"В глубины фразеологии"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Данная разработка содержит материал о фразеологизмах и в бумажном варианте, и презентацию ( только она всю работу не охватывает ). Использую разные виды работ. Подходит как итоговый урок по теме "Фразеологизмы"(или внеклассное мероприятие - КВН). Есть фразеологизмы на татарском языке (использую национально - региональный компонент).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тат – Пишленская СОШ»
Рузаевского муниципального района
Республики Мордовии
Подготовила и провела
Неясова Шафика Шикуровна,
учитель русского языка и литературы.
В глубины фразеологии ( Алмазные россыпи ) –
путешествие в Страну фразеологизмов.
КВН ( с использованием национально – регионального компонента ).
Цель:1)обобщение и систематизация знаний о фразеологизмах;
2)совершенствование навыков, умений употребления фразеологизмов в речи и их правописания;
3)активизация мыслительной деятельности и творческой самостоятельности учащихся;
4)поддержание интереса к родному языку.
Оборудование:1)плакаты с высказываниями о языке и эпиграфы урока
2)газеты и рисунки, оформленные участниками каждой команды; эмблемы,
3)рисунки – задания с фразеологизмами
4)карточки с грамматическими заданиями
5)музыкальное оформление
6)песочные часы
7)плакаты с фразеологизмами на татарском языке. Все это можно заменить презентацией.
Материал для плакатов.
1. Рву кожуру с планеты,
сметаю пыль и тлен,
Спускаюсь
в глубь
предмета,
Как в метрополитен. А.Вознесенский.
- Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. М.Шолохов.
- Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М.Горький.
4. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи. Н.В.Гоголь.
Ход урока
Начинается с песни о КВН
Мы начинаем КВН.
Для кого? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, ничего.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем!
Учитель. Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы все с вами члены клуба веселых и находчивых. А что такое КВН? Это и радость коллективного поиска правильного остроумного ответа, и возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм.
А сегодняшнее заседание нашего клуба будет проходить на необычном месте. Сейчас мы все с вами находимся ( посмотрите внимательно ) на … Земле обетованной (звучит музыка из кинофильма «Земля Санникова» )
Я приглашаю всех вас отправиться в путешествие по этой Обетованной земле за алмазными россыпями богатейшего раздела русского языка – фразеологии. Ведь еще М.Шолохов сказал: «Величайшее богатство народа – его язык!,,. (зачитать с плаката ). И я приглашаю вас всех углубиться в Землю обетованную и открыть для себя несметные богатства и тайны фразеологии.
Рву кожуру с планеты… ( зачитать с плаката )
Итак, начинаем путешествие в Страну фразеологию. А вы знаете, что такое фразеология? Давайте попробуем найти тропинку, ведущую в эту Землю обетованную – в Страну фразеологию. Эту тропинку укажет нам конкурс – разминка
- «Знаешь ли ты?» или «Счастливого пути». Я буду называть фразеологизмы. А вы должны объяснить их значение.
- Водой не разольешь ( неразлучные друзья )
- Как в воду опущенный ( грустный )
- Толочь воду в ступе ( бесполезная работа )
- Носить воду решетом ( бессмысленная работа )
- Седьмая вода на киселе ( дальний родственник )
- Воды не замутит ( тихий человек )
- Набрал в рот воды ( молчаливый )
- Как в воду глядел ( угадал, предсказал )
- Как две капли воды ( очень похожи )
- Прошли огонь и воду ( всё испытали ).
Учитель. Молодцы! С такими знатоками фразеологии мы не только тропинку, но и алмазные россыпи фразеологии очень быстро найдем. Ну, а кто первым и кто больше найдет эти алмазные россыпи, рассудит наше уважаемое жюри ( представить членов
жюри ). Мы надеемся, что
Наше уважаемое жюри
Всем воздаст по заслугам
И решит, кому вручить
Пальму первенства.
Дорогие друзья1 Эта Земля обетованная – Страна фразеология – такая огромная, что не трудно в ней и заблудиться ( хотя мы с вами и нашли тропинку, ведущую в глубь этой земли ) Хорошо бы по дороге встретить обитателей этой земли: с ними не страшно будет начать путешествие в эту необычную страну. Посмотрите, вот и они, эти необычные жители этой необычной страны.
Это птицы заморские,
они прилетели из дальних стран,
куда Макар телят не гонял,
и сели на лужок под липки,
решив пленить своим искусством свет.
Давайте познакомимся с ними поближе.
Первая стая – как вас зовут? – Гусь лапчатый ( что значит ловкий, хитрый, изворотливый )
Вторая стая – а вас как зовут? - Синяя птица ( символ счастья ).(дети объясняют, что означают названия этих стай).
Пожалуйста, «Гуси лапчатые», вам слово! (птицы заморские, пожалуйте к нам).
2 Капитаны представляют свои команды
- Гуси, гуси.
- Га, га, га.
- Победить хотите?
-Да, да, да.
- Так летите вы за мной,
Работайте головой.
Давайте «Синюю птицу»
Мы победим
И пальму первенства
Им не отдадим.
«Синяя птица». Летите скорей, защититесь от « лапчатых гусей».
- По щучьему велению,
По моему хотению,
«Синие птицы», явитесь все сюда.
- Мы синие птицы
Цвета ультрамарин.
Мы будем бороться
В поте лица
И «Гусей лапчатых»
Добьем до конца.
Учитель. Да, довольно – таки смелые птицы, пальца им в рот не клади. Думаю, не страшно и в путь с ними отправиться за золотыми россыпями фразеологии. Согласны? Отправляемся с вами в путешествие, где понадобятся наши знания и «веселое лукавство ума», как поет в своей песне В.Высоцкий ( звучит запись ):
Много прекрасного в этой стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться,
Вдруг пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело…
Э- э-э! –А-а-а! Так – то, дружок!
В этом – то все и дело.
Все готовы? В добрый путь! Следуйте все за мною, как нитка за иголкою. (Команды занимают свои места ).
- Перед нами первое препятствие – пропасть, на дне которой плещется вода.
Задание «Выйди сухой из воды». Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке содержат это слово. Вспомните и скажите, в состав каких фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол – очка.
(Звучит мелодия «Вода, вода,кругом вода…») Записывают на доске ( в зале тишина ).
-Утопить в ложке воды
-Концы в воду спрятать
-Как с гуся вода
-Как рыба в воде
-Много воды утекло
- Воду мутить
-В мутной воде рыбу ловить
-Вилами на воде написано
-Обдать (окатить) холодной водой
-Сидеть на хлебе и воде
-Вывести на чистую воду
-Выйти сухой из воды
(Пока команды работают – музыкальная пауза- номера готовят представители от разных команд, классов и все желающие.) Болельщики тоже могут вспомнить фразеологизмы – можно помочь какой – то команде.
Учитель. Молодцы! Мы вышли сухими из воды и не остались без еды, хотя не заглянули ни в одни пруды.
(Жюри подводит итоги).
Обратите внимание, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем «из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нельзя напиться. Но вот другое предложение:»С тех пор много воды утекло».Каждый знает, что здесь речь идет не о жидкости, а о времени. Вот какие чудесные превращения бывают со словами!
4.Итак, следующее задание – «Семь пятниц на неделе». Оно вам советует – посмотри другими глазами и скажи правду – или оплати той же монетой. На карточках написаны сочетания слов. Составьте с ними предложения, используя фразеологизмы в прямом и переносном значении.
- Гладить по головке
- кормить завтраками
- поставить в тупик
- ходить на цыпочках
- протянуть руку
- прокладывать дорогу
- выйти из строя
- сесть в лужу
А пока – музыкальная пауза.
На сопоставлении прямого и переносного значений фразеологизмов создаются юмористические произведения.
Мне сказали: «Ваш Алешка
На уроке сел в калошу».
Я смеюсь: «Ведь это ложь.
Нет таких больших калош».
Жюри подводит итоги конкурса.
Звучит песенка о капитанах.
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка – это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря.
5.Конкурс капитанов «Белая ворона» или «Ходячая энциклопедия».
Перед капитанами стоит трудная задача – вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны пошевелить мозгами и вспомнить фразеологизмы с именами собственными. Так как это сложное задание, то капитанам могут помочь члены команды – они протянут руку помощи и вместе не ударят в грязь лицом перед командой – соперником.
Итак, капитаны работают.
А) Ерёма – я ему про Фому, а он мне про Ерёму
Емеля - мели, Емеля, – твоя неделя
Фома - Фома неверующий
Макар - куда Макар телят не гонял
Сидор - драть как сидорову козу
Федот - Федот, да не тот…
Музыкальная пауза.
Б) Еще задание для капитанов - оно не менее трудное (но ведь перед нами «ходячие энциклопедии». Они знают всё, они могут всё. Это птицы – вожаки, у них ума палата).
Задание называется «Подпустить турусы на колесах». Что это значит? За правильный ответ команды получают одно очко.(Присочинить, приврать. Это может быть домашнее задание для команд).
Составить четверостишия, используя фразеологизмы ( можно в прямом и переносном значении ).
В) Блиц – турнир для капитанов. Задание: определить, представители каких профессий могли это сказать:
- стричь под одну гребенку ( парикмахер )
- на живую нитку ( портной )
- сложить оружие ( военный )
- брать на прицел (военный )
- закидывать удочку (рыбак )
- через час по чайной ложке ( врач, повар )
- играть первую скрипку ( музыкант )
- петь с чужого голоса ( певец )
- открывать Америку (путешественник )
- ждать у моря погоды ( рыбак )
- попасть в ловушку ( охотник )
- закусить удила ( конюх )
- сгущать краски ( маляр, художник )
- ход конем ( шахматист )
Жюри подводит итоги.
Игра с болельщиками «Пара пустяков». Действительно, задание простое –
Я начну, а вы кончайте, ( но не насмерть), Хором дружно отвечайте ( но дух не испустите),
А оборот лишь поясните. Кто больше ответит, получит приз.
- ни свет ни заря
- от А до Я
- ни два ни полтора
- ни рыба ни мясо
- ни богу свечка ни чёрту кочерга ( значение оборота поясняют )..
Итоги конкурса капитанов. Поздравляем и всю стаю. Они вырвались вперёд, хотят первыми собрать россыпи фразеологизмов. Давайте поприветствуем стаю. Летите, летите… Мы идем за вами.
6) Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, как далеко мы углубились в Землю обетованную. Здесь уже настоящие дебри. Выбраться отсюда нам поможет только сильнейшая команда. Слабым это не под силу. А кто сильнее, покажет следующий конкурс художников – маляров. Каждая команда приготовила свои рисунки, в которых спрятан фразеологизм. Сейчас задача обеих команд – отгадать, что означает данный рисунок – прочитать нарисованное ( это тоже было домашнее задание для обеих команд ). Болельщики могут помочь. Слово командам.
Жюри подводит итоги.
7). Следующий конкурс называется «Два сапога – пара». Что это такое? Кто мне объяснит?.
Молодцы! Значит, вы быстро найдете тропинку, ведущую в глубь земли, найдя синонимы к данным фразеологизмам. Итак, чья команда быстрее и как можно больше найдет синонимов к данным фразеологизмам (один сапог есть – найдите у него пару )? Команды получают карточки с заданием:
- Иголке негде упасть плюнуть негде
шагу негде ступить
яблоку негде упасть
пушкой не пробьёшь
Извиваться ужом вертеть хвостом
гнуть спину
лизать пятки
ломать шапку
рассыпаться мелким бесом
смотреть в глаза
ходить на задних лапках
ходить на цыпочках
Морочить голову вертеть хвостом
брать на пушку
водить за нос
втирать очки
обводить вокруг пальца
пускать пыль в глаза
Два сапога – пара одного поля ягодка
одним миром мазаны (миро* - благовонное масло, употребляемое при христианских церковных обрядах )
на один покрой
на одну колодку
Учитель. Дорогие друзья! Оказывается, и на татарском языке звучат, употребляются фразеологизмы. Этот плакат поможет вам вспомнить их ( читает вслух – просит дать русский вариант ):
8)
Баш катыру морочить голову
Шыр ялангач гол, как сокол
Кан елау плакать горючими слезами, горько плакать
Сукыр берт тиен тормый гроша ломаного (медного) не стоит
Телен йоткан язык проглотил
Борын тыгарга нос совать
Жюри подводит итоги. Пора делать привал- как говорит Незнайка, у подножия ромашки отдохнем, задрав тормашки.
Устраивайтесь поудобнее. Птицы заморские, спойте нам что – нибудь.
9) Итак, конкурс «Петь песни». Что значит этот фразеологизм? ( льстить, обещать что – нибудь хорошее )
- Гуси лапчатые, подайте голос ( покажите себя ). Исполняется песня «Жили у бабуси»
( или «Птица счастья…» )
- Синие птицы, а вы не пойте лазаря, а тоже покажите себя ( не прикидывайтесь несчастными ). Исполняется песня «Мои цыплятки» ( или «Синяя песня» про синий иней)
- Да, не зря говорят:»Я и швец, я и жнец, и на дуде игрец!» т.е. мастер на все руки. А ведь сапоги мы не зря искали. Они очень вам сейчас пригодятся. И «Гуси лапчатые», И «Синие птицы» не только умеют петь песни, но и танцевать. У нас сейчас запляшут лес и горы. «Синие птицы», «Гуси лапчатые» , покажите себя! ( исполняются танцы маленьких утят и маленьких лебедей ).
Дорогие болельщики! Есть среди вас желающие поразмять ноги? Пожалуйста.
- Молодцы! Устали?
10) - А вот заморские птицы наши умеют и в «Молчанку играть», потому что они маги и волшебники. Сейчас они будут колдовать, а вы догадайтесь, что они там вытворяют
( пантомима – отгадывают команды – соперницы, болельщики помогают ).
- Уважаемое жюри! Оцените таланты наших заморских птиц. Хорошие они у нас. С ними можно исходить вдоль и поперек всю Страну фразеологии..
- Да, интересная эта страна, загадочная! Как много здесь тайн! Совсем не хочется уходить. Но, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Пора отправляться в обратный путь. Столько мы россыпей алмазных набрали, что , боюсь, домой не дотащим. Вот и граница Земли обетованной. Каждая команда оставляет на память об этом путешествии свои газеты ( это тоже было домашнее задание )
11)Конкурс «Чернильная душа» (жюри подводит итоги конкурса газет )
- Пока жюри подводит общие итоги, послушайте стихотворение П.Хмары «Зоологическая элегия», полностью построенное на фразеологизмах. Попробуйте их отгадать, запомнить – а можно и сосчитать.
Я был в зачарованном мире,
В далеких волшебных краях,
Он плавает в сказочном море
На трех легендарных китах.
Там песнь лебединая льется,
там гадкий утенок живет,
там ищут заблудшие овцы
баранов у новых ворот.
Там водится синяя птица,
свистит по–разбойному рак,
там лают на девять псов-рыцарей
нерезанных десять собак.
Верблюд там в ушко от иголки
Пролезть почитает за труд,
И в шкурах овечьих там волки
Козлов отпущенья дерут.
Премудрый пескарь там ютится
Сверкает жар-птица огнем,
И кляча истории мчится
В упряжке с троянским конем…
Как любим зверей этих все мы…
Но брел я печален и зол:
Где наши собаки на сене?
Где наш буриданов осел?
Неужто совсем невозможно
Нам выдумать наших зверей?
Поэт! Современник! Художник!
Зажгись! Вдохновись! Озверей!
Пускай же немедля взлетает
Фантазии красный петух!
Друзья, нам слонов не хватает
В таком изобилии мух!
- Уважаемое жюри! Скажите, пожалуйста, с чем мы возвращаемся домой из путешествия по Земле обетованной – Стране фразеологии? Какая стая первой нашла дорогу домой? Кто из них больше собрал алмазных россыпей? Наверное, целые глыбы фразеологизмов мы унесем с собой в Страну Русского языка. Ведь наше путешествие продолжится на уроках. Впереди нас ждет еще много интересных открытий и тайн. Узбекский поэт Сабир Абдулла советует нам:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Итоги путешествия ( слово жюри ).
Поздравляем команду – победительницу и вручаем памятные экзотические призы в память о путешествии в Страну обетованную (Страна фразеология богатая – всем хватит её богатств ).
Мы рот не разевали, И мух не ловили, И манны небесной Мы не ждали, А россыпи алмазные собрали.
Ведь еще И.С. Тургенев сказал, что русский язык – «это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Я думаю, совершив сегодняшнее путешествие в Страну фразеологию – Землю обетованную- вместе с заморскими птицами – «Гусями лапчатыми» и «Синими птицами» ,- мы совершили такие чудеса – собрали крупинки алмазных россыпей, россыпей фразеологии.
Ваша цель- открыть – найти целые залежи алмазов – фразеологизмов. Идите в библиотеки, изучайте словари! В добрый путь!
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто с нею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.
Ф.И.Тютчев.
До свидания! Всем удачи!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проценты. Из глубины веков до наших дней.
Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....
Методическая разработка итогового урока по проекту"По зелёной тропе -в глубины истории" в 8 классе
Данный урок является итоговым уроком проекта "По зелёной тропе - в глубины истории" в 8 классе. Целью данного урока является показать результаты работы учащихся над поректом - это экскурсии -пре...
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Статья "Во глубине Сибирских руд..."
«Во глубине Сибирских руд…»Судьбы декабристов – участников Отечественной войны 1812 года в Забайкалье.Вернувшихся героев Отечественной войны 1812 года с радостью, восторгом, гордостью встречала ...
"Опускаясь в глубину веков"
Первое официальное упоминание о Денисовой пещере принадлежит Рериху, который посетил её. По мнению Николая Рериха, прародиной человечества являются Горный Алтай и Гималаи, а коридором заселения обширн...
Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»
Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...
Фразеология. Фразеологические единицы, их основные признаки. Типы фразеологических единиц. Источники английской фразеологии.
Фразеологические единицы, их основные признаки.типы фразеологических единиц.источники английской разеологии....