№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | Девиз урока: (Приложение 1). «Ошибок не пугайся, с ошибками справляйся!» СЛАЙД №2.
| Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
|
| Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи): «Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не по-колпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать». СЛАЙД №3. – Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Коллективно читают девиз урока и проговаривают скороговорку.
|
|
| – А поможет в этом нам хорошее настроение! | Учащиеся получают эмоциональный настрой. |
2. | Актуализация знаний (мотивация к деятельности) | На прошлых уроках мы с вами изучали следующие темы: - «Причастие как часть речи»; - «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»; - «Причастный оборот». | Включились в учебную деятельность. |
|
| - И сейчас мы проверим, как вы уяснили материал прошлых уроков. - Мы будем работать группами. Каждая группа получает свое индивидуальное задание (СЛАЙДЫ № 4-7): I группа: Перестроить данные предложения так, чтобы причастный оборот стоял после определяемого слова: 1. Шагавший впереди старик оказался не таким строгим и серьезнеем, как можно было судить по его лицу. 2. Пропитанный солнцем туман лежал над Москвой. 3. От вокзала до стоявшего на высоком зеленом холме монастыря было два километра. II группа: Из данных предложений выписать все причастия, указать падеж, число, род, обозначить их окончания: 1. Вечерело. Вся округа огласилась непрерывным, сверлящ…м звуком, который обитал в этом темнеющ…м пространстве. 2. Коля долго смотрел на бледный диск, проступивший в темнеющ…м вечернем небе. 3. Ветер выносил из веялк… блестящ…ю на солнце тучу половы. III группа: Прочитать четверостишие из стихотворения М.Ю.Лермонтова. Указать причастия и определить, какими членами предложения они являются: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. IV группа: от данных ниже слов образовать причастия: Строить, гореть, темнеть, лететь, упасть, блестеть, тлеть, расстилать, распахнуть, приближать, странствовать, находить, открыть. |
Групповое выполнение задания.
Проверка выполненных заданий начинается с той группы, которая первая справилась с заданием. |
|
| Итак, подведем итог. - Что же такое причастие? Какие причастия бывают? И чем выражены причастия в предложениях?
- Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий? Приведите примеры.
- Что называется причастным оборотом, и каков алгоритм обособления причастного оборота? | Подводят итог: - Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? - Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменятся по числам, падежам и только в единственном числе по родам. - В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми. - Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных. Например: приближающимся ураганом (м.р., Т.п.), в бушующем море (ср.р., П.п.) - Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением. - Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется на письме запятыми. |
3. | Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) | - Сегодня на уроке мы продолжаем исследование очень интересной части речи – причастия. - Откроем учебник на странице 44 и рассмотрим рисунок, прочитаем существительные вместе с причастными оборотами: 1. Девочка, одевающая брата. 2. Брат, одеваемый девочкой. - Какое причастие обозначает временный признак предмета как результат действия самого предмета, носителя признака? - Какое причастие обозначает признак, который создается действиями, направленными на предмет извне?
- Причастия, обозначающие признак, который возник в результате действия самого предмета, называются действительными, а причастия, обозначающие признак, который возник у предмета под действием другого предмета, называются страдательными. Следовательно, тема нашего урока звучит следующим образом «Действительные и страдательные причастия».
- Выскажите свои версии: что могут означать действительные причастия, а что страдательные? - Итак, в тетради запишем два предложения и прокомментируем: 1. Артист, прочитавший на концерте рассказ. Причастие «прочитавший» - это действительное причастие, так как обозначает признак предмета, который сам производит действие, самостоятельно. 2. Рассказ, прочитанный артистом на концерте. Причастие «прочитанный» - это страдательное причастие, так как обозначает признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица). - Придумайте свои предложения, одно с действительным причастием, а второе со страдательным причастием. |
Открывают учебник на странице 44, читают существительные с причастными оборотами.
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. (В первом предложении находятся причастия, обозначающие признак предмета, который сам производит действие, а во втором – причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета (лица)).
Записывают тему урока в тетради, определения «действительные причастия», «страдательные причастия». Высказывают свои версии.
Придумывают примеры с действительным и страдательным причастием. Доказывают свою точку зрения. |
4. | Открытие нового знания. | А сейчас выполним упражнение № 100 (страница 44).
После выполнения задания проверяем, что у нас получилось. Правильное выполнение задания представлено на СЛАЙДЕ №8: - Действительные причастия: зацветающая рожь, только что показавшимся солнцем; за проезжавшими подводами.
- Страдательные причастия: ярко освещенными только что показавшимся солнцем яровые; по долине, усеянной цветами; собачонка, вся обвешанная репьями.
| Выполняют упражнение в тетради, а два учащихся у доски. Один учащийся выписывает словосочетания «действительное причастие + существительное» (где существительное главное слово) и причастные обороты с действительными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными), а второй – словосочетания «страдательные причастия + существительное» (где существительное главное слово) и причастные обороты со страдательными причастиями (вместе с определяемыми ими существительными). Проверяют выполненное задание. |
|
| СЛАЙД №9: -Перед вами причастия, ваша задача распределить соответствующие их в нужную колонку: в первую вы должны распределить все действительные причастия, а во вторую – страдательные: Посаженный, строивший, летящий, сожженный, гонимый, пересекавший, увлекшийся, управляемый, увядший, награжденный. СЛАЙД №10: - Проверяем: Действительные | Страдательные | Строивший Летящий Пересекавший Увлекшийся Увядший | Посаженный Гонимый Управляемый Награжденный |
|
Самостоятельно выполняют задание в тетради.
Учащиеся меняются тетрадями друг с другом, оценивают. |
5. | Рефлексия. | - Что нового о причастии мы узнали на уроке? -Что обозначают действительные причастия? Приведите свои примеры. - Что обозначают страдательные причастия? Приведите свои примеры. - Какие трудности у вас появились в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом. Писатель А.Н. Толстой говорил: «Общаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как - неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. | Учащиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. |
6. | Домашнее задание. | Параграф 16, упражнение № 101. | Открывают дневники, записывают домашнее задание. |