Конспект урока по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Аксёнова Татьяна Владимировна

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _doc_files_news_287_28798_narechie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе.

Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»

Цели урока:

- обобщение знаний,умений и навыков, полученных при изучении тем «Наречие»;

  • систематизация практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
  • наблюдение за употреблением наречий в текстах различнго стиля, составление своихъ текстов с наречиями;
  • формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
  • развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество;

-развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока:повторительно-оббщающий

Форма урока: урок- открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Оборудование: учебник,  дидактический материал,индивидуальне карточки с заданиями, презентация.

Ход урока:

I.Мотивация учебной деятельности.

  1. Орг.момент.
  2. Сообщение темы, цели урока:

И пусть бывает в жизни нелегко

И не всегда судьба тебе послушна,

Живи красиво, вольно, широко,

Люби людей-светло и простодушно.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперед иди сквозь годы,

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы.

-Какой след оставит этот урок в вашей памяти?

-Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке?

 

II.Актуализация  опорных знаний  учащихся.

  1. Учитель:

- Назовите самостоятельные части речи.

    - Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные и наречия.

А теперь слушайте небольшое стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь.

                 Что это за часть речи?

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю нашу речь.

Меня вам надо знать, беречь!

Есть у меня семёрка слуг,

Проворных, удалых,

И всё, что вижу я вокруг, -    

Всё  знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.

-О  какой части речи идёт речь?

-Правильно. Это  наречие.

-Наречие- это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом,и будет вести себя с ним по-хорошему,по-доброму,по-товарищески. И наша задача сегодня повторить все ,что мы о наречии знаем, и найти ему достойное применение в тексте.

У: Мы сегодня попытаемся открыть что-то новое о наречии.

-Дома вы выполняли мини-проекты , и они нам в это помогут .

1 группа должна была выписать из словаря С.И.Ожегова лексическое значение слова наречие.(слайд)

  1. Наречие-совокупность местных говоров какого-нибудь языка(великорусское наречие)
  2. Наречие- неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака.

2.Учитель: другая группа расскажет о происхождении наречия.

Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.

Ученый из Рима: Древние римляне называли эту  часть речи «приглаголием».

Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.

Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится  как «при языке, при слове». В русском  языке называется – наречие. В украинском - прислівник.

Ученый из Великой Руси: Наречием называется  неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы:  Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.

Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.

 (слайд)

Я еще совсем молод, но происхожу из знатного рода. Обратите внимание на величавый корень речь. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол с значением «говорить». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом: примыкаю к нему, уточняю, придаю четкость.

3.Работа с текстом.

  • УЧИТЕЛЬ: в каких стилях еще используется наречие (Задание 3 группы)

-Учитель:В ходе изучения темы наречия было предложено написать сочинение о наречии, грамматическую .

Немного отдохнём, но с пользой.

 Я буду произносить  речёвку  и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь
 НАЧАЛО я скажу, -
Ну,
отвечай:(КОНЕЦ).

 

1-Станция «Теоретическая»

-Рассказать о наречии как части речи.

      - В каких наречиях пишется н , а в каких -нн-.

  • В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс о, а в каких суффикс а.
  • Как пишется не с наречиями на -о-е.
  • Как пишется наречие с дефисом.
  • На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак.
  • 2 Станция «Словобразовательная»:
  • Задание:образовать наречия от разных частей речи:
  • от существительных даль, зима;
  • от глаголов ползти, кувыркаться;
  • от прилагательных зимний, бесстрашный,
  • от числительных первый, четвертый,
  • от наречий когда, куда.
  • Морфемный разбор:
  • неудачно
  • издавно.
  • 3 станция «Орфографическая»
  • 1. Грамматический диктант:
  • 1 Отрицательное наречие, приставка ударная (негде)
  • наречие на-о -е с одним н( пристально)
  • наречие на о-е, приставка пишется раздельно
  • наречие с шипящим на конце.
  • Наречие с приставкой по и суффиксом и
  • Словарный диктант:

Бок о бок, видимо-невидимо,вмиг , возражение, волей-неволей, давным-давно,

квитанция, комбинат,конверт, мало-помалу, на лету, на миг, на глазок, на скаку,

4 станция Выборочнй диктант:

Записать наречия с нн-н

Уверенно, прекрасно, мгновенно, неугомонно, опрятно, откровенно, величественно, серьезно, бешено, доброкачественно, юно, характерно, изощренно, холодно.

Загадка- шутка:

Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

5 Орфографическое задание :о или а?

Справа тянется лес, слева извилистая речка. Снова подъезжаю к родным местам.Изредка попадается встречная машина. Вот и озеро., где издавна водилось много рыбы. Дорога повернула вправо. Издалека видны постройки.

  1. Морфологическая.

Задание: выполнить морфлогический разбор наречий.

1. Внимание лося привлек звук, послышавшийся сверху3

2. Ложатся тихо ночные тени3

Проверочный тест

.V. Итог урока  

Рефлексия.

- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся  солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.

Упражнение « Микрофон»

- Что  вы хотели узнать о наречии?

Упражнение «Ожидание».

- Насколько оправдались наши ожидания?

- Что нового для себя узнали?

-Нужны ли нам знания о наречиях?

Упражнение « Интервью».Работа в паре.

Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….

YI. Домашнее задание:

Выучить правило.Стр.80

Написать небольшой рассказ о жизни и происхождении наречия.

Учитель:Наш язык и скромен и богат,

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом белым-бело»

И увидишь зимнее село.

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло»

 И увидишь слнышко взошло.

 Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Ты сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»

Перед тобою сразу вся Россия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...