Роль длины предложения в тексте. Урок русского языка в 11 классе
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Моторкова Инна Валерьевна

Урок русского языка для учащихся 11 класса. Тема урока нетрадиционная. Целью урока является рассмотрение роли длины предложения в тексте. В ходе наблюдений, анализа и лингвистических экспериментов учащиеся приходят к выводу о том, что для употребление разных синтаксических конструкций должно соответствовать определенной речевой ситуации. Урок способствует развитию речи. В 2008 году урок был продемонстрирован на конкурсе "Учитель года России - 2008", получил высокую оценку коллег. Рабочая карта урока очень удобна как для учителя, так и и для учащегося, так как фиксирует 80% озвученного на уроке материала, позволяет сохранить все сделанные выводы, сохранить логику урока. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ на тему

«Роль длины предложения в тексте»

В последнее время  методика обучения русскому языку претерпевает значительные изменения. Большей частью это обусловлено введением новой формы итоговой аттестации – ЕГЭ. В тестах ЕГЭ для анализа и для выполнения открытого задания с развернутым ответом в части С (написания сочинения-рассуждения) предлагаются чаще всего тексты публицистического стиля, поэтому на уроках русского языка в 9-11 классах я посвящаю ряд уроков тщательному изучению особенностей публицистического стиля.

Все записи на уроках развития речи в 10-11 классах производятся  учащимися в рабочих картах, которые распечатываются на каждого. Такие карты хранятся в отдельной папке,  активно  используются при написании сочинения-рассуждения, так как позволяют зафиксировать на уроке большую часть изучаемого материала (что  значительно экономит время урока и сохраняет логику изучения темы). Рабочая карта для урока по данной теме выглядит следующим образом (Приложение 1).

Тексты для работы на уроке подбираются мной так, чтобы, с одной стороны, он стал стимулом для обсуждения какой-то проблемы, с другой стороны, предоставлял необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.

Все задания и упражнения для уроков развития речи я объединяю одной темой, что помогает мне полностью погрузить ребят в рассматриваемую на уроке проблему.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ

Тема: Роль длины предложения в тексте

Слоган – яркий газетный или рекламный заголовок

Имидж – представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе.

Парцелляция – прием расчленения фразы на части или на отдельные слова

Ход урока:

  1. Оргмомент. Добрый день!

   Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней – царственное слово.

Так в свое время сказала о русском слове Анна Ахматова.

А я рада приветствовать вас сегодня на уроке для того, чтобы убедиться в справедливости слов известной поэтессы.

На уроке нам предстоит серьезно потрудиться, я надеюсь, что вместе мы будем очень плодотворны.

  1.  У вас у всех на столах есть рабочие карты. Работать я  вам сегодня предлагаю в них.

Давайте обратимся для начала к высказываниям великим людей – М.Горького и Л. Толстого. Прочтите их, пожалуйста.

- Скажите, что объединяет эти высказывания известных нам людей?

(тема; писатели спорят о том, как надо писать, какие употреблять предложения)

- Верно. И каково же их мнение на данную тему?

(М.Горький утверждает, что нужно писать длинными предложениями, а Л.Толстой говорит, что лучше употреблять короткие предложения)

Вот мы и подошли логично к теме нашего занятия, где основными видами деятельности будут исследование и эксперимент.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Роль длины предложения в тексте».

Запишите тему в свои рабочие карты.

- Скажите, а какая из этих  точек зрения вам ближе? Почему?

- А в своей речи какие вы предложения употребляете чаще – длинные или короткие?

- Можно ли однозначно ответить на  вопрос, какие СК предпочтительнее?

- Исходя из темы , давайте определим задачу сегодняшнего урока. Что мы должны сегодня сделать?

(Определить роль предложений в тексте, выяснить, какие по длине предложения предпочтительнее употреблять в письменной и устной  речи)

Запишем эту цель в свои рабочие карты в специальной графе.

- Записали. А теперь скажите,  зачем вам это нужно?

  1. предстоит  выполнять задание С на ЕГЭ, а одним  из критериев оценки сочинения является использование разнообразных синтаксических конструкций;
  2. в будущем, когда будем учиться в вузах, придется сталкиваться с созданием текстов для своих письменных и устных выступлений)

Давайте отразим это в своих картах рабочих: создавать качественные тексты

  1. Проведем небольшое исследование. В ваших картах имеются два текста.

Все работают над первым текстом

Над  вторым текстом поработает Аня.

Задача: выяснить стилевую принадлежность текстов, а также какие синтаксические конструкции в них используются:

- К какому стилю принадлежит 1 текст? (публицистический)

- Докажите (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность; есть проблема)

- К какому стилю принадлежит 2 текст? (разговорный)

- Докажите (неофициальность, непринужденность, диалогическая форма общения)

- Какие СК используются преимущественно в 1 тексте? (разные виды СП)

- А во 2 тексте? (простые, неполные)

- Как вы думаете почему? (стиль, форма)

- Итак, сделайте, пожалуйста, вывод,  от чего зависит выбор структуры и длины синтаксической конструкции?

(От стиля, подразумевающего определенную речевую ситуацию, и от формы речи – устной или письменной)

- Замечательно. Давайте запишем кратко эти выводы в рабочую карту

(учащиеся записывают в рабочих картах выводы):

  1. От формы речи (устная или письменная)
  2. Стиля (подразумевающего определенную речевую ситуацию).

В разговорной речи употребляются ПП и БСП, а в книжной речи

 предпочтение отдается ССП и СПП

(самостоятельно заполните схему-пустографку, указывая

 какие СК используются каком стиле)

        

- Обратите внимание, у вас на полях есть место для заметки (в рамочке).

Задание: переформулируйте полученный вывод и закончите фразу  …

  1. А теперь, используя полученные выводы,  давайте проведем эксперимент. Посмотрите на доску. Всем вам, наверное, знакомы слова:

- Что представляет собой это высказывание? (реклама)

- А как называется эта часть рекламы? (слоган)

- (Работа над лексическим значением слова слоган)

- А что такое имидж?

(словарная работа. Имидж -   )

- Что рекламирует данный слоган помните?

Сделайте еще две заметки на полях. Укажите значение слов слоган и имидж.

- Какие СК использованы в рекламном слогане? (БСП и простое)

- Для чего? (для того, чтобы привлечь внимание)

Оказывается, ребята, по утверждениям психолингвистов, короткие не распространенные предложения способны воздействовать на человеческую психику.

- Объясните постановку знаков препинания в тексте слогана.

- А к какому стилю речи относится реклама?

(мнения могут разойтись: разговорный и публицистический). 

Для справки: оказывается, ученые УСЛОВНО относят рекламу  к публицистическому стилю.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

А теперь давайте попробуем изменить структуру СК в этом рекламном слогане и посмотрим, что у нас получится. Задание: 

I вариант – переконструировать рекламные предложения по схеме 1

 II вариант – переконструировать рекламные предложения по схеме 2:

  1. [   ,прич. об.,   ], а [   ,прич. об.,   ].  [    ] ! (Имидж, создаваемый тобой или волнующий тебя, ничто, а жажда, мучимая тебя, все. Не дай себе засохнуть!)

- Объясните постановку знаков препинания.

  1. (Когда),  [    ], (поэтому).  (Когда ты хочешь пить, ты забываешь об имидже, поэтому не дай себе засохнуть)

- Какие получились у вас предложения по структуре? – по вариантам (простое осложненное и СПП).

- Объясните постановку знаков препинания в переконструированных предложениях.

-  А теперь давайте попробуем прорекламировать напиток, используя составленные вами предложения.

(Учащиеся зачитывают)

- Удалось ли вам сохранить рекламную способность воздействия в этих конструкциях? (Нет)

Реклама утратила живые интонации!

- Как вы думаете, почему?

(Так как это устное высказывание, оно предназначено для восприятия на слух)

- Сделайте вывод об уместности использования таких СК в данной речевой ситуации

(сложные и осложненные СК неуместны в разговорной речи.)

 - Хорошо. А как вы думаете, почему рекламу на нашем ТВ ученые УСЛОВНО относят к публицистическому стилю? (Лексика в рекламе не соответствует речевым нормам. Н-р, слово засохнуть)

- Действительно, мы в любой ситуации должны стремиться к тому, чтобы речь наша соответствовала нормам литературного языка. В этом убеждало нас не одно поколение ученых-лингвистов. В ваших рабочих картах приведены на эту тему слова известного всем человека – Дмитрия Сергеевича Лихачева. Найдите их и прочтите. (Чтение)

«…По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо»

- Что затрудняло вам чтение высказывания Д.С. Лихачева? (отсутствие знаков препинания)

- Расставьте и объясните знаки препинания.

- Какие предложения использует Лихачев в своем изречении? (сложное и осложненное)

- По мнению Дона Фрайя, «Длинные предложения создают течение, которое несет читателя по реке понимания». В журналистике этот эффект называется «ровное продвижение».

Также как мы с вами сегодня экспериментировали, также над текстами экспериментируют ученые-лингвисты, психолингвисты, журналисты, используя предложения разной длины.

 

Послушайте, что говорит о таких своих экспериментах над длиной предложения один известный журналист:

«В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.

Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.

А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».

- Сделайте вывод, какие по длине предложения рекомендует  использовать журналист для создания хороших, легковоспринимаемых текстов.

(Писать нужно, комбинируя длинные, средние и короткие предложения)

- Запишите этот вывод себе в карту.


- Мы достаточно плодотворно потрудились. А теперь проведем еще один эксперимент, в котором  вы проявите себя авторами текстов на заданную тему. Тема для сочинения-миниатюры  у каждого предложена в карте.

(написание сочинения 12-16 предложений, 5-7 минут)

Речевое поведение как часть имиджа

Нужен ли мне имидж?

Что влияет на мой имидж?

- При написании своего сочинения помните о разнообразии СК и о необходимости соблюдения речевых норм. А также не забывайте о глубине мыслей, своих мыслей, а не мыслей соседа… чтобы с вами не получилось как с Михаилом Шолоховым))) Кстати, небольшая историческая справка: Вы слышали что-нибудь об обвинении М. Шолохова в плагиате? А ведь именно на основании исследования длины предложения исследователи сделали вывод о том, что Шолохов не является автором романа «Тихий Дон». Кто захочет узнать об этом поподробнее, можете подойти ко мне после урока, я вам расскажу поподробнее


Итак, в добрый путь!  
Создавайте тексты, приятные для слуха читателя. Не пишите просто слова. Пишите музыку.

VI. Проверка и анализ

- Итак, вам было предложено три темы:

  1. Речевое поведение как часть имиджа
  2. Нужен ли мне имидж?
  3. Что влияет на мой имидж?

- Кто готов прочитать свое сочинение? (чтение)

- Интересно ли было слушать сочинение? Как воспринимался текст? Почему? Какие конструкции использовались? Оцените сочинение.

- Теперь обменяйтесь своими работами, прочтите сочинения друг друга и устно составьте отзыв о прочитанной работе.

(Заслушивание отзывов)

- Кто готов отозваться о произведении соседа?

  1. А теперь давайте послушаем текст, который готовила ______в качестве дом.зад:

(Читает)

Имидж… XX век немыслим без него. О нем заботится даже наш президент. Он есть у тебя, есть у меня, есть у твоих родителей и одноклассников. Без него тебе трудно чувствовать себя значимым. Возможно,  он властвует тобой, возможно ты пока его только ваяешь… Но с ним ты особенный. Необыкновенный.

- При помощи чего в тексте достигается пафос и эмоциональный настрой?

(сочетание, чередование коротких простых и длинных сложных предложений)

- Как называется прием художественной выразительности, использованный в двух последних предложениях? (парцелляция)

- На чем строится этот прием? (использовано короткое предложение. Эллипсис)

- (Работа над значением слова парцелляция)

- Занесем значение слова в карты.

- Итак, сделайте вывод, какова еще роль сочетания длинных и коротких предложений в тексте. (служит средством художественной выразительности, помогает понять авторский замысел)

- Занесите вывод в карту.

  1. Рефлексия.

- Соотнесите результаты своей деятельности на уроке с поставленными задачами. Оцените себя в своей рабочей карте.

- (Заслушать несколько оценок).

  1. Сохраните вашу рабочую карту и используйте в будущем при написании сочинений.

Вам всем большое спасибо за работу. Мне очень было приятно сегодня с вами сотрудничать.

Ну и напоследок: один великий человек сказал:

«Ясность языка – результат ясного мышления, а ясная мысль неизбежно обуславливает ясную форму» Вильгельм Либкнехт

А я желаю вам успехов, ясности мысли и ясности речи!

До свидания!

Надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроения

 М. Горький

Заметка  на полях: 

Слоган – яркий газетный или рекламный заголовок

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные не нравятся, слишком в них все изжевано

Л. Толстой

На доске:

Текст, тема, основная мысль, стиль, стилистическая задача, синтаксическая конструкция (СК), виды предложений, формы речи, речевая ситуация

Заметка  на полях: Одну и ту же мысль можно уложить  и в короткое и  в развернутое сложное предложение

  1. Знаменитый социолог Эрвин Гоффманн сказал, что имидж – это  искусство «управлять впечатлением». Трудно с этим не согласиться, однако, это искусство все более становится наукой, имя которой – имиджелогия. Имиджелогия - это новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук.

Из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы  успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости». Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена «невидимыми чувствительными волосками», как говорил Шерлок Холмс. Это ни в коей мере не значит, что не нужно следить за своим внешним видом и манерами. Но имидж – это  всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней».

Немаловажной частью имиджа является речевое поведение. По тому, какие слова мы употребляем, люди судят о нас. Из слов плетется сеть взаимоотношений между людьми. Чувства и мысли других людей, так же как и наши, выражаются в словах.

Наши ум и тело также реагируют на слова. «Слова - это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество» -  так  сказал Киплинг. Слова – либо  наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими.

Имидж – ничто, жажда – все. Не дай себе засохнуть!

Заметка  на полях: 

Имидж – представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе.

В____________________ стиле

В ___________________стиле

Заметка на полях:

Парцелляция прием расчленения фразы на части или на отдельные слова

2. 

- Ты Таньку сегодня видела?

- Нет. А чего с ней?

- Обалдеть! Волосы красные, губы синие, шляпа с пером… прикид модный…

- Ну и?

- Чего ну и? Глаз не отвести!

- Мда… Это имидж у Таньки такой… поражать всех. Я ее с детства знаю…



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема ______________________________________________________________________________

Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачем? ______________________________________________________________________________

Исследование

Задание: выяснить стилевую принадлежность текстов, а также какие синтаксические конструкции в них используются: 

Вывод: Выбор синтаксической конструкции зависит:

___от________________________________

___от________________________________:

        

Эксперимент

  1. [   ,прич. об.,   ], а [   ,прич. об.,   ].  [    ] !

__________________________________________________________

  1. (Когда),  [    ], (поэтому).  

___________________________________________________________

Д.С. Лихачев: «…По тому  как человек говорит  мы сразу и легко можем судить о том  с кем имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь  запоминая  читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо»

Дона Фрай: «Длинные предложения создают течение, которое несет читателя по реке понимания».

Вывод: для создания хороших, легковоспринимаемых текстов, необходимо____________________

_____________________________________________________________________________________

 

Тема сочинения-миниатюры:

Речевое поведение как часть имиджа

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Сочетание _________________ и ___________________ предложений помогает_______________________

_____________________________________ и используется как _____________________________________

Я оцениваю себя: _________________________________________________________

Заметка на полях: Одну и ту же мысль можно___________

_________________________

_________________________

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют думать. Мне этим некоторые мои длинные не нравятся, слишком в них все изжевано

Л. Толстой

Заметка  на полях: 

Слоган –

Имидж –.

Надо отучиться от короткой фразы, она уместна только в моменты наиболее напряженного действия, быстрой смены жестов, настроения

 М. Горький

В ___________________стиле

В____________________ стиле

Заметка на полях:

Парцелляция

Заметка на полях:

«Ясность языка – результат ясного мышления, а ясная мысль неизбежно обуславливает ясную форму»

Вильгельм Либкнехт

  1. Знаменитый социолог Эрвин Гоффманн сказал, что имидж – это  искусство «управлять впечатлением». Трудно с этим не согласиться, однако, это искусство все более становится наукой, имя которой – имиджелогия. Имиджелогия - это новая научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке психологии, социологии, философии, культурологии, костюмологии и ряда других наук.

Из всего огромного количества материала по созданию имиджа люди берут то, что использовать легче всего: улыбаться всем и везде, демонстрировать искренность и внимание, следить за обувью и прической, и – о, чудо! – вы  успешны и привлекательны, все просто счастливы иметь с вами дело. Однако люди на удивление быстро раскусывают все ваши «хитрости». Можно изображать искренность сколько угодно, но фальшь рано или поздно будет обнаружена «невидимыми чувствительными волосками», как говорил Шерлок Холмс. Это ни в коей мере не значит, что не нужно следить за своим внешним видом и манерами. Но имидж – это  всегда единство внутреннего и внешнего. «Какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней».

Немаловажной частью имиджа является речевое поведение. По тому, какие слова мы употребляем, люди судят о нас. Из слов плетется сеть взаимоотношений между людьми. Чувства и мысли других людей, так же как и наши, выражаются в словах.

Наши ум и тело также реагируют на слова. «Слова - это самый сильный наркотик, которым пользуется человечество» -  так  сказал Киплинг. Слова – либо  наши господа, либо наши слуги. Либо они управляют нами, либо мы управляем ими.

2. 

- Ты Таньку сегодня видела?

- Нет. А чего с ней?

- Обалдеть! Волосы красные, губы синие, шляпа с пером… прикид модный…

- Ну и?

- Чего ну и? Глаз не отвести!

- Мда… Это имидж у Таньки такой… поражать всех. Я ее с детства знаю…

Дата ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Имя числительное в предложении и тексте. Урок русского языка в 6 классе

Данная разработка урока соответствует требованием ФГОС ООО, хотя готовилась в 2011 году, когда на новые стандарты переходила только-только НШ. Наиболее удачной тогда была программа Бунеевых "Школа 210...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...