Мастеркласс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) на тему

Теплова Галина Валерьевна

Планирование урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном конкурсе методических служб Тепловой Г.В. – руководителя ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с.Максимовка»

Сценарный план урока по ФГОС

Планирование учебного процесса сегодня – это цепь тщательно отобранных и взаимосвязанных структурных компонентов, предполагающих анализ и отбор актуальных для данного этапа обучения планируемых образовательных результатов, определение видов учебной деятельности, соответствующих образовательным результатам, и средств обучения для реализации этих видов учебной деятельности.

Совершенно очевидно, что данный подход потребует от учителя переосмысления роли и характера профессиональной деятельности в условиях работы в новой информационно-образовательной среде, четкого понимания дидактических возможностей инновационных педагогических технологий, позволяющих обеспечить системно-деятельностный подход, являющийся основой реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Для учителей, работающих по новым стандартам, становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов обучения.
Одним из инновационных подходов в проектировании урока является составление технологической карты урока.
Составляя традиционный конспект урока, учитель выстраивает содержание учебного материала по вертикали, при этом прослеживается деятельность только учителя. В технологической карте содержание учебного материала представлено по горизонтали, в этом случае, учитель определяет все виды деятельности обучающихся на уроке в целом и отдельных его этапах.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность мне как учителю максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. С помощью технологической карты мне легко провести не только системный, но и аспектный анализ урока, прослеживая карту по вертикали.

Изменилась роль учителя. Обращусь к образным средствам: на классическом уроке учитель – повар, он предлагает блюдо, его цель – накормить (дать знания).  В условиях реализации ФГОС учитель – дирижёр, он руководит оркестром, а каждый ученик играет свою партию сам, приобретая опыт, ошибаясь, исправляя ошибки (он учится учиться).

  •    Приступая к планированию урока я ,прежде всего, задумываюсь о том, к чему я хочу привести класс в итоге. Затем обдумываю пути и средства достижения этого результата. Итак урок русского языка в 5 классе по учебнику Быстровой. Тема урока: «Имя существительное как часть речи »

Цели урока:

- деятельностная:  сформировать способность опознавать существительные в речи;

- развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи;

- содержательная:  сформировать представление о существительном как о части речи;

 

1этап:            Мотивация к совершению учебной деятельности
 
Цель этапа:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Ученику – удача, учителю – радость!»  - определяем части речи в этой фразе. (Планирование учебного сотрудничества)

 - Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите в пустой строке тему: «Имя существительное как часть речи».

 - Работать вы будете тремя группами, сядьте так, чтобы в каждой группе был красный, два синих и один жёлтый жетон. Капитаны групп – с красными жетонами.

2 этап: Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа:
повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Методом мозгового штурма создаётся кластер.( Анализ объекта с целью выделения признаков (познавательное).

Выражение своих мыслей, аргументация мнения)

Задание всему классу:

  • Подчеркните существительные, используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.
  • Затем происходит самопроверка.

3 этап:     Этап определения места и причин затруднения


Цель этапа:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления, алгоритм  правильного действия.

- Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки» (Волевая саморегуляция, коррекция.Анализ объекта)

4 этап :         Построение проекта выхода из затруднения
 
Цель этапа:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.

Сказка.

Давным- давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён»


- Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Подумайте, обсудите в группе и разложите карточки.

  • Разноуровневое задание:

 При этом высказывают версию «синие».

«жёлтые» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.

(ученики могут классифицировать существительные по родам или по склонениям).

(Аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Создание способа решения проблемы поискового характера)

5 этап:             Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: алгоритм  правильного действия.

Проблемное задание.

- К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин . Как вы объясните Пете его ошибки, что ему делать, чтобы выбрать существительные из текста?

Задание было таким: Подчеркнуть  существительные. Посмотрите, как выполнил его Петя.

Тройка, третий, три, десятка, десять, десятый, семеро, семёрка, единица, сотый, сотня.

  - Ребята,  давайте объясним Пете, как надо действовать, чтобы определить существительные в ряду других частей речи.

6 этап:               Первичное закрепление изученного.

Цель этапа:

выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

Задания трёх уровней.

3 уровень «зелёные»:

Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр….

2 уровень «синие»:

Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр….

1 уровень «красные»:

Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

- Прошу встать из-за парт тех учеников, кто сможет перечислить признаки существительных.

Ученики встают.

Называют признаки существительных. (проговаривание)

Если кто-то не встал, попросим его прочесть вслух правило и тоже встать.( Контроль, коррекция (регулятивные))

Физминутка зрительная

7 этап самостоятельной работы с проверкой по словарю

Цель этапа: закрепление алгоритма действий.

- Вы «добыли» необходимые знания и сможете справиться с самостоятельной работой.

1.Задание «синим» и «жёлтым»:Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода.

2. Задание «красным»:Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю.

(Анализ и синтез объектов с целью составления целого)

8.       Этап включения нового УУД в систему знаний

1. - Подобрать синонимы к словам с приставкой . Беда – (несчастье) Ложь –(неправда)Противник – (неприятель) Враг – (недруг)

Горе – (несчастье) Рабство – (неволя)

2. Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду.

Домашнее задание.

 - Обдумайте домашнее задание, выберите задание сами.

Домашнее задание трёх уровней.

1 уровень:

Составить кроссворд на тему «Лес».

2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных.

3 уровень: Тест № 9 – вариант 2.

Все: п.

Прогнозирование, волевая саморегуляция,

9. Этап рефлексии

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

- Подведите итог работы в группах. Адекватное понимание причин успеха, нравственно-этическое оценивание.

- В заключении – сюрприз!

Разгадайте кроссворд и узнаете, как я оценила вашу работу на уроке.

- Как же я оцениваю вашу работу на уроке? (отлично!)

 - Верными были слова в начале урока: «Ученику – удача, учителю – радость»?

 Выставление оценок за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

УМК: Е.А.Быстрова Тип урока : открытие нового знания Тема урока : «Имя существительное как часть речи » Цели урока : - деятельностная : сформировать способность опознавать существительные в речи; - развивать умение использовать широкие возможности слов этой части речи; - содержательная : сформировать представление о существительном как о части речи; Средства обучения: компьютер, проектор, ИКТ тренажёр, учебник, тестовая тетрадь, карточки с текстом, алгоритм; словари русского языка (орфографические),цветные жетоны, «бортовые журналы»

Слайд 3

«Ученику – удача, учителю – радость!»

Слайд 4

«Имя существительное как часть речи»

Слайд 5

Подчеркните существительные, используя при рассуждении данный кластер: ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех, мирились, радость, легко, быстрый, заря.

Слайд 6

Ветер, буря, солнечный, снится, волшебство, смех , мирились, радость, легко, быстрый, заря.

Слайд 7

Игра «Загадочные мешочки»

Слайд 8

Сказка. Давным- давно все существительные были похожи. Королева Грамматика издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, будет вознаграждён» - Перед вами на столах карточки с существительными. Кто из вас сегодня сможет выполнить приказ королевы? Разноуровневое задание: При этом высказывают версию «синие», «жёлтые» говорят, как разложили слова, а «красные» обосновывают.

Слайд 9

К нам на урок снова пришёл Петя Ошибкин. Посмотрите, как выполнил задание Петя: Тройка, третий, три , десятка, десять , десятый, семеро, семёрка , единица, сотый , сотня. Алгоритм 1.Задать вопрос :Кто? или Что? 2.Значение – предмет; 3.Имеет ли род, склонение? 4.Изменяется ли по числам, падежам?

Слайд 10

«зелёные»: Выписать из текста существительные в три столбика по склонениям. Упр.77 «синие»: Выписать из текста существительные, вставить окончания и определить род, число, падеж. Упр.78 «красные»: Составить текст на тему «Осень в лесу», определить падежи существительных.

Слайд 11

1. Задание «синим» и «жёлтым»: Выпиши из орфографического словаря по два существительных каждого рода. 2. Задание «красным»: Составь предложение со словом конве…ер, проверь написание по словарю

Слайд 12

1. - Подобрать синонимы с приставками к словам . Беда – … Ложь –… Противник – … Свобода – … Враг – … Горе – … Рабство – … 2. - Найдите пятое лишнее слово в каждом ряду: Мастер, лошадь, бабочка, толпа, сверстница. Реклама, кукла, рябина, пейзаж, земляника.

Слайд 13

Домашнее задание трёх уровней. 1 уровень: Составить кроссворд по теме «Имя существительное». 2 уровень: Составить текст по данному началу: «Только что упали последние капли дождя…».Определить падежи существительных. 3 уровень: Тест № 9 – вариант 2. Все: п.

Слайд 14

1.Раздел науки о языке, изучающий части речи. 2.Падеж существительного (вижу) землю. 3.Член предложения, чаще всего выраженный существительным. 4.Падеж, обозначающий орудие действия. 5.Количество предметов у существительного. 6.Изменение существительных по родам. 7.Категория существительного, различающая нас по полу.

Слайд 15

Морф о логия Вини т ельный Под л ежащее Твор и тельный Ч исло Скло н ение Р о д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчетное выступление по результатам мастеркласса (2009 год)

Отчетное выступление по результатам моего мастеркласса, проведенного в 2009 годуhttp://www.youtube.com/watch?v=NtySVAw46ZU&feature=plcpМастеркласс проводился в течении 10-ти дней. Длительность каж...

мастеркласс по баскетболу

Мастеркласс по баскетболу..Все,  что  необходимо. Практика  сотрудников Института.....

МАСТЕРКЛАСС

мастеркласс...

Мастеркласс на конкурс "Самый классный классный"

Цель: • Развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать спорные вопросы. Задачи: • уяснить сущность понятия «конфликт»; • через проигрывание конфликтной ситуации находить...

Мастеркласс по точечной росписи

В презентации описаны разные виды декоративно-прикладного искусства и представлен пошаговый мастеркласс по точечной росписи...

Мастеркласс по пластилинографии

картины из пластилина...