Причины отступления от литературного произношения
статья по русскому языку на тему

Чернер Ирина Витальевна

В статье рассматриваются  источники отклонения от норм литературного произношения: влияние орфографии, влияние диалектных особенностей, влияние родного языка (акцента) – для нерусских. Обосновываются причины  отклонений от норм  произношения в речи учащихся в школах с параллельным преподаванием  родного и русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Причины отступления от литературного произношения

                                                                                           Чернер Ирина Витальевна,                                                                                                                    

                                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                                                            Симеизского УВК Республика Крым

Нормы литературного произношения опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения. Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с XV- XVII вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров. К XIX в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.

Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения . Впервые вопросами стиля произношения занялся Л.В.Щерба, он выделил два стиля произношения:

1. Полный, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;

2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи.

В пределах этих стилей возможны различные их варианты. Современные произносительные нормы складывались постепенно на базе вариантного столкновения произношения в разных территориальных диалектах, в разных социальных группах и отчасти в разных стилях. Кроме того, различие вариантов может оцениваться и хронологически как младшая и старшая нормы. Новое произношение вытесняет старое, но зачастую и то и другое сосуществует довольно длительное время. На протяжении жизни  одного поколения трудно освободиться от произносительных особенностей своей среды, семьи.

Произносительные нормы фиксируются орфоэпическими   словарями, в задачу которых входит и отражение норм ударения. При установлении произносительных норм обычно учитывается соотношение фонетических и фонематических вариантов, последние отражаются и в орфографии (ср.: ноль и нульвалериана и валерьяна и др.). Причины изменения в произношении коренятся в действии внутренних законов языка - закона традиции, закона аналогии, а так же  влияние социальных факторов.

Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения: влияние орфографии, влияние диалектных особенностей, влияние родного языка (акцент) – для нерусских.

Отклонения от литературного произношения под влиянием орфографии объясняются тем, что не всегда имеется соответствие между буквенным и звуковым видом слова. Например:

1. В русской речи произносятся чётко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении утрачивают чёткость и подвергаются редукции. Гласные а и о в начале слова без ударения в первом предударном слоге произносятся как [а] : алень, апаздать (произносят олень, опоздать).

 2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произносится звук средний между [е] и [и]: иэзык, пиэро,чиэсы ( произносят язык, перо, часы).

3. Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода имеет в написании окончание с буквой г, а произносится в этой форме звук [в]: большого (произносят больш[овъ]).

4. Слова  типа конечно, что пишутся с буквой ч, а в произношении соответствует ей звук [ш]: конешно, што.  Под влиянием правописания произношение [шн] постепенно стало вытесняться произношением [чн].  В словах нового происхождения, особенно в словах, появившихся в советскую эпоху, произносится только [чн], ср.: многостаночный, поточный (метод). В современном языке [шн] произносится в следующих словах: конечно, скучно, яичница, пустяшный, скворечник, прачечная, перечница, в женских отчествах на –ична: Савви[шн]а, Ильини[шн]а.  В ряде слов произношение [шн] допускается наряду с [чн]: молочный и мол[шн]ый, пшени[шн]ый и пшеничный, лаво[шн]ик и лавочник, булочная и було[шн]ая .

5. Согласно норме сочетание букв -зж: уезжаю, вожжи  произносятся как двойное мягкое жьжь: уежьжьаю, вожьжи. Буквосочетание -зж, если з относится к приставке, произносится как  -жж (твердо): изжога- ижжога.

     Отклонения от литературного произношения под влиянием диалектных особенностей обоснованно территориальными особенностями говоров. Например:

  1. Допускается много отступлений от орфоэпических норм в употреблении гласных  -е или -о после мягких согласных под ударением.  Основным фонетическим законом, согласно  которому  в русском языке осуществлялось  изменение -е  в -о, является положение  перед твердыми согласными.  Поэтому  неверным  можно назвать  произношение    ударного гласного [ э] в таких словах, как расчесывать, дерн, черточка. Следует произносить: расч[о]сывать, д[о]рн, ч[о]рточка и т.п. 

 

 2. В конце слов в соответствии с написанием произносятся –сочетания мь, бь, вь - семь, восемь ( голупь,  любофь). Под влиянием говоров встречается ошибочное твердое произношение согласных (сем, восем).

3. В неопределенной форме глагола (улыбаться, заниматься, развиваться) на месте -ться по литературной норме произносится -цца (улыбацца, развивацца). Под влиянием говоров  часто ошибочно говорят так, как пишут (улыбаться, развиваться).

4. Суффикс – ся употребляется в глаголах после согласных звуков: смеялся, умывался, после согласных же употребляется вариант –сь: смеялась, умываласьСуффикс – ся, -сь по старой московской норме произносился твердо. В настоящее время господствующим стало произношение мягкого – сь: смеюсь, зажглась. Лишь на сцене культивируется архаичное для общего литературного языка твердое произношение звука [с] у возвратных глаголов. Однако – ся произносится твердо: смеялса.

5. Согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: смог-смо[к], друг-дру[к]. Произнесение в этом случае звука [х] рассматривается как диалектное. Исключение составляет слово Бог – Бо[х].

      Еще одна тенденция в области произносительных норм - это стирание особенностей территориального произношения. Объясняется это общими причинами - ростом общего образования, приближающего к единой литературной норме, а также влиянием средств массовой информации, особенно радио, телевидения.

Отклонения от норм литературного произношения под влиянием  родного языка часто происходит при параллельном изучении русского языка и родного. Учащиеся часто руководствуются орфоэпическими правилами украинского языка. До настоящего времени изучение русского языка в школах Крыма проводилось параллельно с изучением родного (украинского) языка в количественном соотношении уроков 1:2, что привело к отклонениям от норм литературного произношения среди учащихся. Например:

1.Безударные гласные[a],[o] в первом предударном слоге должны произноситься как [а]: в[а]да, с[а]рока (произносят в[о]да, с[о]рока).

2.Буква щ в русском языке обозначает долгий мягкий [ш]: шьшьука (произносят [шч]ука).

3. Согласный [ч] в русском языке в отличие от украинского всегда мягкий: ч[и]бис (произносят ч[ы]бис).

     Отклонения от литературного произношения могут быть связаны с индивидуальными произносительными дефектами, которые  затрагивают как произношение отдельных звуков, так и накладывающихся на всю речь говорящего, например диктора (монотонность, гнусавость и т. п.).

     Орфоэпические ошибки ( отклонения от литературного произношения) влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызвать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.

Список литературы:

 1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение: Учебное пособие для студентов пединститутов по спец. №2101 «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1984, § 5.

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке.- М.: Логос, 2003.

3. Круковер В.И. Орфоэпический словарь русского языка. - СПб.: Полиграф, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лирические отступления сельского учителя

Учитель - это особенная профессия. Сельский учитель = ответственность + пример нравственности. ...

Международный конкурс "Недаром помнит вся Россия" "Отступление Наполеона (октябрь-декабрь 1812 года)"

В моей презентации рассказывается о отступлении Наполеона. Как этот человек испугался нашего натиска, нашей Великой русской армии. Как наши солдаты уничтожили этого беспощадного противника. Я надеюсь ...

Проектная работа учащихся 6 класса "Причина появления разносклоняемых существительных в системе склонений современного русского литературного языка"

Изучение склонений современного русского литературного языка начинается еще в младших классах. В пятом классе знакомство с этой морфологической категорией существительного продолжается, но на уровне п...

Урок русского языка в 10 классе "Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке"

Изучение основных норм современного литературного произношения и ударения в русском языке.          ...

Литературное произношение и его нормы

Научиться правильно произносить трудные слова....

«Формирование литературного произношения и выразительного чтения на уроках литературы»

Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мыможем ему сделать....