ОГЭ-2015. Сочинение-рассуждение
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Сочинения-рассуждения к варианту 2 (по Цыбулько, 36 вар.) с цитатой из Д.Э. Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому». Рассказ о повести В.К.Железникова "Чучело", анализ текста, композиция сочинений 15.1, 15.2, 15.3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение-рассуждение, вариант 2. 15.1, 15.2, 15.3 | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прости нас, чучело!
Вариант 2 1. Определить тему и основную мысль текста 2. Связать с текстом изложения
Тема: дружба, взаимоотношения подростков Основная мысль: (какие вопросы возникают при чтении текста, как на них отвечает автор: на чьей он стороне?) относится к окружающим нужно... люди имеют право на ошибку? нужно ли прощать ошибки? Как научиться это делать?
15.1 1. Даем определение лингвистическому явлению экспрессивная лексика — это... эмоционально-окрашенные слова, которые показывают чувства говорящего. 2. Ищем их в тексте и в ответах на тестовые задания (3 - средства выразительности; 6 — замена стилистически нейтральным синонимом)
Итак, эмоционально-окрашенные слова - это Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (нежность, близость отношений, фамильярность...) Высокая или разговорная лексика (=не нейтральная). Например, садани (разгов.), час расплаты (высокая) Эмоционально-окрашенная лексика (предатель, чучело) Междометья Усилительные частицы Нужно отобрать те, которые показывают «отношение говорящего к высказываемому»
3. Выяснив, какие эмоционально-окрашенные слова у нас есть, формулируем комментарий к цитате, т. е.объясняем ее просто. «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - писал Д.Э. Розенталь. Действительно , для того, чтобы понять отношение человека к своим словам, достаточно понаблюдать за их эмоциональной окраской.
Приводим 2 аргумента, подтверждающие наш комментарий ВО-ПЕРВЫХ , назвать лингвистическое явление, НАПРИМЕР, процитировать , указать № предложения , указать роль в передаче основной мысли текста 1 Во-первых , ребята, осуждающие Димку за предательство, используют разговорные слова и выражения . Например, «облез малость» (предложение 9) , «садани» (предложение 15) . Так они показывают презрительное отношение к мальчику.
Во-вторых, Железная Кнопка использует эмоционально-окрашенные слова высокого стиля . Например, «истинное лицо» (предложение 13) , «час расплаты» (предложение 20) . Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость. Назвать лингвистическое явление, процитировать , указать № предложения , указать роль в передаче основной мысли текста 2
Формулируем вывод, учитывая основную мысль: что из этого следует? Корректируем тезис и аргументы при необходимости Следовательно , с помощью экспрессивной лексики автор текста показывает нам ожесточенность ребят, решивших наказать предателя... Чего не хватает в этом сочинении? … и уверенность Ленки в том, что «никогда никого» нельзя «травить». Чего не хватает теперь? Добавляем к аргументу 2. Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует высокую лексику: «Я была на костре».
Проверяем текст. Вводные слова можно не использовать в чистовике, но в черновике они помогут сохранить построение сочинения 1. Тезис «цитата». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО , комментарий) 2. Доказан 2 примерами ВО-ПЕРВЫХ, … . НАПРИМЕР, … ВО-ВТОРЫХ, … . НАПРИМЕР, ... 3. Сделан вывод СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ...
«Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - писал Д.Э. Розенталь. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО , для того, чтобы понять отношение человека к своим словам, достаточно понаблюдать за их эмоциональной окраской. ВО-ПЕРВЫХ , ребята, осуждающие Димку за предательство, используют разговорные слова и выражения. НАПРИМЕР , «облез малость» (предложение 9), «садани» (предложение 15). Так они показывают презрительное отношение к мальчику. ВО-ВТОРЫХ , Железная Кнопка использует эмоционально-окрашенные слова высокого стиля. НАПРИМЕР , «истинное лицо» (предложение 13), «час расплаты» (предложение 20). Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость. Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует торжественную лексику: «Я была на костре». СЛЕДОВАТЕЛЬНО , с помощью экспрессивной лексики автор текста показывает нам ожесточенность ребят, решивших наказать предателя и уверенность Ленки в том, что «никогда никого» нельзя «травить».
15.2 Все то же самое, только без ссылок на лексику «- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» Комментарий 2 аргумента Вывод
«- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте.» Смысл финала текста в том, что девочка, которую «травили» ее одноклассники не хочет, чтобы так же относились к кому-то другому, даже если он поступил плохо. Ребята, узнав о предательстве, отнеслись к Димке с презрением (предложения 9, 15). Железная кнопка «была в восторге» от того, что справедливость восторжествует (предложения 17 — 25). И только Ленка Бессольцева была против бойкота (предложение 38), потому что хорошо помнила, как «травили» ее. Сознание собственной правоты не должно мешать с пониманием относиться к людям, даже если они совершают ошибки.
15.3 Все то же самое, только 1) тезис свой, 2) один аргумент меняем на пример из своего жизненного опыта
Что такое дружба? Мне кажется, в дружбе важнее всего умение понимать и прощать. Яркий пример этого мы видим в тексте детского писателя В.К.Железникова. Девочка, которую «травили» одноклассники, защищает предателя, потому что понимает, как ему тяжело. Она уверена, что «никогда и никого не будет травить». В школе часто бывают такие ситуации. Ребята, не принятые коллективом по какой-то причине, оказываются в одиночестве, их дразнят, обижают. Но по мере взросления все понимают, что люди вокруг разные, ошибки совершают все, к этому можно относиться с пониманием. Верными друзьями оказываются те люди, которые не судят сгоряча, а пытаются встать на место другого.
Стало ли понятнее, как писать сочинение? Что из урока оказалось наиболее полезно? Мы молодцы:))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 1. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
В помощь выпускнику 11 класса. Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»
В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...
Подготовка к сочинению-рассуждению ГИА-2015
Презентация готовит к написанию сочинения-рассуждения, содержит готовый образец...
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»
Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...