разработка урока про провописанию приставок ПРИ- и ПРЕ-
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (1- ый час из 4)
Цели:
- формирование навыка правописания приставок пре- и при-; повторение правописания приставок на з-, с-.
- развитие коммуникативных навыков учащихся;
- воспитание интереса к историческому прошлому страны, привитие интереса к познанию родного языка.
Ход урока
- Организационный момент (мобилизация внимания школьников)
- Определение целей урока ( кроме первой) через осмысление услышанного текста
Учитель: прослушайте отрывок из книги Леонида Успенского «Слово о словах»
ИКТ. На экране вопрос: Для чего нужно уметь писать грамотно?
Оптека
Аптека
Оптика слайд №1
Орфография (греч. orphoqraphia: от orphos – «правильный» и qrapho – «пишу») – это система правил, определяющая, как надо писать слова.
…Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».
Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находится там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вынести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это было нам очень нужно. Если же «оптика» - так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.
«И как только грамотный человек может такое написать?» - ворчал майор.
Вопросы: - Определите тему текста.
- Для чего нужно уметь писать грамотно?
- Что изучает орфография?
- Записать дату, классная ( в транскрипции) работа.
- Актуализация знаний по правописанию приставок на з-, с-.
- Обратите внимание на эпиграф и скажите, о чем пойдет речь на уроке?
Приставки придают русской речи столько
богатейших оттенков. Чудесная выразительность
речи в значительной мере зависит от них.
В разнообразии приставок таится разнообразие
смысла. (К.Чуковский.) слайд №2
2. Итак, смотрим первую подсказку.
Живут на свете, людям помогая,
Приставки через-, из-, воз-, раз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой «эс» слайд №3
Вопрос: Какое правило вы можете вспомнить, глядя на эту подсказку?
3.Выборочный диктант ( текст на местах у каждого ученика)
Задание: выпишите словосочетания, в составе которых слова с приставками на з- и с-
Вопросы: Что называется словосочетанием?
Что не является словосочетанием? (работа в парах, ставим оценку паре)
На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно – Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста рассчитывают его конструкцию. Потом исследуют местность? слайд №4
(стимул: кто готов, поднимает руку и начинаем проверять)
4.Устный диктант на замену ( проверка Д.З. – упр.181)
Образец. Ночь без звезд – беззвездная ночь. слайд №4
Даль без предела. Рыцарь без страха. Труд без пользы. Ночь без сна. Зима без снега.
- сразу объяснить правописание приставки
5.Предложение на распространение
(слово должно иметь приставку на –з/ -с)
Мир строит – война (разрушает) (самопроверка по записи на доске)
Вопрос: У кого получилось такое же утверждение? Согласны ли вы с данным утверждением? . слайд №5
6. Элемент синтаксического разбора: найдите грамматическую основу, какое предложение по наличию предикативных частей? (сложное)
- 1. Вопрос: Что называется приставкой?
- ПОКА ВСПОМИНАЮТ – ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
(значимая часть слова (морфема), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов).
-А почему значимая часть? (заключено значение).
- Посмотрите следующую подсказку (№2)
3. Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст нам конфету.
Кто «очень такой» или «очень сякой» –
ПРЕ- мы напишем об этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь - не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Писать только ПРЕ- там надо.
Вопрос: Опираясь на подсказку и правило на стр.77 учебника, скажите, в каких случаях пишется приставка пре- ? слайд №6
4.Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
В словах придет, прилетит, приплывет
Пишется при- , несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Пишем мы при-, говоря обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит сгорит.
Помни – что сделано, но не совсем,
Пишем с приставкой при-. слайд №7
Вопрос: А почему? Учебник, стр. 76)
5.«Говори правильно» ( работа по орфоэпии и морфологии )
- поставьте ударение в словах прибыл, прибыть, прибыла.
( в тетради запишите
- инфинитив глагола прибыл и поставьте ударение;
- 3лицо, ж.р., ед.ч. этого же глагола и поставьте ударение
слайд №8
6.Буквенный диктант (воспринимается на слух)- один работает у доски
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
е и е и и и и е и е
1. презабавный
2. приуныть
3. преградить
4. приземлиться
5. приклеить
6. привокзальный
7. привязать
8. прервать
9. привольный – значение установить нелегко
10. прекратить – бывшая приставка вошла в состав корня (доска)
Разбор по составу слов из диктанта
Привязать, привольный, прекратить (записать заранее на доске )
7. Учитель: о правописании таких слов мы будем говорить на следующем уроке.
Д.З: $ 19 упр. 182 или 183 письменно, на выбор.
Творч. задание по выбору:
составить несколько рифмованных строк по теме урока.
8. Раз учительница в школе
Посоветовала Коле:
- Списывая, не спеши.
Букву к буковке спиши (записать на доске)
Вопрос: что мы с вами сейчас делали? (вставляли и объясняли буквы, следовательно, следующий вид работы…
9. Объяснительный диктант (на местах)
Утро
(Пол)ноч… пр…шла. (В)воздух… пахн…т сырост…ю. Дрож… пр…б…рает путников. Они идут по д…рог… от деревн…и пр…бл…жаются к станции… Это партизаны.
Вот и со(н,лн)це в…гл…нуло из-за туч… и пр…образило все вокру(к,г).
Полночь прошла. В воздухе пахнет сыростью. Дрожь пробирает путников. Они идут по дороге от деревни и приближаются к станции. Это партизаны.
Вот и солнце выглянуло из-за туч и преобразило все вокруг.
10. Итог урока
- Части пословиц «потеряли» друг друга. Помогите им найти друг друга.
1) Вещь хороша новая
а имей сто друзей
2) Не имей сто рублей
но знания никогда
3) Силы могут иссякнуть
а друг старый слайд №7
Запишите пословицы, расставляя знаки препинания.
Какая пословица может прозвучать итогом нашей с вами встречи?
( «Силы могут иссякнуть, но знания никогда)
Дополнительный материал: упр.184, 187.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме:"Правописание приставок на з- и с-"
Методическая разработка урока по теме: «Правописание приставок на -з, -с». 5 класс. Используемые технологии: ИКТ-технологии (презентация, мультимедийный проектор)....
Правописание приставок ПРЕ,ПРИ. Разработка урока в 6 классе.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, ставят перед собой цели и задачи....
Разработка урока "Правописание Ы и И после приставок на согласную букву".
Урок разработан с учетом требования ФГОС....
методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-"
Урок- игра "Творческая мастерская" по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание приставок при- и пре-". Авторская разработка с использованием материалов сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...
Разработка урока "Правописание приставок Пре и При"
Разработка урока русского языка в 6 классе...
29.04.2020 МЖКХ1 русский язык Провописание непроизносимых согласных
изучить материал, выполнить упражнение...