Подготовка к ЕГЭ
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Ученики 11классов могут использовать данный материал для подготовки к экзамену по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege.pptx | 549.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 Текст и его смысловая цельность Обратить внимание на 2 предложение текста, в котором могут находиться «ключевые слова –связки» : Они отличаются тем, что… ( кто они ? ) Прочитать текст полностью и определить его основную мысль. Предложенный текст зачастую является рассуждением и подчиняется строгой структуре: тезис, доказательство , вывод. Остается определить ТЕЗИС , т.е. первое предложение или ВЫВОД , в котором передана главная информация, содержащаяся в тексте.
2 Средства связи предложений в тексте. Если текст построен по принципу рассуждения, т.е. тезис, доказательство , вывод, то заканчивается он словами: таким образом, итак, следовательно… Если слово пропущено в середине текста, то вполне возможно вы « попали в аргументы» , для которых характерны слова : во-первых, во-вторых… Если в тексте имеется противопоставление понятий, смысловых частей и т.д., то, возможно, вам пригодятся слова: однако, но, а и др.
Слайдовое пособие предназначено для старшеклассников, готовящихся сдать ЕГЭ по русскому языку. Через алгоритмы, схемы, яркие примеры и компрессию правил представлен материал, который поможет учащимся Работать с тестами.
4 Попробуем прочитать правильно Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн.На столах стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь свой досУг: джЕнтльмены в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрОванных платьях, украшенных шАрфами и бАнтами. БезУдержный смех то и дело наполнял зал , один только грустный бАрмен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закрУжатся вдвоём, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.
4 Орфоэпические нормы. Правильный вариант произношения ЕретИк,экспЕрт,навралА , ходАтайство,закУпорить,Ирис , дозИровать,балОванный,звонИт,квартАл , каталОг,украИнский,премировАть , нефтепровОд,газопровОд,магнитопрОвод , путепровОд , намЕрение,кУхонный , оптОвый,Иконопись,кладовАя , апострОф,асимметрИя,баловАть , блАговест,знАмение,кАшлянуть,от-ключИт,пЕрчить,прИбывший , принУдить , приручИт ,
Добавьте слова из словаря чЕрпать , слИвовый , факсИмиле,гЕнезис,повестЕй , мЕстностей,тОрты , вОры , бАнты,молодА,втрИдорога,тУфля , христианИн,облегчИть,правА,гордА,начатА,принятА,поднятА,понялА,звалА,началА, цепОчка …
Запомните 5 Наличие в языке паронимов приводит к тому , что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого . Паронимами ( para — рядом , опута — имя ) называются слова , близкие по звучанию и написанию , но разные по значению . Например : кворум — форум , экскаватор — эскалатор , контакт — контракт ,
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками. 2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры. 3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения. 4) В заповеднике мнA2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ? ого деревьев ЦЕННЫХ пород. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. 4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека. Форм2011г. Формат 2014г.
Окончания существительных множественного числа: адрес А борт А бухгалтер А директор А инспектор А профессор А желоб А фельдшер А штабел Я з А мша 6 Морфологические нормы
6 Морфологические нормы дрАйвер ы договОр ы трЕнер ы офицЕр ы фрОнт Ы флОт ы лИфт ы пОлис ы
6 Окончания родительного падежа мн.числа имён существительных (Нет) кого? ч его?
Ботинок, валенок, чулок, погон,эполет, лампас,сапог Носков, брелоков, клипсов, гольфов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, татар, туркмен, цыган Калмыков, узбеков, узбеков, якутов, таджиков, монголов Яблок, слив Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт, рентген Байтов, граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов Гренадёр, гусар, драгун, улан, партизан Минёров, сапёров, мичманов
Запомнить Вафель Петель Туфель Барж Серёг ведомостЕй мОщностей Отраслей скАтертей скоростЕй четвертЕй Барышень Деревень Кухонь Таможен бУдней яслей пельменей очистков
6 Запомнить окончания р.п. Блюдец Полотенец Зеркалец Щупалец Солнц Барж Серёг Макарон Туфель Скатертей Шорт Яслей
6 Формы имён прилагательных Безнравствен Бессмыслен Естествен Искусствен Легкомыслен Медлен Мужествен Свойствен Болезнен
6 Собирательные числительные Двое друзей Трое сирот Двое суток Четверо ножниц Двое детей Трое ребят Нас двое Трое зайчат
6 Склонение сложных числительных 50 – пятьдесят ( или 500) ПЯТИ ДЕСЯТИ ПЯТЬЮ ДЕСЯТЬЮ 100-сто 90 Ст а ( Р.п. Д.п. Т.п.П.п) девяност а Ст о (И.п. В.п.)девяност о
6 Смешение форм простой и составной степени - это ошибка ! Более молодой (непр. более моложе) Менее сильный (непр. более сильнее) Самый умный (непр. самый умнейший)
7 Синтаксические нормы Деепричастный оборот обозначает ДОБАВОЧНОЕ действие , а кто сделал основное ? 1 вариант. Это сделало подлежащее! 2 вариант. Это может сделать сказуемое односоставного предложения, чаще всего безличное
7 Деепричастный оборот не употребляется : Подъезжая к городу, начался сильный ветер. Ветер ( что сделал?) начался. Глагол – сказуемое обозначает основное действие. А кто подъехал к городу ? Ветер? (Переползая поле возле деревни, шальная пуля угодила ему в голову…)
7 Начиная рассказ о себе, он неспешно погладил бороду и зачем-то огляделся вокруг. Предмет(ОН) выполнил один три действия. Это правильно!
7 Предложения Грамматические ошибки А) Получив начальное образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. 1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Все , кто читал пушкинского “ Бориса Годунова ” , помнит бродягу Варлаама . 2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. 3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Благодаря повышения уровня в фирменных магазинах стало больше покупателей. 4) Ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С.Лихачёв в книге “ Письмах о добром и прекрасном ” . 5) Неправильно построение предложения с деепричастным оборотом Е) Именно тогда в старом русском городке, в Вологде, я увлекся историей, именно тогда я нашел и начал заниматься архивами деда. 6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Ж) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад вас видеть. 7) Неправильное построение предложения с косвенной речью
А4 Закончив школу, мы разъехались по городам страны. Мы « закончили» и разъехались. Предмет один выполнил 2 действия. Это правильно!
Я вернулась! - А зря! 7 Нарушение синтаксической нормы Вернувшись домой, у меня сильно заболела голова. Голова « вернулась» и заболела…
7 Нарушения синтаксических норм В журнале опубликована рецензия о его последней книге. Светлану Викторовну назначили заведующ им детского сада. Те, кто внимательно следил и за рекламой, смогли поучаствовать в акции. Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы.
7 Нарушения синтаксических норм В своём тексте автор поднимает проблему о взаимоотношениях старшего и младшего поколений. Учитель убеждал меня о том , что я должен выступить на конференции. Перечитывая одну брошюру о лимонах, меня вдруг осени ла мысль посадить их дома.
7 Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. По пути, вопреки строг их предписан ий начальства, Лермонтов свернул в Пятигорск. Все , кто знаком с биографией А. Куприна, поража ет ся разносторонности его интересов.
7 Приехавшие слушатели должны зарегистрироваться.(21-45) Экзамены были проведены согласно расписани я . По окончани ю средней школы , уступая воле отца, он начинает заниматься « деланием денег». В рассказе В. Распутина « Урок ах французского» показана судьба мальчика.
7 Синтаксические нормы: замена придаточной части причастным оборотом. При решении теста необходимо пользоваться правилами: Формула соответствия: сущ. , который Небо было в звёздах ,( которые излучали…) в звёздах ,| излучавших .. | ГЛАГОЛ
7 Синтаксические нормы: замена придаточной части причастным оборотом 2.Замена невозможна , если слово КОТОРЫЙ стоит в косвенном падеже: Открыл нам служитель театра, у котор ого были ключи от всех дверей. 3.Замена невозможна , если в главной части есть указательное местоимение: 4. Нельзя образовать причастие, если глагол в форме будущего времени.
7 Ошибка Полуграмотная деревенская старуха вдруг открыла мне такую глубину терпимости и доброты, какие не часто найдёшь в самой образовательной среде.
На всякий случай… Тест А6 может быть изменён : в каком варианте ответа придаточное обстоятельственное нельзя заменить деепричастным оборотом. ( Когда самолёт летел над морем ) , он стал быстро снижаться. Летя над морем, самолёт стал быстро снижаться Получилось!
Попробуем ещё раз… ( Когда кортеж въехал на площадь), все встречавшие стали аплодировать. Кортеж, въехав на площадь, все … . Получается два « предмета» , которые делали разную работу : кортеж и встречавшие Заменить нельзя ! Не получилось! Что и требовалось найти!
8 Трудные случаи. Дощатый, орошать, гашение, поглощать, оплошать, воплощение, сплочение, укрощение, сокращать, вмещать, насаждать, отягощать, наслаждаться.
17 Синтаксические нормы: обособление вводных конструкций Вводные конструкции: К сожалению, кроме того, наверное, очевидно требуют внимательного чтения мини-текста. Трудные случаи. Слово Значение члена предложения Значение вводного слова Таким образом = таким способом. Действуя таким образом, мы решили эту сложную задачу. = итак. Таким образом, задача благополучно решена. Может быть = может находиться. Папка может быть в том шкафу. = возможно. Папку, может быть, взял кто-то из сотрудников. Однако = вначале предложения-союз , в том числе в начале простого предложения, внутри сложного. Ещё светло, однако нам пора трогаться. = в середине или в конце предложения является вводным словом. Смотри, однако, душенька, не испорти материал. Значит = означает . Человек значит неизмеримо большем, чем принято думать. = следовательно. Он, значит, человек обязательный.
Грамматическая(предикативная) основа предложения (подлежащее и сказуемое) 1. Нельзя выбирать основу, из четырёх предложенных , без чтения указанных предложений. 2.Не забывать, что основа односоставного предложения может равняться одному слову или слову нет . 3. Подлежащим может быть слово который.
4 . Если подлежащее находится в одной части, а сказуемое выписано из другой части сложного предложения , то такой вариант следует считать ошибочным. 5. Сказуемое может состоять из двух и трёх слов – не следует « разбрасываться». 6. Второстепенный член предложения не входит в состав грамматической основы, кроме случаев, когда сказуемое требует пояснения.
А9 Машины стали буксовать . ( Вариант возможен, т.к. смысл заключается в глаголе неопределённой формы) Церковь уничтожала ( в тексте « и запретила ») . Такой вариант ошибочен, т.к. основа неполная.
Сказуемое Составное именное сказуемое ОН студент был усталым был принят четвертый мой был рядом был яблоком раздора
Сказуемое Будет читать – это простое глагольное сказуемое, хотя состоит из двух слов. ( = прочитает ) Составное глагольное сказуемое: Может остаться, начал петь Надо уехать, можно остаться Рад вернуться, должен уходить Скучно сидеть, холодно стоять
Предложение
Части речи Чтобы дать верную морфологическую характеристику слова, необходимо помнить 3 правила: 1 .ОБЯЗАТЕЛЬНО задать к нему вопрос , пользуясь предложением, в котором оно находится. 2.Определить грамматическое значение слова. 3. Как определить часть речи у омонимичных слов, если они есть.
А11 1. … любой деревянный предмет… Выделенное слово является определительным местоимением: отвечает на вопрос какой ? 2. …действительности, изображаемой в художественном произведении . Выделенное слово является страдательным причастием: отвечает на вопрос какой? , образовано от глагола изображать , суффикс – ем-.
11 Глагол 1 спряжение 2 спряжение Брить, стелить, все остальные Е . ить + 11 глаголов исключения И . 3 лицо, множественное число – ут , -ют 3 лицо, множественное число – ат , - ят . Причастие ем- , ущ , - ющ -им, - ащ , - ящ
Вспомним частицы Формообразующие Формообразующие Формообразующие Образуют наклонения глагола Образуют степень сравнения прилагательных и наречий Образуют неопределённые местоимения ( сближаются с суффиксами и приставкой) Пусть (пускай) Более -то, -либо,-нибудь, Да (давай) Менее Кое- Бы (б) самый
А11 Вспомним частицы Модальные частицы 1.Вопросительные частицы: неужели, разве, ли(ль) 2.Восклицательные частицы: что за, как 3.Указательные частицы: вот, вон 4.Усилительные частицы: даже, ведь, -то, всё-таки, же 5.Отрицательные частицы: не ,ни
Другие частицы Только Лишь Почти Едва ли Точно Чуть Будто Приблизительно Все они служат для того, чтобы придавать слову или предложению тот или иной оттенок значения
13 Предлоги ПРОИЗВОДНЫЕ ( произошли от других частей речи) НЕПРОИЗВОДНЫЕ В течение В В продолжение НА Несмотря на ПОД Насчёт У К С Благодаря согласно вопреки НАД Наперекор ОТ Навстречу и др. ПО ДА
Сочинительные Подчинительные Соединительные : и, также, тоже, да = и Что, чтобы, потому что Противительные : а, но, да=а, зато, однако Если, когда, хотя; несмотря на то, что Разделительные: то…,то ; или, либо. Так как, ибо, пока, едва, лишь только, будто, словно, как будто
23 Местоимения ( вопросы существительного, прилагательного, числительного) Разряды ( местоимения изменяются по падежам и меняют форму) 1.Личные: я, ты , он, она , оно, мы, вы, они 2.Возвратное: себя( себе , собой, о себе) 3. Вопросительные : кто, что, … какой, сколько... ( В вопросительных предложениях) 4.Относительные : те же , что и вопросительные , только в сложных предложениях( вопроса нет) 5.Неопределённые : некто, некоторый, несколько…кто-то 6 . Отрицательные: никто, никакой, нисколько.. 7. Притяжательные : мой , твой, наш, ваш, свой,его,её,их 8. Указательные: тот, этот, такой, столько… 9.Определительные : весь, всякий, сам, самый, каждый, иной, любой, другой.
А12 Лексическое значение слова Способ решения теста А12: Последовательно подставлять варианты на место слова в предложение текста.
14 Правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи Если слово прилагательное, то … - ан-, - ян - (кроме: стеклянный, оловянный, деревянный) -ин- ( лебединая, муравьиная, воробьиный) Бараний, фазаний суффикс ий : посмотри корни - енн - ( ветр ен ый) Карма н + н = карман н ый, сон сон н ый Если в полном Н , то в кратком тоже Н: юная- юна , зелёные – зелены.( Если …нн ,то нн : ценная – ценны, длинная – длинна)
14 Н и НН в причастиях 1. НН в полных причастиях с приставками ( кроме НЕ) или зависимыми словами 2.НН в полных причастиях на – ованный, - ёванный 3.НН в бесприставочных причастиях, образованных от глагола совершенного вида : брошенный, купленный,лишённый, решённый, данный …
14 -Н- в причастиях 1. -Н- в кратких причастиях : засеяно 2. -Н- в пр. , образованных от глаголов без приставок несовершенного вида: крашеный( некрашеный),пуганый ( непуганый), путаный, званый Запомнить : желанный, неслыханный, негаданный,нежданный, невиданный и др.
14 Наречия У наречий столько же Н , сколько и у прилагательных, от которых они образованы: восторженно - восторженный
8 Правописание корней : безударная гласная проверяемая 1 . Уберите строчки с чередующейся гласной в корне 2. Если гласную проверить нельзя, эту строчку тоже необходимо « убрать». 3. Проверьте ударением оставшиеся слова.
9 Комплексный тест: проверяются знания 5 правил 1 . при- ( 4 значения) пре- (2 значения) 2 бес- без- из- ис- вос- воз- 3. ъ и ь знаки : обЪезд , вЬюга 4. ы и и сЫграть, сверхИнтересный (не забывать о приставках иностранного происхождения!) 5. Непроверяемые приставки: от, об, про, пра ( праязык, прадедушка, пращур…), с, на, ото,за …
9 пре – при- 1 . при - со значением присоединения 2. при - со значением приближения 3. при - со значением близости 4. при - со значением неполноты действия Приклеить – прийти – пришкольный- присесть 1. пре- со значением очень прекрасный 2. пре- со значением пере- прегородить
9 Трудные случаи пре – при- Пре зирать ( не уважать, считать недостойным) – при зирать ( заботиться, давать приют) ; пре дать ( изменнически выдать кого-нибудь) – при дать (добавить) ; пре бывать (находиться где-нибудь) – при бывать ( приезжать) ; пре ступить (нарушить) – при ступить (начать) ; пре емник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, продолжает работу кого-нибудь) – при ёмник (аппарат для приёма) ; пре клоняться (относиться с глубоким уважением) – при клоняться ( наклоняться, пригибаться) ; пре творить (воплотить, осуществить) – при творить ( закрыть). Запомнить: пре зидиум, пре зидент, при вилегия, при оритет.
9 Приставки на з- и с- 1. После приставки идёт звонкий звук → пишем З бе с п олезный – п ( глухой) бе з б олезненный –б (звонкий) 2.Приставки З не бывает: с бить, с жечь, с делать…
11 Гласная в суффиксах причастий и окончаниях глагола Этот тест можно решать так: сначала вставить гласную во все глаголы, убрать лишние варианты; а затем работать с причастиями. Важно помнить , что глаголы 1 спряжения в 3 лице мн.ч.(они) имеют окончания –ут или –ют, а 2 спряжения - -ат, -ят ( 2, 4 строчки лишние). Думаем над 1 , 3… Правильный ответ : 1
11 Работа с причастиями Гласная в суффиксе действительного причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано: -ащ- -ящ- → -ат -ят ( и) -ущ- -ющ- → -ут -ют (е) Гласная в суффиксах страдательных причастий -янный - ять -анный - ать -енный - ить
10 Правописание суффиксов Тест решается на основе правил написания суффиксов: -чив- -лив- ( качество характера): доверчивый, говорливый, шутливый… -ова- -ева- -ыва- -ива- (правило) проста ива ть - проста ива ю совет ова ть- советую
12 Не с причастиями Не с полными причастиями пишется раздельно: А)если причастие имеет зависимые слова, т.е.образует причастный оборот Б)если в предложении есть противопоставление с союзом а С краткими причастиями не пишется отдельно Не с причастиями пишется слитно А) если причастие без не не употребляется Б) если причастие одиночное
12 1.Отрицательные местоимения с приставками не и ни пишутся слитно. Если они отделены от местоимения с предлогом, то они пишутся отдельно: не у кого, не о чём… 2.НЕ с глаголом и деепричастием пишется раздельно, если слово без не не употребляется. 3 Не с краткими прилагательными пишется так же , как и с полными(слитно ): негрустен, невесел…; негрустный , невесёлый… 4. Противопоставление с союзом А или наличие слов: ничуть, нисколько, вовсе, далеко, совсем требует раздельного написания не со словом.
13 Правописание союзов и предлогов Союзы Предлоги Чтобы Тоже Также Зато Причём Затем Притом Оттого Поэтому Так что Потому что Как будто Слитно Раздельно Ввиду = из-за Иметь в виду Вслед =за В течение Вследствие =из-за В продолжение впоследствии(не предлог , но запомнить стоит) В отличие Сверх =над В заключение Насчёт= о В силу Вблизи =у В связи
15 Синтаксис сложного предложения Разбор любого предложения начинается а/ с нахождения грамматических основ (подлежащего и сказуемого) б/ с проверки на наличие общего второстепенного члена предложения. Все лица нахмурились и в тишине слышалось лишь тяжёлое дыхание командира В данном примере основы : лица нахмурились и дыхание слышалось. Предложение с/с – запятая нужна.
15 Сложносочиненные предложения , между частями которых запятая не ставится: За окном кричали петухи и лаяли собаки. Для счастья людям нужен мир и не нужна война. Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. Выделенные слова являются ОБЩИМ второстепенным членом предложения.
16 Обособление причастных и деепричастных оборотов 1.Причастные обороты обособляются , если стоят после определяемого существительного. 2. Деепричастные обороты ( в т.ч. одиночные деепричастия) обособляются всегда . Трудные случаи. Снежок, выпавший ночью и тающий у нас на глазах , делает недалеко расположенный холм еще более скользким. В Крыму Васильев подолгу любовался горами, устремленными к солнцу , и окутанными розовой дымкой деревьями. Максим сидел за партой, опустив голову , и, морщил лоб , решал задачу.
А22 Знаки препинания при вводных словах Трудности возникают при разграничении омонимичных форм – членов предложения. Вы (1) верно (2) переведены сюда из Москвы? Вы ( 3) верно (4) перевели эти строки с английского языка. 1) 1,2 3) 1,3 2) 3,4 4) 1,4
Слова, которые не являются вводными Авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счёте, вот, вообще, вряд ли , всё же , всё равно, все – таки , в сущности, в частности, даже, едва ли , единственно, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы , как раз , к тому же , лишь , между тем , на редкость , непременно , неужели , однако ж , определённо, особенно, отчасти, по замыслу, по крайней мере, поистине, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, при этом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Омонимичные слова Попробуйте «убрать» слово из предложения . Получилось – оно вводное! Всё казалось прочно слаженным. Она , казалось, ждала ответа.
15 Предложение с одной запятой. Запомни формулы :
А24 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Как они выглядят? [ ] : [ ]. ► Второе раскрывает содержание первого (а именно) ► Второе указывает на причину ( потому что) ► Второе дополняет содержание и увидел, (что…)
А24 Тире в бессоюзном сложном предложении. Как они выглядят? [ ] - [ ]. Если (условие) Любишь кататься- люби и саночки возить Когда (время) Лес рубят- щепки летят А (противопоставление ) Чин следовал ему- он службу вдруг оставил. Быстрая смена событий: Сыр выпал- с ним была плутовка такова. Поэтому (вывод ) Выпала роса - день будет жаркий . Как будто( сравнение ) Молвит слово- соловей поёт .
18 Сложноподчиненное предложение со словом который Не всегда запятая ставится прямо перед словом КОТОРЫЙ ! Может быть и так: Перед глазами путника расстилалась река , по обоим берегам которой теснились маленькие домики.
19 Предложения с разными видами связей Обратить внимание нужно на два союза, стоящих вместе, например: и когда , и если, что если… ПРАВИЛО Если в предложении есть вторая часть союза ТО , запятая между союзами: и когда ( и др.)НЕ ставится ! _, И , ,И _ И И
А 27 Переработка текста А 28 Многоаспектный анализ текста А 29 Типовой анализ текста А 30 Лексический анализ текста
В1 Уровень знаний ВЫСОКИЙ Основные способы словообразования Приставочный способ Суффиксальный способ Приставочно – суффиксальный способ Бессуффиксный( безаффиксный) способ Способ перехода Способы сложения
Запомни! Эта цепочка поможет определить « что от чего образуется». Очень важно определить производящую основу! ИТАК, … Глагол ↞ существ ↞ прилаг ↞ наречие ↞ глагол Не забывайте, что эта цепочка срабатывает не на 100%
Как определить способ ? Приставочный способ характеризуется присоединением приставки к целому слову: при шел – шёл над писать - писать при нарядиться- нарядиться Закройте приставку! Если слово существует, способ приставочный : безответственный, бескрайний . Сравните: издалека, по-моему, досуха.
Суффиксальный способ Работают разнообразные суффиксы в разных частях речи: Существительные: обновл ени е , удивл ени е Мастер иц а-мастер, цар иц а-царь Воронь( j ) ё, плясунь ( j ) я Медвеж ий , лис ий , заяч ий, помещич ий Кадка- кадоч к а ,кость- кост очк а Законный- законн ость ,готовый – готовн ость Железобетонный, водопроводный, рыболовство
Интересные суффиксы Чест вова ть , мудр ствова ть, свиреп ствова ть Попугай нича ть ,скромн ича ть , лентяй нича ть Улыб чив ый, драч лив ый, разговор чив ый Медленн о , быстр о , ненавязчив о Борь б а Весель ( j) е ( от весёлый ) Водосточ н ый( от слова водосток ) Пришла очередь прикрывать суффикс!
Приставочно- суффиксальный Прикрыв приставку, убедитесь, что такого слова нет ( или оно в другом значении) По -мо (j) ему , во - перв ых , по -волч ьи Без делье , без дорожье, без денежье Пере путь (j) е, при морь (j) е, рас путь (j) е
В1 Сложные случаи словообразовательного анализа Нулевой суффикс ( бессуффиксный способ, безаффиксный)) Надписьᴓ от глагола надписать Входᴓ от глагола входить Взрывᴓ от глагола взрывать Играᴓ от глагола играть Взлётᴓ от глагола взлетать Ширьᴓ от прилагательного широкий
В1 Способ сложения Единицы слов, образованные сложением основ с одновременным присоединением суффикса: Черная смородина – черн о смородин н ый Пилить лес – лес о пил к а Отличайте : сероводород н ый
В1 Переход одной части речи в другую Больной человек(прил.) - принимать больного(сущ.) Раненый боец(прил.) - принесли раненого(сущ.) Первый звонок (числ.) - первый математик в классе (прил.) Рассеянные семена( прич.)-рассеянный взгляд(прил.) Изысканные деньги( прич.) – изысканные манеры ( прил.)
В1 Переход одной части речи в другую Стоя на одной ноге( деепр.) –ехать стоя(нареч.) Сидя на земле ( дееприч.) –разговаривать сидя( нареч.) Заниматься бегом( сущ.)- не догнать бегом(нареч.) Любоваться весной ( сущ.) – вернуться весной (нареч.) Прошлое , будущее…
В2 Части речи См. слайды 42-49 Повторить правила узнавания причастий и деепричастий Всего 12 частей речи , и о каждой нужно всё знать.
В3 Типы подчинительной связи Согласование: какой ? чей? Оба слова изменяют форму! Маленький котёнок Мой котенок Управление : падежные (косвенные) вопросы Учить (кого?) детей Примыкание: примыкают наречия, деепричастия,инфинитив,сравнительная форма,притяжательные местоимения : его, её, их. Идёт направо Его самолёт!
В4 Односоставные предложения ( повторим) Определённо-личное предложение Неопределённо-личное предложение Безличное предложение Назывное Обобщенно-личное предложение Я,ТЫ, МЫ, ВЫ Расскажу тебе всё при встрече. ОНИ За стеной играют на рояле. Почту ещё не приносили. Инфинитив, слово НЕТ, глагол ср . рода; надо, нужно, можно, возможно нельзя; кр . форма страд.прич .; Словасост . (грустно, весело),сочетания( были+глагол ) Главный член предложения- подлежа-щее. Пословицы, крылатые выражения с обобщён-ным смыслом На деньги ума не купишь.
В4 Односоставное предложение в составе сложного. Многим неловко в одиночку гулять или зайти в кафе , непереносимо возвращаться вечером в пустую квартиру , непонятно , как без компании провести выходные или отпуск. Сложное предложение , в составе которого все части односоставные безличные. Найти такие предложения нетрудно: 1. Знак препинания – это граница какой-либо конструкции. 2. Начните с поиска грамматической основы. 3. Если основа неполная, определить вид односоставного предложения
В5 Простое осложнённое предложение Простое предложение может быть осложнено ( см. запятые)
Примеры 1 .Одарив человека в одном отношении , судьба обязательно обделит его в чём-то другом. 2.Я стоял одиноко на обледенелом перроне, затерянном среди степей Башкирии . 3.Ему ли , карлику, тягаться с исполином? 4.Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка . 5.Смотри, однако , будь осторожен. 6.Он действовал безрассудно, наперекор всем. 7. Милый мой , у тебя ведь тоже душонка имеется!
Если одна , то предложение простое В6 Сложное предложение 1. Определите количество грамматических основ в предложении Если две и более, то предложение сложное 2 1
В6 Виды сложных предложений см.слайд 37 Сложноподчиненное предложение Сложносочиненное предложение Бессоюзное предложение Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Не место красит человека , а человек -место. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
а Виды придаточных частей с/п предложения Сравнительные (как , словно, будто) Уступительные (хотя , несмотря на, сколько ни, как ни, пускай) Причины (потому что , так как, ибо, оттого что, поскольку) Условия (если , когда, раз) Следствия (так что) Цели ( чтобы, для того чтобы, затем чтобы) Времени ( когда, пока, едва, как только, с тех пор как) Места (где, куда, откуда) Степени и образа действия (как, что, точно, словно) Определительные (который, куда, где, что, кто, когда) Изъяснительные(что, как, будто, чтобы, ли, кто)
23 Средства связи предложений в тексте. Предупреждение: слова, связывающие предложение с предыдущим могут НЕ НАХОДИТЬСЯ В САМОМ НАЧАЛЕ! обязательно прочитайте предложенные предложения полностью: есть вариант найти предложение за счёт повторов, синонимов, однокоренных слов.
24 (4 балла) Анафора- повторение элемента в начале строк Антитеза- противопоставление Антонимы-слова с противоположным значением Гипербола- преувеличение Градация – усиление ( Я победил его, разгромил, уничтожил) Инверсия- особый порядок слов( Раму мыла мама) Ирония- насмешка Литота- преуменьшение
В8 Метафора- сходное сравнение Метонимия – название одного предмета вместо другого( Ну скушай же ещё ТАРЕЛОЧКУ ..) Оксюморон- два понятия исключают друг друга( горячий снег) Олицетворение- неодушевленный предмет с человеческим характером Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение ( Пусть всегда будет…) Паронимы- однокоренные, но не «родня» Парцелляция- членение предложения( У девушки беда тут стряслась. Большая) Плеоназм-излишество(отступить назад)
Риторический вопрос- вопрос , на который не жди ответа.( О, Русь, куда несёшься ты?) Риторическое обращение ( см. предыдущий пример) Сравнение – сравнение 2-х предметов на основе общего признака. Эпитет- образное определение(чёрная тоска) Логическая неоднородность( то ли семечек пошелкать, то ли замуж выйти…) Ряды однородных членов- перечисление предметов и т.д. группами.
Добавь в словарь нужные тебе термины Памятка Помни, что только от тебя зависит , сколько баллов ты наберёшь на экзамене по русскому языку! Не следует пренебрегать учебниками и решением тестов!
Художественные средства в сфере задания В8 Тропы (набор) Эпитет : грустная береза, задумчивый шелест, яркая речь ( прилагательное!) Сравнение:…, как смола; сверкнула молнией; похож , подобен Метафора : взрыв эмоций(существительное) МетонИмия : съел две тарелки ; Москва встречает гостей, читать Гоголя СинЕкдоха : что волнует зрителя (ей) ? И слышно было до рассвета, как ликовал француз .
В8 Не забудь! Олицетворение : насилию нечем прикрыться ( глаголы) Гипербола : редкая птица долетит до середины Днепра Литота : мы живём на маленьком шарике… ОксЮморон : красноречивое молчание, грустная радость, живой труп Каламбур : Испорченный кран считал себя первоклассным оратор ом. Целыми днями лил воду. Перифраз : чёрное золото(нефть),солнце русской поэзии( Пушкин) Ирония : Гвоздин, ХОЗЯИН ПРЕВОСХОДНЫЙ , владелец нищих мужиков .
Художественные средства в сфере заданий В8 ( примеры) Синтаксические средства (набор) Инверсия: вот нахмурил царь брови чёрные ( чёрные брови) Параллелизм: привяжите руку к туловищу - она отсохнет. Лишите человека возможности верить - высохнет его душа. Анафора: пусть всегда….пусть всегда… Эпифора: делать то, чего я хочу, как я хочу… Антитеза: национализм-это слабость нации, а не её сила. Градация: большинство носило усики, усы и даже усища. Парцелляция: Я. Приходил. К тебе. Вчера.
В8 Эллипсис ( пропуск для передачи движения): Татьяна – в лес Медведь - за ней Умолчание: с родителями я жила , ни о чём не тужила. А здесь… Бессоюзие ( для скорости): швед, русский колет, рубит, режет… Многосоюзие(для замедления речи):и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. Риторические (вопросы, восклицания, обращения):разве мы не просиживаем перед телевизорами иногда часами? Вопросно-ответная форма изложения: что плохо в насмешливом взгляде? Всё плохо! Ряды однородных членов:
Шкала перевода первичных баллов в тестовые ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2011 20-39 31-50 62-95 21-40 32-51 63-98 22-41 33-52 … 64-100 23-42 54-73 24-43 55-76 порог = 36 БАЛЛОВ 25-44 56-79 26-45 57-81 27-46 58-84 28-47 59-87 29-48 60-90 30-49 61-92
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания « Подготовка металлических поверхностей под простую и улучшенную окраску», «Подготовка деревянных поверхностей под штукатурку».
Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти....
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике
Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....
Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка
Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...
Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени
Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...