Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Новожилова Лариса Георгиевна

                Примеры нестандартных заданий для обучающихся 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Воспитание у учащихся интереса  к изучению русского языка

     Решая проблему воспитания у учащихся интереса к изучению русского языка, следует учитывать, что русский язык – предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости. Следовательно, воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Проблема интереса к изучению русского языка связывается, прежде всего, с нестандартностью подхода к содержанию и организации  изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности обучающихся. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед  необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.

.  

                             Примеры нестандартных заданий для обучающихся 5-7 классов

  1. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного  звука?
  2. Установите количество звуков  [з ] – Зина обратилась с просьбой к Лизе.
  3. Какие слова получатся из данных, если звонкие согласные в них заменить соответствующими  им глухими:  груба, дубить, обрызгать?
  4. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье.

  1. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке.

Но если Д на Т заменишь,

Во мне утонешь, как в реке.

  1. «Орфоэпические бои».  На таблице, изображающей поле боя, пишутся слова, вызывающие трудности в произношении. Выходя к доске, учащиеся молча указывают  друг другу на слова, которые нужно произнести вслух. Если учащийся ошибается, ошибку исправляют.
  2. Прочитайте стихотворение  О. Высотской «Мягкий знак»:

Он очень вежлив,

Мягкий знак.

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он всех старается смягчить:

Отрежь – отрежьте!

Поешь – поешьте!

Исправь – исправьте!

Оставь – оставьте!

Так мягко просит Мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

Найдите в этом стихотворении фонетические неточности и прокомментируйте их.

  1. Из названий каких двух букв можно приготовить пищу?
  2. Названия каких двух букв составляют целую эпоху?
  3. Какие буквы обижаются, что их не пишут в начале слова?
  4. В каких случаях используется омонимия, а в каких многозначность?

Орел, а не птица.

Такса, а не собака.

Какой мех не бывает покровом животного?

Какую строчку нельзя прочитать?

Вода, а не жидкость?

  1. В магазине продают мясо свиньи – свинину, барана - баранину, коровы –говядину. Почему не коровину?
  2. Продолжите предложение, не изменяя форму слов:  Я ИДЕТ…
  3. Как написать в «Песне о вещем Олеге» или в  «Песни о вещем Олеге»?
  4. Можно ли по одной из значимых частей слова определить часть речи?
  5. Два ученика затеяли спор. Один утверждал, что слова  тепло, лихо, зло, подряд – существительные, а другой доказывал, что это наречия. Каково ваше мнение?
  6. Почему глаголы в повелительном наклонении часто особенно часто употребляются в форме 2 лица ед. числа?
  7. Почему производные предлоги используются обычно с одним каким-либо падежом, хотя многие непроизводные предлоги могут употребляться с разными падежами?
  8. Почему служебные слова не являются членами предложения?
  9. Для чего нужно знание русского языка при изучении различных предметов школьного курса?

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и...

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ

Из опыта работы по выявлению интересов, возможностей, потребностей учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью ИКТ учителя МКОУ Брединской СОШ №2 Матушкиной Татьяны Ивановны...

Метапредметность как способ повышения мотивации учащихся при изучении русского языка

Мотивация, или желание учиться – ключевое понятие в педагогике.  Вопрос повышения мотивации на уроках русского языка связан с проблемой формирования и поддержания интереса ученика к предмету.Осно...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Мастер класс: "Исполльзование современных методов обучения для повышения мотивации учащихся к изучению русского языка"

Цель данного мастер класса: представить техниику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка....

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...