Русский язык в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Екатериничева Валентина Федоровна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о деепричастии" по программе Львовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6  классе по теме "Понятие о деепричастии"

ТИП УРОКА:  урок формирования и первичного закрепления новых знаний

ЦЕЛИ УРОКА:

- Обучающие:

1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию

2. формировать орфографическую компетентность учащихся

3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи

- Развивающие:

1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей

2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений

3. развитие умения давать самооценку своей деятельности

- Воспитательные:

1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины

2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки  и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

Ход занятия

1.Организационный момент. 

Приветствие, эмоциональный настрой учащихся.

2.Синтаксическая пятиминутка. 

Работа ученика с доской: синтаксический разбор предложения.

Деревья радостно трепещут, купаются в голубом небе.

Задание: Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова в предложении.

3.Актуализация знаний. 

Учитель: Какие части речи вы знаете в русском языке?

Учащиеся: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение; служебные: союзы, предлоги).

Учитель:  По какому плану обычно строилось их изучение, давалась характеристика?  

Ответы  учащихся:

План характеристики части речи .

I.Общее значение.

II.Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

III.Синтаксическая роль.

4. Формулировка темы урока учащимися (постановка проблемной ситуации). 

На  экране  –  предложения:

1) Волны несутся, гремят и сверкают. 

2) Волны несутся, гремя и сверкая. 

Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти два предложения?

Учащиеся: В 1-ом предложении выделенные слова – однородные сказуемые, выраженные глаголом.

Учитель: А во 2-ом предложении – что за часть речи?

В каких предложениях выделенные слова обозначают равноправные действия?

Учащиеся: В 1-ом.

Учитель: В каких предложениях есть и основное, и добавочное действие?

Учащиеся: Во 2-ом.

Учитель: Какой частью речи выражено основное действие?

Учащиеся: Глаголом.

Учитель: Добавочное? Что это за часть речи? Не знаете? Хорошо, вот вам стихотворение-подсказка:

Я часть речи необычная,

И с глаголом я дружу,

И к наречию приблизилась,

И добавить все могу.

Таким образом, ребята, какая тема сегодняшнего урока?

Правильно! Деепричастие.

Учитель: А вы знаете, что такое деепричастие?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Тогда попробуйте сформулировать тему урока в форме вопроса, на который мы должны сегодня ответить.

Учащиеся: Что такое  деепричастие ?

Учитель: Молодцы!  

5. Изучение нового материала путем «исследовательского рефлекса». 

Учитель: Давайте попробуем сами определить морфологические признаки деепричастия.

Вернемся к нашему предложению:

Волны несутся, гремя и сверкая.

Мы с вами определили, где тут деепричастия.

Учащиеся: Гремя и сверкая.

Учитель: Что обозначают эти слова?

Учащиеся: Действие предмета.

Учитель: От какого слова они зависят

Учащиеся: От глагола.

Учитель: Молодцы, правильно. А теперь посмотрите внимательно: основное или добавочное действие обозначают слова во 2-ом тексте?

Учащиеся: Добавочное, так как во втором тексте есть основное действие предмета.

Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова?

Учащиеся (предлагают несколько вариантов): Как? Что делая? Что сделав?

Учитель: Попробуйте изменить эти слова? Получается? Нет? Почему?

Учащиеся размышляют.

Учитель: Значит, это какая часть речи: изменяемая или неизменяемая?

Учащиеся: Неизменяемая.

Учитель: А какая часть речи в русском языке тоже неизменяемой?

Учащиеся: Наречие!

Учитель: Попробуйте, пожалуйста, самостоятельно сформулировать, что такое деепричастие.

Учащиеся: Деепричастия обозначают добавочное действие, относятся к глаголу, отвечают на вопросы: как? что делая? что сделав? И не изменяются, как наречие. 

Учитель: Хорошо, теперь давайте разобьемся на 2 группы.  ( Эта работа выполняется, если есть  Интернет. Если нет –  заранее даётся задание  двум учащимся)

1 группа должна найти современное толкование термина «деепричастие» на сайте Грамота.Ру (http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%E4%E5%E5%EF%F0%E8%F7%E0%F1%F2%E8%E5&all=x).

Они находят следующее толкование данного термина: ДЕЕПРИЧАСТИЕ, -я; ср. Грамм. Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола (вид, время) и наречия (например: спеша, узнав, читая и т.п.).

2 группа должна узнать этимологию слова «деепричастие» на сайте Словопедия (http://www.slovopedia.com/25/196/1649466.html).

Учащиеся находят информацию, что термин “деепричастие” был введен искусственно М. Смотрицким в XVII веке, образован путем сращения частицы дъе (от дъеяти – «делать») и существительного « причастие», объяснить его можно как причастность к действию), знакомят с этой информацией других.

6. Физическая разминка. 

Учитель: Я вам приготовила  вам загадку.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:

Я по значению похоже на глагол! (П. Чесноков)

Учащиеся отгадывают, что это – деепричастие.

7. Изучение нового материла. 

Учитель:

- Давайте прочитаем правило по новой теме в учебнике и выясним, какая информация является для вас новой (cтр. 139, § 71).

- Что нового вы узнали из учебника? 

Учащиеся отмечают, что:

- деепричастие в предложении является обстоятельством;

- оно имеет несколько признаков глагола – это возвратность, переходность, вид;

- образуются деепричастия с помощью суффиксов -а, (-я,) -в, -вши, -ши).

8. Первичное закрепление. 

Учитель: Давайте объединим все полученные знания в таблице. Расскажите, пожалуйста, опираясь на данную таблицу, что такое деепричастие.

На экране высвечивается таблица Грамматические признаки деепричастия.

9. Роль деепричастий в речи.

Учитель: Ребята, прослушайте  необычное стихотворение английского поэта Р.Саути  «Лодорский водопад»  ( На экране – текст)

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,  
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
-- Что в этом стихотворении показалось необычным?                                            --Здесь употреблено 52 деепричастия.                                                                      -- На  что внешне  похоже стихотворение?                                                                         -- Стихотворение похоже на водопад.

Учитель:  Как поэт передаёт дополнительные действия падающей воды?

Учащиеся: Обилием деепричастий.

Учитель: Благодаря чему мы слышим шум воды?

Учащиеся: Много свистящих, шипящих согласных.

Учитель: В чём необычность расположения слов в тексте, строк?

Учащиеся: Внешний вид напоминает срывающийся с высоты и всё более нарастающий поток воды.

Учитель: Таким образом, для чего деепричастия нужны в речи?  Правильно, для того, чтобы сделать ее более красочно и выразительной.

10.Запись домашнего задания. 

Учащиеся записывают домашнее задание:  выучить правило, выполнить  упр. 576.

11. Первичное закрепление. 

Учащиеся делятся на три группы.

1 группа самостоятельно работает с учебником: упр. 570.

2 группа работает вместе с учащимся и учителем  у  доски.

Задание: образуйте от данных глаголов деепричастия: уважать, расположиться, сыграть, стучать (уважая, расположившись, сыграв, стуча).

Задание: Выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое деепричастие. Составьте предложение с каждым деепричастием.

12. Итоги урока. 

Учитель:

1.Что такое деепричастие?

2.На какие глаголы отвечает деепричастие?

3.Какие признаки глагола имеет деепричастие?

4.Какие признаки наречия имеет деепричастие?

Учитель просит учеников закончить некоторые из предложений:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я …

2) Больше всего мне понравилось …

3) Самым интересным сегодня на уроке было …

4) Самым сложным для меня сегодня было …

5) Сегодня на уроке я почувствовал …

6) Сегодня я понял …

7) Сегодня я научился …

8) Сегодня я задумался ….

9) На будущее мне надо иметь в виду …

Полезные ресурсы (источники инфомации)

1. Грамота.ру 

2.Словопедия 

3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и авторская программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы. Автор - составитель. С.И. Львова. – 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.

4. УМК: Русский язык. 6 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...