Рабочая программа по русскому языку для 7 класса по уч. Л.М. Рыбченковой
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Данная программа составлена на основе:
· примерной программы среднего (общего) образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);
· программы общеобразовательных учреждений. Русский язык (базовый уровень). Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2014. - 95 с.
Данная рабочая программа мотивирована тем, что она
Ø предназначена для обучающихся 7 класса и преподаётся на базовом уровне;
Ø рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
Ø построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
Ø способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
Ø обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
Ø учитывает тип и вид общеобразовательной школы № 23
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrovolskaya_rab._pr._rya_7_klass.docx | 97.98 КБ |
Предварительный просмотр:
КЕРЧЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 23
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Мыленко В.А. Протокол № ___ от «__» __________________2014___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Ведерникова Т.М. «__»________________2014___г. | «Утверждаю» Директор Катруха Н.И. Приказ № ___ от «__»_________________2014___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 7 класса
базовый уровень
Добровольской Ю.Р., учителя высшей квалификационной категории.
2014 год
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Адресность: тип и вид ОУ, определение класса обучающихся___________________________________________________________________________________ 3
- Концепция (основная идея) программы, обоснованность (актуальность, новизна, значимость), образовательная область данного учебного предмета_______________________________________________________________________________________ 6
- Цели и задачи учебного предмета_______________________________________________________________________________________ 9
- Срок реализации программы ____________________________________________________________________10
- Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы ____________11
- Предполагаемые результаты_____________________________________________________________________ 12
- Cистема оценки достижений обучающихся (инструментарий для оценивания результатов) _____________ 16
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ____________________________________________ 30
III. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ_________________________________ 42
1. Адресность программы
Данная программа составлена на основе:
- примерной программы среднего (общего) образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);
- программы общеобразовательных учреждений. Русский язык (базовый уровень). Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, - 2014. - 95 с.
Данная рабочая программа мотивирована тем, что она
- предназначена для обучающихся 7 класса и преподаётся на базовом уровне;
- рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- учитывает тип и вид общеобразовательной школы № 23
Технология модульного обучения, функционирующая в школе с 2009 года, характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершённостью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности.
Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.
Поскольку модульное обучение одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполаганиия и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Ведущая роль его сохраняется, но в рамках субъект-субъективных отношений в системе «учитель – ученик».
Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса строится с учётом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предмета в группы и циклы.
Модульная система организации учебно-воспитательного процесса посредством укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени предполагает движение ученика по схеме «всеобщее – общее – единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в другие циклы взаимосвязанной деятельности.
Многократно повторяющаяся учебная деятельность обучающихся в ходе самостоятельной работы на адекватном и индивидуализированном уровне сложности и трудности учебного материала переводит умения в навыки. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а ученик исполняет роль самостоятельного исследования последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определённой структуре знаний, умений и навыков.
Стуктурированное по модульному принципу учебное содержание, сотрудничество с учителем и взаимодействие с одноклассниками – три основополагающих фактора рефлексивного развития школьников средствами учебной деятельности.
Программный материал 7класса разработан в виде блоков, расстановка которых определяется показателем первичности, значимости и сложности художественных явлений, направлений, течений. Блочная система позволит обучающимся нагляднее представлять и глубже осмысливать особенности развития русского языка.
Программа составлена на основе примерной программы основного общего среднего образования по русскому языку, согласно учебному плану программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю).
В связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт РФ II поколения внесены изменения. Тема «Глагол» в 6 классе по украинским программам не изучалась, поэтому необходимо за счёт сокращения часов, отведённых на изучение раздела "Служебные части речи", с которыми обучающиеся 6 класса были ознакомлены, включить тему «Глагол» в программу 7 класса. Введено 15 часов на изучение темы «Глагол».
Количество часов: всего – 140 (68 модулей), 4 часа в неделю
Плановых уроков на изучение тем:
Повторение – 6 ч.
Глагол – 15 ч.
Причастие – 19 ч.
Деепричастие – 11 ч.
Наречие – 20 ч.
Союз – 10 ч.
Частица – 6 ч.
Предлог – 8 ч.
Междометие – 2 ч.
Категория состояния – 4 ч.
Повторение в конце года – 8 ч.
Количество контрольных работ распределено согласно объёму тематических блоков.
Количество контрольных работ по русскому языку в 7 классе - 8ч.
Формы контроля
Контрольные работы – 6 (2 диктанта)
Контрольное сочинение – 1
Контрольное изложение -- 1
2. Концепция, обоснованность, образовательная область программы
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы является компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в VII классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
3. Цели и задачи программы
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по синтаксису простого, простого осложненного, сложных предложений. А также повторение знаний по фонетике, лексике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Задачи:
- образовательные: освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- воспитательные: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- развивающие: совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- валеологические: создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению;
создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе и т. д)
4. Срок реализации программы – 2014/2015 учебный год.
5. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
В 7 классе в курсе русского языка изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А,В,С, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
В курс введены виды работ, направленные на усиление практической направленности школьного курса русского языка:
• работа с учебником, научно – популярной литературой, СМИ;
• практикумы
• работа с ресурсами Интернет
• учебные проекты
• элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;
• элементы развивающего обучения;
• диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом,
• анализ языкового материала, разного рода конструирование,
• работа с алгоритмами,
• работа с таблицей,
• тренинг, проверочные, контрольные работы,
• работа с учебником, фронтальный опрос,
• грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой,
• разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…),
• сочинение формата ЕГЭ,
• тест.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Количество часов по программе – 140, по учебному плану школы – 140 (70 модулей).
6. Предполагаемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса:
Знать/понимать:
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;
• Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста
• Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
• Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
• Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• Извлекать необходимую информацию из различных источников;
• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.
• Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
• Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
• Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами
• Содержание курса возможно увязки с гуманитарными и естественнонаучными знаниями, опоры на знания по истории, литературе, географии, иностранным языкам, искусствознанию, биологии и физике.
• Гуманизация содержания курса способствует включению информации лингвистического характера.
• Программа содержит отобранную в необходимых пределах в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, словообразования, синтаксиса и стилистики русского литературного языка; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся.
• Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Формы текущего и итогового контроля
Для текущего и итогового контроля используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, тестирование, самостоятельные, контрольные, творческие работы, зачеты, контрольно-измерительные материалы.
Контрольные работы проводятся как письменные, так и устные. А также на компьютере различные виды тестов он-лайн или тест – программы.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы у выпускников формируются также ключевые и метапредметные компетенции: коммуникативная, языковедческая, культуроведческая, ценностно- смысловые, учебно-познавательные компетенции, информационные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
По окончании 7 класса учащиеся должны:
знать
- определения основных изучаемых языковых единиц, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- Уметь производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой;
- Уметь производить морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи;
- Уметь производить синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- С помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- Находить в словах изученные орфограммы;
- Уметь обосновывать выбор изученной орфограммы;
- Правильно писать слова с изученными орфограммами;
- Находить и исправлять орфографические ошибки;
- Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе;
- Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания;
- Обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
- Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа;
- Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
- Описывать помещение, пейзаж;
- Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу;
- Уметь выступать по заданной теме.
7. Система оценки достижений обучающихся
(инструментарий для оценивания результатов)
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка | Критерии |
«5» | Ученик 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» | Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» | Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
«2» | Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
«1» | Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. |
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями.
Класс | Объём текста (количество слов) | Количество орфограмм | Количество пунктограмм | Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 | не более 7 слов |
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки: | К негрубым[1] относятся ошибки: |
|
(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
происхождения;
|
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка | Контрольная работа (диктант) | |
орфографические / пунктуационные ошибки | дополнительные задания (фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое) | |
«5» | 0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая) | выполнены верно все задания |
«4» | 2/2; или 1/3; или 0/4; 3/0 (если среди них есть однотипные) | правильно выполнено не менее ¾ заданий |
«3» | 4/4; или 3/5; или 0/7; в 5 кл. допускается: 5/4; 6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые) | правильно выполнено не менее половины заданий |
«2» | до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6 | не выполнено более половины заданий |
«1» | при большем количестве ошибок | не выполнено ни одно задание |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» — 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка | Критерии оценивания контрольного словарного диктанта | |||
«5» | нет ошибок | |||
«4» | 1-2 ошибки | |||
«3» | 3-4 ошибки | |||
«2» | 5-7 ошибок | |||
«1» | при большем количестве ошибок | |||
7класс | 25-30 слов |
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Класс | Примерный объём текста для подробного изложения | Примерный объём сочинений |
7 | 200 – 250 слов | 1,5 – 2 страницы |
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка | Содержание и речь ( 0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт) | Грамотность 0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0 гр.ош. |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается: 1 недочёт в содержании и — 1-2 речевых недочёта | Допускается: 1 – 0 – 0 или 0 – 1 – 0 или 0 – 0 – 1 |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается: 2 недочета в содержании — 3-4 речевых недочетов | Допускается: 2 – 2 – 0 или 1 – 3 – 0 или 0 – 4 – 2 |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается: 4 недочета в содержании — 5 речевых недочетов | Допускается: 4 – 4 – 0 или 3 – 5 – 0 или 0 – 7 – 4 в 6 классе: 5 – 4 – 4 |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено: 6 недочетов в содержании — до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 – 7 – 0 или 6 – 8 – 0 или 5 – 9 – 0 или 8 – 6 – 0 а также 7 грамматических ошибок |
«1» | В работе допущено: 7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов | имеется более 7 – 7 – 7 |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну,
а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при
3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках
или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3;
«3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.
При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
II. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Кор-рек- ция № | Тема модуля | Коли-чество часов | Дата | Коррек- ция даты | Виды деятельности обучающихся |
I семестр | ||||||
1 цикл | ||||||
Установочный модуль Русский язык в современном мире. Повторение изученного в 5 - 6 классах. | 2 | 02.09 | Устный пересказ прочитанного текста. Орфографический практикум. Элементы диалоговой, игровой работы в парах. Работа с деформированным текстом. | |||
Синтаксис и пунктуация. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. | 2 | 08.09 | Работа со словарной статьёй, с ресурсами Интернета. Составление опорных схем. Проведение теста-контроля. Схематический диктант. | |||
Система частей речи в русском языке. Проверочная работа по теме «Повторение изученного». | 2 | 09.09 | Работа в группах по опорными таблицами. Элементы лингвистического анализа текста. Диктант «Проверь себя». | |||
Глагол. Общее значение, морфологические признаки. Особые формы глагола. Синтаксическая роль глагола. Не с глаголом (повторение) | 2 | 15.09 | 16.09 | Работа со справочной литературой. Индивидуальные сообщения. Выполнение тренировочных тестов. Цифровой диктант. Работа с ресурсами Интернета. | ||
Неопределённая форма глагола. Совершенный и несовершенный вид глаголов. Переходные и непереходные глаголы. | 2 | 22.09 | Конспектирование текста презентации. Выборочный диктант. Выполнение практических заданий. Составление дидактического материала. | |||
Время глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени. Ь на конце глаголов 2 лица единственного лица. | 2 | 23.09 | Работа с ресурсами Интернета. Конспектирование текста презентации, работа в группах. Проверочный диктант. Орфографический практикум. | |||
I и II спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. | 2 | 29.09 | Изучение текста презентации, работа в группах по карточкам. Написание распределительного диктанта. | |||
Разноспрягаемые глаголы. Наклонение глаголов (изъявительное, условное, повелительное). | 2 | 30.09 | Индивидуальная и групповая работа по теоретическому материалу научной статьи учебника. Работа по карточкам. | |||
Образование и написание глаголов условного наклонения. Ь в глаголах повелительного наклонения. | 2 | 06.10 | Работа по опорным схемам. Тренировочные упражнения. Написание проверочной работы. | |||
Безличные глаголы. Способы образования глаголов. Правописание суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Морфологический разбор глагола. Обобщение и закрепление материала по теме «Глагол». Контрольная работа (тестовая работа) № 1 | 2 | 07.10
|
| Работа с теоретическими сведениями презентации. Устные ответы по опорным схемам. Выполнение грамматического разбора. Обобщение по опорным таблицам. Выполнение проблемных заданий. Написание контрольной работы. | ||
Анализ контрольной работы. Речь. Речевое общение. | 2 | 13.10 | за 15.09 | Выполнение анализа контрольной работы. Практикум по культуре общения. Работа с ресурсами Интернета. | ||
2 цикл | ||||||
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. | 2 | 13.10 | Работа по опорным схемам в творческой мастерской (сопоставительный грамматический анализ). Составление публичного выступления. | |||
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. | 2 | 14.10 | Пунктуационный анализ. Работа с ресурсами Интернета. Практическая работа по деформированным текстам . | |||
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. | 2 | 20.10 | Работа в группах по карточкам. Орфографический практикум. Выборочная работа по тестам художественных произведений. | |||
Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени. | 2 | 21.10 | Морфемный анализ причастий. Работа с таблицей. Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. | |||
Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. | 2 | 27.10 | Морфемный анализ причастий Работа с таблицей. Работа по опорным схемам. Составление собственных дидактических материалов. | |||
Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях. | 2 | 28.10 | Объяснительный диктант. Работа с ресурсами Интернета. Работа с деформированными текстами. | |||
Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных. Морфологический разбор причастия. | 2 | 03.11 | Орфографический практикум. Цифровой диктант. Работа с деформированными текстами. Работа с алгоритмами. Грамматический тренинг. Грамматический разбор. Создание собственных лингвистических сказок на данную тему. | |||
Правописание НЕ с причастиями. Правописание букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 2 | 10.11 | Объяснительный диктант. Работа с перфокартами по таблице. Тренировочные упражнения. Предупредительный диктант. | |||
Повторение по теме «Причастие». Контрольная работа (диктант) № 2 по теме «Причастие». | 2 | 11.11 | Обобщение по опорным таблицам. Индивидуальная и групповая работа с деформированными текстами. Написание контрольной работы | |||
3 цикл | ||||||
Анализ контрольной работы. Речевой этикет Функциональные разновидности языка. | 2 | 24.11 | Выполнение анализа контрольной работы. Работа со справочной литературой. Практическая работа с текстами разных стилей. | |||
Понятие о деепричастии. | 2 | 25.11 | Составление плана-конспекта лекции учителя. Создание устных и письменных текстов. Работа в группах по опорным материалам. | |||
Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. | 2 | 01.12 | Пунктуационный практикум. Составление опорных схем. Тренировочные упражнения. | |||
Пунктуация при деепричастном обороте. | 2 | 02.12 | Объяснительный диктант. Работа в парах с перфокартами. Работа с деформированными текстами. | |||
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. | 2 | 08.12 | Работа с таблицей. Объяснительный диктант. Грамматический разбор. Работа с деформированными текстами. | |||
Обобщение изученного по теме «Деепричастие». | 2 | 09.12 | Обобщение по опорным таблицам. Составление подробного устного и письменного пересказа научной статьи учебника. Работа по карточкам. Выполнение проверочной работы. | |||
Текст, его основная и дополнительная информации. Тезисы. Обучающее подробное изложение с элементами сочинения. | 2 | 15.12 | Работа над составлением плана, изучение текстов "клише". Написание сочинения. | |||
Контрольное изложение | 2 | 16.12 | Написание контрольного изложения. | |||
Анализ контрольного изложения. Рассуждение и его виды. Составление плана. Обучающее сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. | 2 | 22.12 | Выполнение анализа ошибок, допущенных в изложении. Работа со словарем. Составление плана. Написание сочинения. | |||
Повторение и обобщение темы "Деепричастие". Контрольная работа (диктант) № 3 по теме "Деепричастие" | 2 | 23.12 | Обобщение по опорным таблицам. Индивидуальные сообщения по теме. Работа по опорным схемам и таблицам в парах. Написание контрольной работы. | |||
Анализ контрольной работы. Составление сложного плана. Обучающее сочинение-описание (портрет). | 2 | Работа с текстом. Работа над составлением плана. Написание сочинения | ||||
II семестр | ||||||
4 цикл | ||||||
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. | 2 | Составление плана-конспекта теоретической статьи учебника. Работа с ресурсами Интернета. Тренировочные упражнения. Распределительный диктант. | ||||
Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. | 2 | Комплексный анализ текста. Практическая работа по учебнику. Грамматический разбор. | ||||
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о,-е. | 2 | Работа с ресурсами Интернета. Орфографический практикум. Предупредительный диктант. | ||||
Правописание букв Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | 2 | Составление собственных текстов на лингвистическую тему. Орфографический практикум. Работа в парах с перфокартами. | ||||
Правописание н и нн в наречиях на –о,-е. | 2 | Работа со справочной литературой ресурсов Интернета. Тренировочные упражнения по карточкам. | ||||
Правописание букв О и Е после шипящих на конце наречий. | 2 | Составление логического алгоритма правила. Тренировочные упражнения. Написание выборочного диктанта. | ||||
Правописание букв О и А на конце наречий с приставками из-, до-,с- | 2 | Индивидуальные сообщения по теме. Орфографический практикум. Диктант «Проверь себя». | ||||
Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Изучение с таблицы, составление дидактического материала. Орфографический практикум. | ||||
Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий. | 2 | Составление собственных текстов на заданную тему. Орфографический практикум. Выборочный диктант. | ||||
Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Наречие». Контрольная работа (тестовая работа) № 4 по теме «Наречие». | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Составление устных выступлений по теоретическому изученному материалу.Работа по опорным схемам. Написание контрольной работы. | ||||
Анализ контрольной работы. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. | 2 | Выполнение анализа контрольной работы. Написание обучающего сочинения. | ||||
5 цикл | ||||||
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. | 2 | Составление плана-конспекта лекции учителя.Работа с деформированными текстами. Грамматический анализ. | ||||
Закрепление по теме «Категория состояния» | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Работа с ресурсами Интернета. Практикум "Конструирование предложений". Объяснительный диктант. | ||||
Понятие об эпистолярном жанре. Обучающее сочинение в форме письма. | Работа с ресурсами Интернета. Написание обучающего сочинения. | |||||
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 2 | Работа с наглядным материалом учебника. Работа со схемами. Тренировочные упражнения | ||||
Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. | 2 | Орфографический практикум. Предупредительный диктант. Работа с деформированным текстом. | ||||
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | 2 | Орфографический практикум. Работа в группах. Составление дидакти ческого материала. | ||||
Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 2 | Работа с таблицей. Выборочный диктант. Индивидуальная работа по карточкам. | ||||
Союз как часть речи. Союзы простые и составные. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. | 2 | Изучение таблицы, схемы учебника. Написание объяснительного диктанта. Пунктуационный практикум. | ||||
Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза И в простом предложении с однородными членами и в сложном. | 2 | Работа со схемой в учебнике. Составление собственных текстов на тему модуля. Тренировочные упражнения. | ||||
Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | 2 | Работа с таблицей. Тренировочные упражнения. Грамматический практикум. Индивидуальная работа по карточкам. | ||||
Повторение по теме «Предлог и Союз». Контрольная работа (тестовые задания) № 5 по теме «Предлог и Союз». | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Работа с ресурсами Интернета. Орфографический практикум. Объяснительный диктант. Написание контрольной работы | ||||
6 цикл | ||||||
Анализ контрольной работы. Понятие о частице. | 2 | Выполнение анализа контрольной работы. Работа с ресурсами Интернета. Орфографический практикум. | ||||
Формообразующие частицы. Модальные частицы. Отрицательные частицы. Морфологический разбор частиц. | 2 | Работа с деформированными текстами, со схемой опорного конспекта. Составление лингвистических сказок по теме модуля. | ||||
Правописание приставки НЕ- и частицы НЕ с разными частями речи. | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Составление опорных схем. Конструирование предложений. Орфографический практикум. | ||||
Описание внешности. Контрольное сочинение. | 2 | Работа с текстами художественных произведений. Составление плана. Написание контрольного сочинения. | ||||
Повторение изученного о частицах. Проверочная работа по теме «Частицы». | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Индивидуальные сообщения по теме теоретических сведений о частицах. Написание проверочной работы. | ||||
Междометие как часть речи. Знаки препинания при междометиях. | 2 | Работа с ресурсами Интернета. Тренировочные упражнения, работа с текстом. Написание объяснительного диктанта. | ||||
Повторение и обобщение изученного. Контрольная работа № 6 (диктант). | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Устный и письменный пересказ теоретических сведений по теме. Индивидуальная работа с текстами. Написание контрольного диктанта. | ||||
Повторение именных частей речи. | 2 | Работа с деформированным текстом по карточкам. Обобщение по опорным таблицам. | ||||
Повторение основных орфограмм именных частей речи. | 2 | Работа в группах по карточкам. Орфографический практикум. Написание выборочного диктанта. | ||||
Основные орфограммы в глагольных формах. | 2 | Тренировочные упражнения. | ||||
Сжатое изложение.
| 2 | Практикум. Объяснительный диктант. Работа с ресурсами Интернета. Написание сжатого изложения. | ||||
Повторение и обобщение изученного. | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Практикум. | ||||
Обобщение изученного в 7 классе. | 2 | Обобщение по опорным таблицам. Работа с текстом. |
III. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Основная литература:
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2003.
- Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с.
- Тропкина Л. А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004. - 72 с.
Дополнительная литература:
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе».
- Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М. 1997.
- Сборник таблиц по русскому языку.
- Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2010. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2010. – 495 с.
- Фролова Т.Я. Русский язык в рисунках и схемах. Симферополь. 2005.
- Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
Интернет-ресурсы:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар.
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета "
[1] Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.5 класс. УМК авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе материалов рабочих программ по русскому языку для 5-9 классов. Авторы: Л.М.Рыбченкова, О.М. Александрова....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой, 70 ЧАСОВ ( по индивидуальному чебному плану)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов: 140 часов + 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной ...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авт...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М. Рыбченковой
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой в объеме 6 часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/
Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....