Урок с использованием зарубежных технологий. Некрасов. Путешествие по железной дороге.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Захарова Елена Владимировна

урок с использованием зарубежных технологий

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Ф.И.______________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

Части произведения

Впечатления, ощущения, чувства.

Краски, цвета

По моему мнению, истинным создателем железной дороги был __________________________________________________________________

________________________________________________________________

Чувство гордости я испытываю за__________________________________,

потому что ______________________________________________________

________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Путешествие по «железной  дороге» Некрасова.

Урок по литературе. 6 класс

  1. Ребята, здравствуйте!  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. На чем вы любите путешествовать и что берем с собой в дорогу? Расскажите! А мне кажется, что не важно, на чем и куда. Важно – с кем! И вам я думаю, будет не скучно, ведь вы берете с собой своих лучших друзей!
  2. Раздается первый гудок.
  3. Давайте поприветствуем своих партнеров по плечу - столкнемся плечом, с партнерами по глазам - состыкуемся своими кулачками. Придумайте названия командам, рифмовки, связав их с произведениями, изученными ранее. Отвечает партнер №1.
  4. А сейчас мы попробуем  все вместе угадать название стихотворения, которое мы будем сегодня читать.  Посмотрите на картины. Какие ассоциации они у вас вызывают? 30сек. Отвечают участники №2.

http://www.artrussia.ru/pic_s/s196_400.jpg

 

  1. Стихотворения Некрасова называется «Железная дорога». Именно о нем пойдет речь на нашем уроке. Чтобы сформулировать тему урока, попробуем разгадать кроссворд. Это задание на скорость. Первая команда, разгадавшая кроссворд, называет ключевое слово. 2 мин.

Кроссворд

1) Автор стихотворения «Железная дорога». НеКрасов.

2) Название великой русской реки, которую прославил Некрасов. ВОлга.

3) Персонаж из рассказа Тургенева. МуМу

4) Автор романа «Дубровский». Пушкин

5) Название стихотворения Лермонтова. ЛистОк

6) Вот север, тучи нагоняя. Дохнул, … и вот сама. Завыл.

7) Стихотворный размер. ДактИль

8) Кого спас дед Мазай?  ЗайЦев.

9) Имя Дубровского. ВладИмир

10) …пришел к тебе с приветом. Я.

  1. Верно. Тема сегодняшнего урока «Композиция стихотворения Некрасова «Железная дорога». А цель: выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем суть каждой части. Мы работаем с путевыми заметками, где конспектируем все важные моменты анализа.
  2. Паровозный гудок. Работа с эпиграфом.

–Итак, в путь. Стихотворение начинается с эпиграфа. Что это?

На слайде эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Структура  Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

Задача: ответить на вопрос «В чем необычность эпиграфа и как его можно озаглавить?»

Алгоритм:

1.подумай;

2.напиши кратко  на листе

3. расскажи другим  в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)

- Отвечают на данный вопрос партнеры под номером №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

– Запишите название эпиграфа в путевой лист. Разговор отца и сына о строителях железной дороги.

  1. Паровозный гудок. Чтение учеником 1 части стихотворения.

Структура «Ол- райт –раунд-робин»

Задача: собрать как можно больше тропов - средств выразительности, создающих радостное настроение

Алгоритм.

•        1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет  пример

•        2этап. Каждый по очереди читает свой пример, кто слушает, тот  пишет черточку после своих примеров и добавляет   в свой лист  после черточки те примеры, которых  у него нет.

•        3 этап. Партнеры №4 читают всему классу примеры, которые были собраны в результате совместной работы команды.

 

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный

Безобразье в природе

Олицетворение - воздух бодрит

 Сравнение -  лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;  

Лечу я; по рельсам чугунным

Вывод: 1 часть - это пейзаж, изображение осенней природы за окнами вагонов. Записываем в путевой лист.

  1.  Анализ второй части.

 Движемся дальше. (Свисток.) Мы закроем учебники и попробуем угадать, о чем рассказывает нам 2 часть, используя структуру   «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)

Задача: Заполнить таблицу до чтения главы и после прочитать  2 часть стихотворения

Алгоритм:

1этап: работаем с утверждениями и ставим   плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)

2 этап - читаем 1 часть стихотворения

3 этап: выполняем работу и ставим  +, если согласны с утверждением и  - тире , если не согласны в графе «После».

4 этап -  объясняем свои ошибки у доски.

«До и после»

      До

-  или +        Утверждения

        После

+или  -

        «До и после»

      До

-  или +

Утверждения

После

+или  -

Рабочие пришли на строительство, чтобы заработать

Рабочие пришли на строительство от безысходности (от голода)

Многие рабочие умерли и похоронены здесь

Никто не погиб при строительстве железной дороги

Портрет строителя: больной, изможденный трудом мужик

Портрет строителя: статный, красивый крестьянин

Поэт учить Ваню уважать чтить и уважать труд рабочих.

Поэт выражает надежду на лучшее будущее народа

Какие утверждения вы отметили правильно, какие – нет??

Пишут на доске, объясняют партнеры №1.

Правильно  отметили

Неправильно отметили

Послушаем сообщение из истории, кто строил эту дорогу и в каких условиях, и запишем название части или посмотрим видеосюжет.  Читают партнеры №2.

На работы подрядчики нанимали как крепостных крестьян, так и государственных. Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян. Часть заработанных денег они должны были отдать помещику в качестве оброка. Государственный крестьянин заключал договор самостоятельно, но ввиду массовой неграмотности, зачастую не мог его прочесть и верил агенту на слово.

Большинство строителей вербовались на период с 1  мая по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках, реже в бараках.

Рабочий день длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. На земляных работах нормы выработки доходили до 9,2 м³ грунта в сутки вместе с его перемещением на определённое расстояние.

Контракты не предусматривали заработной платы, она определялась на месте для каждой артели, в зависимости от её специальности. В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на лазарет.

Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, невыход на работу, невыполнение нормы) рабочие отвечали друг за друга круговой порукой – деньги вычитались из заработка всей артели. Рабочий, в зависимости от выполняемой работы, мог заработать от 17 до 35 рублей за сезон при бесплатном питании.

Вывод в листы. Название: вся правда о строительстве железной дороги.

  1.  Танцевальная физкультминутка. В первую линию встают первые, вторые ученики, во вторую – 3, 4.
  2. Паровозный гудок. Чтение и анализ третьей части.

– Посмотрим, как будут развиваться события. Двигаемся дальше.

Структура  Тик-тэк-тоу: (30 сек.) Теперь напишите на листочках по 4 ключевых слова разных частей речи: генерал, смех, создают, разрушают и т.д. Положите в центр стола 9 карточек и постройте предложения   по вертикале, диагонали , горизонтали, формулируя основную мысль 3 части.

Читают партнеры №3.

Вывод.  Название: спор поэта и генерала. Для генерала  народ- варвар, скопище

пьяниц.

5) Чтение и анализ четвертой части.

Название. Бедные и богатые.

Структура постера. Как с помощью красок противопоставлены обеспеченные и бесправные люди? Ребятам предлагаются листы цветной бумаги и листы ватмана.

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Что вы узнали о строительстве железной дороги?

- Что мы еще не знаем о российской железной дороге?

 Тесты. Билетик на выход.

 Взаимопроверка.        

 Партнеры 1-2.

 Партнеры 3-4

1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

       1). Пейзажной лирике

       2). Философской лирике

       3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

        1). Повествовательные, описательные

        2)  Разговорные, описательные, повествовательные

        3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

       1) Родины и судьбы народа-труженика

       2) Труда и природы

       3) Будущего Родины и природы

 

4. Какие изобразительно - выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

       1)  Эпитет               2)  Метафора

        3)  Гипербола        4)  Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

      1) удивился

      2) захохотал

      3) возмутился

Вывод: Истинный строитель дороги народ - труженик.

Домашнее задание:

  1. 1,2 учащимся выучить из второй главы три последние строфы со слов: “Эту привычку к труду благородную…»
  2. 3,4 учащимся подготовить ответ на тему: «Композиция стихотворения Некрасова «Железная дорога»

        



Предварительный просмотр:

читать стихотворение

Ваня (в кучерском ярмячке)

Папаша! кто строил эту дорогу?

Папаша (В пальто на красной подкладке)

Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!

(разговор в вагоне)

1

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою…

2

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?

Вы мне позвольте при лунном сиянии

Правду ему показать.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —

Не по плечу одному!

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие — в страшной борьбе,

В жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу, восклицанья послышались грозные!

Топот и скрежет зубов;

Тень набежала на стекла морозные…

Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,

То сторонами бегут.

Слышишь ты пение?… «В ночь эту лунную,

Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…

Всё притерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

Всё ли нас, бедных, добром поминаете

Или забыли давно?…»

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки Волги, с Оки,

С разных концов государства великого —

Это всё! братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,

Ты уж не маленький!.. Волосом рус,

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Высокорослый, больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли; колтун в волосах;

Ямою грудь, что на заступ старательно

Изо дня в день налегала весь век…

Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:

Трудно свой хлеб добывал человек!

Не разогнул свою спину горбатую

Он и теперь еще: тупо молчит

И механически ржавой лопатою

Мерзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять…

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

3

В эту минуту свисток оглушительный

Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!

«Видел, папаша, я сон удивительный, —

Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

„Вот они — нашей дороги строители!..“»

Захохотал генерал!

«Был я недавно в стенах Ватикана,

По Колизею две ночи бродил,

Видел я в Вене святого Стефана,

Что же… всё это народ сотворил?

Вы извините мне смех этот дерзкий,

Логика ваша немножко дика.

Или для вас Аполлон Бельведерский

Хуже печного горшка?

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!»

— «Я говорю не для вас, а для Вани…»

Но генерал возражать не давал:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Впрочем, Ванюшей заняться пора;

Знаете, зрелищем смерти, печали

Детское сердце грешно возмущать.

Вы бы ребенку теперь показали

Светлую сторону…

4

— Рад показать!

Слушай, мой милый: труды роковые

Кончены — немец уж рельсы кладет.

Мертвые в землю зарыты; больные

Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…

Крепко затылки чесали они:

Каждый подрядчику должен остался,

Стали в копейку прогульные дни!

Всё заносили десятники в книжку —

Брал ли на баню, лежал ли больной.

«Может, и есть тут теперича лишку,

Да вот поди ты!..» — махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник,

Толстый, присадистый, красный, как медь,

Едет подрядчик по линии в праздник,

Едет работы свои посмотреть.

Праздный народ расступается чинно…

Пот отирает купчина с лица

И говорит, подбоченясь картинно:

«Ладно… нешто… молодца!.. молодца!..

С богом, теперь по домам, — проздравляю!

(Шапки долой — коли я говорю!)

Бочку рабочим вина выставляю

И — недоимку дарю…»

Кто-то «ура» закричал, Подхватили

Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:

С песней десятники бочку катили…

Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «ура» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал?..



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы 6 класс по теме: «Путешествие по «Железной дороге» Некрасова.

Этапы урока

Цель данного этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Время

1.Организационный момент

Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. На чем вы любите путешествовать и что берем с собой в дорогу?

Приветствие,

информационный настрой на урок.

Приветствие партнеров по плечу и партнеров по лицу.

В тетради записьпутевых заметок .

3 мин.

2.Актуализация знаний

Проверка знаний учащихся, выявление причин появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях.

Кроссворд

Вопросы:

1) Автор стихотворения «Железная дорога». НеКрасов.

2) Название великой русской реки, которую прославил Некрасов. ВОлга.

3) Персонаж из рассказа Тургенева. МуМу

4) Автор романа «Дубровский». Пушкин и др.

Первая команда, разгадавшая кроссворд, называет ключевое слово – тему урока

2 мин.

3.Мотивация.

Подготовить учащихся к восприятию нового материала, вызвать интерес к изучению новой темы.

Изучение стихотворения Некрасова «Железная дорога»

Посмотрите на картины. Какие ассоциации они у вас вызывают?

Рассуждают, выдвигают версии, оценивают  и анализируют ответы одноклассников, приходят к единому

1 мин.

1 мин.

1 мин.

4.Первичная проверка знаний и способов деятельности учащихся.

Развивать умение структурировать материал.

Понятия:

Композиция. Эпиграф.

Тема сегодняшнего урока «Композиция стихотворения Некрасова «Железная дорога». А цель: выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем суть каждой части. Мы работаем с путевыми заметками, где конспектируем все важные моменты анализа.

Структура  Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

Задача: ответить на вопрос «В чем необычность эпиграфа и как его можно озаглавить?»

Алгоритм:

1.подумай;

2.напиши кратко  на листе

3. расскажи другим  в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)

- Отвечают на данный вопрос партнеры под номером №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

2 мин.

5.Применение знаний и способов деятельности.

Перенос теоретических знаний на практические действия через групповую деятельность: обмен информацией посредством взаимоконтроля.

физкультминутка

Понятия:

Тропы, средства выразительности

Задача: собрать как можно больше тропов - средств выразительности, создающих радостное настроение

Структура «Ол- райт –раунд-робин»

Алгоритм.

•        1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет  пример

•        2этап. Каждый по очереди читает свой пример, кто слушает, тот  пишет черточку после своих примеров и добавляет   в свой лист  после черточки те примеры, которых  у него нет.

•        3 этап. Партнеры №4 читают всему классу примеры, которые были собраны в результате совместной работы команды.

 

Структура   «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)

Задача: Заполнить таблицу до чтения главы и после прочитать  2 часть стихотворения

Алгоритм:

1этап: работаем с утверждениями и ставим   плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)

2 этап - читаем 1 часть стихотворения

3 этап: выполняем работу и ставим  +, если согласны с утверждением и  - тире , если не согласны в графе «После».

4 этап -  объясняем свои ошибки у доски.

«До и после»

      До

-  или +        Утверждения

        После

+или  -

Структура  Тик-тэк-тоу: (30 сек.) Теперь напишите на листочках по 4 ключевых слова разных частей речи: генерал, смех, создают, разрушают и т.д. Положите в центр стола 9 карточек и постройте предложения   по вертикале, диагонали , горизонтали, формулируя основную мысль 3 части.

Читают партнеры №3.

2 мин.

3 мин.

5 мин

5мин

2 мин

6. Обобщение и систематизация знаний.

Закрепление и систематизация знаний.

Стихотворение состоит из 4 частей. В 4 части автор делаем вывод.

Структура постера. Как с помощью красок противопоставлены обеспеченные и бесправные люди? Ребятам предлагаются листы цветной бумаги и ватман.

Вывод: Истинный строитель дороги народ - труженик.

5 мин

 мин.

7.Подведение итогов, домашнее задание.

Обеспечить понимание личностно – значимых знаний в жизни обучающихся.

Воздействие человека на природу.

 Подведем итог урока.

- Что вы узнали о строительстве железной дороги?

- Что мы еще не знаем о российской железной дороге?

Рассуждают, делают выводы по уроку.

Запись домашнего задания в дневниках.

2 мин.

8.Выставление оценок

Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Рефлексия.

Выставление оценок по тестам (взаимопроверка)

Выставление оценок.

3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока с использованием информационных технологий в 5-м классе по математике по теме "Десятичные дроби" (Обобщающий урок-путешествие).

Урок демонстрационный : как использовать презентации на уроке.  На нём предложены приёмы контроля знаний учащихся  по темам “Сложение и вычитание десятичных дробей” и «Умножение десяти...

Путешествие по железной дороге

Инвентарь: баскетбольные мячи, мешки, обручи;Задачи: 1. Путешествие по железной дороге (повторение подвижных игр с элементами строя и гимнастики, эстафета с мячами).2. Развитие двигательных навы...

Разработка образовательного путешествия «Животные севера и юга» в Ленинградский Зоопарк для дошкольников. Использование инновационной технологии: образовательного путешествия для освоения дошкольником окружающего мира.

Образовательное путешествие - этот метод направлен на мотивацию и раскрытие творческого потенциала дошкольника в процессе освоения окружающего мира....

Путешествие по "Железной дороге" Н.Некрасова

урок литературы в 6 классе по поэме Н.А. "Железная дорога" Некрасова с элементами игровых технологий и технологий критического мыщления...

Методическая разработка урока литературы «Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»».

Описание разработкиЦели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Алексеевича Некрасова; расширить представление об исторической эпохе, в которую жил и творил Н. А. Некрасов; показать демок...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...

Урок с использованием кейс-технологий по теме "Путешествия" 9 кл

Данный урок может представлять интерес как для учителей английского языка, так и для учителей экономики, т.к. данный урок  не только практикует иностранный язык, но и учит детей планировать своё ...