Фрагмент интегрированного урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 15.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “ Заблудилась весна где-то в старом лесу... “
( Фрагмент интегрированного урока в 5 классе.)
1. Образовательные цели:
а) учить понимать и определять роль имен прилагательных;
б) показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства.
2. Развивающие:
а) продолжить формирование навыков анализа языковых средств;
б) развивать устную и письменную речь;
в) развивать ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.
3. Воспитательные:
а) воспитывать любовь к родной природе; малой родине; уважение к мастерам слова.
4. Оборудование:
мультимедийный проектор;
дидактический раздаточный материал;
звукозапись А. Вивальди “ Весна “;
сборники стихотворений.
Ход урока.
1. Орг. момент . Представление.
Пришел новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Подумайте, как хорошо, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Мы спокойны, мы добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Вдохните в себя тепло солнечного света, свежесть и красоту весеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Мы проведем с вами необычный урок- отправимся на прогулку.
II. Новый материал.
1. Наш урок начнем с прослушивания музыкального фрагмента из цикла “Времена года” итальянского композитора А. Вивальди.
- А после прослушивания попробуем словесно нарисовать картину, изображенную композитором. ( слайд с видеоклипом )
- Какое время года изобразил композитор при помощи волшебных звуков?
- Что почувствовали, пока звучала эта музыка? ( ответы учащихся )
2. А сейчас послушаем отрывок из стихотворения А.Н.Плещеева “ Весна “
- Что объединяет музыкальный и лирический отрывок?
- Каким настроением проникнут каждый отрывок? ( ответы учащихся )
3. Как вы думаете, чему будет посвящен урок? ( Весне…)
- А мы можем сказать, что весна уже полноправная хозяйка в наших краях?
- Да, вы правы весна делает первые шаги по земле.
И тема нашего урока “ Заблудилась весна где-то в старом лесу…” ( слайд с темой )
Это строка из стихотворения “ Март “ современного поэта нашего земляка И.А. Фетцова…
- Послушаем первую строфу этого стихотворения:
Заблудилась весна где-то в старом лесу
Иль длинна ее нынче дорога?
Объявись же уже -на руках принесу.
Может, наша нужна ей подмога?
-Ребята, подскажем весне, как ей найти правильный путь?
-Какая часть речи поможет нам полнее описать красоту мартовской природы?
-Вспомним определение имени прилагательного. (ответы учащихся )
-Прочитаем полное определение на слайде. ( слайд )
Значит главным помощником в сегодняшней работе- имена прилагательные.
- Как вы думаете, какая роль у прилагательных? ( помогают описывать предмет )
- А кто еще из известных вам по урокам литературы авторов писал о весне? ( слайд )
-Обратите внимание, ребята, на выставку книг, которая находится у нас в зале.
Это сборники стихов о природе известных поэтов.
- А может кто-то вспомнит и прочитает нам несколько стихотворных строк о весне.
4.- Теперь ребята хочу познакомить с известным художником С.Ю.Жуковским.
Вот его портрет. ( слайд )
Подробная информация о художнике ( рассказывает учащийся )
- Теперь отправимся на прогулку в лес, в тот самый, который изображен С.Ю.Жуковским. на репродукции картины “ Весна “. ( слайд )
5. Работа по репродукции картины.
- Всмотритесь в картину.
- Что изобразил художник на ней?
Опишите кратко.
-Как называются картины с изображением природы? ( пейзаж ) ( слайд )
- Пейзажи бывают несколько видов: городской, сельский,…
- Как вы считаете, какой пейзаж на репродукции картины Жуковского? ( сельский )
Почему?
6. Работа с текстом. ( слайд )
- Перед вами лежат тексты- описание картины.
- Обратите внимание , что тексты эти необычные.
- Что здесь необычного? Чего не хватает в тексте?
- Ваша задача сейчас самостоятельно карандашом вставить в тексте прилагательные, а помогут вам в этом слова для справок, которые записаны внизу после текста.
Лес в марте.
Картина С.Жуковского “ Март “-… пейзаж.
Снег еще лежит в … лесу, но он уже … , … . Деревья сбросили последний снег с ветвей, выпрямились, подняли их к… небу и … солнцу. По небу бегут … облака, и кажется… ветерок задорно подгоняет их.
Когда мы смотрим на это … полотно великого художника, то чувствуем радость и … красоту … весны.
7. Проверка работ. ( по цепочке )
По ходу будем находить и объяснять орфограммы в словах, которые выделены черным шрифтом.
8. Беседа по тексту.
- Ребята о чем этот текст?
- Какой заголовок этого текста?
- Какому типу речи относится этот текст?
-Назовите из текста слова, с помощью которых автор описывает природу.
- Какой они части речи? Прилагательные.
Какими членами предложения являются прилагательные?
Какой линией подчеркиваются?
9. Проверка домашнего задания.
- Ребята, домашнее задание у вас было с помощью слова и красок передать красоту родного края в своих мини- сочинениях и рисунках.
- Давайте послушаем ваши мини -сочинения и рассмотрим несколько пейзажных зарисовок.
III.Итоги
- Мы рассмотрели несколько пейзажей и пейзажных зарисовок.
Слова какой части речи помогают создать неповторимую, яркую картину природы?
- Какова же роль имен прилагательных в нашей речи? ( слайд )
IV. Рефлексия.
- Возьмите соответствующую карточку. Если у вас настроение радостное, праздничное,
Поднимите карточку с солнцем, а если грустное, печальное- со снежинкой.
- А сейчас послушаем заключительную строфу стихотворения И.А.Фетцова:
Нет – нет да тепло постучится в окно,
И в душе оживает отрада,
Это солнце пришло, улыбнулось оно
И позвало нас всех за ограду.