Русский язык в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о деепричастии" по программе Львовой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russ._yaz._v_6_kl._po_teme_ponyatie_o_deepri-chastii_po_programme_lvovoy.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе по теме "Понятие о деепричастии"
ТИП УРОКА: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обучающие:
1. анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию
2. формировать орфографическую компетентность учащихся
3. формировать умения отличать деепричастие от других частей речи
- Развивающие:
1. Развитие чувства языка посредством анализа текстов разных стилей
2. развитие учебно-информационных и коммуникативных умений
3. развитие умения давать самооценку своей деятельности
- Воспитательные:
1. формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины
2. содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Планируемые результаты:
Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают морфологические признаки глагола, определяют его в предложении; понимают значение деепричастий в речи; находят их в тексте; осуществляют самостоятельную запись текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие, эмоциональный настрой учащихся.
2.Синтаксическая пятиминутка.
Работа ученика с доской: синтаксический разбор предложения.
Деревья радостно трепещут, купаются в голубом небе.
Задание: Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова в предложении.
3.Актуализация знаний.
Учитель: Какие части речи вы знаете в русском языке?
Учащиеся: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение; служебные: союзы, предлоги).
Учитель: По какому плану обычно строилось их изучение, давалась характеристика?
Ответы учащихся:
План характеристики части речи .
I.Общее значение.
II.Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.
III.Синтаксическая роль.
4. Формулировка темы урока учащимися (постановка проблемной ситуации).
На экране – предложения:
1) Волны несутся, гремят и сверкают.
2) Волны несутся, гремя и сверкая.
Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти два предложения?
Учащиеся: В 1-ом предложении выделенные слова – однородные сказуемые, выраженные глаголом.
Учитель: А во 2-ом предложении – что за часть речи?
В каких предложениях выделенные слова обозначают равноправные действия?
Учащиеся: В 1-ом.
Учитель: В каких предложениях есть и основное, и добавочное действие?
Учащиеся: Во 2-ом.
Учитель: Какой частью речи выражено основное действие?
Учащиеся: Глаголом.
Учитель: Добавочное? Что это за часть речи? Не знаете? Хорошо, вот вам стихотворение-подсказка:
Я часть речи необычная,
И с глаголом я дружу,
И к наречию приблизилась,
И добавить все могу.
Таким образом, ребята, какая тема сегодняшнего урока?
Правильно! Деепричастие.
Учитель: А вы знаете, что такое деепричастие?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Тогда попробуйте сформулировать тему урока в форме вопроса, на который мы должны сегодня ответить.
Учащиеся: Что такое деепричастие ?
Учитель: Молодцы!
5. Изучение нового материала путем «исследовательского рефлекса».
Учитель: Давайте попробуем сами определить морфологические признаки деепричастия.
Вернемся к нашему предложению:
Волны несутся, гремя и сверкая.
Мы с вами определили, где тут деепричастия.
Учащиеся: Гремя и сверкая.
Учитель: Что обозначают эти слова?
Учащиеся: Действие предмета.
Учитель: От какого слова они зависят
Учащиеся: От глагола.
Учитель: Молодцы, правильно. А теперь посмотрите внимательно: основное или добавочное действие обозначают слова во 2-ом тексте?
Учащиеся: Добавочное, так как во втором тексте есть основное действие предмета.
Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова?
Учащиеся (предлагают несколько вариантов): Как? Что делая? Что сделав?
Учитель: Попробуйте изменить эти слова? Получается? Нет? Почему?
Учащиеся размышляют.
Учитель: Значит, это какая часть речи: изменяемая или неизменяемая?
Учащиеся: Неизменяемая.
Учитель: А какая часть речи в русском языке тоже неизменяемой?
Учащиеся: Наречие!
Учитель: Попробуйте, пожалуйста, самостоятельно сформулировать, что такое деепричастие.
Учащиеся: Деепричастия обозначают добавочное действие, относятся к глаголу, отвечают на вопросы: как? что делая? что сделав? И не изменяются, как наречие.
Учитель: Хорошо, теперь давайте разобьемся на 2 группы. ( Эта работа выполняется, если есть Интернет. Если нет – заранее даётся задание двум учащимся)
1 группа должна найти современное толкование термина «деепричастие» на сайте Грамота.Ру (http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%E4%E5%E5%EF%F0%E8%F7%E0%F1%F2%E8%E5&all=x).
Они находят следующее толкование данного термина: ДЕЕПРИЧАСТИЕ, -я; ср. Грамм. Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе признаки глагола (вид, время) и наречия (например: спеша, узнав, читая и т.п.).
2 группа должна узнать этимологию слова «деепричастие» на сайте Словопедия (http://www.slovopedia.com/25/196/1649466.html).
Учащиеся находят информацию, что термин “деепричастие” был введен искусственно М. Смотрицким в XVII веке, образован путем сращения частицы дъе (от дъеяти – «делать») и существительного « причастие», объяснить его можно как причастность к действию), знакомят с этой информацией других.
6. Физическая разминка.
Учитель: Я вам приготовила вам загадку.
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похоже на глагол! (П. Чесноков)
Учащиеся отгадывают, что это – деепричастие.
7. Изучение нового материла.
Учитель:
- Давайте прочитаем правило по новой теме в учебнике и выясним, какая информация является для вас новой (cтр. 139, § 71).
- Что нового вы узнали из учебника?
Учащиеся отмечают, что:
- деепричастие в предложении является обстоятельством;
- оно имеет несколько признаков глагола – это возвратность, переходность, вид;
- образуются деепричастия с помощью суффиксов -а, (-я,) -в, -вши, -ши).
8. Первичное закрепление.
Учитель: Давайте объединим все полученные знания в таблице. Расскажите, пожалуйста, опираясь на данную таблицу, что такое деепричастие.
На экране высвечивается таблица Грамматические признаки деепричастия.
9. Роль деепричастий в речи.
Учитель: Ребята, прослушайте необычное стихотворение английского поэта Р.Саути «Лодорский водопад» ( На экране – текст)
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
-- Что в этом стихотворении показалось необычным? --Здесь употреблено 52 деепричастия. -- На что внешне похоже стихотворение? -- Стихотворение похоже на водопад.
Учитель: Как поэт передаёт дополнительные действия падающей воды?
Учащиеся: Обилием деепричастий.
Учитель: Благодаря чему мы слышим шум воды?
Учащиеся: Много свистящих, шипящих согласных.
Учитель: В чём необычность расположения слов в тексте, строк?
Учащиеся: Внешний вид напоминает срывающийся с высоты и всё более нарастающий поток воды.
Учитель: Таким образом, для чего деепричастия нужны в речи? Правильно, для того, чтобы сделать ее более красочно и выразительной.
10.Запись домашнего задания.
Учащиеся записывают домашнее задание: выучить правило, выполнить упр. 576.
11. Первичное закрепление.
Учащиеся делятся на три группы.
1 группа самостоятельно работает с учебником: упр. 570.
2 группа работает вместе с учащимся и учителем у доски.
Задание: образуйте от данных глаголов деепричастия: уважать, расположиться, сыграть, стучать (уважая, расположившись, сыграв, стуча).
Задание: Выделите морфему, с помощью которой было образовано каждое деепричастие. Составьте предложение с каждым деепричастием.
12. Итоги урока.
Учитель:
1.Что такое деепричастие?
2.На какие глаголы отвечает деепричастие?
3.Какие признаки глагола имеет деепричастие?
4.Какие признаки наречия имеет деепричастие?
Учитель просит учеников закончить некоторые из предложений:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я …
2) Больше всего мне понравилось …
3) Самым интересным сегодня на уроке было …
4) Самым сложным для меня сегодня было …
5) Сегодня на уроке я почувствовал …
6) Сегодня я понял …
7) Сегодня я научился …
8) Сегодня я задумался ….
9) На будущее мне надо иметь в виду …
Полезные ресурсы (источники инфомации)
1. Грамота.ру
3. Примерная программа основного общего образования по русскому языку и авторская программа для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы: основной курс, элективные курсы. Автор - составитель. С.И. Львова. – 2-е изд., перераб., - М.: Мнемозина, 2008.
4. УМК: Русский язык. 6 класс. В 3 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. И. Львова, В. В. Львов. – 4-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Программа по русскому языку 5 класс по учебнику "Русский язык 5 класс Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов и др."
Программа является примерной...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"
Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...