«Имя числительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тип урока: урок-обобщение
Цель урока:1)создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном
2) развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи
3) выяснить роль числительных в жизни человека.
4) способствовать развитию логического мышления, памяти.
Оборудование: компьютер, слайды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhiv_winrar.rar | 193.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – обобщение по теме «Имя числительное» (6 класс)
Тип урока: урок-обобщение
Цель урока:1)создать условия для систематизации знаний учащихся об имени числительном
2) развитие умения находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного, использовать числительное в речи
3) выяснить роль числительных в жизни человека.
4) способствовать развитию логического мышления, памяти.
Оборудование: компьютер, слайды
ХОД УРОКА:
- Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята.
Я знаю, что вы все большие фантазеры. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию. Но экскурсия эта не совсем обычная. Она поможет нам лучше познакомиться с городом, который мог бы существовать в вымышленной стране Морфологии.
Вопрос: Что же такое экскурсия?
…..
Экскурсия-это поездка, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью.
- С какой же целью мы совершим экскурсию?
(* Мы совершим экскурсию с образовательной целью).
- Да, ведь наша цель - во время экскурсии привести в систему все то, что мы уже знаем о правилах и законах тех жителей, которые населяют этот город.
Вопрос: Вы уже догадались, о каком вымышленном городе идет речь?
(* Это город Имя Числительное).
Вопрос: Пожалуйста, кратко сформулируйте цель нашей экскурсии.
(Цель экскурсии: подробнее познакомиться с именами числительными и привести в систему наши знания о них).
Запишите в рабочих тетрадях:
- Обобщение изученного о числительном.
- – Итак, чтобы предупредить жителей этого города о нашем посещении, надо «позвонить по телефону».
Игра «Телефон». Используя код, определите разряды имен числительных. Запишите в виде телефона.
|
| Ключ | Код |
|
1 | 0,42 миллиметра | 2 | Обознач. целые числа | 1 |
2 | Семеро козлят | 3 | Дробные числит. | 2 |
3 | В 1993 году | 4 | Собирательные | 3 |
4 | 3 дня и 3 ночи | 1 | Порядковые | 4 |
5 | Опять двойка | 5 | Сущ. | 5 |
6 | Стоквартирный дом | 6 | Прил. | 6 |
Сверим номера – 23-41-56 (Молодцы…..)
- Вот мы уже у ворот города. Здесь нас встречают консультанты-экскурсоводы. На доске – карта города Числительное. Во время рассказа экскурсоводов записывайте в тетради числительные, встречающиеся в их речи.
Консультанты- экскурсоводы:
1. От ворот города Имя Числительное идут два широких проспекта: проспект Количественных числительных и проспект Порядковых числительных.
Влево от первого проспекта отходит самая густонаселенная улица, на которой живут числительные, обозначающие целые числа. Здесь и числительное один, которое изменяется по числам, родам и падежам, и два, изменяющееся по родам и падежам, и полтора и его богатый родственник полтораста. В степи живут числительные от 5 до 20 и 30. В домике с крылечком – от 11 до 19. Между корнями деревьев, выросших во дворе этого огромного дома, поселился мягкий знак. Другой мягкий знак живет в самом конце вот этого дома.
Украшением улицы стала клумба из сорока роз, девяноста хризантем и ста тюльпанов.
По соседству с улицей Целых чисел - переулок Дробных числительных.
Здесь все дома двухэтажные. В верхнем живут количественные, а в нижнем порядковые числительные, переселившиеся сюда с проспекта Порядковых числительных.
Совсем рядом улица Собирательных числительных. Жители этой улицы очень дружные, ведь их так мало. Ценят настоящую верную мужскую дружбу. Очень любят детенышей животных и предметы только во множественном числе. Самый красивый дом на этой улице построили себе числительные оба и обе.
Проспект Количественных числительных упирается в Фонтан окончаний. Ведь жители этого проспекта очень любят склоняться и менять окончания.
2. Если мы пойдем по празднично украшенному проспекту Порядковых числительных, то увидим, что здесь царит идеальный порядок. Каждый дом здесь индивидуален.
Старейший переулок Составных порядковых числительных застроился в тысяча двести двадцать первом году, но склоняется только последний «дом».
И составные, и сложные, и простые порядковые числительные живут обособленно, изменяясь по числам, родам и падежам. Их окончания гордятся дружбой с прилагательными.
По соседству с проспектом застраивается Микрорайон сложных слов. Все дома здесь с двухэтажными квартирами специально для прилагательных.
Как раз сейчас в городе гастролирует бродячий цирк существительных: это и фокусница «двойка», и жонглер «тройка». А приехавшие с цирком глаголы так напуганы потоком зрителей и неожиданным аншлагом, что требуют удвоить и даже утроить количество посадочных мест.
У стен города протекает речка Предложение (или Высказывание). Чтобы в ней искупаться, советуем вам посетить городской пляж. По ней можно даже прокатиться на лодке или катамаране.
Благодарим вас за внимание и предлагаем посетить этот удивительный город.
3.Учитель: Благодарим консультантов за интересную экскурсию. (Проверка выписанных из рассказа слов). А с помощью спринт - опроса проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в этом городе.
1).Как мы отличим имена числительные от других частей речи?
(* По морфологическим признакам, по лексическому значению. Можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами).
2).На какие две группы делятся имена числительные?
(* Имена числительные делятся на порядковые и количественные).
3).Чем отличаются простые от составных? Привести пример.
(* Простые состоят из одного слова, составные из нескольких).
4). Какие числительные называются сложными? Привести пример.
(* Сложные – это числительные, образованные путем сложения основ. Например: пятьдесят, пятидесятый).
4. Дальнейший спринт - опрос вы продолжите в группах, с его помощью сможете проверить, насколько хорошо вы ознакомились с числительными и как умеете употреблять их в своей речи.
Пожалуйста, каждая группа проводит 5-минутный спринт - опрос по зачетной карточке
«Маршрутный лист».
| Ф.и.о.ученика | Ь в серед. и на конце числ. | Скл. Ч. От 5-20 и 30 (11-19) | Скл. числит. полтора, полтораста | Особ. скл. дробн. числ. | Скл. числ оба, обе | Итоговая оценка |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
5. По окончании работы старшие группы, пожалуйста, сдайте листы. Назовите 2 числа от 1 до 30. По списку в журнале у нас под этими номерами __________________________. (Вопросы из маршрутного листа задаются поочередно то одному, то другому).
6. Наибольшее затруднение обычно вызывает орфограмма, связанная с правописанием мягкого знака. Проверим, как вы, ребята, знаете эту орфограмму. Приготовьте карточки.
Словарный диктант: 1 семьсот, 2 восемьдесят, 3 сорок, 4 двести, 5 одиннадцать, 6 шестнадцать, 7 девятьсот, 8 девятнадцать, 9 девяносто, 10 семнадцать.
| В середине | В конце | Нет « ь» |
1. | * |
|
|
2. | * |
|
|
3. |
|
| * |
4. |
|
| * |
5. |
| * |
|
6. |
| * |
|
7. | * |
|
|
8. |
| * | * |
9. |
|
|
|
10. |
| * |
|
- Старшие группы, пожалуйста, сдайте работы.
- Где в нашем городе жили бы все эти числительные?
(* Они жили бы на проспекте Количественных числительных, на улице Целых чисел).
7. Об одном из этих числительных вам расскажет информационная группа. Откройте, пожалуйста, словари.
* Слово сорок вначале было существительным и означало «мешок». Этот «мешок» вмещал четыре десятка собольих шкурок, которые раньше заменяли деньги. Дать сорок означало дать четыре десятка собольих шкурок – это количество было необходимо на пошив полной шубы. Постепенно слово сорок стало числительным, означающим «4 десятка».
Карточка: Вост. – слав. Сменило общеслав. Четыре десяте. Сорок – мешок, рубаха, затем мешок с 40 соболями.
Спасибо! Как склоняется числительное сорок?
(* У числительного 40 две формы:
И=В – сорок
Р, Д, Т, П – сорока)
Какие еще числительные склоняются так же, как числит. 40?
(* Числительные 90, 100).
Задание группам: Составьте и запишите 6 словосочетаний
Числит. (40, 90, 100) + сущ. (в косв. Падежах), используя словарную тему «Город», обозначая падеж, графически выделяя окончания числительных и существительных.
8. В нашем городе числительных есть театр. Актеры этого театра у нас в гостях. Театральная группа предлагает вам угадать, о каких именах числительных идет речь в этой миниатюрной сценке.
Выходят две ученицы.
Ученик (представляет с места): Катя – Ученица 3-го класса, читающая вслух какой-то рассказ. Таня – ее старшая сестра, ученица 6 класса, большой знаток русского языка.
Катя (читает): «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками…».
Таня (знающе): Уверена, что среди восьмерых работающих не было ни одной женщины.
Катя (удивленно смотрит на Таню): Точно! Но как ты догадалась? Ведь ты не читала этого рассказа?
Таня (спокойно, важно): Нет, не читала. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность…(к классу) Какую? Где в нашем городе живут эти числительные? Ответьте!
Ответ: Двое и шестеро – это собирательные числительные, они сочетаются только с существительными мужского рода.
-Ребята! С какими еще существительными сочетаются собирательные числительные?
(* Они сочетаются с существительными, обозначающими детей и детенышей животных и с существительными, употребляющимися только во множественном числе).
- Потренируемся. Запишите, раскрывая скобки.
Доска: прошло 5, 17, 7О (сутки)
купили 3, 13, 33 (ножницы)
Слова – «помощники»: больше, около, пара.
(Прошло пятеро суток; около семнадцати суток, более семидесяти суток. Купили трое ножниц, тринадцать ножниц, тридцать три пары ножниц).
9. А сейчас мы с вами посетим городской пляж и искупаемся в речке Предложение.
Перед вами задание: подчеркните числительные как члены предложения.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Мы живём на пятом этаже. Два мальчика подошли к школе. Занятия начинаются в девять часов. Два да два – четыре. Разделите шесть на три. Пятеро учеников убирали класс.
Школьный участок занимает десять гектаров.
Десять– числительное.
I. Занимает ( сколько?) десять (гектаров).
Н.ф. – десять.
II. Пост.: прост., колич., целое; непост.: - в винительном падеже.
III. Что? Десять гектаров.
-Количественные и порядковые числительные в нашем городе живут на разных проспектах. Представьте, что они заблудились. Помогите им: скажите, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные.
Количественные – сколько?
Порядковые – который?
(*Чтобы определить, количественное это числительное или порядковое, надо задать к числительному вопрос: на вопрос сколько? отвечают количественные числительные, на вопрос какой? – порядковые).
-Ребята, а так уж ли важно уметь отличать количественные числительные от порядковых?
(* Да, иначе мы будем неверно их склонять, неправильно употреблять в речи).
-Чем отличается склонение составных количественных числительных от составных порядковых?
(*Склонение составных порядковых числ. от количественных отличается тем, что у к. ч. склоняются все слова, а у п. ч. – только последнее слово).
Доска: прошло 1984 года ( записать числительные с существительными в П. п.)
прошел 1984 год
(*П. п. О тысяче девятистах восьмидесяти четырех годах – количественное числительное.
П.п. О тысяча девятьсот восемьдесят четвертом годе – порядковое числительное).
10. Употребление числительных в речи.
-А на каких уроках вы используете в речи числительные?
(*Числительные используются на уроках биологии, географии, истории, литературы, конечно, математики, рисования, музыки).
Начнём с математики.
Прочитайте примеры, записанные на доске.
К 536 + 25= 561
(К пятистам тридцати шести прибавить двадцать пять будет пятьсот шестьдесят один)
К 139 + 84 = 223
(К ста тридцати девяти прибавить восемьдесят четыре будет двести двадцать три)
От 657 – 56 = 601(От шестисот пятидесяти семи отнять пятьдесят шесть будет шестьсот один)
От 468 – 20 =448 (От четырёхсот шестидесяти восьми отнять двадцать будет четыреста сорок восемь)
К 2/6 + 4/5 (К двум шестым прибавить четыре пятых)
К 6 7/8 + 2 5/9 (К шести целым семи восьмым прибавить две целых пять девятых).
11. О жителях нашего города написано много книг. Такую выставку подготовила оформительная группа. (Защита проекта информационной группы. Знакомство с термином аннотация, выставкой книг «О числительном и не только…»).
12 .Какие профессии тесно связаны с именами числительными?(Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)
А как вы думаете, профессия телеведущего связана с именами числительными?
Телеведущий должен быть не только коммуникабельным, эрудированным, собранным. Одним из его необходимых профессиональных качеств является умение читать. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с «поэтической» интонацией.
714, 15, 3247,
16, 318, 140, 327,
3, 28, 220, 126, 145,
615, 18, 2225.
713, 116, 512, 43,
2 000 000, 320, 17, 333.
Назовите пословицы и поговорки, в которых употребляются имена числительные.
а)Ум хорошо, а два лучше.
Один в поле не воин.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У умной головы сто рук.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
б)Фразеологизмы (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом, менее выразительным.) Фразеологизмы яркие и выразительные средства русского языка.
Семь пятниц на неделе.
Семи пядей во лбу.
Одного поля ягода.
Два сапога пара.
Один на один.
Семеро одного не ждут.
В двух словах.
Лить слёзы в три ручья.
Заблудиться в трёх соснах.
Знать, как свои пять пальцев.
в)Загадки
1).У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами./велосипед/
2).У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. /светофор/
3).Братцев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
Попрощается последний –
Появляется передний. /дни недели/
4).Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет. /шесть/
-Вот и закончилось наше путешествие по городу Имя Числительное. Путешествуйте – и вы будете мудрее!
Запишите, пожалуйста, домашнее задание:
составить кроссворд на тему «Имя числительное»
Приложение
1. ТЕОРИЯ – с помощью спринт - опроса, по карточке «Маршрутный лист» по группам.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ-
1. «Ь» в числительных (карточка).
2. Склонение количественных числительных 40, 90, 100.
3. Употребление собирательных числительных.
4. Порядковые числительные (работа с текстом), умение отличать порядковые числительные от количественных. Склонение составных числительных.
2. Задания могут проецироваться на доску или быть заранее написаны на доске.
3. У учеников на партах:
Чистый лист бумаги. Листы «Телефон №_______».
Карточки-задания Карточка спринт - опроса «Маршрутный лист»
4. Группы: Консультанты Информационная
Оформители Театральная
Сюрпризная (Дидактическая)
5. Группы готовят к уроку:
Выставка «О числительном и не только…»
Этимология числительного «СОРОК»
Пословицы и поговорки
Фразеологизмы
Загадки
Карта города
Код телефона
Карточка для спринт - опроса
Карточки «Телефон №________» для каждого ученика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)
Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...
: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».
Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....
Имя числительное. Употребление числительных в речи.
Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"
Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....