Урок по русскому языку Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок по русскому языку
Деепричастие как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie_kak_chast_rechi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия; формировать орфографические умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение текста (проецируется на экран или, распечатанный, кладется на парты перед учащимися).
СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ
Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.
Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.
(Ф. Нестеров.)
2. Беседа по вопросам.
– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?
– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.
– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет?
– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?
– А от какой части речи к ним задаются вопросы?
– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.
– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?
3. Запись на доске и в тетрадях.
Падая, ударилась Пуговка.
Покружившись на месте, закатилась.
Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам.
III. Объяснение нового материала.
1. Чтение материала § 26 (с. 77, в рамочке).
2. Графическая запись правила в тетрадь.
Основное действие – глагол.
3. В выписанных ранее предложениях найдите деепричастия; укажите основное действие – глагол:
И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка.
IV. Закрепление.
1. Чтение текста, определение типа и стиля текста (упражнение 159).
Письменное выполнение упражнения (по цепочке – у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.
2. Запись под диктовку учителя стихотворения Плещеева (еще не изученные пунктограммы проговариваются учителем).
Ночь пролетела над миром,
Сны на людей навевая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
Радостно волны журчали,
Образ ее отражая;
Рожь наклонялась, сильнее
Пахла трава луговая…
Крики кузнечиков резвых
И соловьиные трели,
В хоре хвалебном сливаясь,
В воздухе тихом звенели.
И улыбалася кротко
Ночь, над землей пролетая;
С темно-лазуревой ризы
Сыпались звезды, сверкая.
– Выделите деепричастия; отметьте, какие глаголы они поясняют.
Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.
3. Выполнение упражнения 160.
– О роли деепричастия в нашей речи говорит и В. Григорович, рассказывая о том, как внимателен был Ф. М. Достоевский к слову.
Чтение текста.
– Определите тип речи, текста.
– Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше?
– Постройте схему первого предложения с прямой речью.
– Выпишите предложение с деепричастием, отметьте в нем грамматическую основу, основные и добавочные действия.
V. Подведение итогов урока.
– Что называется деепричастием?
– К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?
– Изменяется ли деепричастие?
• Домашнее задание: выучить правило (см. в тетради и на с. 77 учебника), упражнение 161: исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентция по русскому языку " Служебные части речи. Союзы"
Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы I,II вида....
Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи
Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".
Материал для проведения урока в 5 классе....
Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В
На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от прилагательных;развивают...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
Презентация по русскому языку "Загадочная часть речи"
Презентация по русскому языку для 6 класса на тему "Загадочная часть речи". Включает в себя увлекательный материал и интересные задания....