Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка
статья по теме

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Методы и приемы организации личностно ориентированного обучения на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirov._obuchenie.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Гизитдинова Рашида Галлиулловна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа»

Новосибирская область

 Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка

 

   «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

   Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали и добровольно, и творчески.

  Два года методические советы нашего района работали над проблемой «Формирование развитой личности через  личностно ориентированное обучение». Поэтому хорошо изучили работы    ученых, методистов: Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”, Фридман Л.М. Концепция личностно ориентированного образования.   Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. Якиманская И. Личностно ориентированная школа: критерии и процедуры анализа и оценки ее деятельности.

    Для меня наиболее привлекательна модель, созданная  И.С. Якиманской, где каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

  В моём личном творческом плане на первом месте стоит развитие личности учащихся, поэтому я отдаю предпочтение личностно ориентированному обучению.

  Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно  ориентированного урока, освоенных  мною. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной  формулировке   цели и задач урока или  к организации совместного целеполагания.    

 Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:

 Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

 О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

 Какие задачи вы ставите перед собой?

 Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

      Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

     Можно использовать разные приемы  совместного целеполагания  на уроках русского языка:

1.Работа с материалом учебника (учащимся предлагается прочитать подзаголовки параграфа, вопросы к нему и определить цель познания)  

2.Актуализация знаний (определить тему урока по заданию, приготовленным учителем)  

3. “Скрытая ошибка” (предложить задание со скрытой ошибкой)  

4.“Эпиграф” (учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой темой урока)

5.“Опрос-кроссворд” (необходимо заполнить кроссворд по изучаемой теме).  

6. “Удивительное  рядом” (предлагается яркий текст)

 Например, урок в 6 классе по теме “Правописание корней с чередованием  -гар-гор” начинается с чтения сказки.

            Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа – Гор и  Гар. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.  И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: “Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден”. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это  паж Гар, а без ударения – Гор.

Затем ученики отвечают на вопросы:

 Какое орфографическое правило зашифровано в данной сказке?

Какой закономерности подчиняется правописание корней  -гар-, -гор-?

                При формулировке цели урока необходимо осознавать не только то, чего  хочет достичь ученик, но и каким образом он может это сделать.              Использование разнообразных приемов целеполагания      создает  атмосферу, где уважается любое мнение, развивается критическое отношение к различной информации, превращая учащихся в   активных субъектов процесса обучения.

              Я работаю в небольшой сельской школе. Классы небольшие. Но и в таких маленьких классах  есть ребята с разным уровнем интеллектуального развития. Работа с учениками разных возможностей предполагает тщательную организацию их учебной деятельности.   Личностно ориентированное обучение  включает необходимость разноуровневого обучения для сильных, средних и слабых учеников. Именно это позволит заинтересовать всех учащихся процессом обучения.    Разноуровневые задания с успехом могут быть использованы  при изучении нового материала, контроле  за усвоением знаний, умений и навыков,  при проверке знаний.

 Какие же особенности учитываю при работе в  уровневых группах:

1.Обязательно при подборе домашних заданий. Типовые задания позволяют развить слабого ученика, помогают ему в овладении общеучебными навыками.

Для сильного ученика  усложняется задания не только с применением практических знаний, но и с использованием теоретического материала, творчества. Выполняют задания, требуемые рассуждений и анализа, с привлечением дополнительной литературы, что способствует расширению кругозора учащихся,  выделению связей с другими темами и предметами.

2.Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения.

Это индивидуальные задания, игры, многие выполняются самостоятельно. На этом этапе важно формировать навыки самостоятельной работы и нести ответственность за результаты своей работы, что поможет обрести уверенность в своих силах.  

На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр. Многие задания я взяла из пособий из серии «Школа радости», некоторые составляю сама.

3. Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся, а для ребят второй и третьей групп чаще всего использую деятельность частично-поискового характера.

 На  любом  этапе изучения темы применяю обучающие тесты,  помимо своей основной задачи – систематизации знаний, тесты направлены на психолого-педагогическую адаптацию к прохождению контроля в тестовой форме.

    Тема «Лексика» (повторение)

1 и 2 тест для ребят слабого и среднего уровня,  

  •   Тест 1. Пользуясь словарём иностранных слов, определите значения иностранных  слов. Выберите правильный вариант.
  • АНТАГОНИЗМ: а) репутация; б) противоречие; в) равнодушие.
  • АНТОЛОГИЯ: а) музыкальное произведение; б) биография; в) сборник избранных произведений.
  •  АПАТИЯ: а) направление в медицине; б) равнодушие; в) болезнь.
  • БАЛЛАСТ: а) груз; б) болезнь; в) механизм.
  • Тест 2.     Пользуясь толковыми словарями, выберите примеры, в которых лексическое значение верно.
  • БОЛИВАР – мужская широкополая шляпа.
  • ДИОРАМА – двойной стеклопакет.
  • КОРНЕТ – большой корабль.
  • МИЗАНСЦЕНА – малая сцена в театре.
  • РЕЗЮМЕ – кондитерское изделие.
  • ПЕРЕПЕТИИ – мелкие морские обитатели океана.

   3и4  - ый   повышенного уровня.

  • Тест 3. Проанализируйте уместность употребления выделенных слов в тексте. Выберите предложение, соответствующее нормам литературного языка.
  • 1) Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.
  • 2) Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.
  • 3) Спортивные общества выполняют большую роль.        
  • 4) Спортивные общества играют большую роль.      
  • 5) Спортивные общества имеют большое значение.
  •    6) Спортивные общества играют  большое значение.  
  • Тест 4. Найдите примеры речевой избыточности.
  • 1)Памятный сувенир. 2) Мёртвый труп лежал без движения.                                3) Информационное сообщение. 4) По песку ступали ступни её ног. 5) Грусть-тоска меня съедает. 6) Расцвели белые цветы.   7) Машинный парк обновили новыми машинами.

        4.На уроках, завершающих темы, а также обобщения и систематизации изученного, знания учащихся систематизируются, обобщаются, поднимаясь на более высокий уровень. Именно на этом этапе важно, чтобы задания были разноуровневые. На уроках такого типа использую формы фронтального и  индивидуального опроса.

Например: На обобщающем уроке по теме «Имя существительное»

  1. Почему имя существительное как часть речи определяется по трём признакам? Можно ли определить его по одному признаку, например, смысловому? Если нельзя, то почему?
  2. Почему при разборе имени существительного как части речи нужно строго придерживаться схемы, помещённой в учебнике? Можно ли сначала называть тип склонения, а затем род существительного? Или вначале указать падеж, число, а затем остальные признаки существительного?

Вопросы  должны быть проблемного или исследовательского характера  

           Углублённая работа над понятиями  обучает  общим приёмам анализа учебного материала. Сильные учащиеся выполняют задание самостоятельно, слабоуспевающие, составляя таблицы, схемы пользуются учебником. Составление таблиц, схем способствует развитию логического, абстрактного мышления, умение обобщать, анализировать и сопоставлять.  

           Обычно в конце урока подводятся  итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…
– Я выполнял задания…
– Я понял, что…

  Можно  дать ребятам  сделать самоанализ своей работы, начиная словами:

– На уроке я работал…
– Своей работой на уроке я…
– Урок для меня показался…
– За урок я…

           Для того  чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться   комплиментом:  комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах. Этот вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 Я всегда помню о том, что на уроке я всего лишь дирижёр, музыка звучит из уст моих воспитанников. Каждый мой ученик – человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами.                                                        

   Таким образом, личностно ориентированное обучение  - это приоритетное направление моей педагогической деятельности. А в целом вся моя работа    направлена на то, чтобы из стен моей родной
школы вышли грамотные, эрудированные, творческие, порядочные и добрые люди, чтобы каждый из них мог сказать: Я - человек, и в этом мое призвание.
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка.

Перед каждым учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, возникает множество проблем, над решением которых он трудится порой всю свою педагогическую деятельность. Не секрет, что сов...

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Материал к педсовету , обучению педагогов по ФГОС...

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Материал может быть использован для подготовки докладов к педсовету. для обучения педагогов новым технологиям, ФГОС...

Презентация "СИСТЕМА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ "

Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении русскому языку объясняется тем, что современной психолого-педагогической науке наметился принципиально новый подход к пониманию субъект...

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и чтения в условиях коррекционной школы VIII вида.

Не секрет, что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание....

Личностно-ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Личностно ориентированный подход в образовании предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.   Назначение личностно ориентированного п...


 

Комментарии

Семёнова Светлана Вениаминовна

Очень хороший материал!

Гизитдинова Рашида Галиулловна

Спасибо,Светлана Вениаминовна.