Эффективность словарной работы на уроках русского языка
статья по русскому языку (7 класс) на тему

Капустина Елена Владимировна

 Словарная работа - обязательный элемент любого урока русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Эффективность словарной работы на уроке русского языка      

По большому счёту весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и …  сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

      В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

      …Сотни слов, родных и метких,

      Сникнув, голос потеряв,

      Взаперти, как птицы в клетках,

      Дремлют в толстых словарях.

      Ты их выпусти оттуда,

      В быт обыденный верни,

      Чтобы речь – людское чудо –

      Не скудела в наши дни.

      Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроке мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

      Следуя принципу А.М. Пешковского, утверждавшего, что «сперва услышать, а затем смотреть, как это писано», мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать.

      На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены «трудные» буквы, подчёркнуты «ошибкоопасные» места. Работа над орфографией начинается с побуквенного проговаривания слова по слогам. Затем это слово записывается в тетради и учащиеся пытаются запомнить орфографический облик слова, опять же (шёпотом) по слогам побуквенно его проговаривая. После этого пробуем заставить слово работать в контексте – словосочетании и предложении. Записав слово три – четыре раза, ученик невольно запоминает его.

      Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этимологический аспект (пятый) в освоении слова очень важен, но рассмотрение его затруднено отсутствием нужного справочного материала (этимологического словаря). Поэтому в своей работе я использую этимологию слова как подспорье, как дополнение, порой помогающее объяснить и запомнить значение слова и его написание. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём – этимологическая справка – формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

      Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания. Однако это запоминание кратковременно. Поэтому последующие уроки будут ещё одной ступенькой к овладению словом. На втором этапе (последующие уроки) возможны такие виды упражнений.

      1.Орфоэпический диктант – правильное произнесение записанных на доске слов.

      Набор слов с трудным произношением не очень велик, поэтому он не меняется из урока в урок, и многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносительных норм.

      2.Диктант «Угадай словечко!» - учитель даёт толкование, дети записывают само слово.

      3.Лексический диктант – диктуемым словам дети должны дать толкование.

      Эти увлекательные задания не просто обогащают словарный запас учащихся, вызывают желание освоить как можно больше слов для свободного их употребления, но и формируют взыскательность, критичность по отношению к себе.

      4.Задание «Объясни разницу» - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить – предоставить, одеть – надеть, экономный – экономичный); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения.

      Так идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.

      5.Зрительные диктанты используются как на первом, так и на втором этапе работы со словом. Возможен и такой вариант, когда для зрительного диктанта берутся 3 – 7 предложений, записанных на доске или полосках бумаги. Эти предложения поочерёдно демонстрируются учащимся по 10 – 30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. После окончания диктанта записанное читается. Этот диктант обязательно проверяется. Набор предложений не меняется до тех пор, пока не будет ни одной ошибки ни у одного ученика в классе. Тогда появляется новый зрительный диктант и начинается та же самая работа, но с другими словами и предложениями. Такой вид упражнения в 5 – 7 классах, кроме прочего, ещё помогает улучшить технику чтения. Зрительный диктант особенно полезен, на мой взгляд, при работе с непроверяемыми написаниями, так как на помощь слуху учащихся и их знаниям по грамматике приходит зрение как серьёзный фактор, способствующий запоминанию нужных орфограмм, выработке навыка правописания. Именно на зрительную память опирается и работа с орфографическим словарём.

      Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. С 5 класса начинаем систематическое его использование. Хорошее знание алфавита, быстрота психической реакции, сноровка, любознательность учащихся – подспорье в этой работе. Кроме орфографического и грамматико-орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь. Самые распространённые толковые словари: «Школьный толковый словарь» М.С. Лапатухина, Е.В. Скорлуповской и Г.П. Снетовой, а также «Толковый словарь» С.И. Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

      К.Д. Ушинский писал, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения… всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности в использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры.

      Включив новое слово в контекст, т. е. составив словосочетание и предложение, ученик не завершает этим освоение слова. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания – это тоже работа со словом.

      Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса (последнему – обогащению словарного запаса – программа не отводит специального времени). Но в силу того, что всё в языке связано со словом и проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и развитием навыков связной речи, т. е. словарная работа присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его. Оптимальный вариант отводить словарной работе не менее 5 – 7 минут, вводя её в урок на разных его этапах.

      Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Особенность словарной работы в школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают ...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Словарная работа на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования грамотности у учащихся

В этой статье раскрывается  небольшой опыт работы по повышению грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складыва...

Пути повышения эффективности словарной работы на уроках русского языка

Слово - важнейшая единица языка, носитель значения. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складыва...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...