ИКТ – СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
статья по русскому языку на тему
Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы с помощью русского языка и литературы с помощью современных электронных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marafon_2014_-1.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 91 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Содержательная линия:
Внедрение ФГОС начального общего образования, основного общего образования
ИКТ – СРЕДА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы с помощью русского языка и литературы с помощью современных электронных материалов.
В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.
Особенность ФГОС нового поколения – системно - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся через использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Самостоятельная работа с ИКТ формирует у обучающихся универсальные учебные действия (УУД) развивает у них способность извлекать информацию из различных источников.
Задача учителя активизировать деятельность каждого ученика, создать ситуации для его творческой активности в процессе обучения.
Планируя предстоящую работу, каждый учитель стремится разнообразить учебную деятельность, включить в нее такие творческие личностно-ориентированные упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширению зоны активного познания. Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке – тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо! Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.
Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.
Моя подготовка в этой области складывалась из нескольких этапов:
1. Овладение компьютером на уровне пользователя (самообразование).
2. Прохождение краткосрочной курсовой подготовки в городском ресурсном центре по теме « Создание сетевого информационного пространства педагога»
3. Обучение использованию сети Интернет в учебном процессе (теоретическая подготовка). Изучение специальной литературы.
Своими целями при обучении русскому языку и литературе я сделала:
1. Повышение мотивации обучения.
2. Развитие познавательной активности учащихся.
3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.
Задачи:
• Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.
• Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
• Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.
Информационные технологии позволяют по-новому организовать обучение, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами обучающиеся в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает у них самостоятельность, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. При знакомстве с жизнью того или иного писателя, с его произведением я использую на уроке не только презентации, но и виртуальные экскурсии. Совершаем путешествие на родину писателя, где он бывал (учился, служил); по географическим местам, которые описаны автором в тексте.
Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков, а также учащимися. Прослушивание художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов, которые можно включить в презентацию. При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.
Поистине революционным изобретением являются интерактивные доски, но у меня в кабинете ее нет и, надеюсь, что она появится, т.к. используя такие доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами дает возможность привлекать на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, схемы, данные электронных учебников. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала.
Применение ИКТ, я считаю, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.
Мною используются компьютерные технологии в процессе обучения с различными целями:
- при объяснении нового материала для максимального его усвоения;
- для оптимального закрепления изученного материала;
- для улучшения контроля знаний учащихся;
для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.
Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Я работаю по следующим направлениям:
- использование готовых программных продуктов( «Энциклопедия русской литературы», «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXU век» и многие другие.
- работа с программами MS Office (Word, Power Point)
- работа с ресурсами Интернет.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой: Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы: дидактические материалы, DVD, CD, создание проектов, презентации, работа в программе Microsoft Publisher, электронные энциклопедии, чтение художественной литературы в электронном варианте.
За последние четыре учебных года в классах, в которых я работаю, прослеживается динамика общей успеваемости учащихся по предметам: русский язык, литература. Согласно мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память учащихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
Применение сложившейся методики обучения с использованием вышеперечисленных методов, как в учебной деятельности, так и во внеурочной, позволило повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы во всех обучаемых классах. Мои ученики – победители и призёры районных предметных олимпиад и творческих конкурсов. По результатам государственной (итоговой) аттестации в письменной форме и по результатам ЕГЭ по русскому языку в 2010-2011 учебном году уровень предметной обученности обучающихся (11 «Б» класс) составил 100%, качество знаний – 54, 2 %; по результатам государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 2012-2013 учебном году уровень предметной обученности обучающихся (9 класс) составил 100%, качество знаний – 81%. Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.
В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения
Кургузов В.А., к.г.н., заместитель директора по ИКТМОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создани...
ИКТ - среда реализации ФГОС
информационные технологии помогут учителю-словеснику освоить новые государственные Стандарты в среднем звене школы....
Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО
Практическая значимость разработанной модели обусловлена тем, что на ее основе может быть организован процесс обуче...
Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО
Практическая значимость разработанной модели обусловлена тем, что на ее основе может быть организован процесс обуче...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
статья по ОБЖ "Особенности организации здоровьеформирующей среды по реализации ФГОС в сельской школе"
Не просто создать в сельской школе здоровьеформирующую среду. Отсутствие специалистов, недостаточное количество спортивных площадок, секций… Повезло ученикам школ, где есть творчески работающие ...