Методические рекомендации
методическая разработка по русскому языку на тему

Денисова Татьяна Владимировна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon szhatoe_izlozhenie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока на тему:

«Подготовка к написанию сжатого изложения

в экзаменационной работе ГИА»

Цели урока:

  1. Продолжить работу над умением выделять главную и второстепенную информацию в тексте, совершенствовать навыки сжатия текста разными способами, выстраивать связный и логически стройный пересказ предложенного текста.
  2. Развивать лингвистическую компетенцию учащихся, их аналитические способности и языковую интуицию, коммуникативные качества личности
  3. Создать условия для формирования речевой культуры и воспитания любви и интереса к языку.

Оборудование: дидактические материалы, памятка «Как написать сжатое изложение»  

Ход урока:

  1. Повторение понятия о сжатом изложении.

Учитель.
Сегодня на уроке, ребята, мы продолжим подготовку к написанию сжатого изложения. Давайте вспомним, в чем особенность такого вида изложения? Чем оно отличается от подробного изложения?

Ученик.
Сжатое изложение – это не полная передача содержания, а изложение главной, существенной информации.

Учитель.
Действительно, задачей подробного изложения является максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением авторского стиля, а сжатое изложение требует навыков отбора информации, краткой передачи содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий передаются без искажений.

  1. Определение цели урока:

Чему мы сегодня должны научиться?

Ребята определяют для себя цель урока.

Учитель подводит итог: мы сегодня должны научиться воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы, используя основные приемы сжатия текста  

  – На уроке работать будем с ключевыми понятиями: текст, основная мысль, микротема, приёмы сжатия.

  1. Повторение этапов работы с текстом при написании сжатого изложения.

Этапы учебной деятельности

Учебная деятельность

1.Этап определения темы текста.

 Ответ на вопрос:

«О чем говорится в тексте?» 

Как определить тему?
Тема определяется различными способами:

  •  по началу текста;
  •  по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по поступкам героя или размышлениям   автора;
  • по заглавию текста.

2. Этап определения основной мысли текста

Ответ на вопрос: «Какую мысль хотел выразить и донести до читателя автор?»

Что нам помогает сформулировать основную мысль?
Общая тональность звучания текста;

настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям;

наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста. Назовите композиционные части текста - рассуждения.

Композиция текста –  это его построение.  
1.Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором выражена основная мысль.
Формулировка тезиса – один из приемов сжатия текста.

2.Доказательства (или аргументы), которые приводит автор, убеждая  чтителя.

3.Вывод  

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста.  

 Количество абзацев в тексте определяется по количеству больших интонационных пауз . Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

4. Работа над приемами сжатия текста.  

Учитель: Каковы задачи сжатого изложения?

(Воспроизвести исходный текст, исключая второстепенную информацию)

Учитель – Какие приёмы сжатия вам известны?

Ученик – Сократить содержание можно, исключая подробную информацию либо обобщая частную.

Учитель:  Над этими основными  приемами сжатия текста: обобщение частной и исключение второстепенной информации мы сейчас и поработаем. Сокращать мы будем те фрагменты, которые не несут важной смысловой нагрузки.

Работа по группам. Каждая группа работает над одним из приемов сжатия текста,  затем результаты работы оглашаются.

Первая группа получает задание: Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем — зайца, волка, турка. Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун? Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени такие разведчики и получили прозвище пластунов. А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун — не отрывая тело от земли. (С.Волков)

Заполнив пропуски в опорных предложениях, передайте основное содержание текста.

Когда говорят_________________________, то сравнивают человека___________. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном._______________________? Пластунами назывли казаков-разведчиков, которые, ________________________, были способны_________________________, а передвигаясь,________________.

Исходный текст

(после разбивки на абзацы)

Полученный текст

(после заполнения пропусков в опорных предложениях)

Приёмы сжатия

     Можно прыгать по-заячьи, выть по-волчьи, сидеть по-турецки. И в каждом из этих случаев понятно, кого мы напоминаем — зайца, волка, турка.

    Но на кого мы похожи, когда ползем по-пластунски? Кто такой пластун?

   Оказывается, так называли военных разведчиков казацкого войска. Во время боевых действий они, притаившись в камышах, следили за противником. За способность лежать пластом, распластавшись в течение длительного времени такие разведчики и получили прозвище пластунов.

    А ползти по-пластунски стало означать ползти как пластун — не отрывая тело от земли.  )

     Когда говорят прыгать по-заячьи, то сравнивают человека с зайцем. Когда говорят ползти по-пластунски, то сравнивают человека с пластуном. Кто такой пластун? Пластунами называли казаков-разведчиков, которые, наблюдая за противником, были способны долго лежать на одном месте распластавшись, а передвигаясь, не отрывали тело от земли.

 Исключение второстепенной информации:

Из нескольких однородных примеров к первому тезису оставляем один, так как они равноценны.

Исключаем детали: во время боевых действий, казацкое войско, притаившись в камышах, в течение длительного времени

Задание для второй группы:

Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приема обобщения. Запишите обобщенный вариант фрагмента.

         Язык не нужен животным-одиночкам: зверю, льву, птице орлу. Охотятся, строят гнезда, выводят потомство, защищают детенышей они инстинктивно, ни о чем друг не совещаясь и не сговариваясь. Учить друг друга, вразумлять один другого им тоже не приходится. Их простые естественные чувства – гнев, боль, нежность – легко выражаются ревом, стоном, мурлыканьем, гавканьем, без всяких слов, без какого-либо языка. У них  просто нет языка.

Но животные, ведущие стадный образ жизни: антилопы, птицы, саранча и даже пчелы и муравьи –  тоже не овладели языком.

                                                                                       ( По Л. Успенскому)

Исходный текст

(после разбивки на абзацы)

Полученный текст

 

Приёмы сжатия

     Язык не нужен животным-одиночкам: зверю, льву, птице орлу. Охотятся, строят гнезда, выводят потомство, защищают детенышей они инстинктивно, ни о чем друг не совещаясь и не сговариваясь. Учить друг друга, вразумлять один другого им тоже не приходится. Их простые естественные чувства – гнев, боль, нежность – легко выражаются ревом, стоном, мурлыканьем, гавканьем, без всяких слов, без какого-либо языка. У них  просто нет языка.

Но животные, ведущие стадный образ жизни: антилопы, птицы, саранча и даже пчелы и муравьи –  тоже не овладели языком.

    Язык не нужен животным-одиночкам, потому что они все делают инстинктивно, а   простые естественные чувства  они выражают без всяких слов, без какого-либо языка.  

   Животные, ведущие стадный образ жизни:  тоже не овладели языком.

  Прием обобщения

 Вместо однородных членов употреблены обобщающие слова.

Простые предложения объединяем в сложное

 

Представитель группы оглашает результаты своей работы, объясняя приемы сжатия текста.

 5. Работа с текстом.

 Учитель: Прием исключения второстепенного и обобщение частной информации помогут нам написать сжатое изложение.

Внимательно прослушайте текст, выделите главное и второстепенное в содержании, определите количество смысловых частей:

У каждого народа - свои способы строить жилища. Эскимосская снеговая хижина - иглу - не похожа на русскую деревянную избу, а турецкий глинобитный дом - на казахскую юрту из войлока. То же происходит и в разных языках: в каждом - свои способы строительства слов. В русском, как и во многих других языках мира, слова делятся на части, которые что-то значат, - морфемы. Язык устроен очень экономно: из одних и тех же морфем можно строить разные слова, так же как, комбинируя разные вагоны, можно составлять разные поезда. Главная часть поезда, конечно, паровоз. И в слове тоже есть главная часть - корень. Он может составлять слово и один, сам по себе, а может - в сочетании с другими морфемами; зато слов без корня не бывает. (В. Плунгян)

Докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль.

Как можно текст озаглавить?

Сколько микротем вы выделили?

Работа в парах (каждая пара получает текст изложения).

Разбейте текст на абзацы

Работа с микротемами:  

В каждом абзаце подчеркните тезис(ы), вычеркните второстепенную информацию, т.е. те отрезки текста, которые не несут смысловой нагрузки.

У каждого народа - свои способы строить жилища. Эскимосская снеговая хижина - иглу - не похожа на русскую деревянную избу, а турецкий глинобитный дом - на казахскую юрту из войлока. То же происходит и в разных языках: в каждом - свои способы строительства слов.

В русском, как и во многих других языках мира, слова делятся на части, которые что-то значат, - морфемы. Язык устроен очень экономно: из одних и тех же морфем можно строить разные слова, так же как, комбинируя разные вагоны, можно составлять разные поезда.

Главная часть поезда, конечно, паровоз. И в слове тоже есть главная часть - корень. Он может составлять слово и один, сам по себе, а может - в сочетании с другими морфемами; зато слов без корня не бывает.

Своими словами сформулируйте и запишите содержание микротем.

1. Как у каждого народа свои способы строить жилище, так и в каждом языке свои способы строительства слов.

2. В русском языке слова делятся на части – морфемы. Из одних и тех же морфем можно строить разные слова.

3. Главная часть слова – корень, слов без него не бывает.

Перескажите выделенный фрагмент, используя приемы сжатия текста.

Написание сжатого фрагмента.

Анализ получившегося текста. Ребята выступают в роли экспертов, оценивая критерии сжатия исходного текста.  ИК2

6  Рефлексия:

  1. сегодня  на уроке мене было интересно…
  2.  всего труднее для меня…
  3.  после этого урока  я могу…
  4. я почувствовал, что…
  5. на уроке я научился…
  6. мне еще надо поработать над..
  7. мне было несложно…
  8. Домашнее задание.

Составьте план предложенного текста. Запишите сжато содержание любой микротемы.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...

Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО

БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...

Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ

Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...