Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Союз" с применением новых образовательных технологий
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Учащимся на этом занятии предоставлялась возможность выбора задания, формы работы, отбора нужной информации, анализа и оценки результатов деятельности.
На уроке использовались разнообразные задания (в соответствии с нормами чередования видов деятельности): тестовая работа, занимательная викторина, исследовательское проектирование, лингвистический эксперимент, письмо по памяти, графический диктант, работа с опорными схемами, составление кластера. Представлены разные формы взаимодействия с учащимися: индивидуальная, парная, групповая. Немаловажное внимание уделялось сохранению здоровья учащихся, как физического, так и духовного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soyuz.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Рогачева Дарья Сергеевна
Полное название образовательного учреждения: МБОУ СОШ №28 г.о. Самара
Предмет: русский язык
Тема: Повторение по теме «Союз как часть речи»
Класс: 7
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2008; карты-признаки союза
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Союз»: общее значение союза, его морфологические признаки, роль в предложении и речи
Задачи урока:
образовательные: дать определение союзу как части речи, пополнить практический опыт употребления союзов в речи, создать условия для усвоения такой нравственно – этической категории, как союз человеческих сердец;
развивающие: совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки, умения определять морфологические признаки союза, роль союза в предложении, развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей, совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
воспитательные: способствовать воспитанию у детей нравственных качеств, коммуникативных навыков и умений, обеспечивающих успешность их в будущем, воспитывать любовь к родному языку и культуре, уважение к окружающим, а также умения работать самостоятельно, в паре или группе
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: урок-путешествие «Восхождение на пик знаний Союза».
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате Power Point по теме урока), музыкальное (фоновое) сопровождение, карточки с заданиями, оценочные листы, карточки-эмблемы для рефлексии, карты-формулы «союза человеческих сердец», бумага и маркеры для составления кластера, иллюстрация Союза.
Аннотация. Повторительно-обобщающий урок русского языка по теме «Союз как часть речи» проходил в форме игры-путешествия «Восхождение на пик знаний». Урок построен на основе личностно ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Учащимся на этом занятии предоставлялась возможность выбора задания, формы работы, отбора нужной информации, анализа и оценки результатов деятельности.
На уроке использовались разнообразные задания (в соответствии с нормами чередования видов деятельности): тестовая работа, занимательная викторина, исследовательское проектирование, лингвистический эксперимент, письмо по памяти, графический диктант, работа с опорными схемами, составление кластера. Представлены разные формы взаимодействия с учащимися: индивидуальная, парная, групповая. Немаловажное внимание уделялось сохранению здоровья учащихся, как физического, так и духовного. Поэтому на уроке решались не только обучающие и развивающие задачи, но и воспитательные: в ходе занятия ребята открывали для себя формулу союза человеческих сердец: «Союз – это уважение + дружба + доброта + согласие + сотрудничество + нравственность». На заключительном этапе урока осуществлялась рефлексия. На специальных карточках ребята отразили результат своей деятельности на уроке (синквейн о союзе, рисунок, высказывание), прикрепили на доску - получилась «живая газета».
Использование разнообразных ИКТ, форм и методов деятельности, способность ребенка самостоятельно оценить себя - все это позволило снять напряжение в классе, сделать урок интересным, нетрадиционным, более динамичным, дало возможность выйти на новые результаты, индивидуальный путь усвоения материала. Роль учителя на этом уроке консультирующая и координирующая.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент. Объявление темы, формулировка целей. Настрой на позитивную работу. | 2 минуты |
2. Проверка домашнего задания | 3 минуты |
3. Повторение и систематизация изученного материала: А) занимательная теоретическая викторина, работа в группах (по принципу телевизионной передачи «Своя игра»); Б) защита кластера по теме «Союз: общее значение, морфологические признаки, роль в предложении»; В) лингвистический эксперимент - употребление союзов в речи, парная работа; Г) доклад учащейся «Из истории слова СОЮЗ»; Д) самостоятельная работа – тест «Правописание союзов»; Е) графический диктант, распознавание сочинительных и подчинительных союзов; Ж) письмо по памяти, морфологический разбор союза | 8 минут 3 минуты 4 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минуты |
4. Домашнее задание | 1 минута |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оформление «живой» газеты | 3 минуты |
Ход урока
1. Организационный момент. Звучит музыка (фоновое сопровождение When_eveninig_falls, презентация к уроку, слайд 1). Слово учителя: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз [3] –
эти строчки, как вы помните, А.С. Пушкин посвятил своим верным друзьям-лицеистам, в них он рассказал о великой силе дружбы, товарищества, уважения друг к другу. Эти строчки я посвящаю и вам, мои милые любимые ученики. Наш союз начался почти три года назад, и я рада, что так же, как и у великого поэта, этот союз «неразделим и вечен», «неколебим, свободен и беспечен».
Вы, наверное, догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Объявление темы урока.
Сегодня мы проводим урок обобщения и систематизации знаний в рамках темы «Союз как часть речи» (запись темы урока в тетрадь), а также исследуем такую категорию, как союз человеческих сердец (слайд 2 презентации), которая помогает выразить нам наше человеческое взаимодействие.
Совместная формулировка целей.
Каковы цели урока? (учащиеся формулируют, учитель дополняет)
А чтобы всего этого достичь, дорогие ребята, мы совершим необычное восхождение на вершину “Пика знаний” - “Союза” (слайд 3 презентации). Подъём будет нелёгким. Чтобы продвинуться вперёд, вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина вам покорится, и вы узнаете формулу союза человеческих сердец. А оценивать каждый участок подъёма вы будете в своих оценочных листах. Оценочный лист
1. Разминка. Работа в группах | 2.Употребление союзов. Работа в парах | 3. Тест «Правописание союзов» Индивидуальная работа | 4. Графический диктант. Индивидуальная работа | 5. Морфологич. разбор Индивидуальная работа | Итог |
2. Проверка домашнего задания.
Дома вам нужно было выписать афористичные высказывания о нравственности - предложения с союзами, определить роль союзов. Прочитаем их.
3. Повторение и систематизация изученного материала.
А) Первое восхождение мы совершим все вместе. Разминка в форме групповой работы (по принципу телевизионной передачи «Своя игра», вопросы см. в презентации, слайд 4 вместе с гиперссылками).
Вопрос учителя: работая в группе, какие качества необходимо проявлять по отношению друг к другу? (на доске открывается слово УВАЖЕНИЕ, карты-признаки союза человеческих сердец)
Б) Далее ребята, с начала урока составлявшие кластер по теме «Союз», дают связный ответ по данному вопросу.
В) Второе восхождение мы совершим в парах. Каждая пара пройдёт по своему пути. Вам необходимо (слайд 5 презентации) на месте пропусков вставить подходящие по смыслу союзы, указать: простой или составной, сочинительный или подчинительный. Cлова для справок: однако, и, если, как, но.
[9]
Сердечки как знак дружбы, добра и тепла учащиеся дарят друг другу на память.
На доске открывается зашифрованное слово
Г) А сейчас привал! Физминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три,
На соседа посмотри.
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись [6] .
Из истории слова СОЮЗ. Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку, слайд 6). Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и
корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского
языка: сотрудник, соавтор и т.д. [4]. Значит, союз – это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова» [2].
Открывается слово
Д) А впереди самое трудное третье восхождение, и пройти мы его можем только в цепочку по одному. Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.
На доске открывается зашифрованное слово
Е) Следующее четвертое испытание будет посвящено распознаванию сочинительных и подчинительных союзов. Графический диктант (слайд 7).
Если заводишь новых друзей, не забывай о старых.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Мал золотник, но дорог.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Человек, который лжет в любви, не заслуживает даже ненависти [1].
Беседа.
Какой принцип лежит в основе сочинительных союзов? (равноправия)
По какому принципу используются подчинительные союзы? (подчинения)
Встречаемся ли мы с такими отношениями в нашей человеческой жизни? (повсеместно)
А какие отношения преобладают между людьми, построенные на равноправии или подчинении? А с человеческой точки зрения, какие отношения должны быть между нами? (построенные на взаимопонимании, уважении, это помогает людям жить спокойно, чувствовать себя в безопасности).
На доске открываются слово
Ж) И последнее препятствие. Письмо по памяти (слайд 8).
«Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро» [5].
Дополнительное задание: морфологический разбор союза. За несколько минут до этого задания один ученик работает у доски, отбирает те признаки,
которые относятся к союзу. В итоге должен получиться план морфологического разбора союза.
1. Общее значение: служит для связи однородных членов и двух предложений в составе сложного
2. Морфологические признаки: сочинительный или подчинительный, простой или составной (Выбранные признаки союза ученик прикрепляет к магнитной доске)
Открывается слово
4. Домашнее задание (слайд 9): составить свод правил для укрепления дружбы и товарищества в классе в виде предложений с сочинительными и подчинительными союзами или упражнение 307.
5. Заключительный этап урока (звучит музыка, слайды 10-11).
Итак, вершина горы покорена нами. А теперь о самом главном: какова же формула союза человеческих сердец? (Союз = уважение + дружба + доброта + согласие + сотрудничество + нравственность) Рефлексия учащихся. На специальных карточках ребята отражают результат своей деятельности на уроке (это может синквейн о союзе, рисунок, высказывание) и прикрепляют на доску. Получается «живая газета».
«Как хочется жить не печалясь,
Друг другу улыбки даря,
Чтоб все на планете встречались
«Союз» как пароль говоря.
В нем слышится честь и отвага,
Ты сердцем его улови.
Оно как поднятие флага
Во имя добра и любви.
Пускай же по этому слову
Повсюду друзей узнают.
Пускай оно снова и снова
Летит над землей, как салют» [8].
Список использованных источников
1. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, - С.616 .
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
3. Пушкин А.С. Собрание сочинений. – М., «Художественная литература», 1985
4. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004
Электронные ресурсы
5. http://www.сollection-aforizmov.ru. Цитаты И. Песталоцци
6. http://www.nsportal.ru. Начальная школа. Материал по теме «Физические минутки на уроках»
7. http://www.prezentacii.com. Шаблоны презентаций
8. http://www.texty-pesen.ru›salyut-festival.html. Тексты песен группы «Самоцветы»
9. http://www.wisdoms.ru. Афоризмы, цитаты и высказывания Цицеронa
10. Звукозапись Walls – wocid. ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы
Данная презентация ознакомит преподавателей с технологией, основанной на создании учебной ситуации на уроках русского языка и литературы, а также пояснит, чем отличается технология от методики....
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению современных образовательных технологий на уроках русского языка...
Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы по ФГОС ООО.
Описание современных педагогических технологий, описание работы по ним, примеры по работе различных технологий....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе со здоровьесберегающей технологией "Имя прилагательное- значимая часть речи"
Здоровьесберегающее обучение на уроке направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся, приводит к предотвращению усталости и утомляемости,повыщению мотивации к учебной деятельно...
Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"
Доклад "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....
План работы по теме самообразования "Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы."
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...
ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.»
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...