В огромном мире слов
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка для учащихся среднего звена, подготовленный совместно с учащимися 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_ogromnom_mire_slov.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В огромном мире слов
Урок русского языка в 7 классе
Цели: совершить путешествие в страну слов; показать, как выражать тончайшие оттенки
мысли; раскрыть некоторые секреты языка; уметь пользоваться разнообразными
приемами речи
Оборудование: схемы, таблицы, отрывки из художественных произведений, шарады,
загадки, пословицы, картинки, игры
- Слово учителя «Вначале было слово»
- Что делает нашу речь выразительной?
- Как добиться выразительности речи?
- Какие языковые средства придают нашим высказываниям яркость, убедительность?
--- Мы часто настаиваем: «Читай выразительно!» И кто-то старается говорить громко. Он почти кричит, но «выразительно» все равно не получается… Некоторые почему-то считают, что требование выразительности сводится к требованию громкости, однако это, конечно, неверно.
Несомненно, сила больших писателей – в умении находить такие слова, которые заставляют наше воображение живо рисовать картины природы, мир чувств литературных героев, их портреты, поведение. Кого оставят равнодушным, например, такие пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Можно ли сравнить это поэтическое описание с простой констатацией факта: «светит луна. По дороге зимой идет тройка. Звучит колокольчик»? Речь поэта образна, она расцвечена эпитетами, метафорами; неживая природа в ней одушевляется; слова, передающие чувства (печально, скучный, утомительно), как бы вовлекают читателя в духовный мир лирического героя. Такое словоупотребление и создает выразительность художественной речи.
Источником выразительности могут стать самые простые слова, и звуки, и даже – знаки препинания.
- Помощь учащихся 11 класса
- Слово…
--- Слово служит для называния. Иначе говоря, оно выделяет в мире какой-либо объект (вещь, действие, признак и т.д.) и делает его пригодным для разговора.
Все, что попадает в поле зрения человека, получает название: слово (ромашка, капуста) или словосочетание (кукушкины слезы, Воробьевы горы).
Слово – центральная единица языка. Недаром сам язык часто называют словом. На Всемирном конгрессе часто звучало русское слово. Я очень люблю величавое слово Пушкина.
К слову направлены и от него исходят все остальные единицы языка. Звуки и морфемы входят в состав слова (вне слова их не бывает), словосочетания и предложения строятся из слов.
Слово – средоточие языка, оно имеет и лексическую, и грамматическую сторону, объединяя и то и другое.
- Двуликое слово.
--- В мире существуют необычные для европейцев изолирующие языки. Например, вьетнамский. У них в слове нет частей – грамматических указателей. Что же, у них нет грамматических значений? Грамматика есть во всяком языке. В изолирующих языках есть не только лексические, но и грамматические значения. Но выражены они по-своему. Например, местом, которое занимает слово в предложении. Стоит слово на первом месте – знак того, что оно исходное, все остальные слова в предложении его обслуживают. Оно – подлежащее.
Двуличным быть непохвально. Но слово двулико в хорошем смысле: оно обращено одним своим значением к миру, который оно как знак отражает, воплощает, создает, а другим своим значением обращено к самому языку.
Впрочем, можно было бы и не ездить так далеко – во Вьетнам: и в русском языке есть случаи, когда порядок слов помогает передать грамматическое значение. Мать любит дочь. Дочь любит мать. Излучает действие первое слово, оно – подлежащее. Воспринимает действие – слово после глагола, оно – дополнение. И в слове мать, и в слове дочь совпадают окончания именительного и винительного падежей, они нулевые. Грамматически разобраться в предложении помогает порядок слов. Подлежащее и здесь грамматически противопоставлено дополнению. Грамматика всюду выступает на равных правах с лексикой.
- Почему табун лошадей, но стадо коров?
--- Глаголы думать, радоваться, смеяться, грустить описывают различные состояния человека, а значит могут сочетаться с такими словами, которые обозначают человека: мальчик, старик, прохожий, врач, учитель… Слова, обозначающие неодушевленные предметы или животных, с этими глаголами сочетаться не могут: только в сказке или фантастической повести шкаф может задуматься, а коза - смеяться.
Но иногда то или иное слово «не хочет» вступать в сочетания, которые вполне (по смысловой значимости) возможны. Например, существует класс слов, объединяемых общим смыслом «Совокупность животных»: стадо, табун, стая, рой, косяк и т.п. Названия животных сочетаются с этими словами только избирательно: стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк сельди. Но нельзя сказать «стадо лошадей, табун коров, рой птиц, косяк пчел» и т.д.
Если слово способно сочетаться только с некоторыми изо всего множества слов, в принципе подходящих по значению, говорят о лексической сочетаемости. Лексическая сочетаемость избирательна и капризна. Например, слова, обозначающие виды продуктов, плодов, растений, сочетаются только с определенными словами: щепотка соли и горсть орехов, пучок редиски и букет цветов. Менять слова здесь нельзя. Можно сказать производить осмотр, совершать нападение, проводить собрание, оказывать помощь, но не говорят «производить помощь, оказывать осмотр, совершать собрание».
Подобные случаи, когда сказать можно только так и не иначе, причем непонятно почему, очень трудны при освоении языка. Но все дается тому, кто не боится трудностей и идет вперед.
- О словах разнообразных, одинаковых, но разных
- О каких словах пойдет речь?
- Не догадались?
--- Начнем с примера из книги Я.Козловского:
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду крынку.
Вдруг на мишку – вот напасть –
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
--- Интересные рифмы, не правда ли? Они составлены из слов, одинаковых по звучанию, но различных по значению.
- Что же это за слова?
--- Слова, не связанные по значению, но совпавшие в звучащей или письменной речи, довольно разнообразны.
В их составе выделяются слова, относящиеся к различным частям речи и совпадающие только по одной форме:
Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю,
Отраженных голубей.
--- Это омоформы.
- А помните у А.С.Пушкина веселую рифму?
- Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу!
--- Совпали по звучанию, хотя в написании нет совпадения.
Это омофоны.
(до ста расти – без старости; в лес – влез; за вяз – завязь; поласкать – полоскать; под дождем – подождем)
--- В письменной речи тоже может появиться нелепость. (омографы: замок – замок, кружки – кружки, сорок – сорок, стрелки – стрелки, засыпали – засыпали…). Они могут стать причиной непонимания без знака ударения. Например, как прочитать предложение: Стрелки остановились?
--- Омонимы придают особую остроту и пословицам:
Каков ни есть, а хочет есть.
На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани.
--- Омонимия лежит в основе многих загадок:
У каких быков нет ни хвостов, ни рогов? (быки мостов).
Какие кошки мышей не ловят? (кошки электромонтера).
В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки).
Ел старик хлеб с ухой… Откуда же рыбьи кости? ( так ведь ел с ухой).
--- Случайная омонимия может стать причиной неуместного комизма. Например, спортивный комментатор говорит: «Футболисты сегодня ушли с поля без голов», «Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому…».
Будьте осторожны с омонимами!
- Разминка
- Игра «Снежный ком»
- Игра идет по кругу: 1-й – нераспространенное предложение, 2-й + 1 слово, 3-й + еще одно, 4-й + еще одно и т.д.
! Тот, кто переставил слово, или пропустил, выбывает из игры.
! Побеждает оставшийся последним.
- «Шыр – пир».
- Ниже зашифрована фраза на русском языке:
Шыр – пир у пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг. Зэлэмъгый гёсрыг.
- Расшифруйте эту фразу.
3. «Четвертый лишний»
- крик, кричать, квакать, кукарекать;
- золото, ураган, молоко, болото;
- лебедь, воробей, ворона, попугай;
- рыба, рак, угорь, скорпион;
- уши, головы, ноги, плечи;
- норка, ключ, тропа, коса;
- ночь, дочь, рожь, мышь;
- пароход, парной, парик, парник.
VI. Слово учителя
--- Не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства… И все-таки – обогащайте свой язык, учитесь находить точные, яркие слова, используйте различные средства образности речи, шлифуйте слог.
- Итог
- У каждого ученика двойной листок.
В течение урока записывают все, что их заинтересовало; что запомнили.
По записям подводим итог урока ( внимание, степень усвоения, трудолюбие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"
Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...
Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...
Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...
Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...
Семья – маленькая, но яркая планета на небосклоне огромного мира!
взаимоотношения родителей и детей...
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....
Программа педагога-психолога по внеурочной деятельности с обучающимися 6 класса «Я в этом огромном мире»
Программа педагога-психологапо внеурочной деятельностис обучающимися 6 класса«Я в этом огромном мире»...