Самостоятельная деятельность учащихся на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Шерудило Тамара Николаевна

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке русского языка с элементами дифференциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.rab_._zelenaya.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Над данной темой по самообразованию «Организация самостоятельной деятельности учащихся с элементами дифференциации» я работаю давно. Тема меня привлекает прежде всего тем, что я считаю, что ценны только те знания, которые получены в результате кропотливого труда. На уроках традиционного типа учитель чаще всего дает учащимся готовые знания и в дальнейшем работает над их закреплением. Такая форма обучения способствует тому, что часть учащихся просто «отсиживает» урок, соответственно, получает небольшое количество знаний. Организация самостоятельной работы с элементами разноуровневой дифференциации позволяет добиться максимальной активности учащихся в усвоении новых знаний и таким образом пс?! 1сить качественный уровень обучения русскому языку. Этот вид работы позволяет расширить сферу участия учащихся в ходе урока, каждый ученик может выступать как в роли учителя, так и в роли консультанта, что повышает заинтересованность в результатах учебного труда.

Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях процесса, в гом числе и в процессе усвоения нового материала. В результате возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях. Задания на уроках подбираю те, которые требуют размышления, сопоставления разных языковых фактов.

Перед началом урока на парты кладу или показываю через кодоскоп карточки, подсказывающие ход размышления, последовательность действий \ операций, и карточки, в которых дается или полный ответ, по образцу которого ученик готовит ответ, или только ключ к выполнению заданий.

Самостоятельную работу стараюсь организовывать так, чтобы учащиеся постоянно преодолевали посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей.

Среди проблем, над которыми работают коллективы школ, ведущее место занимает дифференциация. Меня эта проблема тоже не оставила равнодушной, поэтому с этого учебного года к теме по самообразованию я добавила элементы дифференциации. Проблема способностей чрезвычайно сложна. На своих уроках я исхожу из того, что даже не очень хорошо успевающие в школе учащиеся позже успешно решают жизненные, социальные и профессиональные задачи. В любом классе обучаются дети с различными качествами. Не вдаваясь в детальный их анализ, отмечу, что термины и характеристики «успеваемость», «обученность», и даже «обучаемость», являясь сложными интегральными, отражают положение ученика в конкретном учебном процессе. Моя точка зрения: типичный учебный процесс ориентирован на ту группу учащихся, учить которых легко в силу присущих им познавательных способностей. Их называют способными, их стиль познавательной деятельности считают образцом, под который стараются подогнать других школьников. Поскольку ученика втискивают в чуждый его стилю сценарий познавательного процесса, он, естественно, теряет интерес к учению, ибо испытывает насилие над собой. Тем самым теряется и важнейший компонент мотивации учения - познавательный интерес, основанный на успешной деятельности. Нет мотива, нет и деятельности. Нет деятельности, нет и результатов усвоения. Вот и готов порочный круг, репродуцирующий «неспособного» или «способного», но ленивого ученика. Я считаю гуманным такое обучение, при котором создается не облегченный вариант учебного процесса за счет редукции содержания или усвоения его только через игру, но такое, в котором ученик усваивает одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него познавательной ситуации.

На этапе усвоения нового материала я использую следующий метод: разбиваю класс на группы (постоянно меняющиеся), что позволяет комфортно и экономно с точки зрения учебного времени получить необходимые при индивидуальной познавательной деятельности результаты.

Каждой группе предлагаю план работы в виде списка заданий, которые выполняются по ходу объяснения учителя и при дальнейшей работе с учебником. Вопросы и задания, входящие в план работы, для разных групп представляются в различной форме, например, для группы, в которой учащиеся менее подготовлены, в формулировке вопроса содержится его же конкретизация, чтобы искусственно замедлить темп работы, а группе с более подготовленными учащимися предлагаю изложить новые знания, полученные в ходе урока. На этих уроках предполагается большая самостоятельность учащихся, поэтому каждая группа совместно выполняет предложенные задания, а учитель выступает в роли наблюдателя и при необходимости помощника. Для работы на уроке:

  1. группа
  1. Список вопросов (с косвенным указанием на ответ), на которые учащиеся отвечают во время рассказа учителя, а затем используют учебник.
  2. Упражнение с пропущенными буквами, с выделенным шрифтом, вставляемые буквы.
  1. группа
  1. Список вопросов, на которые учащиеся отвечают во время рассказа учителя, а затем используют учебник.
  2. Упражнение с пропущенными буквами.
  1. группа 1 .Задание.

Запишите, что вы узнали нового на уроке.

1.         

2.         

3.         и т.д.

2. Упражнение.

Стараюсь в каждом классе предлагать домашнее задание с элементами дифференциации. Делая это, я не имею в виду искусственное разделение учащихся на способных и неспособных. Я стремлюсь, чтобы хорошо подготовленные ученики получили возможность выполнять более сложные задания, а недостаточно подготовленные выполняли менее сложные задания, но постепенно повышали уровень свих знаний.

Как в сильном, так и в слабом классе на каждом уроке создаю условия для самоконтроля и взаимоконтроля. Очень большая эффективность применения на уроках кодоскопа. Это и взаимопроверка и самопроверка. К проверке на уроках привлекаются и консультанты. Особенно быстрым такой контроль получается при использовании лингвистических тренажеров: ученикам дается карточка с 8-10 заданиями. Среди предложенных ответов они должны указать правильный. По контрольной карточке консультанты в течение одной-двух минут могут проверить правильность выполненной работы.

Большую работу на уроках провожу по усвоению и овладению приемами запоминания словарных слов, помогаю детям развивать различные виды памяти. Видов памяти много. На уроках выбираю те, которые помогают нам овладеть приемами запоминания.

Предлагаю задание. Выберите варианты правильного написания: г(е,и)рань, ж(а,о)нглёр, г(а,о)рох, горища, в(е,и)ранда.

Как вы думаете, какой вид памяти помог вам в работе? (зрительная память, прием «фотографирования»),

А какой вид работы помогает развивать зрительную память? - Чтение. Психологи заметили, что мало читающие люди пишут безграмотно. Поэтому чем больше читаете, тем грамотнее пишете. Если чтение не помогает запоминать слова, то надо «включать» и другие способы запоминания. Органы речи по - своему запоминают слова и помогают писать их. Существует орфографическое проговаривание. Как нужно проговаривать правильно?

1. Вслух        

2. Отчетливо

3.Как слово пишется

Давайте потренируемся в таком проговаривании: величественный великолепный вермишель гиппопотам гимнастика дрожжи искусство

* Первый раз проговариваем громко, второй - тише, третий - про себя. Затем каждый учащийся записывает эти слова в тетрадь, диктуя себе.

Проговаривая и записывая слова, мы включаем в работу речедвигательную, слуховую память. Но есть и еще один вид памяти. - Какой?

Предлагаю тест: исключив речедвигательную, слуховую, зрительную память определите, как правильно пишутся слова: облако, яблоко. Что мы сделаем? Запишем слова, т.е. «включим» память руки, или рукодвигательную память. Рука запоминает движение и выводит на бумаге знакомые слова привычно, не требуя усилий на раздумья. Попробуйте потренировать руку, запишите несколько раз слова артиллерия экспресс одеколон

Если вы используете для запоминания трудных слов одновременно все виды памяти, то научитесь писать с такой легкостью, как будто рука пишет сама собой. Итак, вспомнили все виды памяти:

  1. зрительная
  2. речедвигательная
  3. слуховая
  4. рукодвигательная

Для одновременного развития всех видов памяти надо каждый день выполнять «зарядку» с одним - двумя предложениями. «Зарядку» выполняем по алгоритму:        

  1. Прочитай предложения вслух, ясно проговаривая слова
  2. Прочитай предложение про себя
  3. Посмотри внимательно на предложение, чтобы глаза его запомнили.
  4. Закрой глаза и мысленно представь или мысленно напиши каждое слово
  5. Запиши предложение в тетрадь, диктуя себе
  6. Проверь написанное

Быстрому и прочному запоминанию способствует самостоятельная творческая работа, например слова можно рифмовать. Предлагаю один из уроков, структура которого выглядит так:

 

I Организационный

Сообщение темы, цели урока.

Ориентирование по ЗУН. Рефлексия.

II Этап информации о д/з

Дифференциация

Мини-эссе. Выписать

                                                     из худ. лит. 10

                                                     предложений. Упр. 389

Устный ответ. Письменный ответ. Взаимопроверка.

Взаимооценка.

III Этап проверки д/з

Проверка ЗУН

IV Этап усвоения новых знаний

Отработка ЗУН

Знакомство с новым материалом.

 Осмысление нов. материала.

Закрепление. Практическая работа.

Работа по р/р. Контроль

за усвоением нового материала.


 Человек бывает человеком лишь тогда,

 когда он трудится.

И.Бекер

Тема: Цель: Задачи:

Междометие.

Познакомиться с междометием как частью речи.

  1. Образовательная: формировать умение находить в тексте междометия, учить умению употреблять в своей речи междометия, сформировать навык дефисного написания междометий.
  2.  Развивающая: развивать познавательный интерес к новой, неизвестной части речи, учить умелую выделять главное, существенное, формировать умение сравнивать, анализировать, выявлять эстетическую ценность данной речи.
  3.  Воспитательная: содействовать воспитанию вежливости, трудолюбия и других эстетических норм поведения.

Оборудование: магнитофон, кодоскоп, листы контроля, тесты, карточки.

План.

I. Запись д/з на выбор.

1 .Написать мини - эссе «Весеннее утро»; употребив междометия.

  1. Выписать        из худ. литературы 10 предложений с междометиями.
  2. Упр.        389

II. Постановка        темы, цели урока. Рефлексия.

III.Проверка д/з.

1.Устный ответ - взаимопроверка, рецензия.

2. Письменный ответ - взаимопроверка, взаимооценка на листах контроля.

Ох, трудны частицы!!

Но я справлюсь с вами

В написании!

1. Кто (бы) ты (н..) был, что (бы) (н..) делал, куда (бы) (н..) шел, с кем (бы) (н..) беседовал, где (бы) когда (бы) (н..) побывал, в какой (бы) трудной ситуации (и..) оказался, ты всегда должен оставаться человеком.

IV. Изучение нового материала.

Вам предстоит знакомство с удивительной частью речи.

Чтение стихотворения Е.Измайлова, записанного на доске.

Назовите известные вам части речи.

Что вы можете сказать о междометии?

Чтение § 59 по группам, выберите главное, существенное.

  1. группа - междометие как часть речи
  2. группа - производные и непроизводные междометия, правописание

междометий.

  1. группа - звукоподражательные слова. Делаем вывод, что узнали о междометии. Проговариваем друг другу.

V. Закрепление.

  1. упр. 390 - ком. по цепочке.
  2. Выборочный диктант по вариантам.

Из диктуемых предложений выписать:

  1. в. - междометия, выражающие чувства.
  2. в. - междометия, выражающие призыв, пробуждения. Ура! Мы ломим, гнутся шведы (А. Пушкин)

Эй, садись ко мне, дружок! (Н.Некрасов)

Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит. (М.Лермонтов)

Бай - бай! Закрой свои глазки. (А.Пушкин)

« Э, да ты мазунчик, как я вижу», - говорил Бульба. (Н.Гоголь)

Ох, тяжело, страдая в тайне в пустыне этой пропадать. (Т.Шевченко)

Ну, пошел же, ради бога. (Н.Некрасов)

Фронтальная проверка. Итог.

  1. Отдых - игра. Участники- два ученика подписывают междометия к рисункам.
  2. Много говорим о междометии, а нужны ли в нашей речи междометия, что они вносят в нашу речь?.

Вывод: Делают нашу речь яркой, образной, выразительной.

Выполнив следующее задание, потренируемся в употреблении в речи междометий.

Звучит классическая музыка. Прослушайте предложения. Будь всегда вежлив! Он хороший человек, вежливый. Что это значит? И кто это - вежливый человек? Вежливость, противопоставляется грубости, хамству. Самый вежливый это тот, кто при встрече всегда скажет «здравствуйте» И от этого капелька солнца прибавится в мире. А прощаясь, не забудет сказать: «До свидания!».

Самый вежливый всегда проявляет уважение к окружающим. Никогда не забудет за оказанную услугу сказать «спасибо!» и от этого на капельку радостней сделается жизнь. Хорошо, если бы уважение друг к другу стало повседневной нормой поведения. Можно ли эти предложения назвать текстом?

-Как можно озаглавить текст?

-В каком стиле он написан?

-Каков тип речи?

-Прослушайте еще раз, озаглавьте

Изложение - миниатюра

?

Прослушаем несколько работ, подчеркните междометия. 5. Тест - проверка новых знаний.

Тест.

1. В этом предложении есть междометие.

а)        Чему бы жизнь нас не учила, но сердце верит в чудеса.

б)        Чу, за тучей прогремела, принахмурилась земля.

в)        Не суйся в воду, не зная броду.

  1. В этом предложении есть звукоподражательные слова.

а)        Еду, еду в чистом поле, колокольчик дин - дин - дин.

б)        Ну-ну, подходите, не бойтесь.

в)        Рядом раздавалось негромкое ах.

  1. В этом предложении междометие производное

а)        Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!

б)        Здравствуйте, я ваша тетя!

в)        Боже мой, какая прелесть!

Самопроверка

VI. Итог урока.

Что мы знаем?

Определение междометия. +

Производные и непроизводные междометия. +

Правописание междометий. +

Что мы умеем?

Отличать междометия от самостоятельных и служебных частей речи. + Определять лексическое значение междометий. +

Употреблять междометия в речи. +

Комментирование оценок.

Рефлексия.

Благодарю за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - эффективное средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка

Проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению пр...

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

"Самостоятельная деятельность обучающихся на уроках русского языка как элемент ключевой образовательной компетенции"

Педагоги школ понимают, что современное образование не стоит на месте. Главное не передать сумму знаний, а формировать компетентность....

Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения"

Статья "Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием технологии разноуровнего обучения" (обобщение опыта)...