Доклад "Инновации в преподавании русского языка"
статья по русскому языку (6 класс) на тему
Данный материал представляет собой описание опыта использования инноваций в преподавании русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_esinova.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Использование инноваций в преподавании русского языка»
Есинова Нюудля Викторовна, учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ачинеровская СОШ»
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.
Методологическая основа моей педагогической деятельности - компетентностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. целевая
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Основная задача педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, считаю, создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения. В основе уроков русского языка в старшей школе - практико-ориентированный подход, предполагающий создание образовательной ситуации», основными составляющими которой являются: конкретизация задания, решение ситуации, демонстрация образовательной продукции, систематизация полученной продукции, работа с культурно-историческими аналогами, рефлексия. Поэтому на уроках в старших классах деятельность учащихся направляю на создание готового текста: написание аргументированного эссе, творческой работы, ориентированной на цели и задачи коммуникации (предварительная работа заключается в комплексном лингвистическом анализе текста), что особенно актуально при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ. Задача учащихся – создать собственный текст, прокомментировав то или иное явление, приведя собственные примеры. Учащиеся не только работают над комплексным анализом текста, но и создают собственный продукт (форму работы ученик выбирает сам: отзыв, эссе, эпистолярный жанр, статья в лингвистический справочник, серия вопросов, заданий, тестов по данной теме с обязательной защитой своей работы). На данных уроках закладывается и опыт публичного выступления, навыков ведения дискуссии и полемики.
Таким образом, коммуникативная компетенция – выбор и реализация программ речевого общения в зависимости от способностей человека ориентироваться в той или иной речевой ситуации (совокупность конкретных экстралингвистических факторов, вовлекающих людей в языковую коммуникацию, и определяет их речевое поведение): умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, возникающих у учащихся до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации.
Технология коммуникативного обучения – обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, то есть сформировать коммуникативную компетенцию как одну из ключевых компетенций личности. Обучение на основе общения является сущностью инновационных технологий, оно предполагает личностную ориентацию общения.
Так как коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности, основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции, – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д., умения и навыки анализа текста.
Языковую компетенцию развиваю путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся. В результате этого учащимися усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Посредством лингвистической компетенции обеспечивается познавательная культура личности школьника, развитие его логического мышления, памяти, воображения. На компетентностно - ориентированном уроке применяю широкий арсенал методических приемов и способов обучения. Одна из них беседа:
Беседа в 7 классе.
«Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», где хранятся разные средства. Ими пользуются, когда говорят и пишут.
На одной полке – части слов, на другой – слова. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-либо мысль, построить предложение. А потом слово, показавшееся недостаточно точным, заменить другим. Для устной речи в этой «кладовой» - звуки.
Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык.
А что же такое речь?
Речь – это использование людьми законов «кладовой» во время общения , т.е. речь – это язык в действии, язык в работе.»
Подчеркиваю мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок. При закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика» использую следующие упражнения. Упражнение с одним словом «друг».
- Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.
1) Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец.
И умер, как солдат.
2) А сколько вам, дорогой друг, лет?
3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.
- Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице.
Друг – это…
- Подберите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.
Запишите их в таблицу.
- Составьте словосочетания с синонимами слова друг.
- Вспомните какие-нибудь высказывания о дружбе.
- В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?
Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо-видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи.
В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. При работе со словарями стараюсь научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствую навык чтения, пользования справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами.
Компетентность учащихся формируется при составлении комплексных видов заданий. Например, уроки при изучении СПП, целью которых является:
1.Повторить знания по теме: «СПП с придаточными определительными и дополнительными»;
2.Развить умение отличать СПП с придаточным определительным от СПП с придаточным дополнительным;
3. Закрепить умение расставлять знаки препинания, составлять схемы предложения;
4.Развить стилистические навыки учащихся.
Ведущее место в развитии языковой компетенции обучающихся, уделяю работе с текстом, которую провожу уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций, анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций, работают над лексическими и синтаксическими средствами выражения в речи различных смысловых отношений, литературной нормой языка и разного рода отклонениями от неё.
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. В рамках коммуникативной компетенции формирую умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, включающие в себя знание основные понятия лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Урок литературы даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению. Продемонстрирую на примере практической работы в 9 классе «Нравственные нормы представителей молодого поколения в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Цели занятия: - расширить знания учащихся, раздвинуть рамки восприятия подростками окружающего мира, развитие навыков коммуникации, сотрудничества, умения работать в команде, повысить интерес учащихся не только к литературе, но и к самим себе.
Ход занятия:
1 –Деление класса на 2 группы: Молчалины и Чацкие.
2 – Слово учителя:
Многие поколения читателей пытаются ответить на вопрос о том, почему «Молчалины блаженствуют на свете». Попробуем разобраться в этом и мы с вами. И пусть поможет нам сделать это современный американский психолог Д. Карнеги, уверяющий, что знает двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Давайте посмотрим, в какой степени персонажи комедии А.С.Грибоедова следуют этим правилам (Д.Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»).
3 – Практическая работа с текстом произведения по таблице (отбор цитатного материала).
4 – Защита жизненной позиции персонажей комедии (выступление оппонентов, попутная корректировка записей в таблице).
5 – Подведение итогов дискуссии – ответ на вопросы:
- В какой степени поведение героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» становится залогом их успешности в жизни?
- Как вы думаете, понадобится ли вам в жизни знание правил человеческого взаимодействия?
Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).
Записываем предложение:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно
Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать. Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их. Определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к слову смиренно: прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат…
Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение отдаю тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:
- укрупнению дидактических единиц (концепция УДЕ выдвинута П.М.Эрдниевым.)
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо (прием синквейн);
- современным информационно-коммуникационным технологиям;
Общеизвестно, что знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а именно наличием связей: взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Являясь интегральной технологией, УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации. Методически обусловлено совместное и одновременное изучение родственных разделов, одновременное изучение взаимно обратных действий, создание специальной системы упражнений, использование образной информации и высокого уровня сложности изучаемого материала на всех этапах образовательного процесса.
В технологии УДЕ при изучении русского языка в реализации принципа взаимосвязи между уровнями языка происходит интеграция следующих лингвистических уровней:
- Ι блок – орфоэпия + орфография + словообразование + состав слова
- ΙΙ блок – морфология + синтаксис
- ΙΙΙ блок – синтаксис + связная речь, на котором базируется развитие речи младших школьников.
Выделение этих блоков (укрупнений) чисто условно, поскольку все стороны языка взаимосвязаны. Данные блоки легли в основу укрупненных лингводидактических единиц: укрупненные единицы языкового материала как дидактически обработанная система обычных единиц знания (лингвистических понятий, правил, выводов, обобщений), приближенных по всем своим параметрам к структуре внутреннего знания.
Первый блок (укрупненная лингводидактическая единица): орфоэпия + орфография + словообразование + состав слова – основан на лингвистической теории инварианта словообразовательного типа. Сущность этой теории сводится к тому, что в русской грамматике существует несколько десятков словообразовательных типов, основанных на форманте. Формант – формальный показатель, общий для всех образований одного типа и являющийся носителем словообразовательного значения. В технологии УДЕ он является системообразующим средством укрупнения.
Второй блок (укрупненная лингводидактическая единица): морфология + синтаксис – обеспечивается их органической связью в теории языка.
В технологии УДЕ морфология изучается на синтаксической основе, т.е. обеспечивается связь «синтаксис→морфология», а морфология в свою очередь создает синтаксическую базу, т.е. обеспечивается связь «морфология→синтаксис». Связь между этими уровнями языка в технологии УДЕ можно обозначить как «морфология↔синтаксис». В данной технологии они образуют укрупненную лингвистическую единицу, поскольку морфология изучается одновременно и совместно с синтаксисом.
Третий блок (укрупненная лингводидактическая единица) - синтаксис + связная речь. Этот блок основан на конкретных лингвистических положениях:
- сочетаемости слов, которая определяется конкретным лексическим значением и грамматическими признаками сочетающихся слов, отражающими постоянный процесс взаимодействия лексики и грамматики;
- связи ряда синтаксических единиц: словоформа + словосочетание + предложение (простое и сложное) + сложное синтаксическое целое (ССЦ).
Укрупненные лингводидактические единицы легли в основу методической системы обучения русскому языку по технологии УДЕ.
Она условно представляется в виде трех подсистем: 1) формирование орфографического навыка на основе фонетики и морфемики; 2) обучение грамматике на основе связи морфологии, синтаксиса и сочетаемости слов; 3) система развития речи и мышления на основе синтаксиса и теории связной речи. Все подсистемы органически связаны в процессе обучения русскому языку. Каждая подсистема имеет свою структуру, реализуется через определенные методы, приемы и средства.
При обучении русскому языку школьников реализуется принцип дидактики – принцип интегративности содержательных и процессуальных компонентов обучения по технологии УДЕ, включающий в себя наглядность, системность, последовательность, творчество, преемственность и межпредметные связи.
Реализация на уроках этого принципа заключается в следующем:
1) окружение основного изучаемого понятия вспомогательными, наращивание знаний вокруг логического ядра урока, повторение материала на уроке через его развитие, преобразование;
2) использование наглядности при подаче учебной информации одновременно на всех четырех кодах: рисуночном, символическом и словесном;
3) организация работы по составлению школьниками различных лингвистических конструкций творческого характера;
4) использование укрупненных упражнений: матричные задания;
5) реализация деятельностного компонента с использованием опорных средств.
Педагогические средства в технологии УДЕ при формировании системы лингвистических понятий обеспечивают единство содержательного, операционного и мотивационного компонентов мыслительной деятельности учащихся.
Опора на лингвистический аспект – главный фундамент методики обучения русскому языку, благодаря использованию дидактико-методических основ технологии УДЕ.
Мною накоплен определенный опыт по использованию технологии УДЕ на уроках русского языка в 5 классе. На уроках русского языка дети работают с деформированными текстами, алгоритмами, таблицами, матрицами, выполняют комплексные анализы текстов. Так , например начиная работу в в разделе «Лексика» ввожу термины: омоформы, омографы, омофоны; в разделе «Синтаксис» при изучении темы словосочетание знакомлю детей с видами сочинительной и подчинительной (согласование, управление, примыкание) связи, а при знакомстве со сложными предложениями ввожу термины: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Методическая копилка использования технологии УДЕ пополняется: приняла участие в районном семинаре «Технология УДЕ- технология успешности» на базе МОУ «Ачинеровская СОШ» (2005 г.), на базе Комсомольской гимназии им.Б.Басангова приняла в районной и республиканской конференциях «Развитие технологии УДЕ – приоритетная национальная задача», мною был дан открытый урок по теме «Словосочетание» в 5 «а» классе СШ№ 23 г.Элисты в 2009-2010 учебном году. Опыт работы по теме «Структурирование учебного материала русского языка на основе технологии УДЕ при подготовке к ЕГЭ» был представлен на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла МКОУ «Ачинеровская СОШ» протокол № 3 от 29.02.2012 г. Являюсь руководителем проблемной группы по использованию УДЕ на уроках.
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяют формировать критическое, оценочное, творческое мышление учащихся на основе рассматриваемых в школьном курсе объектов. В частности прием синквейн позволяет получить объемное представление о языковой единице через перечень ее основных характеристик и функций.
Приведу на примере интегрированного урока по химии, биологии, русскому языку, экологии в 8 классе по теме «Загрязнение атмосферы».
1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).
3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.
Информационные технологии применяю на различных этапах урока и на уроках разных типов для создания творческой мотивации учащихся. Так, например, на уроке русского языка в 6 классе по теме "Сочинение–описание. Танец снежинок" для концентрации внимания учащихся, быстрого включения их в деловой ритм и определения темы урока использовала репродукции картин великих русских художников о зиме, при этом звучал фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского "Времена года. Январь". Такое сочетание звукового и зрительного воздействия позволило добиться эмоциональной насыщенности организационного момента и реализовать все задачи этого этапа. В 9, 11 классах использую задания и тесты готовых мультимедийных продуктов, например «1С:Репетитор. Тесты по орфографии».
При проведении уроков в форме заочной экскурсии использую ИКТ. Проведение уроков такого типа за счёт использования информационных ресурсов стимулирует познавательную активность и творческое мышление, повышает общекультурный уровень учащихся. Погружаясь в художественный мир писателя, поэта, ребята учатся видеть, слышать, чувствовать эпоху произведения, жизнь героев. Так, не выходя из школьного кабинета, мы с детьми совершили экскурсию в музей-усадьбу Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Государственный историко-литературный музей-заповедник А.Блока "Шахматово", музей-заповедник В.М.Шукшина и др.
В своей работе опираюсь на личностно-ориентированные технологии для активизации познавательной деятельности учащихся на всех ступенях обучения. Решению этой задачи способствуют различные личностно ориентированные технологии обучения:
- технологии проектной деятельности;
- технологии проблемного обучения;
- развивающее обучение;
- обучение в сотрудничестве;
- разноуровневое обучение;
- ИКТ;
- дифференцированное обучение.
Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Мне импонирует метод проектов, так как он дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает сотрудничество, создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Реализацию проекта начинаю с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа учащихся. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.
На своих уроках, во внеклассной работе метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. использую метод проектов при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций). Опираясь на собственный опыт, могу констатировать, что метод проекта лучше реализуется с опережающей подготовкой консультантов групп. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, делю на 4 группы: коммуникативные, образовательные, воспитательные и развивающие. При проведении урока по методу проекта в рамках подготовительного этапа провожу консультационную беседу для всего класса. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, низкая культура чтения классической литературы. В этих целях нами был реализованы проекты «Живая классика», «В мире русской сказки» (5 кл) .
Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобретать знания, вооружаются способами и методами познавательной и учебной деятельности. Моя задача как учителя – в системе использовать на уроках все способы научного познания.
Включаю в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Какие же формы и приемы работы помогут его реализовать?
1) На уроках развития речи большое внимание уделяется языковому анализу текста, так как способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока – художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее и моделировать информационное поле. Развивает коммуникативные навыки: учится слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.
Осуществляю взаимосвязи в изучении русского языка и литературы способствую работе с текстом, в ходе которой решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки старшеклассников. В процессе такой работы реализуются межпредметные связи, учащиеся знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету, формируются навыки самостоятельной работы.
2) Планируя уроки русского языка в старших классах, предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися, атмосферу духовного общения:
- уроки-семинары «Наречие как самостоятельная часть речи»,
- подготовка к ЕГЭ в 9-м классе "И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна",
-самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование.
3) Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическую необходимость обращаться к словарям, формирую на базе ситуативных задач. Например:
Представьте, что вы корректор журнала. Вам необходимо подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные автором, машинисткой при печатании текста. Проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте для проверки словарь.
4) Уроки – путешествия, ролевая игра представляют собой не что иное как опрос, только в необычной форме. Задания – упражнения направлены на закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков, где требуется и самостоятельная исследовательская деятельность по определенной теме урока
5) Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.
Цель таких заданий – будить детскую любознательность, формировать активное отношение к процессу познания.
3. Словарная работа:
-составление тематических словарей на основе творчества поэта, писателя.
4. Работа над выразительным чтением:
- логическое ударение на ключевые слова.
5. Выразительный пересказ:
- позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
6. Работа над датами:
- с кем из современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени поднял в творчестве.
7.Литературные марафоны.
Предлагаю такую форму проверки заданий по самостоятельному чтению и изучению материала о писателях и их произведениях. Литературное образование учеников не ограничиваю не только учебными занятиями, но и факультативными занятиями, элективными курсами.
Технологию проблемного обучения применяю для создания проблемных ситуаций. Использую следующие задания:
1) Почему качественные прилагательные могут иметь степени сравнения, хотя их нет ни у относительных, ни у притяжательных местоимений?
(Учащийся находит разрешение этого противоречия в следующем: качественные прилагательные в отличие от относительных и притяжательных имеют степени сравнения потому, что только качество может проявляться в большей или меньшей степени. При этом ученик соотносит общее определение прилагательного, а также качественного, относительного и притяжательного прилагательных.)
2) Постройте словообразовательную цепь, учитывая, что далее ее компоненты даны вперемешку; если какой-либо компонент, необходимый для непрерывности цепи в приведенном наборе отсутствует, его нужно установить и поставить на соответствующее место.
Слова для построения цепи: наследство, наследственность, наследовать.
(Ответ: наследовать, наследство, наследственн (ый), наследственность.)
3) При знакомстве на уроках русского языка с диалогом и прямой речью обращаю внимание ребят на то, что реплика говорящего сопровождается глаголом сказал или синонимами к нему. Далее даю такую интересную справку, с помощью которой пытаюсь пробудить интерес у учеников. И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» использовал более 70 синонимов к глаголу сказал. Затем предлагаю им самостоятельно подобрать синонимы к данному глаголу. Среди них: сказал, спросил, поинтересовался, проговорил, ответил, перебил, застрекотал, сообщил, пробормотал, предложил, огрызнулся, гаркнул, залепетал, успокоил, подтвердил, провозгласил, оборвал, зашипел, запнулся, просюсюкал и т.д.
Технологию развивающего обучения использую для активизации познавательной деятельности на уроках объяснения новой темы. Например, объяснение темы «Разноспрягаемые глаголы». При объяснении новой темы я стараюсь подключить весь класс к исследованию нового языкового явления или понятия. Предлагаю сильному ученику задание:
Запиши слово бежать. Определи спряжение и гласную в личных окончаниях.
- Бежать… Они что делают? Бегут. Значит, I спряжение, в личных окончаниях – е.
Учитель (или кто-нибудь из учеников, заметивших противоречие):
- Значит, что ты делаешь? «Бежишь»?
Ученики предлагают гипотезы, основываясь на значении аналогичных явлений: (в работу включаются и слабые, и сильные ученики)
Ученик: – Может быть, исключение?
Ученик: – Может, особые глаголы…
Ученик: - Возможно, это как разносклоняемые существительные?
Учитель: - Ещё ближе…
Вывод: - Разно … спрягаемые?..
Угаданные или почти угаданный термин, отражающий суть языкового явления, ученики сопоставляют с научным определением, данным в учебнике.
При организации дифференцированного обучения учитываю особенности ребенка: дети по-разному усваивают учебный материал, имеют разный уровень психического, интеллектуального развития, мышления, подготовленности по предмету. Процесс обучения и усвоения знаний строю адекватно протеканию процессу мышления, сочетаю фронтальные, групповые и индивидуальные занятия для получения положительного результата и развития каждого ученика.
Делю класс по учебным возможностям ученика:
разделить на три группы
высокий средний низкий
уровень уровень уровень
высокий уровень средний уровень отстают в интеллектуальном
познавательной познавательной и речевом развитии;
активности; активности; плохо читают, не могут
способны к обобщению, сформированы выделить главное; слабо знают
анализу, самостоятельны способности к ранее изученный материал;
обобщению, анализу низкий уровень самостоятельности
задания высокой развитие посильные задания
сложности; познавательной
активности
Сильным ученикам предлагаю разнообразные задания: составление текстов диктантов, карточек, схем, таблиц, поручать проверку заданий, выполненных слабыми обучающимися, в групповой работе выполняют обязанности консультанта. Для слабых учеников использую зрительно-текстовые опоры: таблицы, опорные схемы, конспекты.
При изучении темы «Безударные гласные в корне слова» готовлю карточки трех уровней.
1 уровень
Произнесите слово, определите сильную позицию в слове, затем назовите безударные звуки.
- Назовите в слове все звуки, затем все буквы.
- Подберите несколько слов с безударным гласным в корне. Проверьте их.
- Сначала произнесите слово так, как говорим, затем так, как пишем: столовая, дежурный, моряк, ученик, окно (орфоэпическое и орфографическое проговаривание)
- Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное: поласкать – ласка, холодный – холод, запиши – пишет.
- Подумайте и запишите 5 слов с безударными гласными на тему: “Лето” .
2 уровень
Обучающиеся второй группы выполняют упражнения:
- на орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов и словосочетаний;
- упражнения со словарями;
- различные виды списывания;
- заучивание текстов;
- пересказ;
- объяснение написания слов по правилу с применением памяток.
3 уровень
- Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл:
В нашем краю растут густые л и/е са. Под елью с и/е дела л и/е са. Бабушка пос и/е дела от горя.
- Подумайте, что обозначает каждое слово. Правильно вставьте букву: ум(а,о)лять о пощаде, ум(а,о)лять значение, спл(о,а)тить в отряд, запл(а,о)тить за квартиру.
- Выберите нужное проверочное слово: приг.род (горе, город), спл.тить (плата, плотный).
- Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго?
Загорела - горка
нагляделся - взгляд травить - трава
Являясь членом ШМО учителей гуманитарного цикла, в тесном контакте с коллегами принимаю активное участие в школьном проекте «Интегрированный урок». В рамках данного проекта проведены следующие межпредметные уроки: «Загрязнение атмосферы» (химия, биология, русский язык, экология) 8 класс; урок-проект «Здоровый образ жизни» в русских, калмыцких и английских синонимичных пословицах (русский язык, калмыцкий язык, английский язык) 6 класс; «Емельян Пугачев глазами историков и литераторов», 8 класс.
Интегрированный урок «Емельян Пугачев глазами историков и литераторов» был проведен с учителем истории Мухараевой А.Б. в 8 классе. Урок был рассчитан на два академических часа по 40 минут. На первом уроке учащиеся выступили с докладами, показали инсценировки, провели аналитическую работу в виде таблицы, заполняемой группами учащихся. Второй урок прошел в игровой форме (брейн –ринг).
Преподавание литературы в средних школах Калмыкии имеет много общего с литературным образованием учащихся в абсолютном большинстве школ России. Но наряду с уроками русской словесности проводятся и уроки калмыцкой литературы и культуры, то есть русская литература изучается в нерусской языковой и культурной среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации и национально-предметного мира.
Произведения национально-региональной литературы, органически встроенные в содержание уроков, позволяют, создать благоприятные условия для развития у детей эстетического восприятия художественных текстов, эстетического вкуса, формирования читательских навыков.
При изучении темы: 'Мифы народов мира" в 5-м классе (по программе под редакцией Курдюмовой Т.Ф.) провожу уроки по теме "Калмыцкие мифы". Чтение и обсуждение былин, русских народных сказок, малых жанров фольклора сопровождается анализом отдельных отрывков из калмыцкого народного эпоса "Джангар", калмыцких сказок, пословиц, поговорок, шаваши. В 5-ом классе (программа под ред. Курдюмовой Т.Ф.) использую следующий вариант национального компонента на уроках литературы:
Русская литература | Калмыцкая литература |
1. Фольклор. Русская волшебная сказка "Василиса Прекрасная". | 1. Калмыцкая волшебная сказка "Сказка про три чуда", сказка "Как ленивый старик работать стал" и др. |
2. Библия. | 2. Учение Будды. История Будды. |
3. Литературные сказки. В. Жуковский "Спящая красавица" | 3. Д. Кугультинов "Песнь чудесной птицы" |
4. И. Тургенев "Му-Му" | 4. Б. Басангов "Черный джолум", Н. Манджиев "Дубовая ось" |
5. В. Астафьев "Васюткино озеро", В. Белов "Скворцы" | 5. А. Балакаев "Три рисунка". |
Таким образом, возможности калмыцкого фольклора активно используются для эстетического и нравственного воспитания учащихся на уроках словесности в 5-6-Здоровье человека — актуальная проблема во все времена, а в наше время она приобретает первостепенное значение. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
В практике моей работы накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. На уроках стремлюсь создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат При подготовке к урокам в 5-6 классах соблюдаю частоту чередования различных видов учебной деятельности. В этих целях использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельную работу и другие . На каждом уроке проводим динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, использую элементы релаксации (включение аудиозаписей «Звуки природы», упражнения «Послушай и нарисуй», прослушивание музыкальных фрагментов классической музыки, сопровождающих чтение стихотворений).
Таким образом, комплексное применение современных образовательных технологий способствовало позитивной динамике успеваемости и качества знаний учащихся, росту охвата олимпиадной, исследовательско-поисковой, творческой деятельностью. За отчетный период наблюдается прирост качества знаний до 2,5 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"
Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение и рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...
Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Русский язык
Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода....
Русский язык. Методика преподавания русского языка.
Тема: «Анализ учебника «Пособие по русскому языку в старших классах» на предмет выявления в них материала для различных видов повторения (попутное,опорное специальное)»...
Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "
Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...
Опыт работы в преподавании русского языка как неродного Л.Х. Абдуллиной, учителя русского языка и литературы и МХК
О работе коллектива МОБУ СОШ №2 села Инзер, материалы о работе по теме самообразования, о применении новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы, о задачах, принципах р...
Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.
В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...
Выступление на заседании кафедры русского языка и литературы "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания русского языка и литературы как эффективное средство развития познавательной активности учащихся"
В материале представлен опыт использования ЭОР на уроках русского языка и литературы...