Имя числительное в предложении и тексте. Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Сидорова Елена Михайловна

Данная разработка урока соответствует требованием ФГОС ООО, хотя готовилась в 2011 году, когда на новые стандарты переходила только-только НШ. Наиболее удачной тогда была программа Бунеевых "Школа 2100", по которой я и работала, продолжив эту преподавание  за учителем начальных классов. Сейчас эти дети - девятиклассники. В классе - 5 отличников, неуспевающих нет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок-обобщение в 6 классе «Б», 22.12.2011г.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ

игровая технология,

технология проблемного диалога

Познавательные действия (интеллектуальные умения) – обработка информации.

Регулятивные действия (организационные умения) – организация своих дел, решение проблем.

Коммуникативные действия (коммуникативные умения) – общение с людьми: проблема 6 «Б» класса – отсутствует понимание коллективизма.

Личностные результаты (нравственно-оценочные умения) – оценка своих и чужих поступков.

Оборудование  урока:

  1. зачётные листы для команд
  2. столы для групповой работы
  3. конверты с вопросами

ПЛАН УРОКА

  1. Вступительное слово учителя. Актуализация изученного материала.
  2. Оргмомент (Деление на группы по жребию. Выборы капитанов команд. Выдача зачётных листов)
  3. Работа в группах.
  4. Подведение итогов
  5. Рефлексия

ХОД УРОКА

Учитель Сегодня у нас обобщающий урок по теме? …

(Предполагаемый ответ детей: -… по теме «Количественные числительные»)

Учитель   Имена числительные – сравнительно молодая часть речи. 

До сих пор имена числительные – трудная для определения часть речи.

Это связано с тем, что еще не совсем ясно, какие именно слова относятся к ней, а какие не относятся, а причисляемые к ней слова не имеют достаточно четкого формально-грамматического единства и отграниченности от слов других частей речи.

 Но в целом у числительных есть особенности, характерные только для них и отличающие от других в чем-то подобных им слов.

Наша задача сегодня на уроке – выяснить,

  • как отличать имя числительное…

 Предполагаемый ответ детей -… от других частей речи с числовым значением

  • и как склонять  имена числительные, для того чтобы…

Предполагаемый ответ детей -…  правильно использовать их в предложении и тексте

Против знатоков играет ученик 6 класса Руслан Сидорюк. Внимание – вопрос!

Как в русском языке появилось числительное «полтора»? Какова его этимология?

(Информация для учителя.

В дробных числительных полтора и полтораста в Р., Д., Т. и П. падежах после пол_ возникает [у], который чередуется с [∅] (нулем звука) в корне полтор_ и не может быть признан окончанием, поскольку корня _тор_ без пол_ или полу_ в других словах в современном языке нет ни в чистом, ни в связанном виде и семантика этого фонемного отрезка восстанавливается только при этимологическом анализе (генетически восходит к втор_ой). Фонема <а> в конце слова может считаться окончанием только в полтор_а (в соотношении с формой ж. рода полтор_ы); в числительном полтор_а_ ст_а конечная морфема при изменении слова по падежам (форм рода и числа оно не имеет) остается неизменной, т.е. является суффиксом.)

Против знатоков играет ученик 6 класса Максим Евстигнеев. Внимание – вопрос!  

У каких имён числительных есть орфограмма « Правописание «Ь»»? Приведите примеры.

(Информация для учителя.

Мягкость согласного, на который оканчивается первый корень сложных числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в И. и В. п., на письме обозначается при помощи Ь.

Восемьдесят домов.

Опознавательный признак орфограммы – наличие мягких согласных при стечении согласных.)

Против знатоков играет ученик 6 класса Роман Лайков. Внимание – вопрос!  

Как склоняется число 50 по падежам?

Против знатоков играет ученик 6 класса Максим Киватцев. Внимание – вопрос!  

На какие три разряда делятся количественные числительные? Приведите примеры.

у составных порядковых числительных

(счетных прилагательных) окончание

может быть выделено только в послед_

нем слове, которое склоняется, а в ос_

тальных – несклоняемых – конечная

морфема застывает и становится суф_

фиксом – ср.: тысяч_а девятьсот де_

вяност_о седьм_ого (года) или в дв_е

тысяч_и четверт_ом (году). Если же

мы преобразуем эти числительные в

количественные, у которых склоняет_

ся каждое слово (как известно, систе_

ма склонения числительных раздроб_

лена, неоднородна, и насчитывается до

10 различных типов формоизменения

счетных слов), то те морфемы, кото_

рые были выделены в словах тысяча,

девяносто или две в составе порядко_

вых числительных как суффиксы,

необходимо признать окончаниями

и констатировать факт появления

второго окончания внутри слова

девять сот , как и в названиях дру_

гих целых десятков и сотен (кроме

числительных десять, двадцать,

тридцать, сорок, девяносто и сто) –

ср.: девят(и)сот , девять(ю)ст(ами),

о девят(и)ст(ах) или к восьм(и)де_

сят(и), с восьмь(ю)десять(ю) и по

аналогии: пять десят , пят(и)де_

сят(и), пять(ю)десять(ю) или

тр(ех)сот , тр(ем)ст(ам), тр(емя)_

ст(ами) и т. д. Как видим, позиции

выделенных в И. п. и В. п. нулевых

окончаний занимают материально

выраженные флексии Р., Д., Т. и П. па_

дежей. Внутрисловное окончание –

своеобразный лингвистический пара_

докс, наиболее ярко проявляющийся

в двукорневых количественных чис_

лительных. Основа в таких словах

прервана находящейся внутри нее

флексией.

3) падеж не является самостоятельной категорией, числительные отражают падежные формы от существительных (к двум часам, до двух часов).

Синтаксические признаки имени числительного:

1)образуют с существительными слитные количественно-именные сочетания и выступают в одной синтаксической функции с существительным в предложении: В соревнованиях примут участие два студента нашей группы. Школа находится  в десяти шагах от дома; 2) употребляясь как отвлеченные числа, также являются членами предложения: Пятью пять – двадцать пять.

Чтобы отличить числительные от других слов с числовой семантикой, следует учитывать следующие признаки:

1) числительные однозначны (обозначают только число или порядок предметов при счете). Например: сто (человек) – числительное, обозначает число предметов; сотый (человек) – числительное, обозначает порядок предметов; сотня – существительное, т.к. многозначное: 1.сто каких-нибудь единиц (сотня книг); 2.войсковое подразделение (казачья сотня);

3) формы количественных числительных не противопоставляются по числу: пять (числительное), пятерка (существительное единственного числа) – пятерки (существительное множественного числа).

По структуре числительные бывают простые, сложные и составные (Структура числительных представлена в таблице).

Соответственно семантическим особенностям грамматическим свойствам и характеру употребления числительные делятся на 4 лексико-грамматических разряда: 1) количественные; 2) собирательные; 3) дробные; 4) порядковые.

Количественные числительные обозначают количество однородных предметов в целых единицах (десять, двадцать, сорок, сто). По структуре количественные числительные делятся на простые (один, два), сложные (пятьсот, восемьдесят) и составные (двадцать один, двадцать три).

Морфологические признаки: 1) не имеют грамматического значения рода и числа (исключение – один (-а, -о, -и), два (две), тысяча (тысячи), миллион (миллионы), миллиард (миллиарды).[1]

2) последовательно противопоставляются только по грамматическим значениям падежа.

В склонении количественных числительных нет единообразия. Различают 9 образцов склонения (см. таблицы склонения):

1) склонение числительного один, которое изменяется по образцам прилагательных разных типов: один (мамин), одного (маминого), одним (крайним);

2) склонение числительных два, три, четыре, которое совпадает со склонением прилагательных во множественном числе: четыре (красные), четырех (красных);

3) склонение числительных от 5 до 20 и 30, которое совпадает с 3 типом именного склонения существительных;

4) склонение числительных сорок, девяносто, сто, имеющих  две формы: И.-В.п – сорок, девяносто, сто и в остальных падежах – сорока, девяноста, ста;

5) склонение числительного тысяча, изменяющегося как существительное 2 склонения (по школьной грамматике – 1 скл.);

6) склонение числительных миллион, миллиард, изменяющихся как существительные 1 скл. (по школьной грамматике – 2 скл.). Ср. со склонением слов лимон и леопард;

7) склонение сложных числительных от 50 до 80, у которых изменяются обе части по образцу 3 скл. существительных;

8) склонение сложных числительных от 200 до 400, которые принимают формы множественного числа и изменяются в обеих частях;

9) склонение числительных от 500 до 900, первая часть которых склоняется как существительное 3 скл., а вторая отличается своеобразными окончаниями.

При склонении составных количественных числительных изменяется каждый компонент.

Синтаксические особенности: изменяясь по падежам, разные количественные числительные сочетаются с существительными по своим правилам.

Числительное один, а также составные числительные, оканчивающиеся на один, согласуются с существительными в роде. числе, падеже (один день,  одна задача, одно решение, одни сутки, на одном окне и т.д.). Остальные количественные числительные во всех падежах И. и В.п. согласуются с существительными (пятью книгами), а в И.-В.п. управляют  существительными: числительные два, три, четыре – формой Р.п. единственного числа (два студента), числительные, начиная с пяти, - формой Р.п. множественного числа (пять студентов.

Собирательные числительные обозначают определенное количество предметов как совокупность: двое детей, трое друзей, пятеро котят. Собирательные числительные представляют собой замкнутую и непополняемую группу слов: оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они образуются от количественных числительных с помощью суффиксов о (е)  или –ер(о): двое, пятеро.

Морфологические признаки: подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют категорий рода и числа. При склонении образуют формы И.-В.п и остальных падежей. Система падежных окончаний у форм косвенных падежей  собирательных числительных аналогична системе окончаний форм множественного числа прилагательных.

Синтаксические особенности: собирательные числительные: двое, трое, четверо… в И.-В.п управляют Р.п множественного числа существительных (четверо мальчиков), а в остальных падежах согласуются с существительными в падеже (трое детей – троими детьми).

Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и, как правило, заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (четыре ученика и четверо учеников, но чаще четырем ученикам, а не четверым ученикам).

Собирательные числительные сочетаются с ограниченным кругом существительных:

1) с существительными мужского и общего рода, субстантивированными прилагательными и причастиями в форме мужского рода, служащими обозначениями живых существ, а также с местоимениями мы, вы, они (двое школьников, двое сирот, семеро смелых, двое отстающих, их пятеро);

2) с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц, а также с существительными, обозначающими детенышей животных: двое утят, трое котят, семеро козлят;

3) с существительными pluralia tantum: двое ворот, трое суток.

Собирательные числительные не сочетаются с другими неодушевленными существительными, а также с существительными, обозначающими лиц женского пола и животных.

Дробные числительные. Разряд дробных числительных признается не всеми лингвистами.

К дробным относят числительные, обозначающие дробные величины, т.е. количества тех или иных частей единицы (две третьих, одна седьмая).

Некоторые лингвисты к дробным причисляют числительные полтора и полтораста. Однако существует мнение, что правильнее их считать количественно-дробными: с дробными их сближает семантика, с количественными структурно-грамматические особенности, однако в отличие от них не входят в натуральный ряд чисел.

По структуре дробные числительные являются составными: числитель у них – количественное числительное в форме И.п., знаменатель – порядковое числительное в форме Р.п. (см. Таблицу).

Морфологические признаки: 1)дробные числительные не имеют категории рода (искл. полтора/полторы);

2)склонение выражается в изменении всех составляющих дробных числительных слов: числитель склоняется по образцу количественных числительных, знаменатель – по образцу прилагательных во множественном числе (пять десятых) или в единственном числе, если в числителе стоит слово один (см. парадигму склонения дробных числительных).

Числительные полтора и полтораста имеют две формы: И.-В.п (полтора, полтораста) и остальных падежей (полутора, полутораста).

Синтаксические особенности: дробные числительные сочетаются с именами существительными по способу управления, причем существительное употребляется в Р.п единственного или множественного числа (две трети муки, сливок).

Дробные числительные сочетаются с формами не только конкретных, но и вещественных, собирательных существительных (одну пятую сахара, две третьих молодежи).

Порядковые числительные. Вопрос о включении слов типа  первый, второй, третий и т.д. в разряд числительных является спорным. Такого разряда числительных нет в «Русской грамматике» (1980), не выделяет его и В.В.Виноградов.

Синтаксические особенности: выполняют те же функции, что и прилагательные, являясь прежде всего определением.

В русском языке есть группа слов, которые выражают значение неопределенного количества: много книг, мало времени, масса дел, несколько человек и т.д. Эти слова иногда включают в состав числительных как разряд неопределенно количественных числительных или как подразряд количественных числительных.

Такие слова, обозначая количество, вместе с тем отличаются от числительного рядом признаков. Они лишены основного значения числительных – значения определенного количества. Отличны и их грамматические признаки. Так, слова масса, уйма и подобные имеют категории рода, числа и падежа, как и существительные, могут определяться прилагательными, местоимениями (небывалая масса, такая уйма). По этим признакам указанные слова можно отнести к существительным.

Слова типа мало, много и подобные можно отнести к наречиям, так как они не изменяются, могут определять глагол (много думал), образовывать форму сравнительной степени (больше времени), способны сочетаться с наречиями степени (много читал). В предложении являются обстоятельственными словами.

Слова столько, сколько, несколько относятся к местоимениям, так как имеют обобщенно-указательное значение, могут сочетаться с отвлеченными существительными.

Вопросы

1.      Что такое числительное?

2.      Какие признаки характеризуют числительное как часть речи?

3.      Какие разряды числительных выделили бы вы и почему?

4.      В чем заключаются особенности склонения количественных числительных?

5.      Что обозначают собирательные числительные? С формами каких слов могут сочетаться собирательные числительные?

6.      Что обозначают дробные числительные?

7.      Что обозначают порядковые числительные и как решается вопрос об их принадлежности к частям речи?

8.      Что такое неопределенно-количественные слова?

 

Опорные слова выражения: имя числительное, простые числительные, сложные числительные, составные числительные, количественные числительные, собирательные числительные, дробные числительные, порядковые числительные…

 

Психологическая атмосфера в группе

(опросник для учеников)

Задание: на основе приведенных противоположных по смыслу пар слов постарайтесь

определить психологическую атмосферу в вашей группе. Для этого в каждом ряду

зачеркните крестиком соответствующую цифру.

Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «Х», тем больше выражен этот признак в вашей группе.

Дружелюбие

1 2 3 4 5 6 7 8

Враждебность

Согласие

1 2 3 4 5 6 7 8

Несогласие

Удовлетворенность

1 2 3 4 5 6 7 8

Неудовлетворенность

Увлеченность

1 2 3 4 5 6 7 8

Равнодушие

Продуктивность

1 2 3 4 5 6 7 8

Непродуктивность

Теплота

1 2 3 4 5 6 7 8

Холодность

Сотрудничество

1 2 3 4 5 6 7 8

Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка

1 2 3 4 5 6 7 8

Недоброжелательность

Занимательность

1 2 3 4 5 6 7 8

Скука

Успешность

1 2 3 4 5 6 7 8

Неуспешность

Команда №1, зачётный лист

Капитан

Команда №2, зачётный лист

Капитан

Команда №3, зачётный лист

Капитан

Команда №4,зачётный лист

Капитан

Команда №5, зачётный лист

Капитан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Роль длины предложения в тексте. Урок русского языка в 11 классе

Урок русского языка для учащихся 11 класса. Тема урока нетрадиционная. Целью урока является рассмотрение роли длины предложения в тексте. В ходе наблюдений, анализа и лингвистических экспериментов уча...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...