Исследовательская работа Сквернословие
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему

Гребенник Светлана Михайловна

Работу выполнила ученица 7 класса Брусова Елена

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_skvernoslovie.docx49.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                       МБОУ «СОШ №128»

                               

                            Тема исследовательской работы

                               

                               Сквернословие

                                                                                  Работу  выполнила

                                                                                  Брусова Елена, ученица                

                                                                                   7 В класса

                                                                                      Учитель  Гребенник С.М.

                                                г.Барнаул 2012

Содержание:

Введение

1 Понятие сквернословия

2.Истоки сквернословия

3.Писатели о  сквернословии

4.Влияние сквернословия на здоровье человека

5.Мат и Интернет

6.Борьба со сквернословием

7.Сквернословие и молодое поколение

8. Заключение

Список литературы

7. Приложение

Введение

      Сегодня мы всё чаще сталкиваемся с нецензурной речью, но не отдаём отчёта, как всё серьёзно и страшно. А проблема приобретает размеры глобальной – «матом» разговаривают дошкольники, школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Он звучит везде: в семье, на улице, в  школе, в транспорте, с экранов телевизоров, в компьютерной сети. Причиной уже не являются раздражение или гнев. «Гнилые» слова стали частью обыденной речи и употребляются не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми. Кто-то «украшает» речь матерными словами для особой пикантности. Специалисты исследуют мат как явление.

Ими «перекидываются» даже влюблённые. И немало тех, кто использует их для связки слов, вставляя через каждое нормальное слово. Специалисты исследуют мат как явление.  

  По данным ученых-лингвистов, матом в своей повседневной жизни постоянно пользуется от половины до двух третьей граждан России. Русскоязычные переселенцы переносят с собой сквернословие в различные страны.

Оказалось, что совсем немногие видят проблему в употреблении нецензурной брани. Язык всегда отражает состояние общества. И если в нем присутствует мат, это сказывается, прежде всего, на молодежи. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! словах, которые мы произносим!

Цель: привлечь внимание к существованию проблемы, создание социальной рекламы чистой речи.

Задачи:

 -изучить литературу по теме;

- выяснить отношения окружающих к ненормативной лексике;

-Провести анкетирование учащихся 5- 8 классов «Твоё отношение к сквернословию» и проанализировать полученные результаты.

   В процессе работы использовались следующие методы и приёмы:

1.Прямое наблюдение

2.Изучение исторических документов

3.Исследование Интернет – ресурсов по данному вопросу

4.Опрос

Объект исследования – речь учащихся  школы № 128.

Предмет исследования – отношение учеников к проблеме сквернословия как одной из вредных привычек человека. 

Гипотезы:

1. Предположим, что сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, символ взрослости.

2.Возможно, что сквернословие  несет понижение всего интеллекта.

Глава 1. Понятие сквернословия 

    Разновидностью обесцененной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат, насчитывающий 6-7 слово основ. В русском языке присутствует также несколько десятков других обесцененных слов, не являющихся матерными и значительно менее табуированных, но тоже считающихся «неприличными».

Советский агитационный плакат «Наше условие — долой сквернословие!», автор — Константин Иванов, 1981

Что же такое сквернословие? Безобидные выражения или бомба, которая рано или поздно взорвётся? Римский философ, поэт и государственный деятель Сенека говорил: «Речь – это показатель ума». Мат - это сквернословие. А сквернословие происходит от слова скверна, т.е. болезнь. Сквернословие - это болезнь нашего общества.

     Сквернословие – речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа». Но издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием, от слова «скверна».

        В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

В  других словарях сквернословие характеризуется по - разному:

Сквернослов – а; м Человек, который сквернословит (Толковый словарь русского языка Кузнецова )

Сквернословие -я; ср. Употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань.

Сквернослов — скоромник, матерник, пронзительный ругатель, срамословец, срамословник, фольклорист, ругатель, похабник, матерщинник (Словарь синонимов)

Синонимы: ерыкала, матерник, матерщинник, похабник, пронзительный ругатель, ругатель, скоромник, срамословец, срамословник, фольклорист.

(Орфографический словарь-справочник)

Сквернослов - муж. (неод.). Человек, который любит употреблять в своей речи неприличные выражения, непристойные слова. (Толковый словарь Ушакова).

Сквернослов -  а, муж. Человек, который сквернословит. | жен. Сквернословка  (Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992)  

Сквернослов — м. Тот, кто употребляет в своей речи непристойные слова, выражения (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000)   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой:

СКВЕРНОСЛО́ВИЕ -я; ср. Употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань. Не переношу сквернословия. С. - один из злейших пороков.  (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998).

Синонимы: бранные слова, брань, крепкие выражения, крепкие слова, лай, мат, матерщина, ненормативная лексика, поношение, похабничание, похабство, похабщина, проклятия, речь, ругань, ругательства, ругня, руготня, сильные выражения, сильные слова, срамословие, хула, черное слово, чертыхание, чертыханье (Толковый словарь русского языка Кузнецова)

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Инвективная (оскорбительная) и непристойная лексика существует во многих языках и культурах. Именно из таких слов состоит мат. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу. В эту группу входят наименования человеческого тела, прежде всего гениталий (так называемая лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, а также производные от них слова. Сюда же относятся некоторые оскорбительные лексемы наподобие слова, в своем основном значении служащего названием распутной женщины, но чаще используемого все-таки в междометной функции — при выражении всей гаммы человеческих эмоций: гнева, возмущения, изумления и даже восторга.

Глава 2. Истоки сквернословия

      Матерные слова имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной - значит адской, из преисподней.

 Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани».

Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных – «А» и «мя» -  в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежала к сфере интимных отношений. Мат — отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы. Так невозможно молиться и потом спокойно материться без духовных последствий.

На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено даже в деревне, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Скверное слово — черная энергия. Скверное слово несет уничтожение. Страшный нож не за поясом, а на конце языка.

     Чем исконно являлась брань? Обороной, первым словесным предостережением тому, кто тебе угрожает. Сначала оборонялись словом, потом пускали в ход кулаки и оружие.

     Наши русские по происхождению бранные слова имеют значение «мертвый». Таков смысл, например, слова падло, то есть «падаль». Или стерва, опять же буквально «мертвечина», у нас в русском языке есть слово стервятник — питающийся падалью.

Значение «мертвого» и в слове зараза. Слово это восходит к глаголу «заразить», то есть убить. Так что ругательство зараза исконно обозначало убитого. Похожее значение имеет слово мразь, - погибший от холода. Сволочь — также обозначает покойника, видимо, самоубийцу. Все эти ругательства изначально являются предупреждением обидчику: вот что станется с тобой, если сунешься. Вслед за русской бранью могло следовать только истребление врага.

    Слова с таким значением применять только к недругам. Совершенно неестественно, когда сволочью, то есть самоубийцей, или заразой, то есть убитым, или падлой, то есть мертвецом, называют друг друга пусть и поссорившиеся, но все же родные люди, вовсе не имеющие намерения убить друг друга. Но ведь слово само по себе имеет силу, энергию. И называть живого мертвым без последствий не получается.

    Матерная ругань - открытое именование детородных органов, что издревле в человеческом обществе считалось признаком наглости, нечистоты. Само слово наглый -  означало человека, способного обнажиться, явиться нагим на людях. Наглого русские с брезгливостью сторонились, как нарушившего завет целомудрия. Матерная брань - намеренное оскорбление человека клеветой. Это объявление в не целомудрии не только его самого, но и его близких, родных.

Глава 3. Появление термина нецензурные выражения

        Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обесцененной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»). Это табу несколько ослабло в последнее время в связи с демократизацией общества и ослаблением государственного контроля печатной сферы (первой в истории России отменой цензуры на длительный срок), переменами в общественной морали после распада СССР, массовой публикацией литературных произведений и переписки признанных русских классиков, писателей-диссидентов и нынешних постмодернистов. Снятие запрета на освещение определенных тем и социальных групп привело к расширению рамок приемлемой лексики в письменной речи. Мат и жаргон вошли в моду, став одним из средств пиара.

Глава 4.Влияние сквернословия на здоровье человека

         С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причём сделать это в резкой и циничной форме.

      Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, к этому должны появиться предпосылки на духовном плане человека, в мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях человека. Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно и нужно высокими нравственными духовными качествами. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии.

     Изменение отношения человека к самому себе – очень важный путь, ведущий к здоровью. Любое произнесённое слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь.

     К ещё более поразительным выводам пришёл уральский учёный Геннадий  Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя всё живое. Гипотезу Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ – столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга и Барнаула. И доказать теорию удалось. Вместе с коллегами учёные в лаборатории в целях эксперимента поливали зёрна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Вода, наслушавшаяся «вялого» мата, показала результат лучше — 53 %. Семена, которые поливали водой, заговорённой молитвами прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии.

  Звучание слов должно быть прекрасно, - такая гармония рождает и мышление возвышенное.

   Некоторые учёные утверждают, что  мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

    В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

      Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

     Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И. Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

    О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

       К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

       Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.  

       С матерными словами связано еще одно интересное наблюдение. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев-Смык вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того, кто использует нецензурные выражения. Однако, по этим же результатам исследований, человек прибегает к мату тогда, когда он, пусть даже на подсознательном уровне, не уверен в своей боевой состоятельности, в своих мужских силах, то есть чувствует свою неполноценность.

    Если речь идет не о стрессовой ситуации, то, как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытых или надвигающихся психосексуальных проблемах. Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом - то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность как в душе, так и во внешности. Причина все в тех же мужских гормонах. Для женщины мат противоестественен на физиологическом уровне.

        Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его

Глава   5. Борьба  со сквернословием

    Сквернословие осуждалось ещё в языческие времена античности. Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».

   Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что привело к проникновению в печать, на радио, в кино и литературу большого объема нецензурной лексики.

      У древних славян мат приравнивался к проклятию. Подобное его применение зафиксировано в славянской письменности. В болгарской хронике слово «изматерили» обозначало не «обругали», а просто «прокляли».

     На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревнях, но долго являлось уголовно наказуемым. За нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность – штраф или административный арест на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.1 Административного кодекса «Мелкое хулиганство».

     К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.

     В Америке появился новый фильтр против сквернословия. Устройство позволяет заглушать непристойные слова в телепередачах. Во многих городах России начали проводить специальные акции: "Мир без сквернословия". Студенты, учащиеся пишут конкурсные сочинения на тему - "Мир без сквернословия - твой рецепт". Проводятся научно-практические семинары студентов и преподавателей вузов, где обсуждаются вопросы причины "бранной эпидемии" и как искоренить сквернословие в нашем обществе.

     Недаром в народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.

     Глава 6.Мат и Интернет

    Интернет также подвержен веяниям сквернословной моды, он сразу же продемонстрировал целый ряд особенностей в использовании русского мата. Можно выявить два направления использования матерных слов в онлайне – «посылание ближнего» в повседневном сетевом общении (преимущественно в форумах) и творческие изыски виртуозных матерщинников.

 При выяснении отношений в форуме  один посетитель силится припомнить все слова, составляющие его матерный лексикон, и вылить получившийся коктейль на голову оппонента, причем старается сделать это как можно художественней. Тот, разумеется, также не остается в долгу – после обязательной цитаты пассажей обидчика добавляется десяток-другой изысканных выражений собственного авторства. По завершении беседы даже искушенный носитель русского языка сможет занести в свой словарик парочку новых слов и выражений.

Примеров столь «достойного» поведения в сети умного. Однако из-за чего это происходит? По мнению психологов, крепкое словцо тесно связано с эмоциональной разрядкой, или по-научному катарсисом. Покрыл по матушке ближнего своего в форуме, и напряжения бесконечного трудового дня как не бывало. Таким образом, сеть выступает как полигон для эмоциональной разрядки: устал - зашел на форум - выругался - полегчало.

  Но ругаются пользователи интернета по-особенному – «фишкой» интернет-ругани является альтернативное написание «стыдных слов», когда количество и порядок букв сохраняются, но некоторые из них заменяются на символы процента, знака вопроса, решетки, меняются местами и т.п., причем смысл послания все равно читается без труда. Что побуждает пользователей так шифроваться? С одной стороны это позволяет обмануть так называемых «мат-ботов» (роботов, следящих за появлением матерных слов в сообщениях).

  С другой стороны, употребляя крепкое словцо, человек нарушает серьезные внутренние табу, поэтому бессознательно стремится смягчить и замаскировать этот факт. Так и появляются псевдоматерные интернет-словечки, вызывающие «правильные» ассоциации. Некоторые из них (например, «мля» или «туева хуча») успешно перекочевывают и в «реальную» жизнь. Появление  словаря матерных слов  в онлайне, в котором содержится  5209 слов и выражений,  подтверждает серьезность сложившейся ситуации в русском языке.

Глава  7.Великие люди   о  сквернословии

     Обладание словом, делает человека личностью,  возвышает над животными и приближает к образу божьему. Тварями бессловесными, называют в Православном мире, животных. Для животного, язык – это орган вкуса. Для человека язык – основа проявления личности. Звучание слов должно быть прекрасно: такая гармония рождает и возвышенное мышление. Нельзя пренебрегать ни одним средством, возвышающим сознание.

     Чем совершеннее язык, тем выше уровень развития и культуры народа в целом. Всем миром признано, что русский язык один из самых богатых и выразительных и поэтому весьма печально, что обладая таким прекрасным, могучим и великим языком, многие русские люди отказываются от него и в общении друг с другом и используют жалкое подобие человеческой речи – мат.

 Сквернословие осуждалось ещё в языческие времена античности. Аристотель писал: «Законодатель должен удалять из государства сквернословие, потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».

 Отмена политической цензуры привела и к исчезновению языковой цензуры, что привело к проникновению в печать, на радио, в кино и литературу большого объема нецензурной лексики.

 Е.И.Рерих, русская писательница и философ, по этому поводу говорит следующее: «Упаситесь от сквернословия! Человек несет ответственность за каждое пущенное слово. Звучание слов должно быть прекрасно: такая гармония рождает и возвышенное мышление. Нельзя пренебрегать ни одним средством, возвышающим сознание» Сквернословие и злословие заражают атмосферу и противны Божественному Началу.

Святой Иоанн Златоуст говорил в своих проповедях: "Уста тех, которые говорят срамное, изрыгают из своей гортани слова зловонные и непотребные, есть гроб, вместилище мертвых костей и тел»

Вольтер - французский философ-просветитель  говорил: «Злословие - бессмертная дочь самолюбия и праздности».

Моруа Андре - французский писатель советовал: « Нужно вменить себе в правило никогда не распространять чужого злословия, пока не проверишь, насколько оно справедливо. Правда, тогда придется навсегда замолчать».

 Аристотель - древнегреческий философ и учёный предупреждал: «Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков…»

 В Библии – святой книге христианства сказано: « Горе сквернословам, гортань их – открытый гроб. (Рим. .3, 13)  

Винчи Леонардо - средневековый итальянский художник и изобретатель говорил:  « Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик».

Глава 8. Русские народные пословицы и поговорки о сквернословии

  Народная мудрость гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове».

 Агрессивность  сквернословия  просматривается в следующих выражениях:

- Бабы бранятся, так платки с голов валятся.

- Кто ругается, у того лошадь спотыкается.

-Много бранился, а добра не добился.

-Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.

-Привычка браниться никуда не годится.

-С миром везде простор, с бранью везде теснота.

-Собаке и на свой хвост вольно брехать.

-Спорить спорь, а браниться грех.

- Ссора до добра не доводит.

      Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.  Язык, речь – это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена.

Глава 9. Ответственность за употребление мата   

Ненормативная лексика должна перестать быть частью нашей повседневной жизни.

 На Руси до середины ХIХ века сквернословие не только не было распространено даже в деревнях, но долго являлось уголовно наказуемым. За нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста. Советский агитационный плакат «Наше условие — долой сквернословие!», автор — Константин Иванов, 1981

В современном законодательстве имеется Статья 20.1 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, — влечёт наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

 2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, — влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

     К сожалению, запреты проблемы никогда не решали. Люди сами говорят, что нелитературные выражения унижают человека, тогда спрашивается, зачем же они вводят их в обиход? Детей наказывают за нехорошие слова, а взрослых никто не наказывает, и ребенок, слыша скверное слово, ухмыляется, чтобы потом повторить это слово.

     В Америке появился новый фильтр против сквернословия. Устройство позволяет заглушать непристойные слова в телепередачах. Во многих городах России начали проводить специальные акции: "Мир без сквернословия". Студенты, учащиеся пишут конкурсные сочинения на тему - "Мир без сквернословия - твой рецепт". Проводятся научно-практические семинары студентов и преподавателей вузов, где обсуждаются вопросы причины "бранной эпидемии" и как искоренить сквернословие в нашем обществе.

     Недаром в народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.

Глава 10. Исследовательская часть

    С целью изучения отношения окружающих к ненормативной лексике, было опрошено 139  учащихся 5- 8 классов128 школы. Результаты опроса учащихся по употреблению нецензурной речи:

 -Что такое сквернословие, знают все опрошенные;

- частотность употребления в речи бранных слов  составляет  48%;

- активнее используют  ненормативную лексику учащиеся 7-8 классов;

- мальчики  на 15% чаще употребляют бранные слова, чем девочки;

- Количество видов бранных слову мальчиков 12 из 20существующих в русском языке, у девочек 8 из 20.

- 30 % из опрошенных используют бранные слова, чтобы не выделяться из толпы, быть принятыми в группу;

- 22 % школьникам употребление  ненормативной лексики необходимо, чтобы считать себя независимыми , взрослыми.

 В анкетировании «Твоё отношение к сквернословию» были выявлены и следующие результаты:

1)Почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

  1. Злятся
  2. Пугаются
  3. Запугивают
  4. Маленький словарный запас
  5. Считают, что круто
  6. Нравится
  7. Привыкают из-за окружающих
  8. Начинают по «молодости» и привыкают
  9. Выплёскивают эмоции
  10. Невоспитанность
  11. Выражают свое недовольство
  12. Глупые
  13. Необразованные
  14. Считают, что взрослые
  15. Ненависть
  16. Возвышают себя перед окружающими
  17. Гнев
  18. Хотят обозвать кого-то

2) Почему в своей речи используют бранные слова (мат, ругательства)?

  1. Злят
  2. Очень плохо
  3. Психуют
  4. При ссоре
  5. Нервничают
  6. Достают
  7. Выходит само собой

3) Как часто произносят такие слова?

  1. Никогда
  2. Очень редко
  3. Редко
  4. Не очень часто
  5. Часто
  6. Никогда
  7. Когда что-то не получается
  8. Бывает в определенных случаях

4. В каких ситуациях это происходит?

4)Когда выводят

  1. Ругаются
  2. Плохо
  3. Испытывают боль
  4. Не замечают
  5. Получают плохую оценку
  6. Обманывают знакомые
  7. В ссоре
  8. Нервничают
  9. Психуют
  10. Не замечают
  11. В опасных ситуациях

5) Как думают плохо или хорошо?

  1. Плохо –  83%
  2. Хорошо – 17%

6)  Что чувствуют, когда произносят такие слова?

  1. Злость
  2. Ничего
  3. Не комфортность
  4. Стыд
  5. Смущение
  6. Плохо

7)  Что чувствуют другие люди, когда слышат, произношение бранных слов?

  1. Неприятно
  2. Поддержку
  3. Осуждение
  4. Отрицательные эмоции
  5. Смущение
  6. Отвращение
  7. Восхищение
  8. Ужас
  9. Плохое ощущение
  10. Невоспитанность человека

8) Что чувствуют, когда кто-то ругается?

  1. Не обращают внимания
  2. Злятся
  3. Не слушают
  4. Отвращение
  5. Ужасно неприятно
  6. Противно
  7. Стыд
  8. Осуждение

9)От кого чаще всего мы слышим эти слова?

  1. От одноклассников
  2. От друзей
  3. От родственников

10)Что нужно сделать, что бы люди (дети) не употребляли эти слова?

  1. Наказывать
  2. Зависит от самих людей
  3. Это все на совести матершинников
  4. С детства не давать знать такие слова
  5. Применять суровые меры
  6. Нельзя заставить не делать этого

11)Что нужно сделать, что бы не употребляли браны слова?

  1. Контролировать себя
  2. Что бы окружающие люди ни матерились
  3. Не доводить
  4. Воздерживаться

12)Хотят ли люди, что бы их дети матерились? Почему?

Не хотят – 100%

  1. Это плохо
  2. Не культурно
  3. Считают не нужным
  4. За бранные слова будут ругать, бить и наказывать.

Вывод

      В своей исследовательской работе я проверяла 2 гипотезы: сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, символ взрослости,  и сквернословие  несет понижение всего интеллекта. В  процессе  работы было выяснено, что нецензурная речь ведет самую настоящую войну против русского языка. Она способна расширять свой словарный запас, имеет свои устойчивые словесные формы и фразеологизмы. Острие мата направлено на замещение простых, наиболее употребляемых слов, матерщина претендует на то, чтобы создать свой язык, параллельный русскому языку, или пропитать собою весь русский язык,

Употребление мата отграничивает «своих» от «чужих». И если человек ищет доступа в какое-то общество, где распространен мат, он вынужден применять матерный стиль. Он вынужденно учится мату, пока материться не станет его привычкой.

Желание школьников  выделиться, быть «крутым», «взрослым», выражение сильных чувств, употребляя ненормативную лексику, выдает слабые стороны характера. Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема. Итак, первая гипотеза оказалась ложной.

Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступление, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. Гипотеза вторая оказалась верной.

        Матерщина — не просто ругань, стремление одержать верх над противником в словесной стычке. В конечном счете,  она направлена против самого себя. Ибо слово наше строит нашу судьбу, направляет к добру и ко злу, а отстранение от сквернословия, матерщины - наша национальная самооборона.

Список литературы

1. Байбурин А.К., Топоров А.Л. У истоков этикета. Л., 1990. 

2 Библия М.,1997. С 6-8

 3.Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С.А СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

  4.Буслаев Ф.П. Русские пословицы и поговорки // Архив юридических сведений, относящихся до России. М., 1854. Кн. 2, 1-176.

 5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. – М.:   Высшая школа, 2008

6.Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. 4-е исправленное и значительно дополненное издание под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ. Тт. 1-4. СПб. - М., 1912-1914.

7.Ильясов Ф.Н. Мат в три хода (опыт социологического исследования феномена нецензурной брани) // Человек. 1990, № 3, 198-204.

8."Кодекс российской федерации об административных правонарушениях" (коап РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция)

9.Косцинский К. Ненормативная лексика и словари // Russian Linguistics, 1980, № 4, 363-396.

10.Левин Ю.И. Об обсценных выражениях русского языка // Russian Linguistics, 1986, № 10, 61-72.

11.Материал сайта http://midi. ucoz. ru/

12.Мокиенко В.М. Образы русской речи. М., 1986, 278 стр.

13.В.М. Мокиенко.Русская избранная лексика: цензурное и незензурное.М., 1995, 388 стр.

14.МСН - Международный словарь непристойностей. Путеводитель по скабрезным словам и неприличным выражениям в русском, итальянском, французском, немецком, испанском, английском языках. Под ред. А.Н. Кохтева. М., 1992, 90 стр.

15.Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2007.

16.Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992  

17.Современный толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000  

18.Сумцов Н.Ф. Пожелания и проклятья. Харьков, 1896.

19.Успенский Б.А. Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии (статья первая) // Studia Slavica Hungarica. XXIX, Budapest, 1983, 33-69.

20.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Под ред. Б.А. Ларина. Перевод с нем. и предисловие О.Н. Трубачева. Тт. 1-4. М., 1964-1973; 2-е изд. 1986-1987.

21.Флегон А. За пределами русских словарей. London, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...