Инновационный опыт на тему "Концепт как эвристическая единица языка"
опыты и эксперименты по русскому языку (10 класс) по теме

Левина Юлия Валентиновна

    В опыте дается определение концепта  как эвристической единице . Работа над словами-концептами имеет свои особенности,которые необходимо учитывать, проводя анализ их значений.

  Концепт многогранен и многозначен. В сознаниии современного человека концепт получает новые смыслы и выражения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_innovatsionnogo_opyta_-_kopiya.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация инновационного опыта на тему

«Концепт как эвристическая единица  в развитии творческих способностей школьников»

Изменения в социальной жизни страны, кризис в духовной сфере, потеря ценностных ориентаций, разрыв культуры и образования - всё это мы наблюдаем в век высоких информационных технологий. В этом контексте особенно актуально звучит призыв усилить гуманитарную основу образования. Клод Леви- Стросс  (французский этнолог, филолог) весьма точно отметил:  «21 век будет веком гуманитарных наук или его вовсе не будет».  Наша страна встретила 2014 год под знаком культуры. Следующий за ним год объявлен президентом РФ Годом литературы.

Культуру формируют творческие люди, с творческим, эвристическим  подходом. Формирование, креативных качеств, прежде всего, возлагается на школу, а именно в этом заключается инновационность  содержания ФГОС нового поколения. Ученые , учителя призваны искать и находить методы и приёмы обучения , отвечающие заявленным требованиям ФГОС .

Учителя обязаны давать больше возможности ученикам развивать активный познавательный инетерес, ибо  именно он направлен  на решение задач духовно- нравственного становления личности, преодоления фрагментарности  мышления, «клиповости» сознания современных школьников, как отмечает филолог Н.Л. Мишатина. именно  он помогает развивать творческие способности детей.

 Культура- язык – личность- это та триада, которая определяет основу изучения  русского языка и литературы. Обучение   русскому языку в школе, как показывает практика, сводится к  изучению его как системы правил и лингвистических понятий . С появлением  в 20 веке  такого направления в языкознании как лингвоконцептология, а шире- лингвокультурология, сам собой решился вопрос об овладении русским языком как  явлением культурного наследия. Основными понятиями в ЛК являются КОНЦЕПТ- Языковая картина мира и Языковая личность.И чем раньше школьники начнут овладевать знаниями , имеющими общекультурное значение,тем более четко и ясно будет представлена для него языковая картина мира

О концепте говорилось немало. В активное употребление  этот термин  входит в начале 90-ых годов .Существует несколько трактовок Концепта, но единого мнения в его определении до сих пор не сложилось, потому что Концепт многогранен и многозначен. По мнению лингвиста Ю.С.Степанова, концепт – «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… и посредством чего…рядовой человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее» .  

Некоторые исследователи отмечают, что Концепт-это «сжатая история» с переживаниями, с ассоциациями, с оценками.

Важно подчеркнуть, что какие бы определения не давали лингвисты  этому понятию, в нашем представлении и по мнению Н.Л.Мишатиной , Концепт- это эвристическая единица. Об этом говорила в своём выступлении  профессор Мишатина Н.Л.

Слово само по себе – это явление культуры, а язык –это дом бытия. Русский язык-это метафизический язык, это основа  национальной культуры. Изучать русский язык- это значит изучать русскую культуру, становится причастным к её продолжению. Именно об этом необходимо помнить учителю словесности и именно это вкладывать в пытливые умы своих учеников.

 Методика изучения концептов показалась нам органичной с точки зрения развития творческих способностей школьников, имеющая практическую значимость и ценность. С появлением учебной программы под редакцией Л.Г. Саяховой «Слово»,  в основе которой предполагается работа с концептами национальной культуры, возникла  идея накопления материала , связанного с изучением  мировоззренческих и художественных концептов.

Чем обусловлена наша позиция? В связи с введением в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе  такого вида работы, как написание сочинения –рассуждения на концептуальную тему. Например: «Что, по вашему мнению, значит милосердие, самовоспитание, сострадание, дружба».

 Школьник, отвечающий  на эти вопросы, будет руководствоваться, в первую очередь, своими представлениями об этих словах, будет отталкиваться от своих ассоциаций и эмоций , симпатий и антипатий. Но вслед за этим в его сознании возникнут образы ,связанные с тем, что об этих понятиях известно культуре(национальной или мировой), искусству слова. И заметьте, что без творческого подхода такую задачу не решить.

  За одним и тем же словом одного и того же языка в умах разных людей могут возникать разные концепты. Действительно, что К-это предмет эмоций, оценок, переживаний, это столкновение различных мнений.

Как же происходит знакомство детей с концептами? Оно может происходить как на уроках русского языка  , так и литературы. Как мы уже отметили, К-это эвристическая единица языка, которая , по сути, сама служит тому, чтобы не искать готовые ответы , дающие общие представления о слове, а именно путем  всестороннего поиска, путём анализа  и сравнения  находить то самое , что объединяет все представления , имеющиеся в арсенале национальных культур, художественного искусства А в итоге сподвигнет школьников создать свое представление  ,с учетом имеющихся, о слове –концепте .

 Пусть это будет небольшое эссе, но оно продумано, прочувствованно, оно глубоко , потому что материалом послужила сокровищница национальной культуры во всех её проявлениях. Пусть это будет небольшое стихотворение, но в нем – работа души, сердца, разума юного  человека. Несомненно, что при этом  необходимо объяснить , в чем  ценность его собственного труда, его успеха. Ведь результат его творческого  труда важен не только для самого ребенка, но и для окружающих людей.

Работу с концептами (или концептуальный анализ) можно начинать с уже имеющихся схем, алгоритмов ,но при этом важно учитывать возрастные особенности школьников, их личный  жизненный опыт и ,конечно же, читательский опыт. Предложенная Л.Г. Саяховой  идея концептуального анализа слова нам импонирует, мы попытались её расширить в некоторых аспектах .

Итак, чтобы получить представления о концепте, необходимо создать его ассоциативный портрет(задания: какие образы рисуются в вашем сознании, когда произносим слово-концепт, какие  эмоции вызывает у вас это слово, опишите их, напишите несколько словосочетаний, предложений, связанных   с вашими ассоциациями.)

 Далее необходимо создать словесный портрет(  выяснение ЛЗ слова, его этимологии , поиск близких по значению слов, однокоренных слов)   Задания: Дайте собственное определение слову –концепту, сравните ваше определение со статьей в словарях, в чем сходство вашей точки  зрения  и значения , данного в словаре, в чем различие, можно ли дополнить словарную статью вашим представлением о слове- концепте, многозначное ли слово, составьте 2-3 предложения, используя многозначность  предложенного слова- концепта.

Нельзя представить анализ концепта без выяснения этимологии слова (задания: выяснить этимологическое значение слова в словаре, знакома ли вам история происхождения слова, расскажите, что вас поразило в этимологии слова, напишите сочинение –этюд о происхождении слова)

Следующий этап –это собственно творческий, в котором школьники пытаются осмыслить значение слова с точки зрения его бытования в УНТ, в несвободных словосочетаниях, в крылатых выражениях.(задания: найти пословицы и поговорки со словом- концептом, сравнить пословицы разных народов  с одним и тем же словом-концептом, какое представление создалось у наших предков о слове «работа», «добро и зло», напишите рассказ на основе пословиц)  Выясняя смысл пословиц, рассуждая о их значимости, сравнивая пословицы разных народов,  мы пытаемся    приобщить школьников к духовному, культурному  опыту народа, стараемся пробудить интерес к сокровищнице слова и , конечно же, к распространению и использованию пословиц в речи.  

 Во фразеологии скрыты самые точные , яркие , насыщенные смыслом представления о словах- концептах (задания: объясните смысл фразеологизма, в связи с чем  появился данный фразеологизм, нарисуйте словесную , образную картинку фразеологизма, составьте текст на основе фразеологизма )

Поэтапно складывая, как пазлы, все имеющиеся представления о слове- концепте, школьники формируют  своеобразную копилку о нём. С каждым этапом смыслы нарастают, обогащаются. На данном этапе совершенно уместным будет привлечение к анализу концепта смежных видов искусств: музыка, живопись, декоративно-прикладное творчество. Такая интеграция способствует целостному восприятию и пониманию концепта. Г. Гейне однажды произнес фразу, которая стала крылатой: «Музыка начинается там, где кончается слово..» Мы можем добавить, что музыка продолжается в слове, живет в нем.

Самым важным в процессе исследования концептов  является работа с текстом. Текст в данном случае являет собой образец эстетического, нравственного, культурного объекта.

В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только  чувством и не может быть объяснено умом». Все представления о миропонимании вложено в  художественный текст.

Анализируя  художественный текст , мы приходим к пониманию о том, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В этом смысле роль  концепта  неоспорима.

Это сложный этап. Существует бесконечное множество  исследований по анализу текста, но самое важное , что необходимо донести  до юных читателей, -это ценность переживаемых чувств, эмоций, которыми наполнен художественный текст.

Проводя исследовательскую работу над текстом, необходимо определиться с целью изучения концепта в данном тексте. Возможно, нам необходимо будет определить именно авторское понимание данного концепта, а возможно, что наше понимание совпадет или не совпадет с авторской позицией.  На уроках мы пытаемся объяснить, что существуют мировоззренческие концепты, о которых человек говорит, размышляет,  исходя из личного опыта, отталкиваясь от впечатления , оставленного от прочитанной книги, от просмотра фильма, спектакля и прочее. Есть и другие концепты – это художественные, рожденные пониманием  определенного автора  Они могут преобразовываться, изменяться, углубляться, обогащаться  в связи с различными этапами жизни и творчества писателя или поэта. Так, например, Концепт «Родина» у Есенина совершенно отличается в раннем периоде, где он, окрыленный, говорит о ней неологизмами, и в зрелом творческом возрасте, где больше всего грусти, ноток жалости и сострадания.

Что может побудить к творчеству на данном этапе? Это приобретение новых знаний, приобщение к непреходящим общечеловеческим ценностям. . Это пополнение копилки о концепте как о культурном явлении, это понимание того, что представления каждого из нас о том или ином концепте -это пусть малая, но доля в обогащении культурных концептов.  

На данном этапе анализ концепта - это простор для фантазии , творческого вдохновения.  Уместными  будут такие виды творческих заданий, как составление ассоциативных рядов слов – концептов до и после прочтения художественного произведения,( привести пример со стихотворением) письмо к слову-концепту, в котором школьники рассказывают о своих переживаниях, дают оценку  слову- концепту. Если в примером  текста является притча, то возможно её продолжение, или объяснение.(пример притчи о лягушках, об уделах народов, Напишите свой портрет к слову «милосердие», придумайте символ дл я обозначения концепта «счастье»)

Используя методику концептуального анализа, где важным звеном является эвристичность концепта, мы провели  констатирующий  эксперимент среди учащихся 9 классов, т.к.  данный школьный  период  связан с интенсивным формированием ценностных ориентиров, в ходе которого было выявлено, что ценности эстетического и созидательного характера («творчество,» «красота», «музыка») находятся на крайне низком уровне в иерархии ценностей 9-ов, больше преобладают ценности ,связанные с личной жизнью конкретного человека и являются прагматично направленными(«материально обеспеченная жизнь», «карьера», «удовольствия»)

Также  было предложено в рамках КЭ провести Ассоциативный эксперимент, который показал, что 9-ки стихийно рассуждают о таких понятиях, как Добро, Истина, Милосердие, в их размышлениях малая доля обращения к текстам худо-ой литературы, к историческим экскурсам, к достижениям мировой культуры., не пролсеживается связи между их личными переживанимя и теми, котроыми наполнены тексты худ-ой литры.

Всё это дало возможность  для использования интегрированных уроков(л.и р.я.), где основным было изучение концептов художественных и культурных(Н-р это отразилось в исследовательских работах по темам «М и Т в произведениях русской и башкирской словесности»,  Концепт «Творчество», Концепт «русская душа», «счастье и слёзы» ).

 Промежуточный анализ эссе как личного творчества  по концепту «душа» показал ,что школьники стремятся определить значимость для себя концепта «душа»  и неприятие его антипода- «равнодушие.» Хотя глубокого анализа не наблюдалось. Возможно, это связано с невысоким  уровнем владения материалом и пока еще отсутствием понимания важности этой темы для большинства учащихся. Отметим, что учащиеся не привели в пример цитаты и высказывания  или ссылки на данный концепт из художественной литературы.

В ходе обучающего эксперимента  на уроках русского языка, родного языка, литературы  проводился концептуальный анализ слов с учетом тех пробелов , которые показали учащиеся , представляя словесный портрет концептов.

 В итоге    после проведенной работы большинство творческих работ можно было отнести к среднему уровню, что является отрадным фактом, т.к. еще недавно эти учащиеся показывали низкий уровень понимания концепта и кльтурного и литературного развития.

В заключении необходимо сказать, что  важность изучения концептов , важность концептуального анализа обусловлена современными условиями образования. Только  настойчивое обращение к культурным , общечеловеческим ценностям     поможет  вывести наш конфликт  культура и Образование на качественно новый уровень- уровень СОДРУЖЕСТВА . Концепт как эвристическая единица играет в этом процессе главенствующую роль.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, и веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт

Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"...

Инновационный опыт работы по формированию ИКТ компетентности при обучении английскому языку.

Инновационный опыт работы по формированию ИКТ компетентности при обучении английскому языку....

инновационный опыт по английскому языку

Технология критического мышления на уроках английского языка ( методы и приёмы работы)...

Инновационный опыт учителя русского языка и литературы Дугаровой В.В.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы...

опыт использования приемов укрупненных дидактических единиц

Укрупненные дидактические единицы (УДЕ) в этой работе характеризуется как «клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общност...


 

Комментарии

Левина Юлия Валентиновна

Уважаемые коллеги! Надеюсь , что есть учителя, которые тоже работают с концептами. Буду рада поделиться своими наработками и получить от вас полезные советы.