2. 1 Ведущий:
-Первый тур нашей викторины называется «Любители поэзии». Отгадайте, о ком говорится в следующих стихотворных строках:
Очень крепким он родился,
Только в бочке очутился.
Бояре бочку засмолили,
В океан её пустили.
Мчалась бочка по волнам,
Быстро рос ребёнок там,
Он волне морской молился
И на суше очутился.
Вышиб дно и вышел вон,
Звали как его…?
(Гвидон).
Угадайте-ка, ребята:
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошёл по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
(Гулливер).
Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот такая девочка,
Как она мила!
(Дюймовочка).
Чтоб друга верности спасти,
Ей полстраны пришлось пройти,
От разбойников бежать,
В снежной буре замерзать,
Через льды перебираться,
С королевою тягаться.
(Герда)
В его руках от счастья ключ,
И потому он так везуч!
На голове его колпак,
Но околпачен будет враг,
Злодею он покажет нос
И рассмешит его до слёз!
Его повсюду узнают!
Героя нашего зовут…
(Буратино).
Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает.
Хоть и дурья голова,
Печь его катает.
(Емеля).
2 Ведущий:
-Ну что ж, с загадками вы справились неплохо. А сейчас мы проведём такой конкурс. Уважаемые команды, в этом конкурсе вам будет зачитана строчка, а команда хором продолжает всё стихотворение или хотя бы четверостишие:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала б я полотна»
«Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
С ним одним она была
Добродушна, весела.
С ним приветлив глупила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце, скажи…»
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана.
Ведь были годы боевые,
Да говорят ещё какие.
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом,
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Мороз и солнце: день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
1 Ведущий:
-А теперь наш третий конкурс – конкурс чтецов.
3. 2 Ведущий:
-Второй тур нашей викторины будет проходить под названием «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».
Первый конкурс – продолжите поговорку:
Сорока на хвосте…(принесла).
Всяк кулик…(своё болото хвалит).
Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь).
Цыплят…(по осени считают).
1 Ведущий:
-Второй конкурс: ответьте на вопрос, вспомнив известную поговорку или пословицу.
1) Какой конь борозды не испортит? (Старый).
2) От чего лучше всего танцевать? (От печки).
3) Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).
4) Что не вырубишь топором? (Что написано пером).
5) Чем долг красен? (Платежом).
6) Когда приходит аппетит? (Во время еды).
7) Где черти водятся? (В тихом омуте).
8) В какие сани не следует садиться? (Не в свои).
2 Ведущий:
-Третий конкурс: командам раздаются половинки карточек, на каждой из которых написана половина пословицы – начало или конец. Каждая из команд должна собрать пословицу как можно быстрее. Объясните значение этих пословиц.
1 Ведущий:
-А сейчас мы посмотрим, какая из команд знает больше пословиц и поговорок. Вспомните известные вам пословицы и поговорки.
2 Ведущий:
-Прослушайте пословицы и найдите ошибку:
1. Аппетит проходит во время еды.
2. Город не тётка.
3. Есть ещё горох в гороховницах.
4. Ждать у горя погоды.
5. Комар косу не подточит.
6. Лес рубят – кепки летят.
7. Машу маслом не испортишь.
8. Тяжела ты, шашка Мономаха.
4. 1 Ведущий:
-Третий тур нашей викторины называется «Знакомые герои». Сейчас каждая из команд покажет нам домашние заготовки. Посмотрев инсценировку, команда-соперница должна назвать произведение и его автора.
(1 команда представляет инсценировку отрывка из рассказа «Хамелеон»; 2 команда – из рассказа «Лошадиная фамилия».
5. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математическая Игра "Умники иумницы"
игра "Умницы и умники", проведенная в 8-9 классах по математике....
Разработка внеклассного материала "Умники иумницы"
Разработка интеллектуальной игры "умники и умницы" представляет собой занимательный лингвистический материал, используемый во внеклассной работе (Неделя Русского языка)....
Внеклассное мероприятие "Умники иумницы"
В данном материале который проводиться в форме телевизионной игры «Умники и умницы» проводиться закрепление материала по трем предметам: математика, география и физика....