Турнир знатоков по русскому языку и литературе
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе для 8 классов
Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir.docx | 22.28 КБ |
turnir.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по русскому языку и литературе для 8 классов
Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Ход турнира:
I. Организационный момент.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Окончив школу, вы поймете, как нам нужен русский язык. Мы можем гордиться русским языком. На нем написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.
Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков русского языка и литературы, английского языка. Команды будут бороться за звание победителя.
II. Турнирная программа
I тур «Представление команд».
II тур «Закончите пословицу».
Ведущий: - В чем народная мудрость проявляется ярче всего?
Ученики: - В пословицах.
Ведущий: - Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».
- Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).
- Маленькое дело лучше …(большого безделья).
- Семь раз отмерь, … (один - отрежь).
- Один в поле … (не воин).
- Как аукнется, … (так и откликнется).
- Друзья познаются … (в беде).
- Терпенье и труд … (все перетрут).
- Куй железо … (пока горячо).
III тур «Игра-шутка».
Ведущий: - Угадайте слово по шутливой характеристике.
1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).
2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).
4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
IV тур «Части речи».
На доске написаны предложения. Учащимся нужно подписать над словами части речи.
Из-за холодных рос хлеб рос медленно.
Простой трактора произошел по простой причине. Водовоз не подвез воды.
Игра со зрителями «В гостях у сказки»
Ведущий: Сказочные герои прислали нам телеграммы, но забыли поставить свои подписи. Угадайте, кто прислал эти телеграммы и из какой сказки.
1. Спасите! Нас съел серый волк… (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят)
2. Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (Мышка из сказки «Курочка Ряба»)
3. Прийти на ваш праздник не могу, от меня сбежали брюки… (Грязнуля, «Мойдодыр»)
4. Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби… (Волк, «Лисичка-сестричка и серый волк»)
5. Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
6. Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! (Цапли, «Телефон»)
V тур «Разминка».
- Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: что делать? каков предмет? (сказуемое)
- Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
- Расскажите правило "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
- Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
- Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
- Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
- Расскажите правило ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
- Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- "Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
- Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
- Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
- Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
- Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
- Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
- Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
- Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
- Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
- Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
- К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
- Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
- Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
- Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
- Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
- Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
- Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет).
VI тур «Шкатулка».
В 19 веке среди состоятельных людей была в моде серебряная или золотая пластина с надписью "Я здесь уснул". Как называется сейчас похожий предмет? (закладка)
III. Подведение итогов
Вот и закончился наш турнир. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Иван Сергеевич Тургенев
I тур « Представление команд »
II тур « Закончите пословицу »
III тур « Игра-шутка »
IV тур « Части речи »
Из-за холодных рос хлеб рос медленно. 2. Простой трактора произошел по простой причине. 3. Водовоз не подвез воды.
V тур «Разминка »
VI тур «Шкатулка »
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков русского языка и литературы
Презентация внеклассное мероприятие для учащихся 5-х классов в рамках недели русского языка и литературы...
"Турнир знатоков" по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Турнир знатоков по русскому языку Цели: развивать мышление и речь, воспитывать чувство коллективизма и взаимовыручки, привитие интереса к родно...
"Путешествие в страну Филологию" турнир знатоков русского языка и литературы
Цель: развиввать творческий потенциал школьников, углублять их знания по русскому языку и литературе в игровой форме....
презентация к турниру знатоков по русскому языку и литературе.
Наглядно представлены конкурсы турнира знатоков....
Турнир знатоков русского языка и литературы "Путешествие в страну Филологию"
Урок разработан с целью активизации познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционной формы урока...
Игра по русскому языку и литературе "Турнир знатоков" для старшеклассников
Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка и литературы в школе. Разнообразные формы заданий и тематика материала стимулируют интерес к изучению русского языка и литературы....
Турнир знатоков русского языка и литературы
Материал может быть использован в рамках недели русского языка и литературы...