Урок по русскому языку Деепричастие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Блинова Жанна Владимировна

Урок по русскому языку

Деепричастие как часть речи
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deeprichastie_kak_chast_rechi.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку 

Деепричастие как часть речи

Цели: дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия; формировать орфографические умения и навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Чтение текста (проецируется на экран или, распечатанный, кладется на парты перед учащимися).

СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ

Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.

«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».

Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.

Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.

Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.

(Ф. Нестеров.)

2. Беседа по вопросам.

– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?

– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.

– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Где можно понять смысл сказанного, а где нет?

– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?

– А от какой части речи к ним задаются вопросы?

– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.

– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?

3. Запись на доске и в тетрадях.

Падая, ударилась Пуговка.

Покружившись на месте, закатилась.

Пуговица сказала, осмотревшись по сторонам.

III. Объяснение нового материала.

1. Чтение материала § 26 (с. 77, в рамочке).

2. Графическая запись правила в тетрадь.

Основное действие – глагол.

3. В выписанных ранее предложениях найдите деепричастия; укажите основное действие – глагол:

И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка.

IV. Закрепление.

1. Чтение текста, определение типа и стиля текста (упражнение 159).

Письменное выполнение упражнения (по цепочке – у доски) в тетради: подчеркнуть главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Запись под диктовку учителя стихотворения Плещеева (еще не изученные пунктограммы проговариваются учителем).

Ночь пролетела над миром,

Сны на людей навевая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

Радостно волны журчали,

Образ ее отражая;

Рожь наклонялась, сильнее

Пахла трава луговая…

Крики кузнечиков резвых

И соловьиные трели,

В хоре хвалебном сливаясь,

В воздухе тихом звенели.

И улыбалася кротко

Ночь, над землей пролетая;

С темно-лазуревой ризы

Сыпались звезды, сверкая.

– Выделите деепричастия; отметьте, какие глаголы они поясняют.

Обратите внимание на то, что, используя деепричастия как дополнительные действия, автор смягчает краски, зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения картины летней ночи.

3. Выполнение упражнения 160.

– О роли деепричастия в нашей речи говорит и В. Григорович, рассказывая о том, как внимателен был Ф. М. Достоевский к слову.

Чтение текста.

– Определите тип речи, текста.

– Почему вариант предложения с деепричастием оказался лучше?

– Постройте схему первого  предложения с прямой речью.

– Выпишите предложение с деепричастием, отметьте в нем грамматическую основу, основные и добавочные действия.

V. Подведение итогов урока.

– Что называется деепричастием?

– К какому лицу (предмету) относятся основное и добавочное действия?

– Изменяется ли деепричастие?

 Домашнее задание: выучить правило (см. в тетради и на с. 77 учебника), упражнение 161: исправьте ошибки, допущенные в употреблении деепричастий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентция по русскому языку " Служебные части речи. Союзы"

Урок русского языка в 9 классе коррекционной школы I,II вида....

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Разработка урока по теме «Причастие как часть речи» учителя русского языка и литературы Яушевой О.В

На данном уроке учащихся знакомятся с общей характеристикой причастий, с грамматическими признаками данной части речи, формируют умения отличать причастия от  прилагательных;развивают...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

Презентация по русскому языку "Загадочная часть речи"

Презентация по русскому языку для 6 класса на тему "Загадочная часть речи". Включает в себя увлекательный материал и интересные задания....