Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mire_slov_konkurs-igra.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели конкурса-игры: в увлекательной состязательной форме повторить и закрепить полученные знания; расширить кругозор, ввести новые сведения; повысить интерес к русскому языку, показать его богатство и неисчерпаемость; воспитывать чувство коллективизма, сопричастности.
Конкурсы:
- « В мире вопросов и ответов»
- « В мире слов»
- « В компании с архивариусом»
- «Гуттенберги XXI века»
- « Конкурс исправления ошибок»
Участники конкурса – игры:
Ведущие ( из числа старшеклассников), библиотекарь, учитель, жюри (из числа старшеклассников), болельщики, зрители, Шалтай и Болтай, участники- 2 команды.
Оформление сцены:
Плакаты и рисунки на лингвистические темы, изготовленные участниками и болельщиками, выставка словарей и книг о русском языке, мультимедийный проектор, портреты великих лингвистов, музыкальное сопровождение.
Ход конкурса- игры
Ведущий 1: Семь чудес света… Такое название во времена античности получили поражающие своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе.
А самое удивительное и неповторимое чудо- человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное.
Ведущий 2: Кстати, что такое язык? Нам приходилось слышать « русский язык», « язык Пети Иванова», « язык Фамусова», «вареный язык». Чувствуется глубокая разница, не правда ли?
Ведущий 1: Русский язык- это обобщенное понятие языка, язык Пети Иванова – это речь, язык конкретного лица со всеми ее особенностями, язык Фамусова выдержан в общих особенностях литературного языка писателя Грибоедова, ну а вареный язык к нашему языку вообще никакого отношения не имеет. Этот язык и язык, о котором мы с вами говорим,- омонимы,- они просто звучат одинаково.
Ведущий 2:Да, говоря на русском языке, каждый привносит что-то свое, не всегда нужное и полезное, но привносит. У каждого из нас своя манера говорить, свои любимые слова и обороты речи. Язык- самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации. А интересно, сколько слов в русском языке?
Библиотекарь( вступает в дискуссию): обратимся к словарям русского языка: в однотомном словаре С.И.Ожегова около 57 тыс.слов, в 4-х –томном словаре под.ред. Д.Н.Ушакова их более 85 тысяч, в 11-томном словаре современного русского языка Академии наук – 120 480. В перечисленных словарях собраны слова из литературного языка художественных, публицистических произведений, печати, радио, науки, школы и т.д. Попытку собрать все слова, в том числе и профессионализмы, и диалектизмы, предпринял Д.И.Даль. В его « Толковом словаре живого великорусского языка» более 200 000 слов. Даль работал над ним 47 лет.
Сценка. Посреди сцены небольшой « костер». Над ним котелок, в котором повар что-то помешивает. Вокруг расположились солдаты: кто письмо пишет, кто беседует, кто просто отдыхает. К ним подходит Даль.
1-й солдат: А что, Василий Иванович, тяжело лекарем-то быть?
Даль: Да уж нелегко. К тому же во время войны. Но и солдатом быть не сладко, а, братцы?
2-й солдат: Да чего там. Солдатская доля- веселое горе.
Даль достает блокнот и начинает записывать.
3-й солдат: Солдатская голова, как под дождиком трава.
4-й солдат: Солдат шилом бреется, дымом греется.
1-й солдат: Солдатам что малым ребятам - и барабан в потеху.
2-й солдат: Солдату три деньги в день, куда хочешь, туда и день.
Даль: Ну, спасибо, братцы, недаром говорят: солдат близко - кланяйся ему низко.
3-й солдат: А что это вы, Владимир Иванович, все записываете? Если не операции и перевязки делаете, то с карандашом ходите?
Даль: Есть у меня увлечение - слова записывать .Еще поговорки разные, загадки.
4-й солдат: Зачем это вам?
Даль: Понимаете, слово- это великая способность человека гласно мысли и чувства свои выражать.
Повар: Обед готов. Налетай, братцы!
Солдаты подходят к костру. Из-за голенищ сапог достают ложки и начинают есть.
Ведущий: Итак, сюжет первый наш – разминка, игры подходит половинка.
Учитель: Конкурс предполагает умение быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Время ответа – до 30 секунд. Правильный ответ – 1 балл. Вопросы задаются командам поочередно. Итак, что делать, если :
Вас посадили в лужу
Негде иголку воткнуть
Вы попали пальцем в небо
Вам пустили пыль в глаза
Вам дали прикурить
Вы проглотили аршин
В ваш огород пустили козла
На ваших глазах делают из мухи слона
Ведущий 2: Команды славно поразмялись,
А мы все славно посмеялись.
Одно жюри у нас трудилось.
Ты посмотри, не омрачилось ль
Главнейшего судьи чело?
Ведущий 1: Как можно, чтоб жюри гневилось?
Нет, лицо не омрачилось.
Господа, сгораем мы от нетерпенья
Хотим узнать ваше решенье.
Жюри объявляет оценки.
Конкурс « В мире вопросов и ответов»
Ведущий 2: Посмотрим, смогут игроки сухими выйти из волы?
Объявим тут второй наш конкурс:
Пускай команды подадут пример
Как с места перейти в карьер.
Командам задается вопрос, ответ обдумывается игроками. Первой отвечает команда, поднявшая руку в знак готовности. Правильный ответ- 1 балл.
Учитель: 1. Раскройте смысл устойчивого сочетания « рыть землю носом».
( вопрос высвечивается на экране)
2. Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть « день рождения» и в 1997г ей исполнилось 200 лет. Даю варианты: Ъ, Я, Ф, Ё .
( вопрос высвечивается на экране)
( Ответ:Ё. В 1797г. писатель Н.М.Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву Ё. В 1735г. использовали сочетание «ио», а до этого такого звука не было вообще. Произносили « мед», «слезы»).
3. Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги « Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только…внимание на экран.
( на экране высвечивается знак ? )
-Что получил писатель в ответ? Варианты ответов: чистый лист бумаги, пустое SMS, «Ё», «!»
( ответ ! высвечивается на экране. Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей).
4. Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, невозможное, предел желаний?
( вопрос высвечивается на экране)
Варианты ответов: птичье молоко, разбитое корыто, рог изобилия, журавль в небе.
( ответ: птичье молоко)
5. Что означает слово « фиаско»?
( вопрос высвечивается на экране)
( ответ: неуспех, неудача)
- Как называются слова, одинаковые по смыслу, но разные по форме?
(вопрос высвечивается на экране)
( ответ: синонимы)
Ведущий1: Не нами так заведено, кому-то надо огорчиться
Кому-то весело смеяться.
В конце концов, лишь конкурс первый оценят нам.
Не тратьте нервы.
Ведь это лишь начало. Мы прошли чуть меньше полпути.
И положение спасти команды смогут.
Жюри объявляет результат.
Конкурс « В мире слов»
Ведущий 2: Цена вопроса- 1 балл. Вопросы задаются командам по очереди.
Учитель: 1.О каких словах идет речь?
Я- травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение-
И превращаюсь я в конфетку. (ирис)
2. Меня вы в сказке отыщите
Я в сказке Пушкина герой.
Но Л на Н лишь замените
Сибирской стану я рекой (Елисей- Енисей)
3. Каким русским словом можно заменить заимствованное слово голкипер?
(вратарь)
4. Каким русским словом можно заменить заимствованное слово шофёр?
( водитель)
5. Истолкуйте значение слова БЕЙДЖИК.
6. Истолкуйте значение слова ХАРИЗМА.
7. Что означает выражение « как белка в колесе»?
8. Что означает выражение « гусь свинье не товарищ»?
9. Являются ли этимологически родственными слова лягушка и лягать?
10. Являются ли этимологически родственными слова цапля и цапать ?
Учитель: А теперь - черный ящик.
( под музыку выносится черный ящик).
- Если вы угадаете, что связывает все эти предметы, то ответите на вопрос, что находится в черном ящике.
(На экране высвечиваются слова:
кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава.
( ответ: в ящике находится стакан с ВОДОЙ: седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы)
Ведущий 2: Ну вот, играючи, легко, с улыбкой,
Исправляют все свои ошибки.
Но послушай, погоди,
Что же скажет нам жюри.
Учитель: Игра «Клетка». На выданных командам листах нарисована таблица, надо заполнить пустые клетки буквами, чтобы в каждом ряду можно было прочесть слово, начинающееся и заканчивающееся на букву К.
Пока команды работают, проводится игра с болельщиками.
Ведущий: Болельщик, знай, мы не забыли
Про тебя и сотворили
Веселый конкурс, чтобы ты
Мог воплотить свои мечты
О знанье слов и выражений.
И я скажу вам по секрету:
Сам черт здесь ногу поломал
А вот ответа не узнал.
- Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( азбука)
- какую часть слова можно в земле найти? ( корень)
- как большой дом сделать маленьким? ( добавить суффикс –ик-)
- какую строчку нельзя прочитать? ( швейную)
- в каких словах по 100 согласных? ( стол, стон, стог..)
Ведущий : Больней вы не обидите всех нас,
Чем если скажете: « У вас болельщик слаб сейчас».
Награждение болельщиков. Жюри объявляет результаты.
Конкурс « В компании с архивариусом».
Ведущий: Язык- явление живое. Язык изменяется, одни слова ходят, другие приходят.
Сценка. Появляются Шалтай и Болтай.
Шалтай ( самодовольно): Это они тут такие вопросики решают? Для меня это пара пустяков.
Ведущий1: Тогда я прочту отрывок из стихотворения, а вы объясните нам все непонятные слова:
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил, весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус…
Болтай: Все, все, хватит для начала! Здесь трудных слов достаточно.
Ведущий 1: Хорошо, что такое « лафет»? ( слово высвечивается на экране)
Шалтай: Лафет- от слова лафа. Очень приятная, знаете ли вещь. Мягкая, уютная…
Ведущий2: Вы уверены?
Шалтай: Ну вы же сами сказали, что «прилег вздремнуть я у лафета». Значит, там тепло и уютно.
Ведущий 1: А что такое, по-вашему, бивак? ( слово высвечивается на экране)
Болтай: Бивак- от слова бить. Это место, где все дерутся.
Ведущий2: Так ли?
Болтай: Но там же все ясно сказано- « весь избитый», как раз на биваке.
Ведущий 2: Ну а что же тогда, по-вашему, называется словом « кивер»? ( на экране появляется слово)
Шалтай(назидательно): Не кивер, а киви. Это фрукт. Или птица.
Ведущий1: А не обратиться ли вам, умники, к словарям? Команды, может быть, дадут правильный ответ, что же означают эти слова?
За правильный ответ к каждому слову- по 1 баллу. Правильный ответ- определение слова по словарю с указанием источника - высвечивается по щелчку не экране.
Ведущий: Командам по очереди задается вопрос. Чтобы найти ответ, надо обратиться к словарю. Члены команды по очереди подходят к выставке книг и словарей и выбирают тот словарь, который понадобится для того, чтобы справиться с заданием.
Учитель: -Рассказать о происхождении слова « частушка»
-Что означает выражение « ящик Пандоры»?
- способ образования слова неприхотливый
- значение слова алкать
-значение слова менеджер
- как правильно написать слово преломляться
- подобрать синоним к слову булат
- покажите десницу.
Ведущий2: Думаю, стена молчанья не будет нам ответом
Жюри должно ведь помогать советом.
Должно ошибки указать.
С какой же стати им молчать?
Итак, пожалуйте оценку
За словарную нам сценку.
Жюри подводит итог.
Конкурс « Гуттенберги XXI века»
Ведущий1: Признаться, я волнуюсь, как будто тоже соревнуюсь.
Однако краски я сгущаю - ведь я уж точно никому не проиграю
Ведущий2: ваша задача- продемонстрировать свои знания о структуре книги. Если чего-нибудь не знаете, надеемся, сегодня узнаете. Итак, члены команд по очереди подходят к любой книге на выставке и показывают элементы книги, которые называет учитель. Правильный ответ- 1 балл.
Учитель: КОРЕШОК, ОБЛОЖКА- ПЕРЕПЛЁТ, ФОРЗАЦ, ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, ИЛЛЮСТРАЦИЯ, СУПЕРОБЛОЖКА, ПРЕДИСЛОВИЕ, ОГЛАВЛЕНИЕ, АННОТАЦИЯ, БЛОК, КАПТАЛ, ФРОНТИСПИС.
Ведущий1: Давайте все мы пригласим
В последний раз на эту сцену
Команды. Дорогую цену
Они платили. Зритель, им похлопай. Все ж они старались.
Конкурс « Исправление ошибок»
Ведущий 2: « Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…»- так писал А.И.Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?
Учитель: Внимание на экран. Исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников.
На экране по порядку высвечиваются предложения. Команды по очереди должны исправить предложения, объяснив по возможности характер ошибок:
Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомился в детском саду.
Пушкин пришел ко мне с колыбелью.
Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.
В заповеднике живут звери, которые давно вымерли.
Муму прижалась к стене, когда подошла барыня и оскалила зубы.
Ведущий 1: Осталась чуточка одна, последняя
Ее жюри нам скажет и прямо на того укажет, кто победил.
Ну что ж, каков итог, каких призов
Заслуживают игроки, большие наши шутники?
Объявляются итоги, вручаются грамоты, призы.
Ведущий 2: Мы гордимся своим языком, поистине великим и могучим, однако это не снимает с каждого из нас ответственности за него. Берегите наш язык, изучайте его, внимательно относитесь к каждому слову. Всего вам доброго, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации-пятиминутки "В мире слов" по разделам "Лексика", "Орфография", "Грамматика"
Цикл презентаций по занимательной грамматике. Можно использовать как занимательные пятиминутные вставки в урок для повышения интереса к русскому языку...
Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...
Конкурс - игра "Путешествие в мире слов"
Конкурс-игра для 7-8 классов. В увлекательной и познавательной форме повторяются уже известные сведения в области русского зыка,расширяется кругозор, развивается языковое чутье. Разнообразные конкур...
Конспект урока - игры "В мире слов" по теме "Лексика и фразеология".
Реализация принципов духовно - нравственного воспитания через внеклассную деятельность Конспект урока - игры «В мире слов» ...
Презентация "В мире слов и выражений".
Данная презентация - хорошее подспорье при изучении теиы "Лексика. Фразеология"....
Брейн-ринг "В мире слов"
Занимательный материал по теме "Пословицы"...
Авторская программа студии внеурочной деятельности "В мире слова, в мире книг"
Материал содержит пояснительную записку, тематический план, методическое обеспечение. Программа разработана для 4 класса....