Правила оформления письма 5 класс
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Шустова Лариса Владимировна

Конспект и презентация к уроке. материал изложен просто, примеры позволяют  усвоить правила оформления письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pismo_5_klass.ppt332 КБ
Microsoft Office document icon 5_kl._pismo.praila_napisaniya.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                   Урок русского языка в 5 классе.

                   « Правила написания письма».

Цель: закрепить знания о знаках препинания при обращении; повторить виды предложений по цели высказывания; познакомить с правилами написания письма; прививать любовь к родному слову.

Задача: Уяснить правила написания письма; дать возможность детям осознать важность переписки, овладеть культурой выражения чувств.

                                                Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Повторение.

- Расставь знаки препинания в следующих предложениях

Определить вид предложения по цели высказывания. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

   1. Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

   2. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

   3. Чем вы ,гости, торг ведете,

   И куда теперь плывете?

   4. Дурачина ты, простофиля!

       Не умел ты взять выкупа с рыбки!

   5. Ой, вы, молодцы честные,

        Братцы вы мои родные.

 Вопросы:

- Из какой это сказки?

-Кто из героев говорит эти слова?

- Назовите обращение. Отметьте в примерах вежливое и невежливое обращение.

4. Новый материал.

Отгадайте   загадку:

Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

                               (Письмо)

Правильно, наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству- умению писать письма.

На нашем уроке мы  сегодня  познакомимся с правилами написания письма.

Тема нашего сегодняшнего урока «Письмо. Правила написания письма».

Историческая справка.

  В 1708 году Петр 1 ввел гражданский шрифт вместо церковнославянского. Была издана «Кумплементальная книга» ( книга с образцами писем). Один из образцов таких писем :

Просительное писание некоторого человека к женскому полу:

« Моя госпожа! Я перед долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде Инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».

- Какое  же значение в жизни людей имеют письма.

Вывод: Правильно! С помощью писем люди общаются друг с другом на расстоянии, сообщают друг другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты, разделяют радость. Письма сокращают расстояние, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться  содержательному, взаимно обогащаемому диалогу.

5.Примеры писем.

Письма в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Однажды вечером, когда несколько  офицеров сидели у  него, развалившись

по диванам и куря из его  янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему  письмо,

коего  надпись и  печать тотчас поразили молодого человека. Он  поспешно его

распечатал и прочел следующее:

     Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька,  решилась

тебе доложить о здоровьи  папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается,

и весь день сидит как дитя глупое - а в животе и смерти бог  волен. Приезжай

ты к  нам, соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на  Песочное.  Слышно,

земский суд к нам  едет  отдать нас под начал Кирилу Петровичу  Троекурову -

потому что мы-дскать ихние, а мы искони Ваши, -  и отроду того не слыхивали.

- Ты бы мог живя в Петербурге доложить о том  царю-батюшке,  а он бы не  дал

нас в обиду. - Остаюсь твоя верная раба, нянька

     Орина Егоровна Бузырева.

     Посылаю мое материнское благословение Грише,  хорошо ли он тебе служит?

- У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух  Родя помер около  Миколина

дня.

     Владимир   Дубровский  несколько  раз   сряду  перечитал  сии  довольно

бестолковые  строки   с   необыкновенным  волнением.

Владимир отпер  комоды и ящики, занялся разбором  бумаг  покойного. Они

большею частию состояли из хозяйственных счетов и переписки по разным делам.

Владимир  разорвал их, не  читая. Между  ими попался  ему  пакет с надписыо:

письма моей жены. С сильным движением чувства, Владимир принялся за них: они

писаны были  во  время  Турецкого  похода  и  были  адресованы  в  армию  из

Кистеневки. Она описывала ему свою пустынную жизнь, хозяйственные занятия, с

нежностию  сетовала  на  разлуку и призывала  его  домой,  в  объятия доброй

подруги, в одном из них она изъявляла ему свое беспокойство на счет здоровья

маленького Владимира;  в другом  она радовалась  его ранним  способностям  и

предвидела для него счастливую и блестящую будущность. Владимир зачитался, и

позабыл всь  на  свете, погрузись душою в мир семейственного счастия,  и  не

заметил, как прошло время, стенные часы  пробили 11. Владимир положил письма

в карман, взял свечу и вышел из кабинета.

6. Работа по теме.

- Какие бывают письма?(деловые и личные)

Прочитайте об этом на стр.88

- Какую роль в жизни людей они играют?

- Сохраняются ли у вас в семье чьи- либо письма? Если сохраняются, то почему?  Почему люди пишут письма?

Физкультминутка.

8. Виды писем.

Отгадайте вид предложенных писем: письмо-пожелание,  письмо-поздравление,   письмо- информация

А) письмо-пожелание.

                                Дорогие дети!

 От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки  и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга.

Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                        Максим Горький.

Б) письмо-поздравление

                            С днем рождения мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги. Любите нашу Родину, растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                           Любящий вас дедушка Коля.

В) письмо- информация

                                       Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из санатория. Мне тут очень нравится. Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки. Целую.

                                     Ваша дочь Оля.

 Итог:  письма-пожелания; поздравления, информация.

- Кому адресованы? Родителям, близким, друзьям

-Ребята, а кто такой адресат? Отправитель?

Запись  в тетради.

Адресат-( с нем.яз. адрес) - получатель письма.

Отправитель или адресант - тот, кто пишет письма.

9.  Между тем, кто пишет письмо, то есь отправителем и получателем соблюдается выработанный веками порядок.

А порядок таков:

( учитель читает. Ребята  обсуждают и кратко записывают традиционные правила)

  1. Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора, он должен быть ясен, прост, сжат.
  2. Важную роль играет умение найти верный тон своего письма, который согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем:   а) нужно сообразоваться, во-первых, с возрастом; во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старым людям;    б) с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем;                           в) мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме.
  3. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного.
  4. Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.
  5. Если кто- нибудь берет обязательство передать письмо, то он обязан передать его нераспечатанным.  Похитить тайну письма, распечатать его - низко и недостойно честного человека.
  6. Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично, как говорить невнятно, что называется бормотать себе под нос.                                                                                                               Очень невежливо и даже грубо ставить вместо подписи одну лишь букву.
  7.  Кто подписывается так, что невозможно разобрать фамилию, тот походит на человека, прячущего лицо под маской. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или  черточками.
  8. Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.
  9. Письма пишутся на хорошей бумаге.
  10. Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если находится в учебном заведении.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы понимаете это правило?

- Чем продиктовано такое требование?

- Изменилось ли это правило с течением времени?

- Что это: условие правильности речи, правило хорошего тона или этическое требование? Почему?

Проверка записи в тетрадях.

Примерная запись.

Правила написания письма:

  1. Пиши ясно, просто. Сжато.
  2. Умей учитывать, кому именно пишешь.
  3. Не пиши дурного.
  4. Не отправляй во гневе.
  5. Не читай чужих писем.
  6. Пиши четко.
  7. Ставь число и подпись.
  8. Не задерживай ответа.
  9. Пиши на хорошей бумаге.

10. Схема текста письма.

- Что такое текст?

- Можно ли назвать письмо текстом?

- На какие части можно разделить текст?

( начало- зачин, основная часть, концовка).

 

В основной части  пишут о предметах, интересующих адресата.

11. Самостоятельная работа. Практическая работа по  подписанию конверта.

     Ребята, а в чем отправляют письма? ( в конвертах)

А как они доходят до нужных адресатов? ( по адресу и индексу)

12. Знаете ли вы?

   С левого края оставляют свободное поле 2-х сантиметров. Такие же поля сверху и внизу. Письмо не пишется сплошным текстом. Выделяются обращение, подпись.

    Может быть много абзацных выделений.

13. Итог урока.

-О чём узнали на уроке.

-Что показалось интересным?

2-й  час.

1.Работа с текстами.  Выделить составные части, обозначить обращения.

Упр. 213.

Упр.214.

-К какому виду относятся эти письма? Какова их тема?

2. Упр.215. Самостоятельная работа на черновике.

Домашнее задание: написать письмо друзьям, родителям, учителю(через 15 лет по окончании школы)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления ученических исследовательских работ. Методические рекомендации.

Методические рекомендации по оформлению и структуре ученических исследовательских работ.Даны подробные разъяснения об основных структурных компонентах исследовательской работы, наличие которых обязате...

Правила написания и оформления письма на английском языке

Помощь учиителям и ученикам при подготовке к ГИА и ЕГЭ по английскому языку...

Презентация к уроку английского языка "Правила оформления письма личного характера"

Данная презентация может быть использована при подготовке учащихся к выполнению задания C1 ЕГЭ. Письмо-задание может быть подобрано к теме урока, структура же выполнения задания остается прежней....

правила оформления исследовательских работ учащихся 5 -11 классов

в статье излодены в доступной форме все правила оформления исследовательских работ , а также требования к защите исследовательских работ...

правила оформления исследовательских работ учащихся 5 -11 классов

В статье очень подробно и доступно изложены основные правила при создании исследовательских работ в любой области наук....

Правила оформления письма личного характера для выпускников 11 класса

В данной презентации представлены требования, предъявляемые к письму, а также, варианты оформления письма...

ОГЭ по английскому языку (оформление письма)

В файле представлены рекомендации по написанию электронного письма на экзамене после 9-го класса по английскому языку (ОГЭ 2022).А именно: объем и стиль письма, как правильно считать слова, особенност...