ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕЕПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Зимовнова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, станица Вешенская, Ростовская область
Предмет (направленность): русский
Возраст: 7 класс
Цели для учителя:
- дать характеристику общему грамматическому значению, морфологическим признакам причастия, его синтаксической роли, роли деепричастия в речи;
- формировать личностный интерес, активизировать ученика, совершенствовать навыки общения и поддерживать интерес;
Цели для ученика:
- должны знать/понимать характеристику деепричастия, отличать деепричастие от других частей речи, владеть синтаксическими нормами (построение предложений с деепричастным оборотом).
Литература: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений – М.: Просвещение, 2011.
- Оргмомент.
- Подготовка к восприятию новой темы.
Цель: повторить материал для его сравнения с новым материалом и выяснить непонятное.
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
Володя ходил взад и вперед, поглядывая на часы, висевшие над ним.
Во время разбора учащиеся приходят к выводу, что обстоятельство поглядывая выражено неизвестной частью речи, о которой сегодня и пойдет речь.
Учитель. Чтобы помочь вам в постановке цели и задач урока, выполним морфологический разбор причастия висевшие из разобранного предложения.
- Часы (какие?) висевшие - причастие.
- Морфологические признаки. Начальная форма - висевший; постоянные признаки: действительное, прошедшего времени; непостоянные признаки: в винительном падеже, во множественном числе.
- В предложении является определением.
- Постановка цели и задач вместе с учащимися.
Стадии | Действия учащихся | Цели |
| Учащиеся ставят вопрос: что я знаю по данной проблеме? Анализирует собственное знание и выводит, что он хочет знать или надо знать |
|
Учитель: В течение 5 минут на данном листе вы заполняете 2 графы.
Что я знаю о деепричастии? (Знаю)
| Что надо узнать о деепричастии? (Хочу узнать)
|
- Этап изучения новых знаний
Стадии | Действия учащихся | Цели |
Осмысление | Ученик под руководством учителя и с помощью своих товарищей ищет ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на стадии вызова, входит в непосредственный контакт с информацией (читает, слушает, смотрит, отвечает на вопросы, говорит) | Поддержка интереса, активности, создание условий для активного восприятия информации |
Учитель: Откройте учебник на с.76 (§26). Читаем теоретический материал про себя, затем учащиеся каждой «четверки» взаимообучают друг друга, по очереди выполняя роль учителя: задают вопросы по тексту и отвечают на них, объясняют, подводят итог и суммируют содержание.
- Закрепление
- Этап первичного закрепления (проговаривание)
Стадии | Действия учащихся | Цели |
Размышление | Обобщение того, что узнал по проблеме, присвоение полученной информации, суммирование и систематизация новой информации |
|
Работа с листами, заполнение пустых граф.
Знаю | Надо узнать (хочу узнать) | Узнал (а) |
|
| Что делая, что сделав, что сделавши? |
| Добавочное действие при основном | |
| – | |
| Вид (постоянный признак; не изменяется (непостоянный признак) | |
| Является обстоятельством | |
| Разграничивает действия подлежащего на основные и добавочные |
- Этап вторичного закрепления (проверка умений на практике)
- Упр.159 (разграничение основных действий и добавочных)
- а) Упр.160 (роль деепричастия в речи)
б) Вы еще не сталкивались с тем, что деепричастие так и ждут случая, чтобы «подставить ножку». Не ошибайтесь так, как ошибаются те, кто строят такие предложения.
Сидя на окне, проехала карета. Пообещав забежать вечером к Митьке, у меня вдруг изменились планы.
- Давайте исправим эти предложения, переведем их на нормальный язык.
- Помните, что главное свойство деепричастия заключается в том, что оно дополняет действие и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя – действующее лицо – подлежащее.
- Рефлексия «Лестница знаний» (отлично – все понял, средняя – есть затруднения, низшая – плохо понял)
Знаю | Не знаю | интересно |
- Итоги урока. Выставление оценок.
- Домашнее задание: §26 (лист), упр.161
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе 7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий
Тест с сайта Захаренковой...
Материал к уроку в 7 кл. на тему: "Деепричастие как часть речи. Морфологический разбор деепричастия"
План морфологического разбора деепричастия...
Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"
Проверочная работа "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...
Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.
Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...