Непроверяемые и удвоенные согласные в корне. 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neproveryaemye_i_udvoennye_soglasnye_v_korne.pptx | 235.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что изображено на картинках?
Проверим себя 1. Фу т бол 2. Рю к за к 3. Во к зал 4. Баск ет бол 5. Ай с берг 6. Вол ей бол 7. Пари к махер 8. Тра м вай 9. Ас ф альт 10. Бу х галтер 11. Зи г за г 12. Тро лл е й бус 13. Сва д ьба 14. Ко ф та 15. Ли ф т
ГРАММАТИКА И ГРАМОТА В русских словах часто встречаются удвоенные согласные буквы. А зачем они нужны? Иногда на этот вопрос ответить очень легко. Вот, например, слово рассеял. В нём совершенно отчётливо произносится долгий, удвоенный звук [с']. Один из звуков [с'] принадлежит корню, другой – приставке. Как же обозначить этот двойной звук на письме? Только удвоенной буквой. По этой же причине пишутся две буквы Н в слове лунный . Только в нём они обозначают двойной звук [ н ] на стыке корня и суффикса. Изредка долгие согласные звуки встречаются в корне ( ванна ) или в суффиксе ( станционный ). В таких случаях тоже понятно, зачем в слове пишется удвоенная согласная буква.
ГРАММАТИКА И ГРАМОТА Но не всегда всё так просто. Зачем, например, мы пишем две буквы М в слове грамматика ? Как ни прислушивайся, никакого долгого согласного в нём нет. А всё дело в том, что слово это заимствовано из греческого языка, а там оно и произносилось с долгим [м], и писалось с двумя буквами М. Вот это-то первоначальное написание и сохраняется до сих пор. Смысла оно, конечно, никакого не имеет, но так уж принято писать это слово. И не только его. Удвоенные согласные буквы пишутся и в словах грамм (оно, кстати, близкий родственник слова грамматика ), грипп, класс, миллион и многих других, заимствованных из разных языков. Такое написание как бы напоминает об иноземном происхождении этих слов.
ГРАММАТИКА И ГРАМОТА А вот когда это происхождение забывается, когда слово становится совсем «своим», удвоенную согласную букву чаще всего писать перестают. Ведь слова грамота, грамотей, грамотный мы пишем с одним М, хотя все они произошли от того же греческого корня, который мы находим в словах грамм и грамматика . Точно так же никто сейчас не напишет оффицер , аррест или баттарея . А сравнительно недавно именно так и писались эти слова .
ГРАММАТИКА И ГРАМОТА А вот когда это происхождение забывается, когда слово становится совсем «своим», удвоенную согласную букву чаще всего писать перестают. Ведь слова грамота, грамотей, грамотный мы пишем с одним М, хотя все они произошли от того же греческого корня, который мы находим в словах грамм и грамматика . Точно так же никто сейчас не напишет оффицер , аррест или баттарея . А сравнительно недавно именно так и писались эти слова . О какой орфограмме рассказывается в тексте?
Запишите в алфавитном порядке сначала женские, а затем мужские имена. Какая особенность в написании этих имён указывает на то, что они заимствованы из других языков? Савва , Изабелла, Анна, Ипполит, Нонна , Виолетта , Филипп, Нелли, Инна, Геннадий, Иннокентий, Римма, Жанна, Алла
Как правильно записать слова во[ж']и, дро [ж']и, мо[ж'] евельник ? Составь и запиши предложения с этими словами .
Запишите слова, раскрыв скобки хо( к,кк )ей , Ро ( с,сс ) ия , ка ( с,сс ) ир , мо( ж,жж ) евельник , тро ( л,лл ) ейбус , дро ( ж,жж )и гра ( м,мм ) атика , пе ( р,рр )он, ма ( с,сс ) овый , ча ( с,сс ) овой , тра ( с,сс )а, те( р,рр ) итория , во( ж,жж )и, ба( с,сс ) ейн , ко( л,лл ) екция , те( р,рр ) итория , ма ( с,сс )а, ка ( с,сс )а, те( н,нн ) ис , и( л,лл ) юстрация , а( л,лл ) ея , су( ф,фф )икс, о( ф,фф ) ицер , гра ( м,мм ) ота , ми( л,лл )ион, гри ( п,пп ), ба( л,лл )
Определи, от какого слова образовано каждое из слов. Запиши его слева и вставь, если необходимо, пропущенную букву в образованное от него слово. Удвоенные согласные буквы подчеркивай. ………………………… - ал_ейка ………………………… - ак_уратность …………………………. – ап_етитный …………………………. - грип_озный …………………………. – дрес_ировщик ……………………….. - кас_етный ……………………….. - кас_овый ……………………….. – килограм_овый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание слов с удвоенными согласными в корне
Правописание удвоенных согласных в корне слова (словарные слова). Правила переноса. Для учащихся 2-4 классов...
Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.
Конспект урока: Непроверяемые гласные и согласные в корне слова для специальных (коррекционных) школ....
Удвоенные согласные. Кроссворд
Удвоенные согласные. Повторение изученного материала в занимательной форме. Способствует активизации внимания....
Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; удвоенные согласные; орфограмма.
- определять орфограмму и обосновывать своё мнение;- использовать приобретенные знания при составлении и оформлении текста.Актуализация знаний об орфограмме «Согласные в корнях слова...
Карточки по теме «Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова».
Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова».Русский язык. 5 класс....
Словарные слова_7 класс_ УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Карточка-шпаргалка по русскому языку для обучающихся 7 класса по теме "Удвоенные согласные" (словарные слова).Рекомендуется для самостоятельного домашнего изучения....