Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту Часть С
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Дудаева Вера Владимировна

Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту

Часть С

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veraotkr._urok.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №1 ст. Змейской.

                

Сочинение – рассуждение по прочитанному тексту

Часть С

Учитель русского языка

 и литературы Дудаева В.В.

2014 год

Задачи урока: продолжить отрабатывать умение     определять 1) проблему,

                 2) авторскую позицию;    комментировать текст.

                           Развитие связной монологической речи.

Оборудование урока: ИКТ, мел, доска.

                                Ход   урока.

I. Вступительное слово. 

Предмет нашего  исследования  на  сегодняшнем  уроке – текст С. Кокориной  об  образовании. Нам  предстоит определить тему, идею, основную  проблему и позицию автора по  поднятой проблеме.

А.Чтение текста.

Б. Вопросы для обсуждения.

   1. Тема текста. О чём пишет автор?

        - Содержание понятия «образование».

   2. Что его тревожит, над чем он размышляет?

   3. Какими мыслями, чувствами хочет поделиться  с читателем?

       В чём его убедить?  От  чего  предостеречь?

Это проблема текста. Если мы ответим на эти вопросы, определим  проблему  текста.  Проблем в тексте может быть несколько. Сначала определим стиль и тип текста, что поможет нам в определении проблемы.

Какие стили речи вы знаете? Назовите их. К какому стилю относится исходный текст?

        Стиль – публицистический.

2.Назовите типы речи. К какому типу относится анализируемый текст?

         – Рассуждение.

II. Составим план текста.

        1. Что такое образование?

                А. Определение содержания понятия «образование».

                Б. Комментарий  автора.

                В. Предположение автора, что слово «образование» связано со словом «образ».

        2. Каким должен быть объём знаний образованного человека?

                1. Проблема.

        Итак, какие вопросы автор выносит на обсуждение?

                -Что такое образование?

                -Каким должен быть объём знаний образованного человека?

        Итак, мы выявили круг вопросов, которые вынес автор на обсуждение.

В исходном тексте две проблемы: суть образования и объём образования.

В тексте может быть несколько проблем, одна из них должна быть основной.

        Как определить, которая из проблем является основной?

 Основная  проблема – это  та,

        -которая стала объектом  раздумий автора;

-над  которой  он  в  основном  размышляет;

-к которой  он  неоднократно  возвращается;

-по  которой  отчётливо  заявлена  авторская  позиция.

        Основная проблема: что такое образование? Что вбирает в себя это понятие?

        

Автором  проблема  может  быть

        -поставлена                        -изложена

  • рассмотрена                        -выдвинута
  • затронута

                                                        -поднята

  • сформулирована

проанализирована

        Проблема  бывает

                острая        

важная

животрепещущая

спорная

актуальная

серьёзная

А в анализируемом тексте проблема какая?

В тексте

  • Исследуется
  • Анализируется
  • Поднимается
  • Рассматривается
  • Проблема
  • Нравственного  выбора
  • Добра  и  зла
  • Человеческого  достоинства

В тексте С. Кокориной проблема образования или исследуется, или анализируется.

                2. Какова позиция автора по этой проблеме?

                                Позиция  автора.

  •         Образование – это «погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры».

Как можно сформулировать позицию автора?

                Вариант I. С. Кокорина  отмечает, что существует «великое множество определений»  этого слова. Она приводит одно из общепринятых определений. Найдите в тексте его.

        Автор делает предположение о том, что слова «образование» и «образ» связаны.

                Вариант II. Автор отмечает, что само слово «образование» имеет множество  понятий, но приводит одно из них и подробно комментирует его, при этом указывает на то, что «образ» начинается с детства и продолжается всю его жизнь (каждый момент жизни).

                Вариант III. С. Кокорина размышляет над значением слова «образование»…

                                3. Комментарий.        

                Комментарий, как видим, объединён с позицией автора.

        4. Позиция  пишущего сочинение.

        Пятый этап – ваше отношение к позиции автора.

  •         Задайте себе вопрос: разделяете вы точку зрения автора или не согласны с ней?

Я согласен с утверждением (предположением) автора, что образование связано с прошлым, настоящим и будущим народа, нации.

Клише.

        С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) cогласиться.

Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения), потому что…

        Прошлое – это история культуры народа, без прошлого нет  настоящего.  Открытия делаются только на основе уже открытого в прошлом. Настоящее, таким образом, вбирает прошлое и связывает с будущим. Культурные ценности формируются веками, передаются из поколения в поколение.

        5. Аргументы.

        Аргументация – это

  •  факты.
  • наблюдения и выводы.
  • пословицы и поговорки.
  • примеры из художественной литературы.
  • знания (примеры из исторической и научно – популярной литературы).

(Д. С. Лихачёв. «Думы о будущем»)

        6. Заключение.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

  • Итак,..
  • Следовательно,.
  • Таким образом,..

В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, важно отметить)…                                                          

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера — сочинение-рассуждение на заданн...

"Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (часть С. Подготовка к ЕГЭ)

Подробный конспект урока по русскому языку в11 классе с раздаточным материалом для учащихся во время  работы на занятии. Урок формирует у ребят умение видеть логику рассуждения, от...

В помощь выпускнику 11 класса. Клише сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...

Подготовка к ЕГЭ. Урок 3 в системе уроков "Готовимся к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту". Тема: "Проблема текста""

Урок 3. Проблема текста. На данном уроке  даём информацию о том, как определить проблему текста, её отличие от темы, знакомим с типами проблем и их формулировками, работаем над недочётами в...

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Данный буклет является сборником разных материалов и может быть использован в качестве раздаточного материала для подготовки к экзамену по русскому языку....

Презентация для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту)

Данная презентация содержит пошаговую инструкцию к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, а также вариант-образец сочинения по тексту А.И.Куприна "Поединок"...