Неопределенные местоимения и их употребление в речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель урока:
- познакомить учащихся с неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи;
- развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средства связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи неопределенных местоимений;
- воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи.
Тип урока: Изучение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopredelennye_mestoimeniya.zip | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА:
Неопределенные местоимения и их употребление в речи.
Цель урока:
- познакомить учащихся с неопределенными местоимениями; показать общее значение, морфологические признаки, способы образования неопределенных местоимений; использование данных местоимений в речи;
- развивать и совершенствовать орфографическую зоркость, творческие способности, связную речь; активизировать мыслительную деятельность; показать роль неопределенных местоимений как одного из средства связи слов в предложении; расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи неопределенных местоимений;
- воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство ответственности, чуткость к слову и правильному употреблению его в речи.
Тип урока: Изучение нового материала
Ход урока.
1.Оргмомент (Приветствие учащихся, психологический настрой к уроку).
Давайте с вами вспомним.
- А что называется местоимением? ( местоимение –это часть речи которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их).
Какие разряды местоимений вам известны?
Определите разряды местоимений в данном стихотворении: (Слайд №1)
Плачет
Маленький Питон:
Сам себя
Запутал он.
Сам себя
Переползал
И себя
Узлом связал.
Кто теперь
Ему поможет!
Он себя найти
Не может.
(В. Орлов)
2.Этап усвоения нового материала. Восприятие новой темы.
Работа с текстом стихотворения А.Коваля «На яхте» (чтение учителем стихотворения) Слайд № 2
Однажды куда- то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летели какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин
остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть- чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти.
Послушать, о чём кричат
чайки.
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться домой.
Но пусть меня кто-нибудь
встретит,
Но пусть меня кто-нибудь
ждёт.
Слайд №4.
Ответьте на вопросы
Кто плыл на яхте?
О чём кричали чайки?
Какие люди встретили его?
Какой дельфин нырял в волны?
Ответы:
Кто-то
О чём-то
Какие-то
Какой-то (Слайд 3)
Вопрос к классу: Почему эти местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?
- Они не дают конкретного представления о предмете, признаке и т.д.
- Да. Поэтому-то они так и называются – неопределенными.
-Тема нашего урока «Неопределенные местоимения» (запись в тетради темы) (Слайд 4)
-Целью нашего урока является (Слайд 5)
• Работа с термином неопределённый по словарю С.И.Ожегова (слайд 6)
– Как образуются неопределенные местоимения? (слайд 7)
Неопределенные местоимения образуются при помощи приставок не-, кое- и при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь.
- На что указывают неопределенные местоимения? ( слайд 8)
Указывают на неопределенность предмета, признака и количества.
- Как пишутся неопределенные местоимения?
Суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Приставка кое- пишется через дефис
- Какие закономерности имеет правописание приставки кое- с местоимениями?
Если есть предлог между местоимением и приставкой кое- то пишется раздельно.
–Проговорите этот вывод про
Отмечаю, что неопределенные местоимения склоняются по падежам как вопросительные местоимения и даю задания:
Слайд 10. Просклоняйте местоимения: несколько (все вместе), а остальные самостоятельно- кто-нибудь, что-либо, некоторый. Задания выполняются на доске
И.П. Несколько Кто-нибудь Что-либо Некоторый
Р.П. Нескольких Кого-нибудь Чего-либо Некоторого
Д.П. Нескольким Кому-нибудь Чему-либо Некоторому
В.П. Несколько Кого-нибудь Что-либо Некоторого
Т.П. Несколькими Кем-нибудь Чем-либо Некоторым
П.П. О нескольких О ком-нибудь О чем-либо О некотором
Слайд 11. Делается вывод о склонении неопределённых местоимений
Слайд 12. Демонстрируется таблица. Учащиеся после наблюдения делают вывод о том, от каких местоимений и с помощью каких суффиксов образуются неопределённые местоимения.
Обращается внимание на дефисное написание неопределённых местоимений.
Приставка не всегда ударная и пишется слитно.
3. Этап закрепления материала.
- Слайд 13. Подчеркните неопределённые местоимения; объясните их написание, определите синтаксическую роль в предложении. По тёмному небу золотым узором звёзд написано (не)что торжестве…ое. Перед к…стром сидело (не)сколько человек. Вдруг раздались чьи(то) шаги. Кто(то) п…стучал в дверь. Что(то) прошелестело рядом, кто(то) прош…л (не)видимый.
- Слайд 14. Составьте простые предложения с однородными членами , употребив в них неопределённые местоимения: Кое о чём, несколько страниц, о чём-либо, о чьём –либо, чьим-нибудь, кое над чем.
- Слайд 15. Замените выделенные местоимения синонимичными. Более свойственными разговорной речи. Друг рассказал мне нечто интересное. Некто забыл дома тетрадь. Дай мне что-либо почитать.
4. Слайд 16. Этап подведения итогов. Рефлексия
- Назовите неопределённые местоимения
- Почему они так называются?
- Как изменяются неопределённые местоимения?
- От каких местоимений и с помощью чего образуются неопределённые местоимения?
- Расскажите о правописании неопределённых местоимений.
Итак, сегодня мы немного поработали с неопределенными местоимениями.
Домашнее задание Слайд № 17. Упражнение 417
Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"
Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...
Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе
Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...
презентация "Неопределенные местоимения"
презентация по русскому языку, 6 класс...
конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"
Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...
презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс
Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....
Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».
Урок на тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...
Употребление неопределенных местоимений some и any - 7 класс
Употребление неопределенных местоимений some и any - отработка и закрепление грамматического материала...