Игра по русскому языку и литературе "Турнир знатоков" для старшеклассников
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка и литературы в школе. Разнообразные формы заданий и тематика материала стимулируют интерес к изучению русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка игры для старшеклассников «Турнир знатоков»
(В рамках «Недели русского языка и литературы»)
Разработала Пермина Ю.В.,
учитель МБОУ СОШ с. Кудеевский,
январь 2013г.
Тур 1. Филологическое лото.
Правила. В игре участвует 5 команд по 2-4 человека. Команды получают карточки с цифрами. За правильный ответ команда получает жетон, которым закрывает цифру. Выигрывает команда, быстрее всех закрывшая всю карточку. Командам предлагается 15 вопросов по литературе и 15 – по русскому языку. В карточках цифры расставляются в произвольном порядке, по 3 цифры из русского языка и литературы. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1Р. В словаре Владимира Даля было слово «колоземица». Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни: циклон, атмосфера, космос, вьюга, катакомба? (Атмосфера)
2Л. Кто автор этих слов? Откуда они? «Да, были люди в наше время».(М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
3Р. У каких глаголов окончания находятся в середине слова? (У возвратных)
4Л. Какая комедия Д.И. Фонвизина положила начало русской реалистической драматургии? («Недоросль»)
5Р. Как по-японски звучит «ставить цветок в вазу»? (Икебана)
6Л. Чьи это строки? Из какого стихотворения они взяты?
Люблю отчизну я, но странною любовью…
(М.Ю. Лермонтов, «Родина»)
7Р. Какое художественное средство использовано в выражении «мужичок с ноготок»? (Литота)
8Л. Кто из поэтов был назначен воспитателем наследника – Александра II, и жил во флигеле Зимнего дворца? (В. Жуковский)
9Р. Написание одного из перечисленных слов изменилось в процессе развития языка под влиянием произношения: ходьба, косьба, судьба, свадьба, просьба. Какое это слово? От какого слова исторически оно происходит? (Свадьба – сватать)
10Л. Что означал день 19 октября для А. С. Пушкина? (День открытия Лицея)
11Р. Где (пол) пишется слитно: (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)килограмма, (пол)Бельгии? (Полкилограмма)
12Л. Какой троп использован в выражении «Село был обрадовано этим известием»? (Метонимия)
13Р. Что не является знаком препинания: скобки, тире, пробел, многоточие? (Пробел)
14Л. Вспомните «лошадиную» фамилию. Кто автор произведения, в котором она фигурирует? (Овсов, А. Чехов)
15Р. Что это такое? ЭТО заваривают, потом расхлебывают, ЭТОГО «просит» рваная обувь, ЭТО в голове у путаников. (Каша)
16Л. Кого А.С. Пушкин назвал «первым нашим университетом»? (М. Ломоносова)
17Р. Когда роман Л. Толстого «Война и мир» был переиздан после 1918 года, его объем оказался приблизительно на 70 страниц меньше предыдущего издания. Почему? (Убрали Ъ в конце слов)
18Л. Кому первому з русских писателей была вручена Нобелевская премия? (И.А. Бунину.)
19Р. Из скольких лошадей состояла упряжка, которую древние римляне называли квадригой? (Четверка)
20Л. Какая жизненная драма была связана для А. Фета с его фамилией? И что имел в виду И.С. Тургенев, писавший поэту: «Как Фет Вы имели имя, как Шеншин Вы имеете только фамилию»?
(Драма связана с тайной рождения А. Фета. Его отец Афанасий Шеншин привез из Германии в свое родовое поместье жену немецкого чиновника Карла Фета, ее ребенка, родившегося через месяц, он записал на свою фамилию. Незаконность этой записи обнаружилась, когда мальчику было 14 лет. Он получил фамилию Фет и в документах стал называться сыном иностранного подданного. Фет много усилий потратил на то, чтобы вернуть фамилию Шеншина и права потомственного дворянина. Это удалось ему только в 1873г. К тому времени Фет уже был знаменитым русским поэтом и до конца жизни продолжал подписывать свои книги «А.А. Фет».)
21Р. У какой буквы нет соответствующего звука: Ж, О, Т, Ы, Е, К? (Е)
22Л. Кто из этих людей не баснописец: И. А. Крылов, Эзоп, Лафонтен, Мольер? (Мольер)
23Р. Какое из этих прилагательных имеет нулевое окончание: отчий, беличий, колючий, певчий, дремучий? (Беличий)
24Л. Вспомните автора этих строк:
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(М. Цветаева)
25Р. Подберите русский эквивалент польской пословицы: Когда на ладони вырастут волосы.
(Когда рак на горе свистнет; После дождичка в четверг)
26Л. Кому принадлежат строки:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чем…
(С. Есенин)
27Р. В каких предложениях представлено составное глагольное сказуемое?
- Иван будет работать.
- Иван поехал работать.
- Иван хочет работать.
- Иван станет учителем.
(Иван хочет работать.)
28Л. Назовите «лишнее» слово. Объясните свой выбор.
Рассказ, метафора, сонет, баллада.
(Метафора)
29Р. Кто и когда ввел в употребление букву Ё? (Н.М. Карамзин, приблизительно в 1797 году)
30Л. Из какого известного романа фраза: «Потому, - ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо… - что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила…»?
(М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»)
Резервные вопросы.
1Р. В русской поэзии XIX века тогдашняя столица России могла называться Петербург, Петроград, Петрополь. Понятно, что в переводе все эти слова означают «город Петра». Из каких языков вторая часть слов? (Немецкий, старославянский, греческий)
2Л.Кто автор стихотворения «Я убит подо Ржевом»? (А. Твардовский)
3Р. Эти представители поэзии «серебряного века» называли себя «будетлянами». А под каким именем они вошли в историю литературы? (Футуристы)
4Л. Кто автор книги «От двух до пяти»? (К.И. Чуковский)
Тур 2. «Лингвистические раскопки».
Правила. В этом туре принимают участие 3 команды – лидеры по итогам 1 тура. Нужно в предложенном тексте за отведенное время (5-6 мин. максимум) найти все компьютерные термины. Каждое правильно найденное слово – 2 балла.
Мы простые и несовременные люди. С «Плейбоями» и «Красотками» не имеем ничего общего. Лично я книголюб, Айтматова и Астафьева читающий и почитающий. Ведь до сих пор талантом их никто не превзошел. За минувшие годы перемен произошло видимо-невидимо. Демократия, как говорят, на дворе. Давно уже нет организаций типа МОПР, интернациональные проблемы рассматриваются в ООН и в Совете Европы... Рабочий класс нынче уже не гегемон, и торжеств в его честь уже не бывает. Трудовые копейки мы шкатулочке и сбербанку не доверяем, хотя бы потому, что и доверять-то нечего… Любимые мелодии записываются теперь не на виниловом, а на лазерном диске: та же музыка, а звучит иначе.
Тур 3. «Лексический».
Правила. Участвуют две команды – лидеры по итогам 2 тура. Команды слушают задание, отвечают те, кто быстрее поднимет руку. Каждая отгаданная пословица – 3 балла.
Попробуйте догадаться, какие русские пословицы были следующим образом истолкованы иностранцам.
- Недостаток ума компенсируй ходьбой. (Дурная голова ногам покоя не дает.)
- Превратности судьбы заводят так далеко, что животное кажется идеалом. (Любовь зла – полюбишь и козла.)
- Если есть вещи, новых не покупают. (От добра добра не ищут.)
- В раю всегда много народу. (Свято место пусто не бывает.)
- То, что нельзя сказать за бутылкой содовой, можно сказать за бутылкой виски. (Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.)
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам всей игры.
Использованная литература
- Воронцов Н.Д. 600 вопросов и ответов по русской литературе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- Русская литература в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. /Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Научно-технический центр «Университетский», 1999.
- Павлова Т.И., Белоусова Т.А. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Игра по русскому языку для старшеклассников "Брейн-ринг"
Последний урок в 11 классе (итоговый) можно провести в форме игры. Предлагаю задания для брейн - ринга на знание предмета...
Игра по русскому языку " Как мы знаем русский язык"
Цели: расширить знания учащихся по русскому языку, развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность....
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...