ЕГЭ по русскому языку Задание 15
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Запятая в простом предложении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_ege_15.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 15

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 1 

 1) 

В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.

  

 2) 

В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются 
химическими способами.

  

 3) 

Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.

  

 4) 

То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

2  

 1) 

В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

  

 2) 

Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

  

 3) 

За чаем собрались гости да хозяева.

  

 4) 

Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 

  3

 1) 

Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

  

 2) 

Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

  

 3) 

Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

  

 4) 

Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 4 

 1) 

Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

  

 2) 

Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

  

 3) 

Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

  

 4) 

Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 5 

 1) 

Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

  

 2) 

Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

  

 3) 

Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

  

 4) 

Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 

6  

 1) 

Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

  

 2) 

В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

  

 3) 

На улице весь декабрь то снег то дождь…

  

 4) 

Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

7

 1) 

Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.

  

 2) 

Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.

  

 3) 

Рябина прекрасна и по весне и осенью.

  

 4) 

Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

8  

 1) 

Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

  

 2) 

Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

  

 3) 

Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

  

 4) 

Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

9  

 1) 

Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.

  

 2) 

Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

  

 3) 

Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

  

 4) 

Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 10 

 1) 

Много желал да ничего не поймал.

  

 2) 

Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

  

 3) 

Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.

  

 4) 

Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

11  

 1) 

При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

  

 2) 

Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

  

 3) 

Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

  

 4) 

Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  12

 1) 

В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

  

 2) 

В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

  

 3) 

Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

  

 4) 

Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

13 

 1) 

Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

  

 2) 

Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

  

 3) 

Ночью ветер злится да стучит в окно.

  

 4) 

Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 14 

 1) 

Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

  

 2) 

В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

  

 3) 

Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

  

 4) 

Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 15 

 1) 

О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

  

 2) 

Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.

  

 3) 

На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

  

 4) 

Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 16 

 1) 

В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.

  

 2) 

В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.

  

 3) 

Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.

  

 4) 

Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 17 

 1) 

Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

  

 2) 

Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

  

 3) 

Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

  

 4) 

Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  18

 1) 

Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

  

 2) 

Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

  

 3) 

Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

  

 4) 

Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

19  

 1) 

Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

  

 2) 

Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

  

 3) 

Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

  

 4) 

Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 20 

 1) 

После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

  

 2) 

В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.

  

 3) 

За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.

  

 4) 

Богатый и не бедствует да жалуется.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 

21  

 1) 

И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

  

 2) 

Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

  

 3) 

Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

  

 4) 

Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 20 

 1) 

В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

  

 2) 

Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

  

 3) 

Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

  

 4) 

В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 21 

 1) 

Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

  

 2) 

Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

  

 3) 

Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

  

 4) 

Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 22 

 1) 

Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

  

 2) 

Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

  

 3) 

Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

  

 4) 

Дела да случаи совсем замучили.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 23 

 1) 

И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

  

 2) 

Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

  

 3) 

Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

  

 4) 

В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 24 

 1) 

Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

  

 2) 

На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

  

 3) 

На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

  

 4) 

Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

25  

 1) 

Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

  

 2) 

Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

  

 3) 

От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

  

 4) 

В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 26 

 1) 

Герой не знает ни страны ни жизни простых людей ни их труда.

  

 2) 

Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально.

  

 3) 

Холмогорская резьба по кости или великоустюжское чернёное серебро связаны с искусством городских ремесленников.

  

 4) 

Народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы пришли к нам от дедов и прадедов и сохранились по сей день.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

27  

 1) 

Темы взаимоотношений человека и природы человека и общества были главными в творчестве Виктора Астафьева.

  

 2) 

Почти всегда на таких холмах растут две или три мощные столетние сосны.

  

 3) 

В июльские вечера и ночи перепела и коростели уже не кричат.

  

 4) 

Всё блещет и нежится и тянется к солнцу.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

28  

 1) 

Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной удивительной и запоминающейся.

  

 2) 

А Герасим всё грёб да грёб.

  

 3) 

Архивы и библиотеки отражают культурные и политические события и веяния эпохи.

  

 4) 

Транспортные средства специального назначения могут передвигаться по земле и по воде и по воздуху.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

29  

 1) 

Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

  

 2) 

Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

  

 3) 

На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва и Тверь и Москва.

  

 4) 

Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

30  

 1) 

Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны.

  

 2) 

Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами.

  

 3) 

У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков.    

  

 4) 

Лицом пригожа да нравом негожа.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 31 

 1) 

В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник.

  

 2) 

Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев.

  

 3) 

История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях.

  

 4) 

В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику.    

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 32 

 1) 

Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои.

  

 2) 

В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением.

  

 3) 

Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком.

  

 4) 

Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 33 

 1) 

В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов.

  

 2) 

Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой пылью.

  

 3) 

С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья.

  

 4) 

Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 34 

 1) 

Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели.

  

 2) 

Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей.

  

 3) 

Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью.

  

 4) 

Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

35  

 1) 

В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками 
и о сборе дани с окрестных племён.

  

 2) 

Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека 
к истине.

  

 3) 

Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

  

 4) 

Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 36 

 1) 

Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

  

 2) 

В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

  

 3) 

И не видит и не слышит и не замечает ничего и сам с собою разговаривает!

  

 4) 

Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 37 

 1) 

Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.

  

 2) 

Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.

  

 3) 

Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.

  

 4) 

Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

  38

 1) 

На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

  

 2) 

Гусáк разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.

  

 3) 

Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.

  

 4) 

Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 39 

 1) 

Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными.

  

 2) 

Крестьяне разводили кур и уток и гусей.

  

 3) 

Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи.

  

 4) 

Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

40  

 1) 

Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.

  

 2) 

Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым.

  

 3) 

Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.

  

 4) 

Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 41 

 1) 

Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

  

 2) 

Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

  

 3) 

На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

  

 4) 

Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

42  

 1) 

Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно.

  

 2) 

В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами.

  

 3) 

Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал.

  

 4) 

В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку Задания А1-А6

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку Задание А20 - А24 (А19 - А23)

Методические разработки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология"...

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 4 - определение орфоэпической нормы, задание 5 - найти и исправить ошибки в употреблении паронимов)

quot;Заговори, чтоб я тебя увидел", - говорил мудрый Сократ. И сегодня, в 21-м веке, хочется не только слышать грамотную речь, правильное произнесение слов в соответствии с орфоэпическими нормам...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...