ТИПЫ ТЕКСТА
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Эта презентация предназначена для изучения различных типов текста. Это необходимо для успешной сдачи ЕГЭи ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_teksta.pptx | 117.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕКСТ и ТИПЫ ТЕКСТА текст Это два и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Предложения в тексте м огут быть связаны между собой последовательно( цепная связь) и параллельно. Тип текста Типы текста – это различные по цели способы изложения. Типы текста различаются между собой по цели и языковым средствам
ТИП ТЕКСТА повествование описание рассужде н ие
Рассмотрим подробнее типы текста описание повествование рассуждение Цель описания – создать картину посредством слов. Описание предполагает одномоментное изображение на картине или фотографии Повествование рассказывает о последовательно сменяющих друг друга действиях или явлениях. Если описание – это застывшая картинка, то повествование подобно кинофильму, где следующий кадр повествует о новом событии. Рассуждение служит для того, чтобы объяснять, доказывать что-то или о чем-то размышлять и всегда строится по единой схеме: - тезис ( утверждение ); аргументы, подтверждающие тезис; вывод .
описание Описывая словами любые явления, людей или животных, автор создаёт зримый образ, картинку. Прочитав описание, человек может представить себе описанное во всех деталях, как на картине или фотографии. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА . При описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.
повествование Рассказ о событии, внутри которого последовательно происходили другие более мелкие события, составившие одно большое. Эти мелкие последовательно происходившие события в повествовании сменяют друг друга, как на кинопленке, постепенно разворачивая перед нами событие в целом. Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.
РАССУЖДЕНИЕ Этот тип текста отличается от других строжайшей трёхчастной структурой: 1. Выдвигается тезис , то есть некое утверждение, справедливость которого в процессе рассуждения будет доказываться. 2. В доказательство заданного тезиса приводятся аргументы ( примеры, доказывающие справедливость тезиса). 3.Достаточно аргументировав свой тезис , автор делает вывод в соответствии с тезисом.
Повествование с элементами описания 1)Когда я смотрю на свои школьные фотографии, то смущённо улыбаюсь. Неужели робкое, остроносое существо со смешными веснушками на щеках, которое испуганно смотрит на меня близорукими глазами, – это я?! 2)Я пришла на первый урок. (14)Ни на кого не глядя, достала из сумки учебник и тетрадь, положила их на стол. (15)И только тут увидела, что из-под крышки стола выглядывает зелёный стебель. (16)Это была роза! (17)От неё пахло озером, и бархатные лепестки таили в себе чьё-то нежное тепло. (18)Рядом лежала открытка с надписью: «Ты самая красивая!» (19)Я, задыхаясь от радостного удивления, оглянулась вокруг. (20)
Рассмотрим пример текста ( тип текста – рассуждение) В детстве жить очень интересно и очень нелегко. – тезис Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться , а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. - аргументы Радость постижения чего-то мгновенно сменяется новыми поисками и новыми ошибками . - вывод
Рассмотрим пример текста. Тип текста – повествование. Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. Ездить по земле – вот удел человека. А тут летать на самолёте! На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как- нибудь сама собой улетучится из головы сына. Но Колька не сдавался. После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище.
А теперь проверьте себя Сделайте следующие задания
1)Определите тип текста. Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый , обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге . Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. – Серёнь , брось меня! – шептал я сухими губами. – Нет ! – хрипел друг.
2) Примеры заданий ЕГЭ Какой(- ие ) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21 - 23? 1 ) рассуждение; 2 ) описание и рассуждение; 3 ) повествование и описание; 4 ) повествование. 21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны.
3 .Примеры заданий ЕГЭ Дан фрагмент текста (22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Её предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир,каждая отдельно взятая личность. (24)Вероятно, трудности будут. ( 25)Как можно противостоять им? (26)Видеть вокруг только врагов? ( 27)Сделать шаг к агрессии и мести? (28)Мы можем выбрать другой путь – путь радости. Какой (- ие ) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 22 – 28? 1) повествование и описание 2) повествование 3) описание 4) рассуждение
4) Определите тип текста (15)Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья... (16)Жизнь шла своим чередом. (17)От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов.
ответы 1). Ответ - тип текста – повествование (рассказ о событиях , следующих друг за другом, сменяющих друг друга) 2) в предложенном фрагменте тип текста - повествование и описание (ответ № 3) 3) ответ – рассуждение ( ответ№4 ) 4) Ответ - тип текста - описание . ( все явления происходят одновременно, создавая единый образ ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по определению типа текста
Работа предполагает типовой анализ текста; развивает речь письменную; формирует навык грамотного и правильного построения текста-доказательства. Предназначена для уроков развития речи в пятом классе....
Типы текстов.
ТИПЫ ТЕКСТОВ. Цель: познакомить детей с разными типами текстов, учить определять принадлежность текста к тому или иному типу. Форма: игра – путешествие. Оборудование: карта ...
Конспект урока в 11 классе по русскому языку " Типы текстов"
Материал по подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку...
Смысловые типы текстов (план-конспект урока)
Урок русского языка в 5 классе.Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов,обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования,вырабатывать навык поль...
Смысловые типы текстов (презентация к уроку)
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Смысловые типы текстов"....
Текст. Функционально-смысловые типы текста.
Данная разработка конспекта урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" для студентов, обучающихся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) может быть использована н...
Самостоятельная работа. Позиционное чередование гласных и согласных.Тестовые задания по тексту. Синтаксис. Типы текста. Словарные слова.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред...