Конспект урока по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_doc_files_news_287_28798_narechie.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе.
Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме «Наречие»
Цели урока:
- обобщение знаний,умений и навыков, полученных при изучении тем «Наречие»;
- систематизация практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний;
- наблюдение за употреблением наречий в текстах различнго стиля, составление своихъ текстов с наречиями;
- формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;
- развивать межличностное взаимодействие и сотрудничество;
-развивать ассоциативное мышление учащихся, память; расширять словарный запас уч-ся за счёт употребления в речи наречий;
- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Тип урока:повторительно-оббщающий
Форма урока: урок- открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.
Оборудование: учебник, дидактический материал,индивидуальне карточки с заданиями, презентация.
Ход урока:
I.Мотивация учебной деятельности.
- Орг.момент.
- Сообщение темы, цели урока:
И пусть бывает в жизни нелегко
И не всегда судьба тебе послушна,
Живи красиво, вольно, широко,
Люби людей-светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
-Какой след оставит этот урок в вашей памяти?
-Какую цель вы поставите перед собой на данном уроке?
II.Актуализация опорных знаний учащихся.
- Учитель:
- Назовите самостоятельные части речи.
- Правильно, это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные и наречия.
А теперь слушайте небольшое стихотворение и скажите о какой части речи идёт речь.
Что это за часть речи?
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
Есть у меня семёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.
-О какой части речи идёт речь?
-Правильно. Это наречие.
-Наречие- это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом,и будет вести себя с ним по-хорошему,по-доброму,по-товарищески. И наша задача сегодня повторить все ,что мы о наречии знаем, и найти ему достойное применение в тексте.
У: Мы сегодня попытаемся открыть что-то новое о наречии.
-Дома вы выполняли мини-проекты , и они нам в это помогут .
1 группа должна была выписать из словаря С.И.Ожегова лексическое значение слова наречие.(слайд)
- Наречие-совокупность местных говоров какого-нибудь языка(великорусское наречие)
- Наречие- неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака.
2.Учитель: другая группа расскажет о происхождении наречия.
Ученый из Великой Руси: Слово наречие очень старое, оно встречается в древнерусском языке, корень « речь» как бы связывает его с глаголом.
Ученый из Рима: Древние римляне называли эту часть речи «приглаголием».
Ученый из Великой Руси: Русские грамматисты называли ее точно так же, изменив лишь приставку, видя главное содержание наречия в том, что оно должно быть при глаголе.
Ученый из Рима: Античный философ Дионисий Фракийский первым дал название этой части речи. С греческого языка это название переводится как «при языке, при слове». В русском языке называется – наречие. В украинском - прислівник.
Ученый из Великой Руси: Наречием называется неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или поясняет где, когда происходит действие, куда оно направлено, и отвечает на вопросы: Как? Где? Куда? Откуда? Когда? и др.
Ученый из Рима: Обратите внимание: наречие не изменяется по числам, по падежам, не имеет признаков рода, окончаний. В предложении наречия выполняют роль второстепенных членов предложения (обстоятельств). Наречие всегда делает речь красивой, даёт более точное представление о месте и времени.
(слайд)
Я еще совсем молод, но происхожу из знатного рода. Обратите внимание на величавый корень речь. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол с значением «говорить». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом: примыкаю к нему, уточняю, придаю четкость.
3.Работа с текстом.
- УЧИТЕЛЬ: в каких стилях еще используется наречие (Задание 3 группы)
-Учитель:В ходе изучения темы наречия было предложено написать сочинение о наречии, грамматическую .
Немного отдохнём, но с пользой.
Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.
Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО).
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
1-Станция «Теоретическая»
-Рассказать о наречии как части речи.
- В каких наречиях пишется н , а в каких -нн-.
- В каких случаях на конце наречий употребляется суффикс о, а в каких суффикс а.
- Как пишется не с наречиями на -о-е.
- Как пишется наречие с дефисом.
- На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак.
- 2 Станция «Словобразовательная»:
- Задание:образовать наречия от разных частей речи:
- от существительных даль, зима;
- от глаголов ползти, кувыркаться;
- от прилагательных зимний, бесстрашный,
- от числительных первый, четвертый,
- от наречий когда, куда.
- Морфемный разбор:
- неудачно
- издавно.
- 3 станция «Орфографическая»
- 1. Грамматический диктант:
- 1 Отрицательное наречие, приставка ударная (негде)
- наречие на-о -е с одним н( пристально)
- наречие на о-е, приставка пишется раздельно
- наречие с шипящим на конце.
- Наречие с приставкой по и суффиксом и
- Словарный диктант:
Бок о бок, видимо-невидимо,вмиг , возражение, волей-неволей, давным-давно,
квитанция, комбинат,конверт, мало-помалу, на лету, на миг, на глазок, на скаку,
4 станция Выборочнй диктант:
Записать наречия с нн-н
Уверенно, прекрасно, мгновенно, неугомонно, опрятно, откровенно, величественно, серьезно, бешено, доброкачественно, юно, характерно, изощренно, холодно.
Загадка- шутка:
Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
5 Орфографическое задание :о или а?
Справа тянется лес, слева извилистая речка. Снова подъезжаю к родным местам.Изредка попадается встречная машина. Вот и озеро., где издавна водилось много рыбы. Дорога повернула вправо. Издалека видны постройки.
- Морфологическая.
Задание: выполнить морфлогический разбор наречий.
1. Внимание лося привлек звук, послышавшийся сверху3
2. Ложатся тихо ночные тени3
Проверочный тест
.V. Итог урока
Рефлексия.
- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.
Упражнение « Микрофон»
- Что вы хотели узнать о наречии?
Упражнение «Ожидание».
- Насколько оправдались наши ожидания?
- Что нового для себя узнали?
-Нужны ли нам знания о наречиях?
Упражнение « Интервью».Работа в паре.
Назовите наречия – ассоциации с нашим уроком. Урок прошел …, …, ….
YI. Домашнее задание:
Выучить правило.Стр.80
Написать небольшой рассказ о жизни и происхождении наречия.
Учитель:Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи «кругом белым-бело»
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло»
И увидишь слнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»-
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты-
Ты сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»
Перед тобою сразу вся Россия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....