«Действительные и страдательные причастия»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цели урока:
обучающая: знакомство учащихся с действительными и страдательными причастиями;
развивающая: смысловое различение причастий, конструирование предложения с причастным оборотом, формирование умений анализировать и делать выводы;
воспитывающая: использование действительных и страдательных причастий в речи, формирование коммуникативных навыков
Технологии: технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, подготовка к восприятию, объяснение, закрепление, поисковый, сравнительный, обобщающий
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1014 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Дата: 12.02.2012 г.
Учебник: Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011.
Тема урока: «Действительные и страдательные причастия»
Цели урока:
обучающая: знакомство учащихся с действительными и страдательными причастиями;
развивающая: смысловое различение причастий, конструирование предложения с причастным оборотом, формирование умений анализировать и делать выводы;
воспитывающая: использование действительных и страдательных причастий в речи, формирование коммуникативных навыков
Технологии: технология критического мышления через чтение и письмо, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ технология
Тип урока: урок объяснения нового материала
Методы: словесный, практический, самостоятельная работа, подготовка к восприятию, объяснение, закрепление, поисковый, сравнительный, обобщающий
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Класс: 6А
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся по материалам параграфа 25 составили и записали 6 контрольных вопросов с самостоятельно подобранными примерами по теме «Причастный оборот».
(Фронтальная проверка, проверяются тетради 4 учащихся))
3. Орфографическая разминка
- Запишите слова:
Скосить, гостиница, пятнистый, показаться, ночлег, большой, начертить, разговор, прочитать (слайд 2)
- Какая орфограмма объединяет данные слова?
- Подберите проверочные слова, графически обозначьте свой выбор.
- Есть ли здесь слова, от которых можно образовать причастия? К какой части речи они относятся?
- Образуйте причастия.
4. Фронтальный опрос
- Что такое причастие?
- От какой части речи образуется причастие?
- Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия.
- Какие суффиксы причастий вы знаете?
- Повторение пройденного материала
Задание:
- Составьте словосочетание (причастие + существительное), где главное слово причастие.
- Распространите зависимыми словами получившиеся словосочетания. ( Задание у доски выполняют два человека.)
- Как по-другому можно назвать ваши примеры (причастный оборот).
- Что называется причастным оборотом?
- Как на письме выделятся причастный оборот?
- Всегда ли обособляется на письме причастный оборот?
- Составьте опорную схему пунктуации при причастном обороте. (К доске вызывается ученик.)
- Расскажите правило обособления причастного оборота, используя опорную схему.
- Сравните с образцом на доске. (слайд 3)
- Составьте самостоятельно предложения, используя получившиеся причастные обороты.
- Графически покажите позицию причастного оборота.
6. Объяснение нового материала
Запишите предложение:
Ученики прочитали книгу.
Задание:
- Образуйте причастие от глагола так, чтобы в первом случае главным словом было «ученики», а в другом - «книга». Сравните с образцом на доске.
- Что общего у этих причастий?
- Есть ли у них различия? Если есть, то в чем?
- Какое из этих причастий обозначает признак действия того, кто действует сам? Попробуйте дать определение такому причастию.
- Откройте учебник (стр.138). Скажите, как называется второе причастие? Почему?
- Чем отличается действительное причастие от страдательного?
- Как же мы сформулируем тему урока? (Учащиеся записывают в тетради тему урока «Действительные и страдательные причастия».)
- Теперь поработаем с таблицей. Дополните ее там, где стоят вопросы.(слайд 4)
Причастие
Признак ?
Образуются от ? | Совершенный вид | ? | ||
Действительное ? времени | Страдательное ? времени | Д Действительное ? времени | С Страдательное ? времени | |
? спряжение ? спряжение | -ущ- ? -ащ- ? | -ем- -ом- ? | ? ? | ? ? |
В предложении является | ? | ? | ? | ? |
- Сделайте вывод о смысловом различии действительных и страдательных причастий. Приведите примеры. ( По ходу учащиеся вспоминают вид и спряжение глагола.)
7. Физминутка
8. Закрепление материала
8.1 Работа со словосочетаниями
- В данные словосочетания вставьте слова, обозначающие того, кто производит действие. Какие это будут причастия?
Засеянное поле, освещаемое помещение, задержанный нарушитель, разлитое молоко ( слайд 5)
- Преобразуйте причастия в действительные.
- От какого причастия нельзя образовать оба типа? Почему?
- Выделите суффиксы причастий.
8.2 Игра «Найди третье лишнее»
(Слова диктуются классу. Три ученика работают у доски, записывая в три столбика: действительные причастия, страдательные, другие части речи. Работа проверяется по слайду 6.)
Распахавший, синий, проезжающий, зацветающий, выжженный, видимый, скрываемый, ветреный, сжатый, разноцветный, утренний, синеющий.
- К какой части речи относятся слова 3 столбика?
- Докажите, что они не относятся к причастиям.
- Уточните глагольные признаки причастий.
8.3 Работа с текстом: нахождение причастий
- Найдите в тексте причастия.
- Определите тип причастия.
- Замените причастия синонимами – причастиями, прилагательными.
- Какие слова наиболее уместны? Почему? К какой части речи они относятся?
На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно рвущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.
- Определите, какую роль выполняет причастие в тексте.
- К какому типу речи относится данный текст? (слайд 7)
(Задание проверяется фронтально.)
8.4 Использование причастий в речи
- Из двух слов выберите то слово, которое уместно использовать в данном предложении. Объясните свой выбор.
- Определите тип причастия.
- Придумайте предложение с невыбранным словом.
Я взял в библиотеке (рекомендованную или рекомендательную) учителем книгу.
Папа нашел работу с (гарантийной или гарантированной) оплатой труда.
Я поторопил сестру, (одевающую или надевающую) пальто.
(Задание проверяется по образцу на слайде 8.)
8.5 Дифференцированное задание по закреплению темы
1 группа - выпишите из упражнения 323 действительные и страдательные причастия.
2 группа - самостоятельно придумайте словосочетания с действительными и страдательными причастиями.
(Работа проверяется фронтально.)
9. Подведение итогов
- С какими причастиями вы познакомились на уроке?
- Чем отличается действительное причастие от страдательного?
- Приведите собственные примеры действительных и страдательных причастий.
- Порассуждайте, в каком типе речи причастия встречаются наиболее часто? Почему?
- Какую роль выполняют причастия в нашей речи?
10. Проверочная работа
Задание выполняется по вариантам. Слабым учащимся разрешается пользоваться таблицей.
- По каким признакам вы будете различать действительные причастия от страдательных?
1. Тест
1вариант
Найти словосочетания со страдательным причастием:
- на пестреющем лугу;
- о движущемся предмете;
- опавшие с тополя;
- отнятая игрушка;
- унесенная ветром.
Найдите словосочетания с действительными причастиями:
- написанная учеником;
- распиленная плотником;
- ведущая в парк;
- посаженный весной;
- бегающая по дорожке.
2 вариант
Найти словосочетания со страдательным причастием:
- сидящая девочка;
- засыпанные аллеи;
- построенный дом;
- плескавшиеся волны;
- летящим самолетом.
Найдите словосочетания с действительными причастиями:
- высоко поднявшийся;
- у потревоженных птиц;
- рассказывающие о путешествиях;
- у разбитого камня;
- ведомый за руку.
2. Задание: сконструируйте по 1 предложению, используя словосочетания с действительными и страдательными причастиями так, чтобы причастный оборот занимал разные позиции по отношению к главному слову. Графически выделите причастный оборот.
(Тестовое задание проверяется в классе, при этом учащиеся работают в парах, обмениваясь тетрадями, обсуждают правильность выполнения. Учащимся, допустившим ошибки, задают вопросы, а затем они на примере другого варианта исправляют свои пробелы. Класс сверяет ответы с образцом на доске, слайд 9-10. Вторая часть задания проверяется учителем.)
11. Домашнее задание
Параграф 26 , упражнение 334.
- Выпишите из художественного текста 2 предложения с действительными и страдательными причастиями.
Для любознательных: найдите 2 глагола, от которых нельзя образовать и действительное, и страдательное причастия.
Заместитель директора по УВР ________________/ Г.П.Ашенбренер /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачётная работа по теме "Действительные и страдательные причастия"
Задания по теме "Действительные ""...
Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»
Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....
Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"
В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где наглядно представ...

презентация "Действительные и страдательные причастия"
В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"
Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...

Образование действительных и страдательных причастий. Суффиксы причастий (таблица)
В материале демонстрируется образование действительных и страдательных причастий. В таблице представлены суффиксы причастий с примерами....