ЗАДАНИЕ 15 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
1 | 1) | В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века. | | 2) | В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами. | | 3) | Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу. | | 4) | То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
2 | 1) | В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами. | | 2) | Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе. | | 3) | За чаем собрались гости да хозяева. | | 4) | Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
3 | 1) | Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя. | | 2) | Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни. | | 3) | Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов. | | 4) | Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
4 | 1) | Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду. | | 2) | Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них. | | 3) | Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью. | | 4) | Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
5 | 1) | Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета. | | 2) | Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах. | | 3) | Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. | | 4) | Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
6 | 1) | Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии. | | 2) | В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках. | | 3) | На улице весь декабрь то снег то дождь… | | 4) | Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
7 | 1) | Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки. | | 2) | Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости. | | 3) | Рябина прекрасна и по весне и осенью. | | 4) | Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
8 | 1) | Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке. | | 2) | Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы. | | 3) | Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды. | | 4) | Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
9 | 1) | Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом. | | 2) | Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером. | | 3) | Самоварчик уже был готов и стоял на столе. | | 4) | Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
10 | 1) | Много желал да ничего не поймал. | | 2) | Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника. | | 3) | Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи. | | 4) | Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
11 | 1) | При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев. | | 2) | Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди. | | 3) | Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах. | | 4) | Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
12 | 1) | В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого. | | 2) | В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства. | | 3) | Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа. | | 4) | Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
13 | 1) | Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них. | | 2) | Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари. | | 3) | Ночью ветер злится да стучит в окно. | | 4) | Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
14 | 1) | Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное. | | 2) | В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения. | | 3) | Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. | | 4) | Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
15 | 1) | О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели. | | 2) | Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами. | | 3) | На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки. | | 4) | Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
16 | 1) | В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо. | | 2) | В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова. | | 3) | Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна. | | 4) | Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
17 | 1) | Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. | | 2) | Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике. | | 3) | Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность. | | 4) | Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
18 | 1) | Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения. | | 2) | Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина. | | 3) | Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам. | | 4) | Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
19 | 1) | Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту. | | 2) | Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно. | | 3) | Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи. | | 4) | Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
20 | 1) | После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём. | | 2) | В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами. | | 3) | За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса. | | 4) | Богатый и не бедствует да жалуется. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
21 | 1) | И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов. | | 2) | Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью. | | 3) | Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением. | | 4) | Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
20 | 1) | В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях. | | 2) | Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей. | | 3) | Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных. | | 4) | В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
21 | 1) | Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине. | | 2) | Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров. | | 3) | Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы. | | 4) | Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
22 | 1) | Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости. | | 2) | Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса. | | 3) | Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений. | | 4) | Дела да случаи совсем замучили. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
23 | 1) | И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме. | | 2) | Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца. | | 3) | Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении. | | 4) | В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
24 | 1) | Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели. | | 2) | На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. | | 3) | На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания. | | 4) | Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
25 | 1) | Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. | | 2) | Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. | | 3) | От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. | | 4) | В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
26 | 1) | Герой не знает ни страны ни жизни простых людей ни их труда. | | 2) | Драматургия Горького сродни чеховской однако более заострена социально. | | 3) | Холмогорская резьба по кости или великоустюжское чернёное серебро связаны с искусством городских ремесленников. | | 4) | Народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы пришли к нам от дедов и прадедов и сохранились по сей день. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
27 | 1) | Темы взаимоотношений человека и природы человека и общества были главными в творчестве Виктора Астафьева. | | 2) | Почти всегда на таких холмах растут две или три мощные столетние сосны. | | 3) | В июльские вечера и ночи перепела и коростели уже не кричат. | | 4) | Всё блещет и нежится и тянется к солнцу. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
28 | 1) | Каждая встреча с этим человеком была приятной и радостной удивительной и запоминающейся. | | 2) | А Герасим всё грёб да грёб. | | 3) | Архивы и библиотеки отражают культурные и политические события и веяния эпохи. | | 4) | Транспортные средства специального назначения могут передвигаться по земле и по воде и по воздуху. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
29 | 1) | Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. | | 2) | Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. | | 3) | На роль собирательницы русских земель в ХIV веке претендовали Литва и Тверь и Москва. | | 4) | Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
30 | 1) | Первые глиняные блюда и кувшины были грубы и примитивны. | | 2) | Индия славилась своими хлопчатобумажными и шёлковыми тканями пряностями и ювелирными украшениями каналами для искусственного орошения полей и плотинами. | | 3) | У людей гортань и язык и губы участвуют в образовании звуков. | | 4) | Лицом пригожа да нравом негожа. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
31 | 1) | В поезде я спокойно мог отдохнуть и почитать какую-нибудь книжку или учебник. | | 2) | Чехов бережно и внимательно относился к слову и подолгу вынашивал характеры своих героев. | | 3) | История нашла своё материальное воплощение в камне и металле в легендах и летописях. | | 4) | В вечерней школе изучали и алгебру и геометрию и физику. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
32 | 1) | Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. | | 2) | В творчестве лучших театральных художников эскиз является не только рабочим планом сценического оформления но и самостоятельным художественным произведением. | | 3) | Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком. | | 4) | Летом одинаково хорошо в лесу и в поле и на лугу. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
33 | 1) | В свежем сене вянут земляника да головки луговых цветов. | | 2) | Венчики цветов качались над головами и осыпали плечи жёлтой пылью. | | 3) | С лугов и от леса тянул тёплый ветер и колыхал на берёзах нежные листья. | | 4) | Под старыми елями не было ни травы ни прошлогодних листьев. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
34 | 1) | Когда-то странствующие артисты водили за собой медведей и обезьян показывали фокусы и акробатические номера разыгрывали небольшие пьесы и пели. | | 2) | Французская революция не была результатом случайного стечения обстоятельств или действия агрессивных личностей. | | 3) | Деревянные и бронзовые скульптуры и маски поражают своей выразительностью. | | 4) | Тени от облаков то скользят то стелются по узким полоскам чёрных пашен. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
35 | 1) | В былинах поётся и о войнах со степняками и о борьбе с разбойниками и о сборе дани с окрестных племён. | | 2) | Любое техническое изобретение или произведение искусства той или иной исторической эпохи являются результатом стремления человека к истине. | | 3) | Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал. | | 4) | Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни ни остывший чай не могли изменить настроение гостя. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
36 | 1) | Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное. | | 2) | В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения. | | 3) | И не видит и не слышит и не замечает ничего и сам с собою разговаривает! | | 4) | Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
37 | 1) | Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками. | | 2) | Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения. | | 3) | Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика. | | 4) | Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
38 | 1) | На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. | | 2) | Гусáк разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна. | | 3) | Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса. | | 4) | Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
39 | 1) | Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными. | | 2) | Крестьяне разводили кур и уток и гусей. | | 3) | Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи. | | 4) | Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
40 | 1) | Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали. | | 2) | Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза то внезапно становился суровым. | | 3) | Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов. | | 4) | Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
41 | 1) | Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. | | 2) | Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. | | 3) | На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку. | | 4) | Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях. |
|
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. |
42 | 1) | Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. | | 2) | В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. | | 3) | Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. | | 4) | В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже. |
|