Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Союз" с применением новых образовательных технологий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Учащимся на этом занятии предоставлялась возможность выбора задания, формы работы, отбора нужной информации, анализа и оценки результатов деятельности.
На уроке использовались разнообразные задания (в соответствии с нормами чередования видов деятельности): тестовая работа, занимательная викторина, исследовательское проектирование, лингвистический эксперимент, письмо по памяти, графический диктант, работа с опорными схемами, составление кластера. Представлены разные формы взаимодействия с учащимися: индивидуальная, парная, групповая. Немаловажное внимание уделялось сохранению здоровья учащихся, как физического, так и духовного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Рогачева Дарья Сергеевна
Полное название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №28 г.о. Самара
Предмет: русский язык
Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»
Класс: 7
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008; карты-признаки союза
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи
Задачи урока:
образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи, создать условия для усвоения такой нравственно – этической категории, как союз человеческих сердец;
развивающие: совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их в будущем, воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, а также умения работать самостоятельно, в паре или группе
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-путешествие «Восхождение на пик знаний Союза».
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока), музыкальное (фоновое) сопровождение, карточки с заданиями, оценочные листы, карточки-эмблемы для рефлексии, карты-формулы «союза человеческих сердец», бумага и маркеры для составления кластера, иллюстрация Союза.
Аннотация. Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Учащимся на этом занятии предоставлялась возможность выбора задания, формы работы, отбора нужной информации, анализа и оценки результатов деятельности.
На уроке использовались разнообразные задания (в соответствии с нормами чередования видов деятельности): тестовая работа, занимательная викторина, исследовательское проектирование, лингвистический эксперимент, письмо по памяти, графический диктант, работа с опорными схемами, составление кластера. Представлены разные формы взаимодействия с учащимися: индивидуальная, парная, групповая. Немаловажное внимание уделялось сохранению здоровья учащихся, как физического, так и духовного. Поэтому на уроке решались не только обучающие и развивающие задачи, но и воспитательные: в ходе занятия ребята открывали для себя формулу союза человеческих сердец: «Союз – это уважение + дружба + доброта + согласие + сотрудничество + нравственность». На заключительном этапе урока осуществлялась рефлексия. На специальных карточках ребята отразили результат своей деятельности на уроке (синквейн о союзе, рисунок, высказывание), прикрепили на доску - получилась «живая газета».
Использование разнообразных ИКТ, форм и методов деятельности, способность ребенка самостоятельно оценить себя - все это позволило снять напряжение в классе, сделать урок интересным, нетрадиционным, более динамичным, дало возможность выйти на новые результаты, индивидуальный путь усвоения материала. Роль учителя на этом уроке консультирующая и координирующая.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент. Объявление темы, формулировка целей. Настрой на позитивную работу. | 2 минуты |
2. Проверка домашнего задания | 3 минуты |
3. Повторение и систематизация изученного материала: А) занимательная теоретическая викторина, работа в группах (по принципу телевизионной передачи «Своя игра»); Б) защита кластера по теме «Союз: общее значение, морфологические признаки, роль в предложении»; В) лингвистический эксперимент - употребление союзов в речи, парная работа; Г) доклад учащейся «Из истории слова СОЮЗ»; Д) самостоятельная работа – тест «Правописание союзов»; Е) графический диктант, распознавание сочинительных и подчинительных союзов; Ж) письмо по памяти, морфологический разбор союза | 8 минут 3 минуты 4 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минуты |
4. Домашнее задание | 1 минута |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оформление «живой» газеты | 3 минуты |
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит музыка (фоновое сопровождение When_eveninig_falls, презентация к уроку, слайд 1). Слово учителя: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз [3] –
эти строчки, как вы помните, А.С. Пушкин посвятил своим верным друзьям-лицеистам, в них он рассказал о великой силе дружбы, товарищества, уважения друг к другу. Эти строчки я посвящаю и вам, мои милые любимые ученики. Наш союз начался почти три года назад, и я рада, что так же, как и у великого поэта, этот союз «неразделим и вечен», «неколебим, свободен и беспечен».
Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Объявление темы урока.
Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний в рамках темы «Союз как часть речи» (запись темы урока в тетрадь), а также исследуем такую категорию, как союз человеческих сердец (слайд 2 презентации), которая помогает выразить нам наше человеческое взаимодействие.
Совместная формулировка целей.
Каковы цели урока? (учащиеся формулируют, учитель дополняет)
А чтобы всего этого достичь, дорогие ребята, мы совершим необычное восхождение на вершину “Пика знаний” - “Союза” (слайд 3 презентации). Подъём будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина вам покорится, и вы узнаете формулу союза человеческих сердец. А оценивать каждый участок подъёма вы будете в своих оценочных листах. Оценочный лист
1. Разминка. Работа в группах | 2.Употребление союзов. Работа в парах | 3. Тест «Правописание союзов» Индивидуальная работа | 4. Графический диктант. Индивидуальная работа | 5. Морфологич. разбор Индивидуальная работа | Итог |
2. Проверка домашнего задания.
Дома вам нужно было выписать афористичные высказывания о нравственности - предложения с союзами, определить роль союзов. Прочитаем их.
3. Повторение и систематизация изученного материала.
А) Первое восхождение мы совершим все вместе. Разминка в форме групповой работы (по принципу телевизионной передачи «Своя игра», вопросы см. в презентации, слайд 4 вместе с гиперссылками).
Вопрос учителя: работая в группе, какие качества необходимо проявлять по отношению друг к другу? (на доске открывается слово УВАЖЕНИЕ, карты-признаки союза человеческих сердец)
Б) Далее ребята, с начала урока составлявшие кластер по теме «Союз», дают связный ответ по данному вопросу.
В) Второе восхождение мы совершим в парах. Каждая пара пройдёт по своему пути. Вам необходимо (слайд 5 презентации) на месте пропусков вставить подходящие по смыслу союзы, указать: простой или составной, сочинительный или подчинительный. Cлова для справок: однако, и, если, как, но.
[9]
Сердечки как знак дружбы, добра и тепла учащиеся дарят друг другу на память.
На доске открывается зашифрованное слово
Г) А сейчас привал! Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три,
На соседа посмотри.
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись [6] .
Из истории слова СОЮЗ. Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку, слайд 6). Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и
корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского
языка: сотрудник, соавтор и т.д. [4]. Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова» [2].
Открывается слово
Д) А впереди самое трудное третье восхождение, и пройти мы его можем только в цепочку по одному. Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.
На доске открывается зашифрованное слово
Е) Следующее четвертое испытание будет посвящено распознаванию сочинительных и подчинительных союзов. Графический диктант (слайд 7).
Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Мал золотник, но дорог.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Человек, который лжет в любви, не заслуживает даже ненависти [1].
Беседа.
Какой принцип лежит в основе сочинительных союзов? (равноправия)
По какому принципу используются подчинительные союзы? (подчинения)
Встречаемся ли мы с такими отношениями в нашей человеческой жизни? (повсеместно)
А какие отношения преобладают между людьми, построенные на равноправии или подчинении? А с человеческой точки зрения, какие отношения должны быть между нами? (построенные на взаимопонимании, уважении, это помогает людям жить спокойно, чувствовать себя в безопасности).
На доске открываются слово
Ж) И последнее препятствие. Письмо по памяти (слайд 8).
«Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» [5].
Дополнительное задание: морфологический разбор союза. За несколько минут до этого задания один ученик работает у доски, отбирает те признаки,
которые относятся к союзу. В итоге должен получиться план морфологического разбора союза.
1. Общее значение: служит для связи однородных членов и двух предложений в составе сложного
2. Морфологические признаки: сочинительный или подчинительный, простой или составной (Выбранные признаки союза ученик прикрепляет к магнитной доске)
Открывается слово
4. Домашнее задание (слайд 9): составить свод правил для укрепления дружбы и товарищества в классе в виде предложений с сочинительными и подчинительными союзами или упражнение 307.
5. Заключительный этап урока (звучит музыка, слайды 10-11).
Итак, вершина горы покорена нами. А теперь о самом главном: какова же формула союза человеческих сердец? (Союз = уважение + дружба + доброта + согласие + сотрудничество + нравственность) Рефлексия учащихся. На специальных карточках ребята отражают результат своей деятельности на уроке (это может синквейн о союзе, рисунок, высказывание) и прикрепляют на доску. Получается «живая газета».
«Как хочется жить не печалясь,
Друг другу улыбки даря,
Чтоб все на планете встречались
«Союз» как пароль говоря.
В нем слышится честь и отвага,
Ты сердцем его улови.
Оно как поднятие флага
Во имя добра и любви.
Пускай же по этому слову
Повсюду друзей узнают.
Пускай оно снова и снова
Летит над землей, как салют» [8].
Список использованных источников
1. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
3. Пушкин А.С. Собрание сочинений. – М., «Художественная литература», 1985
4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004
Электронные ресурсы
5. http://www.сollection-aforizmov.ru. Цитаты И. Песталоцци
6. http://www.nsportal.ru. Начальная школа. Материал по теме «Физические минутки на уроках»
7. http://www.prezentacii.com. Шаблоны презентаций
8. http://www.texty-pesen.ru›salyut-festival.html. Тексты песен группы «Самоцветы»
9. http://www.wisdoms.ru. Афоризмы, цитаты и высказывания Цицеронa
10. Звукозапись Walls – wocid. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426735-1395928646.jpg)
Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
Данная презентация ознакомит преподавателей с технологией, основанной на создании учебной ситуации на уроках русского языка и литературы, а также пояснит, чем отличается технология от методики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/31/picture-1107123-1548947405.jpg)
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/14/picture-1258838-1594734738.jpg)
Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО.
Описание современных педагогических технологий, описание работы по ним, примеры по работе различных технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-1281960-1603997097.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе со здоровьесберегающей технологией "Имя прилагательное- значимая часть речи"
Здоровьесберегающее обучение на уроке направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, приводит к предотвращению усталости и утомляемости,повыщению мотивации к учебной деятельно...
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"
Доклад "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....
План работы по теме самообразования "Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы."
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.»
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...